Тенденции развития негосударственных пенсионных фондов в России Москва, 2007 год Аранжереев Михаил Михайлович Начальник управления развития регулирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Негосударственные пенсионные фонды год. Москва 2006 год Аранжереев Михаил Михайлович Заместитель начальника управления регулирования и контроля над.
Advertisements

Коллективные инвестиции и накопительные системы Итоги 2006 года и перспективы развития Харламов Федеральная служба по финансовым рынкам.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ г. Москва октября 2007 года К.С. Угрюмов Председатель Совета НП НАПФ КОНФЕРЕНЦИЯ «РАЗВИТИЕ.
1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ. МЕСТО В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ 16 декабря 2008.
Сводные данные по документам, связанным с реализацией застрахованными лицами прав при формировании накопительной части трудовой пенсии, поступившим в ПФР.
Бизнес – Центр «Плаза» ,г.Чебоксары, Московский пр.17\1, этаж 9, офис 12, тел.:(8352)
Развитие НПФ в Российской Федерации Евгений Якушев «Пенсионные и Актуарные Консультации» Москва, Президент-отель 23 мая 2007 года.
Распределение НПФ по федеральным округам России Диаграмма 1 Источник: Расчеты по данным ФСФР России Дальневосточный - 9 Центральный Уральский - 16.
1 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 27 сентября 2012 года Москва К.С. Угрюмов - Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных.
Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения выросли в 2004 году на 8,4%, в том числе реальная заработная плата на 10,9%, реальный размер пенсии.
Администратор негосударственного пенсионного фонда – Администратор негосударственного пенсионного фонда – составляющая накопительной пенсионной системы.
1 Круглый стол «Проблемы пенсионной системы в эпоху модернизации» 18 марта 2011 г. Реформа досрочных пенсий в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
В чем суть пенсионной реформы? ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ.
Все о пенсионной реформе за 15 минут Размер пенсионных выплат зависит от вашего выбора.
1 Об изменениях в пенсионном законодательстве Российской Федерации.
РОСГОССТРАХ – лидер российского страхового рынка.
1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 13 ноября 2008 года г. Екатеринбург УГРЮМОВ К.С. Президент НП НАПФ.
Оксана Филиппенкова Накопительная часть трудовой пенсии.
Стратегия развития пенсионной системы до 2030 года.
Транксрипт:

Тенденции развития негосударственных пенсионных фондов в России Москва, 2007 год Аранжереев Михаил Михайлович Начальник управления развития регулирования на финансовом рынке Федеральная служба по финансовым рынкам Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями

Основные направления и характеристики деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации с 1998 г. по Собственное имущество, млн. руб. 8210, ,523331,545103,063162, , , , , ,6 Пенсионные резервы, млн. руб. 4240, ,515642,433640,351226,889806, , , , ,0 Количество участников, тыс. чел. 1824,22390,93341,13953,14272,35256,55546,76059,26318,46503,9 Количество участников, получающих пенсию, тыс. чел. 174,1259,3281,0330,5344,8435,9500,6704,8845,6969,9 Пенсионные выплаты, млн. руб. 253,5370,2605,31025,31978,53325,64961,47557,810538,86377,9 Таблица 1

Численность НПФ График 1

О численности НПФ на В гг. ФСФР России приняла решения о приостановлении действия лицензий: –в ноябре 2006 года в отношении 23 НПФ; –в декабре 2006 года в отношении 12 НПФ; –в июне 2007 года в отношении 5 НПФ. И приняла решения о направлении исковых заявлений в суд об аннулировании лицензий 29 НПФ. Основанием для приостановления действия лицензий послужило грубое нарушение лицензионных требований и условий, выразившееся в несоблюдении лицензиатами установленных Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к представлению отчетности. На в законную силу вступили решения Арбитражных судов об аннулировании лицензий 20 НПФ. На количество НПФ, имеющих лицензию составляет 263 (из них у 19 НПФ действие лицензии приостановлено).

