Международный опыт деятельности розничных рынков. Перспективы развития 2010 год Первый заместитель Председателя Правления НП ГП и ЭСК Т.А. Муромцева В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегические задачи энергосбытовых компаний или легенды и мифы о ГП Е.Н. Орешкин 1.
Advertisements

Вопросы регулирования деятельности энергосбытовых компаний на розничном рынке Невмержицкая Наталья Заместитель Председателя Правления НП ГП и ЭСК по развитию.
Заключение с потребителями «прямых» договоров оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Новые подходы в регулировании сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков 16 апреля 2012 года Невмержицкая Наталья И.о Председателя Правления НП ГП и ЭСК.
Новый этап реформирования энергетики. С 1 сентября 2006 г. – запуск нового рынка электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства.
Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии Президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» М.С. Андронов.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО КОНТРОЛЮ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ Москва, 2011.
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
1 Гарантирующий поставщик. 2 Гарантирующий поставщик - коммерческая организация, являющаяся субъектом оптового и розничных рынков электрической энергии,
О проблемах розничного рынка и механизмах их решения Председатель Правления НП ГП и ЭСК Ю.А. Желябовский.
Открытое Акционерное Общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» 2011 г.
Совершенствование порядка определения цен на розничном рынке в неценовых зонах 2014 г. директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики.
Гарантирующие поставщики электроэнергии как инфраструктура розничного рынка электроэнергии Генеральный директор ООО «Энергострим», Председатель Правления.
ОАО «Псковэнергосбыт» ОПТОВЫЙ И РОЗНИЧНЫЙ РЫНКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) Информационные материалы.
Правовые риски гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний после окончания переходного периода реформирования электроэнергетики Зам.председателя.
МОСКВА, август 2010 Целевой розничный рынок. 2 Направления развития розничного рынка Ценообразование Контроль в условиях ограниченной конкуренции: Отсутствие.
1 Изменения на розничном рынке электрической энергии для потребителей после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2011.
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Порядок ценообразования на электроэнергию для потребителей розничного рынка в 2011г. (по материалам ПРОЕКТА «Основных положений функционирования розничных.
«Порядок осуществления расчетов за электроэнергию, порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен»
Транксрипт:

Международный опыт деятельности розничных рынков. Перспективы развития 2010 год Первый заместитель Председателя Правления НП ГП и ЭСК Т.А. Муромцева В презентации использованы данные MERCADOS – ENERGY MARKETS INTERNATIONAL ЗАО «Делойт и Туш СНГ» НП «Совет рынка»

Аспекты сравнения международного опыта общая характеристика розничных рынков регулирование розничных рынков положение гарантирующих поставщиков особенности и уровень перехода потребителей рыночная концентрация на РРЭ сбытовые надбавки

3 Общая характеристика розничных рынков Разделение компаний, занимающихся розничным энергоснабжением и передачей электроэнергии, по меньшей мере, что касается крупных компаний (Австралия, Великобритания, Италия, Норвегия, Испания, Техас). Возможность выбора бытовыми потребителями энергосбытовой компании Существование требования о гарантированном энергоснабжении потребителей Ключевые обязательства многих организаций одинаковы на всех рынках. Например, большинство Системных операторов отвечают за планирование и диспетчеризацию системы, а сетевые компании обычно отвечают за эксплуатацию сети, развитие и техническое обслуживание. Однако, роль распределительных компаний различна, в частности, что касается ключевых сфер взаимодействия с конкурентным рынком, а именно регистрации, коммерческого учета и качества обслуживания. На некоторых рынках распределительные компании предоставляют эти услуги, а на других рынках услуги по регистрации и коммерческому учету электроэнергии предоставляются либо на конкурентной основе (коммерческий учет электроэнергии), либо подлежат централизованному управлению (регистрация). Для всех энергосбытовых организаций предусмотрены обязательства относительно качества обслуживания, которые содержатся в отраслевых кодексах. Однако, кроме этого, многие страны ввели системы стимулирования, предусматривающие систему выплат и штрафных санкций, в зависимости от фактических результатов деятельности. Некоторые штрафы выплачиваются непосредственно соответствующему потребителю. На многих рынках предложение услуг является важной составной частью конкуренции. Кроме ценовой конкуренции энергосбытовые организации обычно конкурируют на различных уровнях, включая источник поставляемой электроэнергии (например, электроэнергия, вырабатываемая возобновляемыми источниками), а также условия оплаты.

