Министерство образования Чувашской Республики Научно - методический проект по русской литературе : «Отцы и дети»-ещё живой роман» Выполнили :учащиеся 10-вкласса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Был ли Евгений Базаров нигилистом? (исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
Advertisements

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева Презентация учителя русского языка и литературы Киреевой Л.Н., МОУ СОШ 2 п.Новозавидовский Конаковского.
В. Г. Белинский о Базарове. Тема проекта: Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
«40-е годы и красоте поклонялись, и мужику глубоко сострадали. 60-е – прежде всего рабочие годы, и как от таковых смешно и странно требовать от них, чтобы.
Нигилизм и его последствия.Подготовила Оганян Анна 10 "А" класс
И. С. Тургенев Роман «Отцы и дети» Героическое и трагическое в образе главного героя Смысл финала.
Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Споры в критике вокруг романа И. С. Тургенева « Отцы и дети »
Презентация к уроку литературы (10 класс) по теме: Базаров-нигилист
Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Путь Евгения Базарова (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») Урок литературы в 10 класс.
Подготовка к написанию сочинения М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 9 класс.
Напечатан в 1862 году в журнале «Русский вестник».
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Автор: Мамонова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ».
Биография писателя. История создания романа. Эпоха, изображённая в романе.
В испанском языке толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском – отношение при котором допускается,
И.С. Тургенева «Отцы и дети». Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа.
Выполнила: Стренадко Елена Григорьевна, учитель русского языка и литературы МОУ ВСШ 2 г. Советская Гавань.
«Отцы и дети» Тургенева и «Что делать?» Чернышевского: история полемики. Выполнила: ученица 10б кл Зеленова Галина.
Транксрипт:

Министерство образования Чувашской Республики Научно - методический проект по русской литературе : «Отцы и дети»-ещё живой роман» Выполнили :учащиеся 10-вкласса Комсомольской СОШ2 Комсо- мольского района ЧР Смирнова И., Ефремова Л., Григорьева Е. Научный руководитель :учитель русского языка и литературы Боровкова Н.Я. с.Комсомольское-2006

Поисково-исследовательская деятельность учащихся 4 группы учащихся по 6-7 человек: Историки Литературоведы Искусствоведы Психологи

Цели проекта: Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ Формировать навыки самообразования Развивать умение сформулировать задачу и оперативно её решить в условиях работы в команде Формировать навыки самоконтроля

Основополагающий вопрос: В чём живость и глубинные истоки романа в наше время? Проблемные вопросы: Как проявляется атмосфера грозовой эпохи в романе «Отцы и дети»? Как раскрывается тайный психологизм героев тургеневского романа? Откуда берут начало разночтения понятия нигилизм? «Рафаэль гроша медного не стоит…». Так ли это?

Работа творческой группы «литературоведов» на тему: «Откуда берут начало разночтения понятия «нигилизм»?»

Обломки старых поколений, Вы, пережившие свой век: Как ваших жалоб, ваших пений Обломки старых поколений, Вы, пережившие свой век: Как ваших жалоб, ваших пений Неправый праведен упрек! Как грустно полусонной тенью, С изнеможением в кости, Навстречу солнцу и движенью, За новым племенем брести. (Ф.И.Тютчев) Неправый праведен упрек! Как грустно полусонной тенью, С изнеможением в кости, Навстречу солнцу и движенью, За новым племенем брести. (Ф.И.Тютчев)

«Философский энциклопедический словарь»: Нигилизм – (от лат. nihil – ничто) в широком смысле слова – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п. Иногда это отрицание предпринималось с целью утверждения и возвышения каких-либо иных ценностей (например, отрицание культуры в руссоизме сопровождалось призывом к возрождению естественной нравственности). В русской культуре второй половины XIX века нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев- шестидесятников, отрицавших изжившие себя социальные устои крепостнической России и религиозную идеологию, проповедовавших материализм и атеизм. Впоследствии термин «нигилизм» использовался реакцией для характеристики всех революционных сил 60-70гг., которым приписывались