Данные по Негосударственным пенсионным фондам в млрд. руб. Данные по Негосударственным пенсионным фондам в млрд. руб. СИ-собственное имущество; ПР – пенсионные резервы; ПН – пенсионные накопления График

Современная система негосударственного пенсионного обеспечения График 3

Все фонды > 500 млн. руб. % от всех фонд ов >1 млрд. % от всех фонд ов

Количество НПФ в группах, разделенных по величине собственного имущества График 4

Собственное имущество НПФ Дата отчета Всего НПФ Собственноеимущество (СИ) всех НПФ (тыс. руб.) НПФ >500 млн. руб Собственное имущество (тыс. руб.) % от общей суммы96.396,496.7 НПФ >1 млрд.руб Собственное имущество (тыс. руб.) % от общей суммы94.494,294.6 НПФ < 100 млн.руб Собственное имущество (тыс. руб.) % от общей суммы1.00,90.8 НПФ млн.руб Собственное имущество (тыс. руб.) % от общей суммы1.00,80.9 НПФ млн.руб Собственное имущество (тыс. руб.) % от общей суммы0.70,80.8 НПФ млн.руб Собственное имущество (тыс. руб.) % от общей суммы1.01,10.8 Таблица 4

Собственное имущество НПФ г. График 5

Собственное имущество НПФ График 6

Собственное имущество НПФ График 7

Пенсионные резервы Дата отчета Всего НПФ Пенсионные резервы (тыс. руб.) НПФ >500 млн. руб Пенсионные резервы (тыс. руб.) % от общей суммы96.997,297.3 НПФ >1 млрд.руб Пенсионные резервы (тыс. руб.) % от общей суммы95.495,495.7 НПФ < 100 млн.руб Пенсионные резервы (тыс. руб.) % от общей суммы0.60,50.5 НПФ млн.руб Пенсионные резервы (тыс. руб.) % от общей суммы0.80,60.7 НПФ млн.руб Пенсионные резервы (тыс. руб.) % от общей суммы0.60,60.6 НПФ млн.руб Пенсионные резервы (тыс. руб.) % от общей суммы1.11,00.8 Таблица 5

Пенсионные резервы НПФ г. График 8

Пенсионные резервы НПФ График 9

Пенсионные резервы НПФ График 10

Количество участников НПФ г. График 11

Количество участников НПФ, получающих пенсию г. График 12

Имущество для осуществления уставной деятельности Дата отчета Всего НПФ Имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) всех НПФ (тыс. руб.) НПФ >500 млн. руб ИОУД (тыс. руб.) % от общей суммы93.693,693.8 НПФ >1 млрд.руб ИОУД (тыс. руб.) % от общей суммы90.491,591.4 НПФ < 100 млн.руб ИОУД (тыс. руб.) % от общей суммы3.02,72.7 НПФ млн.руб ИОУД (тыс. руб.) % от общей суммы1.81,51.6 НПФ млн.руб ИОУД (тыс. руб.) % от общей суммы0.91,11.2 НПФ млн.руб ИОУД (тыс. руб.) % от общей суммы0.71,10.7 Таблица 6

