Создание системы менеджмента качества образовательных услуг, оказываемых Ростовским госуниверситетом Проректор по стратегическому планированию и управлению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Advertisements

« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
Подготовка специалистов в области систем менеджмента качества в КГТУ им.А.Н.Туполева Докладчик: Галимов Фарид Мисбахович Докладчик: Галимов Фарид Мисбахович,
Стандарты ISO в Образовании Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Строительный колледж.
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Система качества п р о е к т О.С.Мартьянова зав. сектором менеджмента и анализа качества УМУ.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Функции Совета по качеству Обсуждение документов по управлению качеством (Подготовка для утверждения ректором) Обсуждение результатов внутренних аудитов.
СЕВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА в СГТА.
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Система качества образовательного процесса в университете Начальник отдела развития и качества образования ГУМРФ к.т.н. Тарануха С.Н.
О системе менеджмента качества таможенного контроля на основе международных стандартов ИСО серии 9000 Пр оректор по научной работе Российской таможенной.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Т.Ф. Кайгородцева, преподаватель специальных дисциплин.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь.
Пути совершенствования СМК университета. Предварительные результаты ресертификационного аудита Несоответствий не обнаружено.Положительные стороны Стратегия.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Начальник отдела развития и качества образования к.т.н. Тарануха С.Н.
Транксрипт:

Создание системы менеджмента качества образовательных услуг, оказываемых Ростовским госуниверситетом Проректор по стратегическому планированию и управлению качеством, проф. В.Н.Кирой К докладу на совещании заведующих кафедрами 18 февраля 2005 года

Устав РГУ Неотъемлемой частью общей политики Университета является обеспечение высокого качества научно-образовательной деятельности

Причины, определяющие снижение качества высшего образования низкий уровень оплаты труда, низкий уровень оплаты труда, старение кадров, старение кадров, невозможность закрепления талантливой молодежи, невозможность закрепления талантливой молодежи, снижение уровня материально- технического обеспечения учебного процесса, снижение уровня материально- технического обеспечения учебного процесса, отсутствие стабильного финансирования вузовской науки. отсутствие стабильного финансирования вузовской науки.

РЕШЕНИЕ Ученого совета Ростовского государственного университета «О создании системы управления качеством образовательных услуг, оказываемых Ростовским государственным университетом» 26 ноября 2004 года Заслушав и обсудив сообщения проректора Кироя В.Н. «О создании системы управления качеством образовательных услуг, оказываемых Ростовским государственным университетом», Ученый совет ОТМЕЧАЕТ: - создание системы управления качеством является задачей, от положительного решения которой напрямую зависит конкурентоспособность РГУ на рынке образовательных услуг; - учебной частью РГУ накоплен значительный опыт по управлению качеством образования, однако работа в этом направлении требует переосмысления и систематизации с учетом новых реальностей; - вхождение России в европейское образовательное пространство, повышение конкурентоспособности РГУ на российском рынке образовательных услуг объективно требуют создания современной системы управления качеством на основе международных признанных стандартов; - имеющиеся в РГУ ресурсы необходимо сконцентрировать на создании современной системы управления качеством образовательной деятельности. Исходя из вышеизложенного, Ученый совет ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить предложение о создании системы менеджмента качества образовательных услуг, оказываемых РГУ, на основе стандарта ГОСТ Р ИСО Утвердить в целом Программу подготовительных работ по созданию СМК в РГУ. 3. Рекомендовать при создании СМК максимально использовать опыт, накопленный в РГУ по управлению качеством образовательной деятельности. 4. Определить конечной целью проведения работ по созданию СМК обеспечение непрерывного повышения качества образовательной деятельности РГУ.

Система менеджмента качества (СМК) Совокупность взаимосвязанных элементов и действий, которые позволяют организации осуществлять выпуск продукции, соответствующей требованиям потребителей и/или стандартов.