вульгарный материализм, аморализм, анархизм. В западной философии понятие «нигилизм» появилось у Якоби, в социально-культурном значении употреблялось Ницше, понимавшем под «нигилизмом» осознание иллюзорности и несостоятельности традиционных идеалов буржуазного общества. Кьеркегор источником «нигилизма» считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. У Шпенглера «нигилизм» обозначал черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих» форм сознания, который и в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. Хайдеггер считал нигилизм магистральным движением в истории Запада, которое конечным следствием может иметь мировую катастрофу. Во французском экзистенциализме «нигилизм» рассматривался как проявление абсурдности существования (Камю). вульгарный материализм, аморализм, анархизм. В западной философии понятие «нигилизм» появилось у Якоби, в социально-культурном значении употреблялось Ницше, понимавшем под «нигилизмом» осознание иллюзорности и несостоятельности традиционных идеалов буржуазного общества. Кьеркегор источником «нигилизма» считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. У Шпенглера «нигилизм» обозначал черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих» форм сознания, который и в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. Хайдеггер считал нигилизм магистральным движением в истории Запада, которое конечным следствием может иметь мировую катастрофу. Во французском экзистенциализме «нигилизм» рассматривался как проявление абсурдности существования (Камю).

Толковый словарь Ожегова Толковый словарь Ожегова Нигилизм – полное отрицание всего, полный скептицизм. Детский (противопоставление себя взрослым как болезненное состояние или как результат неправильного воспитания). Нигилист – 1. В 60-х гг. 19в в России: сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество. 2. Человек, относящийся ко всему резко отрицательно скептически. Словарь Иностранных слов Словарь Иностранных слов Нигилизм (от лат. nihil ничто, ничего) Нигилизм (от лат. nihil ничто, ничего) 1) полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм. 2) прогрессивное течение русской общественной мысли 60-х гг. 19 века, отрицательно относившейся к устоям, традициям дворянского общества, к крепостничеству. 1) полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм. 2) прогрессивное течение русской общественной мысли 60-х гг. 19 века, отрицательно относившейся к устоям, традициям дворянского общества, к крепостничеству.

Советский энциклопедический словарь Советский энциклопедический словарь Нигилизм – (от лат. nihil – ничто) - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм, общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин получил свое распространение после появление романа «Отцы и дети» ( В русской публицистике 19в: У «охранителей» - бранная кличка, у рев. демократов – назв.участников демократического и революционного движения 60-х – 70-хгг., отрицавших крепостнические традиции.

Николай Петрович: ««Нигилист» - это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить: стало быть, это слово означает человека, который… который ничего не признает». Павел Петрович: «Нигилист – это человек, который ничего не уважает».

Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». К У К Ш И Н А «Д о л о й а в т о р и т е т ы». С И Т Н И К О В Они с ухарскою развязанностью прикомандировывают себя к делу, делаемому молодым поколением и, схватив одни наружные признаки этого дела, совершенно искренне исповедуют, что в них-то вся и сила. (Салтыков – Щедрин)

неуверенность в его сломала своей правоте? безответная любовь? не всегда в силах управлять чувствами? Догматическая вера в науку заменяет его мировоззрение

Работа творческой группы «психологов» (презентация) на тему:

Тургенев создал теорию «тайной психологии», согласно которой «психолог должен исчезнуть в художнике, как исчезает от глаз скелет под живым и тёплым телом, которому он служит прочной, но невидимой опорой. Тургенев создал теорию «тайной психологии», согласно которой «психолог должен исчезнуть в художнике, как исчезает от глаз скелет под живым и тёплым телом, которому он служит прочной, но невидимой опорой. «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления-в их расцвете или увядании»,-разъяснял писатель К.Н. Леонтьеву. «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления-в их расцвете или увядании»,-разъяснял писатель К.Н. Леонтьеву.