Имущество для обеспечения уставной деятельности на График 13

Имущество для обеспечения уставной деятельности График 14

Имущество для обеспечения уставной деятельности График 15

Основные показатели НПФ по кварталам 2006 и 2007 года График 16

Динамика развития негосударственного пенсионного обеспечения За последние восемь лет размер средств пенсионных резервов вырос почти в 101,5 раза (для сравнения, на конец 1998 г. размер указанных средств составлял 4,25 млрд. рублей), численность участников фондов по сравнению с концом 1998 г. выросла в 3,6 раза и составила более 6,5 миллионов человек – в настоящее время услугами фондов охвачено приблизительно 6,8% экономически активного населения России. За указанный период количество получателей негосударственных пенсий увеличилось в 5,6 раз и сейчас равняется 969,9 тыс. человек. На г. средний размер негосударственной пенсии, выплачиваемой фондами, составил более 1096 рублей. За гг. вкладчиками перечислено в фонды свыше 100 млрд. рублей. Фонды не только сохранили пенсионные взносы, выплатив за восемь лет негосударственных пенсий на общую сумму более чем 15 млрд. рублей (за 6 месяца 2007 года – 6,38 миллиарда рублей), они сумели и существенно прирастить объем средств для пенсий будущим пенсионерам. Чистый инвестиционный доход от размещения средств пенсионных резервов за эти годы составил, по нашей оценке, суммарно более 200 млрд. рублей. На сегодняшний день из 265 НПФ, имеющих действующую лицензию, у 51 фондов собственное имущество превышает 500 млн. рублей, что суммарно составляет 525,8 млрд. рублей, это в свою очередь – 96,7% от собственного имущества всех фондов; у 34 фондов в числе вышеназванных 51 собственное имущество превышает 1 млрд. рублей и в общей сумме составляет 514,7 млрд. рублей, или 94,6% от собственного имущества всех фондов. Совокупность средств пенсионных резервов этих 34 крупнейших фондов в сумме составляет более 412,9 млрд. рублей, или 95,7% от суммы пенсионных резервов всех НПФ. Количество участников 34 крупнейших фондов составляет 72,7% от общего числа участников, количество участников получающих пенсию у этих фондов 80,1%. Сумма пенсионных выплат у 34 крупнейших фондов за 6 месяцев 2007 года составила – 5801,5 млн. рублей или 90,9% от всех пенсионных выплат за 6 месяцев 2007 года. На фонды, имеющие собственное имущество от 50 до 500 млн. рублей приходится 18,1% участников, а их суммарное собственное имущество составляет 3,0 % от собственного имущества всех фондов.

Итоговая таблица по НПФ с СИ менее 100 млн. руб. Выводы: 150 НПФ (56,6% от всех) имеют основные показатели (СИ) не превышающие 0,8% в общей доле основных показателей, поэтому в силу отсутствия денежных средств, они ограничены в возможности получения высокого инвестиционного дохода и полноценного развития в условиях конкуренции с фондами-миллиардерами. Считаем целесообразным: увеличение денежной оценки ИОУД не менее 100 млн. руб. Предложения: Фондам, совместно с советами фондов, обсудить проблемы с вкладчиками и решить вопрос о дальнейшем развитии фонда. Рассмотреть вопрос о возможности совместной работы с администратором пенсионных фондов. Количество НПФ % от СИ 265 НПФ % от ПР 265 НПФ % от КУ 265 НПФ % от ПКУ 265 НПФ < 50 млн.1160,3%0,2%3,83,81, млн.340,5%0,5%0,3%6,26,20,90,9 Σ1500,8%0,5%0,5%10,02,52,5 Таблица 8

Инвест-портфель НПФ. Инвестиро- вано средств В Фед. цен. бум. В ЦБ субъ- ектов РФ В банков- ские вклады В акции и облига- ции В векселя В нед- вижи- мость В другие направления ВсегоВ т. ч. паи ПИФ ,04%5,21%13,11%34,60%26,08%0,83%4,13% ,35%1,52%11,44%55,5%16,23%0,83%5,13% ,95%2,90%14,18%57,27%15,25%0,73%2,72% ,12%5,34%19,31%53,15%13,34%0,54%5,20%0,23% ,67%6,58%12,95%64,60%9,50%0,28%4,42%0,58% ,40%6,77%16,57%61,78%8,49%0,41%2,52%1,08% ,78%6,26%9,31%70,52%8,36%0,30%3,47%1,67% %5.12%5.77%59.21%7.53%0.23%20.70%16.17% Таблица 9