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» П Р И К А З 2818 от от о создании системы менеджмента качества образовательных услуг, предоставляемых Ростовским государственным университетом С целью повышения качества образовательных услуг, предоставляемых Ростовским государственным университетом, максимального удовлетворения запросов их потребителей, а также во исполнение решения Ученого совета РГУ от 26 ноября 2004 г. о создании системы менеджмента качества образовательных услуг, предоставляемых РГУ, п р и к а з ы в а ю: 1. Считать приоритетной задачей на 2005 – 2007 годы создание системы менеджмента качества образовательных услуг, оказываемых РГУ, на основе стандарта ГОСТ Р ИСО Разработать программу создания СМК. (Срок – 2 кв г.). 3. Организовать и провести совещания-семинары с деканами факультетов и заведующими кафедрами, посвященные содержанию стандартов ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО (Срок – 4 кв г – 1 кв г.) 4. Организовать и провести в трудовых коллективах собрания, посвященные разъяснению целей и задач создания СМК и роли в этом процессе каждого работника РГУ. (Срок – 1-2 кв г.). Ответственные за выполнение п проректор по стратегическому планированию и управлению качеством В.Н.Кирой, проректор по учебной работе А.М.Юрков. 5. Разработать предложения по созданию учебно-методического кабинета для проведения работ в сфере менеджмента качества и социологических исследований. (Срок – 4 кв года, ответственные - декан факультета социологии и политологии В.И.Курбатов, директор Северо- Кавказского НИИ экономических и социальных проблем В.Н.Овчинников, проректоры В.Н.Кирой и А.М.Юрков). 6. Деканам факультетов в срок до 15 декабря 2004 года подготовить предложения по составу показателей для проведения рейтинга ППС. 7. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Ректор РГУ, профессор _______________ А.В.Белоконь

Какие задачи должна решить СМК? 1. Создание механизма непрерывного повышения качества образовательных услуг, предоставляемых РГУ. 2. Повышение уровня заинтересованности всех работников в улучшении результатов собственного труда. 3. Обеспечение выполнения требований Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. 4. Создание условий для успешного и безболезненного прохождения процедур аттестации и аккредитации РГУ. 5. Решение задачи сертификации СМК. 6. Создание условий для органичной интеграции РГУ в европейское и мировое образовательное пространство.

ПРОГРАММА подготовительных работ по созданию СМК в РГУ п/п Наименование работСроки Исполнители 1Подготовить и издать приказ ректора о создании СМК в РГУ декабрь 2004 г. А.В.Белоконь В.Н.Кирой 2 Провести кустовые совещания-семинары с деканами факультетов и заведующими кафедрами, посвященные разъяснению целей и задач создания СМК и содержания стандарта ГОСТ Р ИСО кв г. В.Н.Кирой, рук.подразделений 3 Разработать и утвердить Положение о рейтинге ППС, кафедр и факультетов РГУ 1-2 кв г. А.В.Белоконь В.Н.Кирой А.М.Юрков рук. подразделен. 4 Разработать глоссарий основных понятий, используемых в СМК, идентифицировать основные процессы вуза с учетом специфики его деятельности 1-2 кв г. В.Н.Кирой А.М.Юрков Ю.С.Колесников 5 Создать лабораторию социологического мониторинга и разработать Положение о ней 1 кв г. В.Н.Кирой Ю.С.Колесников 6 Разработать и утвердить Положение о проведении самооценки деятельности учебными подразделениями РГУ 1-2 кв г. А.В.Белоконь В.Н.Кирой

План мероприятий по подготовке коллектива РГУ к созданию СМК МероприятиеСодержание Сроки провед Материал Цели и задачи 1 Семинар- совещание с деканами факультетов 1. Основные этапы создания, структура и функции СМК РГУ. 2. Содержание стандартов серии ИСО. 3. Социологические исследова- ния как инструмент монито- ринга качества образователь- ной деятельности. Декабрь 2004 г. Декабрь 2004 г. 1. Стандарты серии ISO ДК по проведению са- мооценки подразделения. 3. ДК по экспресс само- оценке подразделения. - ознакомление с содержанием стандарта, - определение основных процессов, - знакомство с основными понятиями и технологиями. 2 Семинар- совещание с заведующими кафедрами 1. Менеджмент качества в образовательном учреждении: цели, задачи, структура, функции. 2. Стандарты качества серии ISO Цели, задачи и технологии проведения самооценки, рейтинга и мониторинга на уровне кафедры. Февраль 2005 г. 1. Стандарт ГОСТ Р ИСО Положение о рейтинге ППС. 3. ДК по проведению самооценки. - повышение квалификации зав. кафедрами в сфере менеджмента качества, - оснащение кафедр техно- логиями работы в сфере менеджмента качества. 3 Учебные занятия с ответственным и по качеству 1. Стандарты серии ГОСТ Р ИСО 9000 в редакции 2001 г. 2. Технологии проведения работ в сфере менеджмента качества на уровне кафедр и факультетов. 1-4 кв г. 1. Ознакомление с норма- тивной документацией. 2. Изучение Методичес- ких рекомендаций по проведению работ в СМК. 3. Освоение технологий работ в СМК. - определение целей и задач функционирования СМК на уровне подразделений, - идентификация основных процессов, - разработка ДП, - отработка критериев, методов мониторинга и др. 4 Ознакомление коллективов факультетов и кафедр с целями и задачами создания СМК. 1. Цели,задачи,структура СМК. 2. Технологии проведения работ. 3. Роль каждого работника в обеспечении качества образо- вательных услуг, оказываемых РГУ. 1-3 кв г. - информирование сотрудни- ков о проводимой работе, - формирование заинтересо- ванного отношения к лично- му участию в создании и функционировании СМК.