Отрицает любовь как нигилист Влюбляется в Одинцову Борьба взглядов и чувств

Май 1859г. Май 1859г. Я познакомился с Николаем Петровичем и его братом Павлом Петровичем. Николай Петрович очень похож на своего сына Аркадия. Я отношусь к нему с некоторым снисхождением и ценю его душевные качества – его доброту, простоту, отсутствие претензий. Николай Петрович не становится, как это делает его брат, оппозицию молодому поколению, он идёт навстречу новым идеям, старается понять их. Я не придаю этому большого значения, все-таки ценю эту терпимость и благожелательность и, со своей стороны, столь же терпимо отношусь к антипатичным мне дворянским, барским чертам душевном складе Николая Петровича и к его «устарелым» понятиям. Он славный малый. Стихи он напрасно читает, и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он - добряк. Он немножко робок. К Николаю Петровичу я отношусь снисходительно, пожалуй, с некоторой симпатией, то Павла Петровича я едва выношу, как, наверное, и он меня. Чудаковат он. Щегольство какое в деревне, подумаешь! Его накрахмаленные воротнички, и его гладко выбритый подбородок, и вся его щегольская, барская фигура, и его манеры, все его позы и претензии. Ногти – то, ногти, хоть на выставку посылай. Он даже не подал мне руку, какое высокомерие! Он смешон! Барин испорченного воспитания, избалованный жизнью, ничего не делающий, убивший лучшие годы на любовь к женщине. Я познакомился с Николаем Петровичем и его братом Павлом Петровичем. Николай Петрович очень похож на своего сына Аркадия. Я отношусь к нему с некоторым снисхождением и ценю его душевные качества – его доброту, простоту, отсутствие претензий. Николай Петрович не становится, как это делает его брат, оппозицию молодому поколению, он идёт навстречу новым идеям, старается понять их. Я не придаю этому большого значения, все-таки ценю эту терпимость и благожелательность и, со своей стороны, столь же терпимо отношусь к антипатичным мне дворянским, барским чертам душевном складе Николая Петровича и к его «устарелым» понятиям. Он славный малый. Стихи он напрасно читает, и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он - добряк. Он немножко робок. К Николаю Петровичу я отношусь снисходительно, пожалуй, с некоторой симпатией, то Павла Петровича я едва выношу, как, наверное, и он меня. Чудаковат он. Щегольство какое в деревне, подумаешь! Его накрахмаленные воротнички, и его гладко выбритый подбородок, и вся его щегольская, барская фигура, и его манеры, все его позы и претензии. Ногти – то, ногти, хоть на выставку посылай. Он даже не подал мне руку, какое высокомерие! Он смешон! Барин испорченного воспитания, избалованный жизнью, ничего не делающий, убивший лучшие годы на любовь к женщине.

Июнь 1859 г. Июнь 1859 г. Аркадий говорит, что он «влюблен» в Одинцову. А существует ли вообще любовь? Я всегда верен себе и имею собственную точку зрения по каждому вопросу, в том числе и о любви. Это чувство обычно мало контролируется разумом, всё же я твердо уверен, что любовь можно рассматривать только с точки зрения простой физиологии: не бывает таинственных отношений между мужчиной и женщиной, не существует загадочных взглядов исходя из анатомии человеческого глаза. Я не верю в любовь, отрицаю ее, считаю романтизмом, чепухой, гнилью и художеством. Я полагаю, что к женщине надо относиться просто: если можешь добиться толку - не отступай, если нет, то оставь все как есть. Я не верю в любовь! Я не верю! И ещё раз не верю ! Аркадий говорит, что он «влюблен» в Одинцову. А существует ли вообще любовь? Я всегда верен себе и имею собственную точку зрения по каждому вопросу, в том числе и о любви. Это чувство обычно мало контролируется разумом, всё же я твердо уверен, что любовь можно рассматривать только с точки зрения простой физиологии: не бывает таинственных отношений между мужчиной и женщиной, не существует загадочных взглядов исходя из анатомии человеческого глаза. Я не верю в любовь, отрицаю ее, считаю романтизмом, чепухой, гнилью и художеством. Я полагаю, что к женщине надо относиться просто: если можешь добиться толку - не отступай, если нет, то оставь все как есть. Я не верю в любовь! Я не верю! И ещё раз не верю !