4 Краткие сведения о сравниваемых странах Рынок Развитая история конкуренции на розничном рынке Философский подход к процессу смены сбытовой организации Характер регулирования ВеликобританияДа – полностью конкурентный розничный рынок с 1998 г. Централизованный, создано много новых органов. Активное регулирование качества обслуживания и предоставляемой информации НорвегияДа – полностью конкурентный розничный рынок с 1993 г., возможность бесплатной смены энергосбытовой организации введена в 1996 г. ДецентрализованныйОтносительно умеренное ИталияНет – полностью конкурентный розничный рынок только с 2007г. ДецентрализованныйВ возрастающей степени активная система регулирования СловенияНет – полностью конкурентный розничный рынок только с 2007 г. ДецентрализованныйНа стадии развития АвстралияКонкурентный розничный рынок с 2002 г. (штаты Виктория и Новый Южный Уэльс), с 2003 г. (штат Южная Австралия), с 2007 г. (штат Квинслэнд) ДецентрализованныйРегулирование условий «договоров по умолчанию», публикация стандартных предложений ИспанияКонкурентный розничный рынок с 2003 г. ДецентрализованныйОтносительно умеренное ТехасКонкурентный розничный рынок с 2002 г. Децентрализованный, но есть наблюдатель (ERCOT) Мониторинг качества энергоснабжения

5 Категория Годовые темпы смены поставщика электрической энергии Страны-респонденты «Горячие» рынкиПримерно 15% и выше Великобритания, Валлония (Бельгия) «Теплые» рынкиОт 9,5% до 15%Норвегия, Швеция «Активные» рынкиОт 3,5% до 9,5%Финляндия, Германия «Прохладные» рынкиОт 1% до 3,5%Дания, Словения, Австрия, Ирландия Пассивные рынкиМенее 1%Чехия, Франция, Люксембург, Литва Уровень либерализации розничных рынков В РФ на оптовом рынке электроэнергии (мощности) сегодня не через гарантирующих поставщиков покупают электроэнергию 20% потребителей страны, из них: 12% - крупные холдинги (Газпром, РЖД, Транснефть,ТНК-ВР, РУСАЛ, СУАЛ), 8% - прочая промышленность

Регулирование розничного рынка Лицензирование –Отдельные лицензии на работу на оптовом и розничном рынке –Нет связи между двумя лицензиями по сроку или очередности получения –Содержат требования по финансовой устойчивости энергосбытовой организации Финансовые гарантии –В оптовом рынке финансовые гарантии на объем покупки только на спотовом рынке и форвардном/фьючерсном рынке –В розничном рынке существует проверка финансовой устойчивости Регулирование в двух сферах –Предложение тарифа по умолчанию потребителям, не осуществившим выбор конкурентного предложения, оставшимся с действующей энергосбытовой организацией, –Введение роли «гарантирующего поставщика» в случае утраты энергосбытовой организацией лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности. 6

7 Положение гарантирующих поставщиков РынокОтветственная сторонаКлючевые особенности АвстралияЭнергосбытовые организации по умолчанию (штат Виктория) Потребители передаются другой энергосбытовой организации в соответствии с долей рынка. Регулирующий орган объявил о возможности требования гарантирующим поставщиком от потребителя выплаты разовой комиссии (в целях компенсации дополнительных затрат на оперативную закупку электроэнергии) дополнительно к тарифу постоянно действующего предложения. ВеликобританияЭнергосбытовая организация, назначаемая Ofgem Энергосбытовая компания имеет право на возврат обоснованных затрат, которые могут согласовываться с Ofgem. ИталияМестная энергосбытовая организация Потребитель возвращается к регулируемому тарифу «высокой степени защиты». НорвегияМестная энергосбытовая организация Энергоснабжение потребителя осуществляется по стандартному плавающему тарифу. ИспанияЭнергосбытовая организация, назначаемая Правительством на срок 4 года Энергоснабжение потребителей осуществляется по регулируемому тарифу, устанавливаемому Правительством. ТехасПроцесс подачи заявок, по результатам которого назначается энергосбытовая организация сроком на 2 года. Тариф привязан к цене балансирующего рынка. Два направления работы гарантирующих поставщиков С потребителями, которые никогда не меняли энергосбытовую компанию (договоры по умолчанию) С потребителями, энергосбытовая компания которых обанкротилась или иным образом утратила лицензию

8 СтранаВсего поставщиковДоля рынка, занимаемая тремя самыми крупными поставщиками Количество поставщиков с долей рынка более 5% Австрия54%7 Чехия293 в 2007 г.95%3 Дания65нет данных7 Финляндияболее % (в сегменте мелких и средних потребителей) 4 Франция160 в 2006 г.86% (в сегменте квалифицированных потребителей) 1 Германия4 крупные, 60 региональных, 725 муниципальных 45%4 Литва6 государственных 8 независимых в 2007 г. 87%2 Люксембург1293% в сегменте обслуживания населения 2 в 2007 г. НорвегияОколо 130 ~25 работают со всеми зонами энергосистемы на территории Норвегии 43% (все потребители); 28% (население) 5 (население) 4 (средние и промышленные) 2 (крупные и самых крупные промышленных потребители) Словения1464%6 Швеция125 компаний; 96 из них ведут деятельность на всей территории страны 43% от общего числа потребителей3 Великобритания6 крупных компаний + 5 компаний, не являющихся бывшими лидерами отрасли 59%6 Австралия3 основных + ряд других в каждом штате 57% (штат Виктория), >90% (Южная Австралия) 4 ИталияБолее 200более 60%7 Испания75около 95%4 Техасв каждой энергозоне 3-4 доминирующие компании и более 20 других компаний Уровень рыночной концентрации

