Критерии оценивания ученических проектов Скосырев Н.Н. Информационная культура педагога в Программе Интел «Обучение для будущего»
Учитель и ученик – суть люди, то есть природные объекты Рефлексы, инстинкты, стимулы…
Условие плодотворного проявления рефлекса цели наличие напряжения в виде определённых препятствий То есть препятствие иногда может оказаться СРЕДСТВОМ достижения цели? Этим полезным затруднением окажутся наши критерии оценивания, которые дети получат раньше, чем приступят к оформлению результатов своих исследований!
«Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и всё учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе…» И.П. Павлов «Рефлекс цели» Задание «закончи фразу»:
Мой любимый дидактический принцип: обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учётом его личных целей
Непрерывно учитывать, сопоставлять, согласовывать, стыковать собственные ЦЕЛИ УЧЕНИКОВ, и МОИ цели на уроке. ИЗ ОСНОВНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ВЫТЕКАЕТ ДЛЯ МЕНЯ ЗАДАЧА:
Цели проекта учителя вторичны! Не с предметом к детям, а с детьми – к предмету (Хуторской А.В.) Цели детей первичны и отражаются в Программе (природосообразность), в целях учительских проектов, в критериях оценивания «достигнутости» целей.
Поскольку дальние цели порождают цели поближе (задачи), возникает дерево целей.
Целостность ученических проектов мы обеспечим, если приготовим критерии оценки для каждой ветки и развилки ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ тематического проекта.
А можно я не буду разрабатывать критерии оценивания в своём учебно- методическом проекте? Ответ: да, конечно, если Вы создаёте бесцельный «проект», который ни для чего не предназначен, детскую самодеятельность не подразумевает, и Вы сами на вопрос «зачем?» отвечаете по-детски «не знаю, просто так…», тогда никакие критерии оценивания успешности достижения поставленной цели не нужны, разумеется. Если цели нет, не надо и проверять, достигнута ли она!
В ходе тренинга разработаем УМП с деревом целей и критериями их достижения 1.автор УМП определяет ЦЕЛЬ УМП (выбирает потребности учеников, которые должен удовлетворить проект); 2.строит дерево целей и задач; 3.средством достижения целей указываются варианты самостоятельных исследований; 4.планируется поток побуждающих вопросов; 5.как самый широкий ответ на ОПВ возникает ТЕМА проекта; 6.разрабатываются обширные наборы критериев с учётом спектра исследований, предметной программы и специфики публикации, презентации или сайта; 7.создаём образцы от имени ученика, удовлетворяющие уже созданным критериям; 8.планируем исследования, добываем оборудование (дидактические материалы); 9.организуем защиту результатов исследований с опорой на всем известные тематические критерии, служившие ориентиром при подготовке; 10.фиксируем выводы проекта, пригодные для новых ОПВ.
Циркуляция оперативной и накопление структурной информации (ЗУНЦ)
Коллеги, у всех вас были цели. Мне интересно узнать ВЫ достигли каких- то СВОИХ целей, просмотрев данную презентацию?
И последний вопрос: Не показалось ли вам, что без отметок можно обойтись? Они по инерции ещё присутствуют на уроках. Но! Каким образом отсутствие отметок может сделать цель УМП недостижимой? Я не вижу потребности в них. А вы?