Июль 1859 г. Июль 1859 г. Кто такая Одинцова? Кто она? Что она значит для меня? Зачем она встретилась в моей судьбе? Почему именно я должен был пасть ее жертвой? Столько вопросов, на которые я не знаю ответа. Кто такая Одинцова? Кто она? Что она значит для меня? Зачем она встретилась в моей судьбе? Почему именно я должен был пасть ее жертвой? Столько вопросов, на которые я не знаю ответа. После встречи с Одинцовой во мне начинают медленно назревать перемены, порожденные внутренней борьбой. После встречи с Одинцовой во мне начинают медленно назревать перемены, порожденные внутренней борьбой. Во мне начинают проявляться чувства ранее не свойственные мне. Например, робость. Я уже не могу сохранить свою обычную выдержку и самообладание. Во мне поселяется тревога. Я веду себя, как мальчишка! Для меня Одинцова умна и проницательна на редкость. Во мне начинают проявляться чувства ранее не свойственные мне. Например, робость. Я уже не могу сохранить свою обычную выдержку и самообладание. Во мне поселяется тревога. Я веду себя, как мальчишка! Для меня Одинцова умна и проницательна на редкость. Я влюблен в нее! Влюбленный в Одинцову всеми силами души, всеми силами ума и чем сильнее любовь, тем сильнее озлобленность. Как я мог влюбиться в нее?! Нет не понимаю… Но ведь я правда люблю ее… А говорил всем, что чувства - это вздор, романтика. В конце концов, сам оказался романтиком. Видел бы все Аркадий… Он уже и Я влюблен в нее! Влюбленный в Одинцову всеми силами души, всеми силами ума и чем сильнее любовь, тем сильнее озлобленность. Как я мог влюбиться в нее?! Нет не понимаю… Но ведь я правда люблю ее… А говорил всем, что чувства - это вздор, романтика. В конце концов, сам оказался романтиком. Видел бы все Аркадий… Он уже и Так что-то подозревает. Вот бы посмеялся надо мною. Не вижу другого выхода, как уехать немедленно отсюда… Да и родители, наверное, давно заждались. Завтра же скажу о своем решении Анне Сергеевне. Уеду непременно. Так что-то подозревает. Вот бы посмеялся надо мною. Не вижу другого выхода, как уехать немедленно отсюда… Да и родители, наверное, давно заждались. Завтра же скажу о своем решении Анне Сергеевне. Уеду непременно.

Август 1859 г. Август 1859 г. Завтра дуэль. Что она в себе несет. Я знаю, что дуэль – нелепость, но в данную минуту я вижу, что мне отказаться от нее решительно неудобно. По- моему, лучше сделать нелепость, чем, оставаясь благоразумным до последней степени, получить удар от руки или трости Павла Петровича. Завтра дуэль. Что она в себе несет. Я знаю, что дуэль – нелепость, но в данную минуту я вижу, что мне отказаться от нее решительно неудобно. По- моему, лучше сделать нелепость, чем, оставаясь благоразумным до последней степени, получить удар от руки или трости Павла Петровича. А что будет завтра? Что произойдет? Быть может, я умру? И что тогда? Мне страшно и в то же время я презираю этот страх в себе! А что будет завтра? Что произойдет? Быть может, я умру? И что тогда? Мне страшно и в то же время я презираю этот страх в себе! А будит ли кто-нибудь плакать обо мне? Будут ли меня помнить, или забудут на следующий день? Что будут говорить люди после моей смерти? Что? Что? Что? А будит ли кто-нибудь плакать обо мне? Будут ли меня помнить, или забудут на следующий день? Что будут говорить люди после моей смерти? Что? Что? Что? А что будет, если я раню, или, еще страшнее, убью Кирсанова. Как потом на меня будут смотреть люди? Как они будут ко мне относиться? Будет ли меня ненавидеть Аркадий? Я боюсь причинить боль и страдания людям! Что же будет завтра? Я весь в вопросах и сомнениях. Чувствую, мне не удастся уснуть всю ночь. Все решиться завтра! А что будет, если я раню, или, еще страшнее, убью Кирсанова. Как потом на меня будут смотреть люди? Как они будут ко мне относиться? Будет ли меня ненавидеть Аркадий? Я боюсь причинить боль и страдания людям! Что же будет завтра? Я весь в вопросах и сомнениях. Чувствую, мне не удастся уснуть всю ночь. Все решиться завтра!

