Художественный мир И.Бунина в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе») в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе»)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конфликт в романе А.И. Куприна «Колесо времени» ВКР выполнена студенткой 5 курса ОДО Тушаковой Н.Ш. Научный руководитель Г.И. Рогова Рецензент М.В. Прокопова.
Advertisements

Образ тумана в коротких рассказах И.А.Бунина «Звезды стали тусклы и далеки, Небеса – туманны и глубоки…» (И.Бунин)
Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
К.Д. Бальмонт. Особенности творческой манеры К.Бальмонта – прозаика (новелла «Лунная гостья») Объект исследования: новелла Бальмонта «Лунная гостья»,
Идея двоемирия в малой прозе И. Бунина 1890 – 1900-х годов. «Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет тому назад которую полтораста лет.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
«Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы» русский писатель, поэт, прозаик, переводчик из стародворянского рода, почётный академик.
Роды художественной литературы способы образного воспроизведения действительности Автор: учитель русского языка и литературы ГОУ 395 Санкт-Петербурга Дружинина.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР-РОМАН. КОНЕЦ 19 ВЕКА.. В XIX веке роман становиться самым популярным жанром литературы, этот жанр не имеет строгих канонов и постоянно.
Авторская позиция в рассказах Т.Толстой «Чистый лист» и Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» Элективный курс «Формирование исследовательской позиции.
Типы речи Повествование описание рассуждение Предмета, Внешний облик персонажа -портрет Место действия: Интерьер пейзаж состояние Природы (психологический.
Особенности героев в рассказах А. П. Платонова © Учитель литературы МОУ сош 17 г.Ногинска Короткова Т.Г.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
1.показать своеобразие Тургенева-повествователя; 2.показать через сопоставления Герасима с людьми, окру­жавшими его в доме барыни, нравственное превосходство.
А.П. Чехов и И.А. Бунин: структурные особенности рассказов «После театра», «Соседи» и «Холодная осень», «На хуторе» «... Я проложил для коротких рассказов.
Жанровое своеобразие «Антоновских яблок» Ивана Бунина Выпускная квалификационная работа по литературе студентки 6 курса ОЗО филологического факультета.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Роды и виды литературы Способы образного воспроизведения действительности.
« « Онегина » воздушная громада … » Тема проекта: Тема проекта: «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» А.С. Пушкина как «энциклопедия русской жизни » А.С. Пушкина.
Транксрипт:

Художественный мир И.Бунина в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе») в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе»)

Художественный мир И.Бунина Объект исследования - рассказ И.Бунина «На хуторе», рассказ И.Бунина «На хуторе», написанный в 1892 году

Предмет исследования- художественный мир И.Бунина в рассказах художественный мир И.Бунина в рассказах 1890-х годов 1890-х годов

Методологическая основа - работы Бахтина М.М., Тюпы В.И., Тамарченко Н.Д., Лотмана Ю.М., Кормана Б.О.

Теоретическая основа исследования - работы Афанасьева В.Н., Михайлова О.Н., Михайлова О.Н., Бердниковой О.А., Смирновой Л.А. Смирновой Л.А.

Цель работы- обратить внимание на особенности художественного мира обратить внимание на особенности художественного мира с точки зрения его структурной организации с точки зрения его структурной организации

Задачи: 1) определить место Бунина в историко- литературном контексте рубежа веков ; 1) определить место Бунина в историко- литературном контексте рубежа веков ; 2)изучить работы литературоведов и выявить особенности художественного мира писателя; 2)изучить работы литературоведов и выявить особенности художественного мира писателя; 3)опираясь на работы исследователей структуры худ. текста, 3)опираясь на работы исследователей структуры худ. текста, выявить особенности художественного мира в рассказе «На хуторе» выявить особенности художественного мира в рассказе «На хуторе»

Гипотеза - Бунина интересует бытие персонажа в двух мирах ( внешнем и внутреннем ), Бунина интересует бытие персонажа в двух мирах ( внешнем и внутреннем ), внутренний мир человека, в котором есть сфера былого, более значим для писателя, внутренний мир человека, в котором есть сфера былого, более значим для писателя, а внешнее пространство служит лишь для его выражения. а внешнее пространство служит лишь для его выражения.

Глава 1. Художественный мир И.Бунина Часть 1 Особенности объектного уровня художественного мира писателя в оценке исследователей Часть 2 Лирическое начало в прозе И. Бунина.

Выводы: структурные особенности ранней прозы И.А. Бунина прозы И.А. Бунина упрощение и заострение сюжетных линий; упрощение и заострение сюжетных линий; описание пограничных состояний в жизни героев; описание пограничных состояний в жизни героев;

значимость художественной детали; значимость художественной детали; установка на воспоминание как основной текстообразующий принцип установка на воспоминание как основной текстообразующий принцип

Глава 2 Рассказ « На хуторе»: проблематика и структурные особенности Часть 1. Тематика раннего творчества Бунина и рассказ «На хуторе» « На хуторе» Тема деревни Тема интеллигенции Тема любви Особенности художественного мира

Глава 2 Часть 2 Смысл заголовка и его реализация в тексте рассказа. Рассказы, в которых заголовок аллегоричен « Хутор »- обособленный земельный участок с усадьбой владельца. « На хуторе »- в одиночестве, в уединении от социального мира.