9 Особенности и уровень перехода потребителей РынокСтандартные временные рамки Примечания / особые характеристики Австралия (Виктория) До 14 недель с момента подписания договора Переход потребителей привязан к датам снятия показаний счетчиков. За отдельную плату потребители могут ускорить процесс перехода с помощью внеочередного снятия показаний ВеликобританияОколо 4 недельПереход может быть заблокирован в случае наличия непогашенной задолженности перед действующей энергосбытовой организацией ИталияПереходы осуществляются один раз в месяц Потребитель должен оповестить свою действующую энергосбытовую организацию о своем намерении осуществить переход НорвегияОбычно от 6 дней до 2 недель До осуществления перехода потребитель обычно должен предоставить показания счетчика ИспанияОколо 1 месяцаВ целях повышения прозрачности было создано Управление по мониторингу и отчетам в связи с переходами (OCSUM) ТехасВ среднем 45 днейПереход потребителей привязан к датам снятия показаний счетчиков. За отдельную плату потребители могут ускорить процесс перехода с помощью внеочередного снятия показаний Процесс перехода потребителя: временные рамки РынокЕжегодный уровень переходов (по последним данным) Австралия (штат Виктория)Около 25% Австралия (штат Южная Австралия)Около 15% ВеликобританияВ пределах 15-25% ИталияОколо 7.5% НорвегияОколо 8% (ранее составлял 20%) ИспанияОколо 2-3% ТехасНе менее 7% новых потребителей на рынке в год Уровень переходов бытовых потребителей

10 Сбытовые надбавки и регулируемые тарифы СтранаСбытовая надбавка (в конечной цене) 1Австралия 24% 2Австрия 9% 3Бельгия 17% 4Великобритания 13% 5Германия 16% 6Дания 10% 7Ирландия 13% 8Испания 8% 9Италия 18% 10Нидерланды 16% 11Норвегия 12% 12Техас 11% 13Финляндия 11% 14Франция 10% 15Швеция 11% * Имеется ограниченное количество информации об уровне сбытовых надбавок. Для осуществления данного анализа необходима информация о стратегиях оптовых закупок и коммерческих затратах, которая в большинстве случаев является конфиденциальной. РынокТарифы по умолчанию для потребителей, не сменивших энергосбытовую организацию. АвстралияТарифы по умолчанию устанавливаются в НЮУ, Квинслэнде и Южной Австралии на основании методики стоимости обслуживания. Однако с января 2009 года регулируемые тарифы были отменены в штате Виктория. В Виктории энергосбытовые организации должны публиковать тарифы стандартных предложений, которые применяются к потребителям, не сменившим энергосбытовую организацию. ВеликобританияРегулируемый тариф по умолчанию был отменен в 2002 году. Энергосбытовые организации должны предлагать тариф по умолчанию потребителям, не сменившим энергосбытовую организацию, обеспечивая, чтоб условия договоров по умолчанию не были «чрезмерно неблагоприятными». ИталияК бытовым потребителям применяются тарифы «высокой степени защиты», устанавливаемые Регулирующим органом. К коммерческим потребителям применяются «гарантированные» тарифы, устанавливаемые на региональном уровне на основании тендеров, такие тарифы привязаны к цене оптового рынка. НорвегияК потребителям, не сменившим энергосбытовую организацию, применяется стандартный изменяющийся тариф, который каждая энергосбытовая организация обязана публиковать. ИспанияРегулируемые тарифы устанавливаются только для потребителей, договорная мощность которых менее 10 кВт. ТехасС 2007 года регулируемые цены отменены. Ключевые предложения энергосбытовых организаций общедоступны.

11 Учет международного опыта в работе российских розничных рынков Необходимость существования хотя бы минимального регулирования при переходе к конкурентному розничному рынку в целях обеспечения гарантий социально незащищенным категориям и «спящим» потребителям Необходимость существования гарантирующих поставщиков в качестве «поставщиков последней надежды» для указанных категорий потребителей Постепенное по мере развития рынка упрощение процедур и сроков для перехода потребителей от одного поставщика к другому с установлением определенных условий для перехода Существование нормы доходности для энергосбытовых компаний как определенного процента от цены конечного потребителя (от 8 до 24 %) Повышение рыночной концентрации не препятствует развитию конкуренции на розничных рынках Мировой опыт показывает

12 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