Семиотическая Лингвистика как Объяснительная Наука Себастьян Константинович Шаумян Йельский Университет sebastian.shaumyan@yale.edu.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
Advertisements

Частные методы, входящие в контекстный анализ. Апресян,Ю.Д. Дистрибутивный анализ // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990: 137 – 138.
Роль, место и средства выражения отрицания в языке (на материале белорусского, древнегреческого и латинского языков) Научный руководитель – доктор филологических.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Тема 12 Предмет и задачи логики. Понятия. План: 1. Смысл и понятия «логика» 2. Основные законы и формы мышления 3. Понятия и его формы 4. Логические операции.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Стандарт IDEF1X Рассмотрим методологию IDEF1X. Методология IDEF1X представляет собой формализованный язык семантического (контекстного) моделирования данных,
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Учитель информатики Фролова Е.А. МОУ СОШ 22 г.Томска.
Американский структурализм и его направления. В конце 20-х гг. в США возникает и активно развивается в общем русле структурного языкознания дескриптивная.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Компьютерное математическое моделирование в среде Excel.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Говоря о двух последних «умениях» компьютера, необходимо помнить, что почти во всех существующих системах автоматического реферирования в качестве основных.
Что такое научное исследование?. Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая.
Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна.
Социально и территориально обусловленная дифференциация языка.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
Перевод в XX веке: американские переводческие школы, организации, представители. Выполнила: Выполнила: студентка 1-ого курса ФИЯ студентка 1-ого курса.
Презентация по философии на тему «Аналитические методы»
Транксрипт:

Семиотическая Лингвистика как Объяснительная Наука Себастьян Константинович Шаумян Йельский Университет

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ НАУКИ О ЯЗЫКЕ Открытие нового объяснения не только изменяет наш взгляд на известные нам факты, но изменяет саму технику анализа фактов. Понятие глубинной структуры оказалось не только бесплодным, но вредным, потому что направляло лингвистов по ложному пути. Семиотическая лингвистика есть опыт построения лингвистики заново как объяснительной науки.

ОСНОВНЫЕ АНОМАЛИИ ЛИНГВИСТИКИ Открытие и исследование аномалий – существенное условие прогресса науки. Нам встречаются две аномалии лингвистики: 1) аномалия классификации звуков, 1) аномалия классификации звуков, 2) аномалия классификации значений. 2) аномалия классификации значений. Рассмотрим следующие группы звуков: p h p p h p t h t t h t k h k k h k

Аномалии классификации значений В английском языке sail, swim, float выражают три разных значения, которые принадлежат трем разным классам. В русском языке эти три значения выражаются одним словом плавать, где эти значения есть варианты одного и того же значения. Два разных значения в русских словах рассыпать and проливать считаются вариантами одного и того же значения в английском слове spill.

Аномалия классификации значений заключается в том, что разная классификация значений в разных языках противоречит нашим представлениям об объективной природе действительности. Аномалии – это факты, объяснение которых должно повести к коренному преобразованию лингвистической теории.

ПЕРВИЧНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЗВУКОМ И ЗНАЧЕНИЕМ Выдвигается гипотеза первичной связи между звуком и значением, образующей составной объект звукозначение. Как компоненты звукозначения звук и значение получают совершенно новые свойства, не сводимые к свойствам звука и значения, взятых раздельно. Значение, отделенное от звука не есть значение, элемент языка, а есть информация, элемент мысли. Звук, отделенный от значения, не есть элемент языка, а есть физическое явление.

ПРИНЦИП РАЗЛИЧИЙ В ЗВУКОЗНАЧЕНИЯХ 1) Только те значения различны, которые соответствуют разным знакам, и, обратно, только те знаки различны, которые соответствуют разным значениям. 2) Если два разных значения соответствуют одному и тому же знаку и если разные значения определяются только их контекстами, то эти значения есть варианты одного и того же значения. И, обратно, если два знака соответствуют одному и тому же значению и их различия определяются только их контекстами, то они есть варианты одного и того же знака. 3) Если два значения соответствуют одному и тому же знаку, но свободно чередуются в тождественных контекстах, они есть разные значения.

По Принципу Различий в Звукозначениях,, вопреки постулату Якобсона, принадлежность значений к одному классу не имеет никакой связи с их концептуальным родством – она определяется исключительно отношением значений к выражающим их знакам: если значения выражаются одним знаком, то они принадлежат к одному классу, если же разными знаками, то к разным классам. Наличие или отсутствие концептуального родства между значениями несущественно для определения их принадлежности к разным классам или к одному классу. По Принципу Различий в Звукозначениях,, вопреки постулату Якобсона, принадлежность значений к одному классу не имеет никакой связи с их концептуальным родством – она определяется исключительно отношением значений к выражающим их знакам: если значения выражаются одним знаком, то они принадлежат к одному классу, если же разными знаками, то к разным классам. Наличие или отсутствие концептуального родства между значениями несущественно для определения их принадлежности к разным классам или к одному классу.