«На хуторе» - не только место действия, но и метафора психологического состояния и социального положения главного героя.

«ТУМАН»«ПЕРЕВАЛ» «ЗАРЯ ВСЮ НОЧЬ» Название рассказа – метафора, обозначающая психологическое состояние главного героя

Глава 2 Часть 3. Особенности фабулы в рассказе « На хуторе» и рассказы с подобными фабулами. Часть 3. Особенности фабулы в рассказе « На хуторе» и рассказы с подобными фабулами. « На хуторе» « Перевал»« Кастрюк» « Туман » « Психологическое состояние героя в стрессовый момент и изображение выхода из этого состояния

Фабульное событие обращает внимание на способность обращает внимание на способность человека думать, что-то осознавать, человека думать, что-то осознавать, а осознание приводит к успокоению а осознание приводит к успокоению

«НА ХУТОРЕ» «КАСТРЮК»«ТУМАН»«ПЕРЕВАЛ» Психологическое состояние героя в стрессовый момент и изображение выхода из этого состояния

Часть 4 Сюжетно- композиционное своеобразие рассказа « На хуторе» Воспоминания размышления Внутренний мир героя Сюжет: рассказ о нескольких вечерних часах мелкопоместного дворянина Капитона Иваныча, который получил известие о смерти бывшей возлюбленной и размышляет о своем месте в бытие.

экспозициязавязка развитие действия кульминацияразвязка Эволюция внутреннего мира героя (от растерянности к успокоению)

Часть 5 Структурное своеобразие рассказа « На хуторе» РАЗДЕЛ 1. ОБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАССКАЗА РАЗДЕЛ 2. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАССКАЗА ( СЮЖЕТ) (КОМПОЗИЦИЯ)

Объектная организация рассказа Космическое пространство Хутор ( внутренний мир) Деревня ( социальный мир)

Объектная организация рассказа Конфликт: Капитон Иванычокружающий мир домдвор Внутренний мир Внешний мир

Объектная организация рассказа Конфликт: Капитон Иваныч окружающий мир дом двор Внутренний мир Внешний мир ХУТОР БУГОР

ВЫВОД: Человек – маленькая часть в мире бытия; Человек – маленькая часть в мире бытия; Человек способен обрести внутреннюю гармонию, приняв естественный ход жизни, слившись с миром природы. Человек способен обрести внутреннюю гармонию, приняв естественный ход жизни, слившись с миром природы.

Субъектная организация рассказа (глоссализация) Голос повествователя Голоса окружающих людей Внутренний голос героя куммуляция Прямая речь героя

Субъектная организация рассказа 1 фрагмент: повествователь показывает широкую картину мира. 1 фрагмент: повествователь показывает широкую картину мира. 2 фрагмент : социальный мир, созданный голосами окружающих (частная жизнь героя) 3 фрагмент : воспоминания Капитона Иваныча ( внутренняя речь героя)

Субъектная организация рассказа 4 фрагмент: поиск героем собеседника (несостоявшийся диалог со слугами)- герой одинок волею судьбы. 4 фрагмент: поиск героем собеседника (несостоявшийся диалог со слугами)- герой одинок волею судьбы. 5 фрагмент: размышления героя о жизни, о неминуемости смерти (внутренняя речь героя)

Конфликт: автор сталкивает сущность человека и ее оценку окружающими, показывает разные состояния человеческой личности: состояние растерянности и состояние гармонии. автор сталкивает сущность человека и ее оценку окружающими, показывает разные состояния человеческой личности: состояние растерянности и состояние гармонии.

Конфликт: Когда человек в конфликте с собой- преобладают чужие голоса, Когда человек в конфликте с собой- преобладают чужие голоса, а когда он обретает гармонию, а когда он обретает гармонию, у главного героя появляется свой голос. у главного героя появляется свой голос.

Вывод: Особенности художественного мира определяются как объектом изображения так и способами создания его, Особенности художественного мира определяются как объектом изображения так и способами создания его, ставя в центр внимания сущность человека. Бунин обращается к фрагментарному повествованию ставя в центр внимания сущность человека. Бунин обращается к фрагментарному повествованию

Характерна многоярусность повествования: на миг воспоминания наслаиваются картины былого, Характерна многоярусность повествования: на миг воспоминания наслаиваются картины былого,

Картины природы часто сопровождаются у И.Бунина пейзажными зарисовками, призванными воспроизвести не только психологическое состояние, но и социальную роль человека в мире: обозначить его одиночество Картины природы часто сопровождаются у И.Бунина пейзажными зарисовками, призванными воспроизвести не только психологическое состояние, но и социальную роль человека в мире: обозначить его одиночество

Бунин показывает человека не в контексте его времени, Бунин показывает человека не в контексте его времени, а в контексте природного бытия, а в контексте природного бытия, в котором он способен решить свои личные проблемы. в котором он способен решить свои личные проблемы.