Всероссийский творческий конкурс для педагогов «Век живи, век учись!» Номинация «Современный учитель» Притчи – крупицы человеческой мудрости Сергеева Ирина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История о двух друзьях, идущих по пустыне.. В один момент они поспорили и один из них, дал пощёчину другому. П оследний, чувствуя боль, но ничего не говоря,
Advertisements

Сокровища волшебной шкатулки. - Что такое местоимение? - Какие разряды местоимений вы знаете? -Чем вопросительные местоимения отличаются от относительных.
ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ урок по теме «Простое глагольное сказуемое» Автор : Ковалева Наталия Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Гимназия 2»
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому.
Истинно или ложно ? Подлежащее всегда выражено существительным. Сказуемое согласуется с подлежащим. Подлежащее выражено одним словом.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Сочинение-рассуждение Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише. Выполнила: учитель русского языка.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Наука о власти Обществознание. 5-й класс. Презентация к уроку 26 по § 10 учебника Данилова Д.Д. и др. © ООО «Баласс», Образовательная система «Школа.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Урок разработан учителем русского языка и литературы ГОУ СОШ 690 Мокшиной Татьяной Михайловной.
Что такое Дружба??? Дружба – это близкие отношения двух и более людей, которые основываются на взаимном доверии и общих интересах. Шопенгауэр был более.
За период обучения учебник нам стал родным, любимым. Уроки у нас всегда полны беседы, обсуждения, свободных высказываний, выражения своего мнения и отношения.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
Транксрипт:

Всероссийский творческий конкурс для педагогов «Век живи, век учись!» Номинация «Современный учитель» Притчи – крупицы человеческой мудрости Сергеева Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 6» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Франц Кафка О притчах Многие сетуют на то, что слова мудрецов это каждый раз всего лишь притчи, но неприменимые в обыденной жизни, а у нас только она и есть. Когда мудрец говорит: «Перейди туда», он не имеет в виду некоего перехода на другую сторону, каковой еще можно выполнить, если результат стоит того, нет, он имеет в виду какое-то мифическое «там», которого мы не знаем, определить которое точнее и он не в силах и которое здесь нам, стало быть, ничем не может помочь. Все эти притчи только и означают, в сущности, что непостижимое непостижимо, а это мы и так знали. Бьемся мы каждодневно, однако, совсем над другим. В ответ на это один сказал: «Почему вы сопротивляетесь? Если бы вы следовали притчам, вы сами стали бы притчами и тем самым освободились бы от каждодневных усилий». Другой сказал: «Готов поспорить, что и это притча». Первый сказал: «Ты выиграл». Второй сказал: «Но, к сожалению, только в притче». Первый сказал: «Нет, в действительности; в притче ты проиграл».

Притча - это способ сказать то, что невозможно сказать. (Из книги Ошо, Словарь просветления) Иногда мы становимся свидетелями событий, которые будут не только забавными, но позволят сде­лать нам какие-то выводы. Иногда это будет смешно, а иногда и не очень. В притчах крупицах мудрости человечества за много веков накопилось множество порой не приду­манных историй, которые способны заставить чело­века задуматься над происходящим вокруг, над причи­нами, толкающими людей на те или иные поступки, над своим собственным образом жизни. Притчи это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ облегчённый, потому что притчи это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

Притча – текст для написания сочинения- рассуждения на ГИА и ЕГЭ Написание сочинения-рассуждения при подготовке к экзаменам по русскому языку ученикам зачастую дается нелегко. Начать работу по разбору текста, по-моему мнению, можно начать с текстов небольших по объему притч, в которых мораль (основная мысль) ученики определяют с легкостью (для подготовки к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе). Нужно помнить, что мораль – эта позиция, высказанная автором в притче (для подготовки к сочинения-рассуждения в 11 классе). Эту работу можно совместить в анализом текста. Например, к тексту прилагается задание выявить изобразительно- выразительные средства языка (задания А3 в ГИА и В8 в ЕГЭ). Также можно предложить учащимся работу в группах: изобразительные возможности лексики или синтаксиса и т.д. на примере разных текстов.

Работа с текстом современной притчи «Два друга». План работы с текстом. Внимательно прочитайте текст. Для чего автор написал эту притчу, какова ее мораль? Какие языковые средства вы можете здесь найти? Какую роль играют в тексте найденные в тексте средства выразительности? Проанализируйте текст, учитывая роль языковых средств. Однажды два друга поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину. Они продолжали идти, и нашли оазис, в источнике которого решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, стал тонуть, но друг его спас. Когда он пришёл в себя, написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы это стереть.