Конкретные задачи настоящего совещания Сформировать у заведующих кафедрами конкретные представления о содержании работ, проводимых в РГУ в сфере управления качеством, определить их место и роль в этой работе. Сформировать у заведующих кафедрами конкретные представления о содержании работ, проводимых в РГУ в сфере управления качеством, определить их место и роль в этой работе. Разъяснить содержание стандартов серии ГОСТ Р ИСО Разъяснить содержание стандартов серии ГОСТ Р ИСО Определиться с процессами, качество которых лимитирует качество образовательных услуг. Определиться с процессами, качество которых лимитирует качество образовательных услуг. Ознакомить с технологиями, используемыми при проведении работ в сфере управления качеством. Ознакомить с технологиями, используемыми при проведении работ в сфере управления качеством. Ознакомить с программой работ на ближайшую перспективу. Ознакомить с программой работ на ближайшую перспективу. Снять излишнюю озабоченность и настороженность, связанные с ожиданием того, что бумаготворчества и бесполезной работы прибавится. Снять излишнюю озабоченность и настороженность, связанные с ожиданием того, что бумаготворчества и бесполезной работы прибавится.

Ключевые факторы качества высшего образования ФакторОпределяет Качество подготовки абитуриентов и студентовКого учим ? Качество содержания образования, т.е. качество ГОС ВПО и качество конкретных образовательных программ, построенных на их основе Чему учим ? Профессиональный уровень профессорско- преподавательского состава Кто учит ? Качество технологий обученияКак учат ? Качество методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса Как обеспечивается обучение ? Качество технологий тестирования и проверки знаний, умений и навыков студентов Как проверяются полученные знания и навыки ? Качество мотивации обучаемыхХотят ли они учиться ? Качество мотивации работниковХотят ли они хорошо учить ? Качество менеджментаКак управляем ?

Концепция TOTAL QUALITY MANAGEMENT Основные принципы ведущая роль руководства, ведущая роль руководства, вовлечение всех сотрудников в процесс улучшения качества, вовлечение всех сотрудников в процесс улучшения качества, учет интересов потребителей, учет интересов потребителей, минимизация потерь, связанных с некачественной работой, минимизация потерь, связанных с некачественной работой, процессный подход к управлению качеством, процессный подход к управлению качеством, системный подход к управлению, системный подход к управлению, ориентация на постоянное улучшение, ориентация на постоянное улучшение, налаживание отношений с поставщиками, налаживание отношений с поставщиками, принятие решений на основе фактов. принятие решений на основе фактов.

Базовые стандарты семейства ISO 9000 ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000) – формулировка основных положений и описание системы понятий (терминов), используемых в системах менеджмента качества. ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000) – формулировка основных положений и описание системы понятий (терминов), используемых в системах менеджмента качества. ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001) – описание требований к системам менеджмента качества, которые позволяют организации продемонстрировать свою способность предоставлять потребителю качественные товары и услуги, удовлетворяющие его потребности. ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001) – описание требований к системам менеджмента качества, которые позволяют организации продемонстрировать свою способность предоставлять потребителю качественные товары и услуги, удовлетворяющие его потребности. ISO 9004 (ГОСТ Р ИСО 9004) – рекомендации по организации работ по постоянному повышению результативности и эффективности СМК. ISO 9004 (ГОСТ Р ИСО 9004) – рекомендации по организации работ по постоянному повышению результативности и эффективности СМК. ISO 9011 – методические указания по проведению аудита СМК. ISO 9011 – методические указания по проведению аудита СМК. Стандарты разработаны техническими комитетами международной организации по стандартам International Organization for Standard

Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА МЕНЕДЖМЕНТ РЕСУРСОВ ИЗМЕРЕНИЕ АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ Продукция Требования Удовлетво ренность ПОТРЕБИТЕЛИ Вход Выход ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: Деятельность, добавляющая ценность Поток информации

Принципы создания СМК в Ростовском госуниверситете 1. Опора на собственные силы. 2. Минимизация затрат. 3. Максимальное использование накопленного опыта. 4. Комплексный подход. 5. Поэтапность реализации.

Основные механизмы СМК Самооценка. Самооценка. Рейтинги. Рейтинги. Внутренний аудит. Внутренний аудит. Внешний аудит. Внешний аудит.