Здравствуйте, дорогая Анна Сергеевна! Я не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с вами, Анна Сергеевна, проявляется моя уязвимость. Здравствуйте, дорогая Анна Сергеевна! Я не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с вами, Анна Сергеевна, проявляется моя уязвимость. С приезда в поместье к вам начинается моя смятенность. Сначала я не без усмешки думал: «Какой я стал смирненький». Потом стал легко раздражаться. Я страстно влюбился и тем самым приобщился к тому духовному миру, который до недавнего времени отрицал. Впервые я потерял веру в своё будущее. Одиночество приводит меня в трагическое состояние… Я потерял прежний интерес к жизни, поняв, что люблю вас, люблю безмятежно и сильно… С приезда в поместье к вам начинается моя смятенность. Сначала я не без усмешки думал: «Какой я стал смирненький». Потом стал легко раздражаться. Я страстно влюбился и тем самым приобщился к тому духовному миру, который до недавнего времени отрицал. Впервые я потерял веру в своё будущее. Одиночество приводит меня в трагическое состояние… Я потерял прежний интерес к жизни, поняв, что люблю вас, люблю безмятежно и сильно… Прощайте, дорогая моя Анна Сергеевна. Прощайте, дорогая моя Анна Сергеевна.

Тайный психологизм романа заключается в несоответствии подлинного душевного состояния и словесных заявлений, выражающих борьбу взглядов и чувств.

Работа группы искусствоведов: Прочтение судеб дворянских родов по их гербам.

Цели работы: Исследовать судьбы родов Тургеневых, Кирсановых, Одинцовых и Базаровых. Исследовать судьбы родов Тургеневых, Кирсановых, Одинцовых и Базаровых. Воссоздать эскизы гербов этих родов. Воссоздать эскизы гербов этих родов. Ответить на вопрос: мог ли быть герб у Евгения Базарова? Ответить на вопрос: мог ли быть герб у Евгения Базарова?

Герб рода Тургеневых Рыцарский шлем и перья – богатство, известность, уважение Золотая звезда – происхождение из Золотой Орды Серебряная рогатая луна – прежний магометанский закон Парящий с распростёртыми крыльями и отлетающий от луны орёл – удаление от магометанства и воспарение к свету христианской веры. Меч – заслуги перед Отечеством Конь – готовность и ревность к службе государю и отечеству

Герб рода Одинцовых Ясное солнце – свет, красота Голубое небо – вечность, свобода Зелёное поле – молодость, жизнь Дикая лошадь – независимость, одиночество, воля Красный огонь – завистники, всевозможные сплетни, небылицы, жизненные препятствия

Герб рода Кирсановых Корона – власть Перья – богатство, роскошь Меч между солнечным светом и землёй – война и мир Военная лошадь – готов служить отечеству Меч на красном фоне - мужество, бесстрашие, храбрость Голубой фон – мир Голубь, летящий к церкви – вера в Бога

А был ли герб у семьи Базаровых? - Нет. - Но почему? 1. Отец Базарова – штаб-лекарь, мелкий помещик, бесплатно лечил крестьян. 2. Слова Базарова: Мой дед землю пахал. 3. Тургенев: Мать Базарова была настоящая дворяночка прежнего времени: очень добра, набожна и чувствительна, суеверна… 4. Весь его домик состоял из 6 крошечных комнат, в углу стояла сломанная электрическая машина…

Вывод: Сцены и символы герба могут служить своеобразным прочтением судьбы всего дворянского рода.

Конец