График 17

Деятельность НПФ по обязательному пенсионному страхованию в 2007 г. На года количество негосударственных пенсионных фондов, зарегистрировавших заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика – 122 НПФ. Из них приняли участие в системе ОПС - 91 НПФ. По 91 НПФ ПФР России приняты к исполнению договора ОПС. 9 фондов получили предписание от ФСФР России, так как не представили или представили, но не в полном объеме информацию о количестве заключенных договорах с застрахованными лицами. По данным ФСФР России на г. количество заcтрахованных лиц по ОПС в НПФ – чел. По итогам 2004 г. ПФР принято к исполнению договоров. По итогам 2005 г. ПФР принято к исполнению договоров. По итогам 2006 г. ПФР принято к исполнению договоров. Общая сумма средств пенсионных накоплений, перечисленных ПФР России в НПФ за весь период их деятельности по заключенным договорам ,15 руб. (семью траншами ПФР переданы в НПФ следующие средства: – ,99 руб., – ,87 руб., – ,54 руб., – ,20 руб., – ,39 руб., – ,83 руб., – ,17 руб.

Стоимость чистых активов пенсионных накоплений в доверительном управлении на Средства полученные от ПФР, (тыс.руб.) Текущая СЧА, (тыс.руб.) Прирост (тыс.руб.) Прирост, % Внешэкономбанк СССР - Портфель по умолчанию , , ,8215,18% Управляющие компании, отобранные по конкурсу и осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений - всего , , ,6527,29% Сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды: по 47 негосударственным пенсионным фондам в 2004 году (за годы с учетом чистого финансового результата) ,35 тыс.руб. в 2005 году (за 2004 год без учета финансового результата) ,37 тыс.руб. в 2006 году (корректировка страховых взносов и чистый финансовый результат за 2004 г.)98 540,81 тыс. руб. по 91 негосударственным пенсионным фондам в годах по договорам, принятым в годах (общая сумма страховых взносов) ,98 тыс. руб. Сумма средств пенсионных накоплений, находящихся в 91 негосударственном пенсионном фонде (страховые взносы и инвестиционный доход) на тыс.руб. Таблица 10

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НПФ РЕАЛИЗОВАВШИХ ПРАВО УЧАСТИЯ В ОПС Показатель (47 НПФ) 2005 (47 НПФ) 2006 (73 НПФ) II кв (91 НПФ) Собственное имущество, тыс.руб ИОУД, тыс. руб СВУ, тыс. руб Пенсионные резервы, тыс. руб Количество участников по НПО Количество участников по НПО, получающих пенсию Количество застрахованных лиц по ОПС Сумма средств пенсионных накоплений, тыс. руб , , , Пенсионные выплаты, тыс. руб , Таблица 11

Пенсионные накопления Дата отчета Всего НПФ Пенсионные накопления (тыс. руб.) НПФ >500 млн. руб Пенсионные накопления (тыс. руб.) % от общей суммы91.093,293.2 НПФ >1 млрд.руб Пенсионные накопления (тыс. руб.) % от общей суммы84.386,788.3 НПФ < 100 млн.руб Пенсионные накопления (тыс. руб.) % от общей суммы0.80,90.8 НПФ млн.руб Пенсионные накопления (тыс. руб.) % от общей суммы3.01,92.0 НПФ млн.руб Пенсионные накопления (тыс. руб.) % от общей суммы1.61,62.6 НПФ млн.руб Пенсионные накопления (тыс. руб.) % от общей суммы3.62,41.4 Таблица 12

Распределение пенсионных накоплений по группам НПФ, разделенных по собственному имуществу, на График 18

Распределение пенсионных накоплений по группам НПФ, разделенных по собственному имуществу График 19

Распределение пенсионных накоплений по группам НПФ, разделенных по собственному имуществу График 20

График 21 Отношение НПФ к ОПС на

График 22

Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов 1) негосударственные пенсионные фонды в дальнейшем будут усиливать свои позиции на фондовом рынке; 2) негосударственные пенсионные фонды останутся наиболее стабильным и надежным институтом в рыночной экономике; 3) государство будет стимулировать развитие негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования.

Проблемы: Отсутствие полноценной сформированной нормативно- правовой базы. Необходимость упорядочения налогообложения. Отсутствие качественного информирования населения. Отсутствие возможности у работодателя самостоятельно заключать договор об ОПС с выбранным НПФ в отношении своих работников. Отсутствие определенных категорий государственных долговременных ценных бумаг для приобретения НПФ с соответствующим предоставлением определенных налоговых преференций. Ограничение возможности у НПФ дополнительного вложения средств в реальную экономику своего учредителя.