Учитель: Давайте попробуем определить, каким способом автор будет показывать нам свою позицию. Это будет сделано прямо, открыто или через модальный план? Ученики: И прямо (через отдельные предложения) и через модальный план (использование языковых средств). Учитель: Попробуем проанализировать данный текст, найти в нем средства выразительности, выявить позицию автора. Учитель: Какую фигуру речи автор использует, чтобы показать нам, что один из друзей был мудрым другом? Зачитайте строки. Учащиеся: Мы находим синтаксический параллелизм: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину» - «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь»; «Тот, который получил пощёчину, стал тонуть, но друг его спас» - «Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу, спросил его»; «Когда кто-либо нас обижает…» - «Но когда кто-либо делает что- либо хорошее…». Учитель: А почему использован параллелизм? Учащиеся: Потому что они друзья, а дружба построена на доверии, терпении, прощении. Учитель: Почему тот, которому дали пощечину, не обиделся на друга? Учащиеся: Возможно, он был виноват в чем-то. А может быть, просто потому, что он настоящий друг. Ведь сначала он ему дал пощечину, а затем спас от смерти. Учитель: Какой способ выражения авторский позиции мы здесь нашли? Учащиеся: Через модальный план. Учитель: В каких словах, на ваш взгляд выражена авторская позиция? Зачитайте эти строки. Учащиеся: Это последние предложения притчи: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы это стереть». Учитель: Это открытая авторская позиция. В чем заключается смысл этих строк, или мораль? Чему учит текст? Учащиеся: Они объясняют нам, что есть настоящая дружба: умение прощать обиды и ценить и помнить самые лучшие и добрые поступки своих друзей, доказывающие, что он и есть «мой самый лучший друг».

«Кем же ещё я мог стать?» Жили два брата. Один брат был успешным человеком, достигшим известности своими благими делами. Другой брат был убийцей. Перед судом над вторым братом группа журналистов обступила его, и один задал вопрос: Как получилось, что вы стали преступником? У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать? В это время несколько журналистов обступили первого брата, и один спросил: Вы известны своими достижениями; как получилось, что вы добились всего этого? У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?

Учащиеся : Мы видим двух братьев. Чтобы показать нам их непохожесть, автор использует антонимы («успешный человек»- «убийца»), заостряя внимание читателя на условиях, в которых они выросли, автор использует вопросительные предложения: («Как получилось, что вы стали преступником?»; «Вы известны своими достижениями; как получилось, что вы добились всего этого?»), позволяя заметить разницу взглядов братьев на жизнь. Повтор вопросительного предложения «Кем же ещё я мог стать?» необходим, чтобы мы задумались, почему каждый из них выбрал тот или иной жизненный путь. Автор оставляет финал притчи открытым. Использование риторического вопроса помогает нам сделать вывод о том, что в одних и тех же сложных условиях человек может выбрать для себя лучшее предназначение.

Анализ изобразительно-выразительных средств в притче «Кем я еще мог стать?» Пример ИВС из текстаРоль ИВС 1.Антонимы «успешный человек»- «убийца» Позволяют конкретизировать мысль, сделать описание подробным, представить разные аспекты, сделать акцент, обобщить, поразить воображение, заострить внимание. 2. Вопросительные предложения «Как получилось, что вы стали преступником?»; «Вы известны своими достижениями; как получилось, что вы добились всего этого?» Позволяют услышать ключевые вопросы, заметить разницу взглядов братьев на жизнь 3. Повтор «У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?» Используется для усиления высказывания, придания речи определенного ритма.

«Новое в старом» Работая с притчами, мы формируем у учащихся: 1.жизненное определение, ориентацию в системе моральных норм и ценностей; 2.коммуникативные умения (общение и взаимодействие в группах, умение слушать и слышать, выражать с достаточной полнотой и точностью свою позицию, готовность обсуждать разные точки зрения); 3.развиваем учебную мотивацию ( на примере работы с текстом притчи вырабатывается алгоритм по выявлению основной мысли, формулированию тезиса, подбору аргументов из текста, а также из личного опыта (в 11 классе), а затем этот опыт помогает работать с текстом большого объема).

Учебное исследование После того как учащиеся смогут самостоятельно анализировать тексты притч, можно предложить им поработать над индивидуальным учебным исследованием, которое включает в себя: 1)определение проблемы, поставленной автором в предложенном на карточке тексте притчи; 2) аргументирование проблемы; 3) проведение исследования (например, анализ ИВС); 4) представление результатов исследования (презентация, оформление которой не займет у учащегося много времени ( небольшой объем текста), но поможет ярко представить материал.

Источники текстов притч Притчи можно найти на сайте «Притчи.ру» (предпочитаю современные, в которых поставлены проблемы, понятные подросткам, а значит, доступные для них) Можно использовать «Притчи и истории» В.А.Сухомлинского, представленные на сайте Селезневой Елены lichnost.ruhttp:// lichnost.ru Сама часто обращаюсь к притчам О.М.Безымянной ( на основе одной из притч разработаны два урока: ) Интересны притчи и сказки Леонардо да Винчи htmlhttp://pritchi.castle.by/ras html

Притчи – крупицы человеческой мудрости Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного», писал он.