ПРИНЦИП ЗВУКОВЫХ РАЗЛИЧИЙ 1) Только те звуки различаются между собой, которые соотносятся с разными знаками как единственные минимальные сегменты, отличающие один знак от другого; 2) Если различия между двумя разными звуками обусловлены одними лишь различиями между контекстами, в которых они встречаются, они есть варианты одного и того же звука; 3) Если два разных звука соотносятся с одним и тем же знаком, но свободно чередуются в тождественных контекстах, они есть свободные альтернанты в одном и том же знаке.

Благодаря Принципу Различий в Звукозначениях и Принципу Звуковых Различий мы открываем поразительную аналогию между формированием классов значений в лексико-грамматических системах и формированием классов фонем в фонологических системах. Подобно тому, как семиотические тождества и различия между значениями, не зависят от концептуальных отношений между значениями, точно так же тождества и различия между фонемами не зависят от физических отношений между фонемами.

Фонема по отношению к ее вариантам не есть класс звуков, а есть единица, полученная путем отождествления тождественных по функции фонем в разных позициях. I II I II А B А B B C B C C D C D Семиотическое тождество физически различных гласных фонем А в I и В в II, с одной стороны, и физическое тождество семиотически различных гласных фонем B в I и B в II Семиотическое тождество физически различных гласных фонем А в I и В в II, с одной стороны, и физическое тождество семиотически различных гласных фонем B в I и B в II

Определение. Ценность есть различительное свойство значений и различительное свойство знаков, определяемое Принципом Различий. Принцип Различий в Звукозначениях позволяет различать классы знаков по их ценности (value classes of signs) в противоположность фонетическим классам знаков, которые я называю классами знаков по их достоинству (worth classes of signs), и классы значений по их ценности (value classes of meanings) в противоположность классам значений по их достоинству (worth classes of meanings).

СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КАК КОНСТРУКТЫ В соответствии с Принципом Двойственности понятия расщепляются: - значение расщепляется на собственно значение и информацию; - знак расщепляется на собственно знак и физическую форму знака. Фонема Значение Знак Фонема Значение Знак Звук Информация Звуковой сегмент сегмент

ПРИНЦИП КОНТРАСТА СТРУКТУРНЫХ И ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗНАКОВ В каждом языке знаки разделяются на два резко отличных друг от друга класса: лексические знаки, которые говорящий свободно выбирает в зависимости от содержания сообщения и структурные знаки, которые связаны с лексическими знаками. Количество структурных знаков ограничено, и они образуют закрытое множество, тогда как лексические знаки образуют большое открытое множество. Структурные и лексические знаки входят либо в слова, либо в комбинации слов. В каждом языке знаки разделяются на два резко отличных друг от друга класса: лексические знаки, которые говорящий свободно выбирает в зависимости от содержания сообщения и структурные знаки, которые связаны с лексическими знаками. Количество структурных знаков ограничено, и они образуют закрытое множество, тогда как лексические знаки образуют большое открытое множество. Структурные и лексические знаки входят либо в слова, либо в комбинации слов. Структура слова или комбинации слов есть членение слова или комбинации слов на лексические и структурные знаки, инвариантные к изменениям лексических знаков.

ПРИНЦИП ПЕРЕНОСА Звуковая форма знака подчинена значению, потому что знак есть только инструмент для коммуникации значения. С функциональной точки зрения важны сами значения, а не способ их коммуникации. Значения инвариантны в отношении изменений звуковой формы выражающих их знаков, так что они могут переносится без изменений из одной звуковой формы знаков в другую.

Различаются шесть типов знаковых форм для коммуникации значений: 1) звуковые сегменты, 2) порядок слов, 3) сложение слов, 4) альтернация гласных или согласных, 5) редупликация, 6) акцентуационные различия. Два уровня описания структурных значений: – генотипический уровень, – фенотипический уровень.

ПРИНЦИП НАЛОЖЕНИЯ Под действием активного контекста К знак или фонема B налагается на знак или фонему А, так что B принимает значение или функцию А, образуя двоичный знак или двоичную фонему B sup A. В результате наложения возникает отношение функциональной деривации, так что В становится функциональным дериватом от А. Знак или фонема В получает вторичное значение или функцию в дополнение к своим не зависимым от контекста первичному значению или функции.

Выводы Семиотическая лингвистика есть новая наука, которая стала необходимой, потому что существующая лингвистика не справляется с нахлынувшим материалом, вызвавшим кризис ее теоретических основ. Семиотическая лингвистика есть новая наука, которая стала необходимой, потому что существующая лингвистика не справляется с нахлынувшим материалом, вызвавшим кризис ее теоретических основ. В качестве новой науки семиотическая лингвистика порождает новую, семиотическую технику анализа фактов языка. Фундаментальная форма структурных значений заключается в синтаксических функциях. Фундаментальная форма структурных значений заключается в синтаксических функциях. Все грамматические понятия определяются через синтаксические функции и представляют собой синтаксические понятия, которые выражаются или не выражаются морфологическими средствами.