Профессиональное пенсионное страхование 1.Необходимо сохранить льготные пенсии в рамках ППС. Должна быть обеспечена преемственность, т. е. человеку необходимо предоставлять те права, которые он заработал. 2.Финансирование ППС должно осуществляться за счет дополнительного тарифа. Работодатель обязан идти на дополнительные затраты, если у него есть рабочие места с неблагоприятными условиями труда. 3.Платить взносы за работника должен работодатель, который несет ответственность за условия труда. 4.Профессиональное пенсионное обеспечение следует осуществлять до достижения работником общеустановленного пенсионного возраста. 5.Наиболее целесообразно использовать отношения социального партнерства и инструмент коллективного договора. 6.Не исключена возможность введения надбавок к заработной плате вместо взносов в ППС.

Пенсионная реформа: Август 2007 года – 12 лет пенсионной реформы. Задачи реформы: - обеспечение достойной старости; - снижение финансовой нагрузки на государство. Население трудоспособное и пенсионеры делятся на 3 категории Молодые люди приступившие к работе и до достижения ? лет. Переходный период. Работающие в возрасте от ? лет до пенсионного возраста. Пенсионеры. Зарабатывают себе пенсию совместно с работодателем под патронажем государства и профсоюзов. Самостоятельно принимают решение: получать пенсию от государства или самим зарабатывать себе пенсию совместно с работодателем. Продолжают получать пенсию от государства. Таблица 13

Сложности решения задач пенсионной реформы Недостаточность развития экономики; Низкая заработная плата (менее 300 $); Затраты на заработную плату и пенсии: В РФФранция и Германия До 30 %До 70 % Типичный получатель (муж, жена, 2 детей) СтажПенсия 30 летНе менее 40 % ЗП Европейский Кодекс социального обеспечения Типичный получатель40 лет50 % ЗП при отсутствии иждивенцев Типичный получатель40 летНе менее 65 % ЗП при наличии иждивенцев Конвенция МОТ 102 «О минимальных …» Таблица 14 Таблица 15

Размер пожизненной пенсии для мужчин и женщин при следующих предположениях актуарная доходность2%,3%,4% период накопления (лет)30 отчисления от зарплаты на накопительную часть4% период получения пенсии (лет)20 прожиточный минимум на душу населения (руб.)2 451(4-й квартал 2004 года) средняя ежемесячная з/плата (руб.)8 133 (на апрель 2005, Госкомстат) Таблица смертности -общая по РФ за 1992 год средняя остаточная продолжительность жизнис момента наступления пенсионного возраста (лет): мужчины14 (с 60 лет) женщины23 (с 55 лет) размер получаемой зарплаты (руб./месяц)3 000, , , ,00 актуарная доходность размер отчислений в накопление (руб./месяц)120,00400, ,0098,04 размер ежемесячной пенсии (руб.) Ж % М Ж % М Ж % М Таблица 16

Дальнейшее эффективное развитие негосударственного пенсионного обеспечения предполагает решение следующих задач: 1.Гарантирование доступа всему населению к услугам НПФ, а также реального права выбора между услугами государственной и негосударственной пенсионных систем. 2. Развитие и совершенствование действенной системы контроля и защиты прав граждан в сфере негосударственного пенсионного обеспечения. 3. Создание экономических и социальных стимулов участия предприятий и граждан в негосударственном пенсионном обеспечении. 4. Внедрение стабильно доходной системы инвестирования пенсионных резервов НПФ, в том числе в долгосрочные проекты, сочетающейся с полномасштабными государственными гарантиями и механизмами защиты пенсионных накоплений граждан в НПФ. 5. Упорядочение налогообложения средств негосударственного пенсионного обеспечения.

Контакты Аранжереев Михаил Михайлович начальник управления развития регулирования на финансовом рынке ФСФР России тел