Ответственный по качеству 1 Декан факультета 1 Ответственный по качеству i+1 Структура СМК Ректор РГУ Ученый Совет РГУ Проректор по качеству Декан факультета i+1 Заведующий кафедрой 1 преподаватели 1 Заведующий кафедрой 2 преподаватели 2 Комиссия по качеству Проректор по учебной работе Заведующий кафедрой i+ 1 преподаватели i+1 Заведующий кафедрой i+ 2 преподаватели i+2

Структура управления СМК - ректор. Руководитель работ в сфере управления качеством. - ректор. Руководитель работ в сфере управления качеством. - проректор по качеству. Выполняемые функции: - проректор по качеству. Выполняемые функции: - методологическая проработка проблемы, - руководство процессом разработки нормативной документации, технологий, методик, программ работ, - руководство процессом обучения и повышения квалификации в сфере управления качеством, - управление процессом создания и функционирования СМК. - – декан факультета. Выполняемые функции: - – декан факультета. Выполняемые функции: - планирование работ в сфере управления качеством на уровне факультета, - руководство организацией и реализацией работ в сфере управления качеством на факультете, - контроль проведения работ в этой сфере. - – заведующий кафедрой. Выполняемые функции: - – заведующий кафедрой. Выполняемые функции: - планирование работ в сфере управления качеством на уровне кафедры, - организация и реализация работ в сфере управления качеством на этом уровне, - контроль проведения работ в этой сфере на уровне кафедры.

Базовые процессы, которые необходимо планировать и которыми следует управлять набор студентов, набор студентов, содержание учебных планов и программ, содержание учебных планов и программ, оценка уровня удовлетворенности потребителей и производителей, оценка уровня удовлетворенности потребителей и производителей, планирование и организация образовательной деятельности, планирование и организация образовательной деятельности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, качество преподавания, качество преподавания, успеваемость и качество знаний, успеваемость и качество знаний, востребованность и профессиональные качества выпускников. востребованность и профессиональные качества выпускников.

Нормативные и технологические составляющие управления процессами Государственные образовательные стандарты и иные документы (в т.ч., на уровне вуза), регламентирующие основные направления и содержание деятельности вуза. Государственные образовательные стандарты и иные документы (в т.ч., на уровне вуза), регламентирующие основные направления и содержание деятельности вуза. Стандартны, регламентирующие деятельность в сфере управления качеством. Стандартны, регламентирующие деятельность в сфере управления качеством. Руководство по качеству. Руководство по качеству. Документированные процедуры, регламентирующие данный вид деятельности: Положения, методики (планирования, проведения, оценки и т.д.). Указываются: сроки, исполнители, формы и методы контроля. Документированные процедуры, регламентирующие данный вид деятельности: Положения, методики (планирования, проведения, оценки и т.д.). Указываются: сроки, исполнители, формы и методы контроля. Показатели и критерии, используемые для количественной оценки эффективности и качества деятельности. Показатели и критерии, используемые для количественной оценки эффективности и качества деятельности. Документы, регламентирующие деятельность по самооценке, внутреннему и внешнему аудиту. Документы, регламентирующие деятельность по самооценке, внутреннему и внешнему аудиту. Методические указания по проведению работ в сфере управления качеством в структурных подразделениях РГУ. Методические указания по проведению работ в сфере управления качеством в структурных подразделениях РГУ.

Состояние готовности к проведению работ Имеется базовая нормативная документация (ГОСТы, Положения о проведении аттестации, лицензирования и аккредитации вуза и его подразделенийи т.д.), регламентирующая деятельность вуза и его структурных подразделений. Позволяет определить процессы, требования к ним и портрет специалиста. Имеется базовая нормативная документация (ГОСТы, Положения о проведении аттестации, лицензирования и аккредитации вуза и его подразделенийи т.д.), регламентирующая деятельность вуза и его структурных подразделений. Позволяет определить процессы, требования к ним и портрет специалиста. Государственные стандарты в области качества. Позволяют определиться с документацией и технологиями в СМК. Государственные стандарты в области качества. Позволяют определиться с документацией и технологиями в СМК. Методические рекомендации по проведению работ в в сфере управления качеством в структурных подразделениях. Позволяют подготовить исполнителей работ. Методические рекомендации по проведению работ в в сфере управления качеством в структурных подразделениях. Позволяют подготовить исполнителей работ. Анкеты и технологии проведения социологического мониторинга в образовательном учреждении. Анкеты и технологии проведения социологического мониторинга в образовательном учреждении. Положение о рейтинге ППС. Положение о рейтинге ППС. Положение о проведении экспресс-самооценки подразделения на соответствие требованиям конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Положение о проведении экспресс-самооценки подразделения на соответствие требованиям конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». ДК по проведению самооценки деятельности подразделения. ДК по проведению самооценки деятельности подразделения. Позволяют приступить к реальной работе в сфере управления качеством в структурных подразделениях. Позволяют приступить к реальной работе в сфере управления качеством в структурных подразделениях.

Благодарю за внимание