Лекция 4 Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература План 1. Публицистика, её сущность, формы, виды, жанры. 2. Сущность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологическое воспитание личности Выполнила : Галиуллина Азалия.
Advertisements

Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления.
«Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причем каждое.
Лекция 3 Профессиональная компетентность педагога 1. Понятие о профессиональной компетентности педагога. 2. Структура профессиональной компетентности педагога.
ИСКУССТВО 9 класс. ИСКУССТВОИСКУССТВО в широком смысле – это художественное творчество в целом: литература, архитектура и другие разновидности человеческой.
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Педагогическая деятельность, её сущность и ценностные характеристики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет «Легкая промышленность и дизайн» Кафедра «Государственные.
Активные методы обучения Юринская Н.Н.. Понятие и сущность метода обучения Метод- способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность.
Политическое сознание и политическое поведение цель урока: ? Д/З §
ЖУРНАЛИСТИКА Многообразная продукция этой деятельности – газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения т.д. Многообразная.
Урок развития речи. Цели : 1) повторить изученное о стилях речи, углубить знания о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере применения.
18 ноября 2011 г. Областной семинар учителей русского языка и литературы В МОУ гимназия 3 Распространение опыта работы.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Социальная компетентность личности Выполнил студент.
Правосознание и правовая культура Тема 11. Домашнее задание §16 Задание 1, 2, 3.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ одна из форм выражения результата методической деятельности, способ выражения и распространения методических знаний.
Публицистический стиль Автор проекта: Евгения Фелькер, 7 класс Руководитель: Коптелова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы.
Полежаева Анна Васильевна МОБУ «СОШ 1 им.А.П.Гайдара» п.Архара 2014 г.
Транксрипт:

Лекция 4 Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература План 1. Публицистика, её сущность, формы, виды, жанры. 2. Сущность педагогической публицистики. 3. Функции педагогической публицистики.

Публицистика (от лат. publicus общественный), род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества. Большая советская энциклопедия 1. Публицистика, её сущность, формы, виды, жанры. 2Сидоров С.В. -

Публицистика играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни. 3Сидоров С.В. -

4 Художественный образ Научное знание Публицистика Художественная литература Научная литература Общественная жизнь и общественное сознание Особенности публицистики по сравнению с художественной и научной литературой

Сидоров С.В. - Первые публицисты – античные ораторы и философы (Сократ, Демосфен, Цицерон и др.). Первые газеты были уже в Древнем Египте и Древнем Риме. В средневековой Европе появились информационные бюро: цехи писателей новостей (Рим, Венеция). Некоторые факты из истории публицистики

Формы публицистики: - словесная: письменная и устная; - графически изобразительная (плакат, карикатура); - фото- и кинематографическая (документальное кино, телевидение); - театрально-драматическая; - словесно-музыкальная. 6Сидоров С.В. -

7 Виды и жанры публицистики (В.Л. Цвик):(В.Л. Цвик) Основные виды: информационная, аналитическая, художественная. Каждый вид предполагает использование определённых жанров.

Сидоров С.В. - Жанры информационной публицистики: - заметка (текст может быть опубликован в печати или прочитан на радио, сопровождать изображение на ТВ); - интервью; - событийный репортаж. Жанры информационной публицистики: - заметка (текст может быть опубликован в печати или прочитан на радио, сопровождать изображение на ТВ); - интервью; - событийный репортаж. Информационная публицистика констатирует свершившиеся факты, отдельные события.

Сидоров С.В. - Жанры аналитической публицистики: - проблемная статья в печати; - проблемный репортаж; - беседа; - комментарий; - обозрение (в прессе, на радио и ТВ). Жанры аналитической публицистики: - проблемная статья в печати; - проблемный репортаж; - беседа; - комментарий; - обозрение (в прессе, на радио и ТВ). Аналитическая публицистика вскрывает причинно-следственные связи между явлениями, даёт им социально- политическую оценку. Аналитическая публицистика вскрывает причинно-следственные связи между явлениями, даёт им социально- политическую оценку.

Сидоров С.В. - Жанры художественной публицистики: - зарисовка; - очерк; - эссе; - фельетон и др. сатирические жанры. Жанры художественной публицистики: - зарисовка; - очерк; - эссе; - фельетон и др. сатирические жанры. Художественная публицистика раскрывает типическое, общее, через индивидуальное, отдельное.

Сидоров С.В Социопознавательная (информационно-познавательная): познавать общественные явления, используя «все накопленные человечеством познавательные средства – и научные, логико-понятийные, и художественные, эмоционально-образные». Основные функции публицистики (Е.П. Прохоров):

Сидоров С.В Социопсихологическая (социально-педагогическая): формировать общественное сознание, «постоянно откликаясь на реалии общественного мнения, стремиться «вести» его за собой, своим (желательно адекватным) представлением о должном состоянии массового сознания»).

2. Сущность педагогической публицистики. 13Сидоров С.В. - Педагогическая публицистика как массовое явление возникает с развитием журналов и газет в XIX в. Н.И. БондаренкоН.И. Бондаренко разграничивает современные понятия «педагогическая пресса», «педагогическая журналистика», «педагогическая публицистика»

Сидоров С.В. - Педагогическая пресса – вся совокупность газет, журналов, периодических и непериодических сборников, которые целиком или частично посвящены проблемам образования, вопросам педагогической теории и практики.

Сидоров С.В. - Педагогическая журналистика многогранное явление, включающее в себя: - профессиональную деятельность по сбору, переработке и распространению актуальной педагогической информации; - многообразную продукцию этой деятельности; - каналы распространения педагогической журналистской информации; - совокупность профессий в ее рамках; - соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях.

Сидоров С.В. - Педагогическая публицистика – жанр педагогической журналистики, род произведений (публикаций), посвященных острым, насущным проблемам и явлениям системы образования и изложенных, как правило, в яркой полемичной форме.

Научно-педагогическая литература Педагогическая публицистика Адресована специалистамАдресована широкому кругу читателей Стилистически нейтральна, объективна Образна, субъективна Оперирует научными фактами и понятиями Допускает популяризацию научных фактов и понятий Освещает актуальные проблемы педагогической науки и практики Освещает актуальные проблемы взаимодействия общества и образования Сравнение научно-педагогической литературы и педагогической публицистики 17Сидоров С.В. -

По Т.А. Сутыриной: - информационная, - формирующая, - воспитательная, - интегрирующая, - стимулирующая, - актуализирующая, - инверсионная, - функция антиципации, - функция апперцепции и др. 3. Функции педагогической публицистики. 18Сидоров С.В. -

19 Информационная: педагогическая публицистика отражает актуальные, общественно значимые педагогические проблемы, сообщает о них общественности, делает научно- педагогические знания доступными широкому кругу людей.

Функция антиципации (от лат. аnticipation предвосхищение): предвосхищает, предвидит развитие событий, явлений, идей, результатов действий, новаций и т.д. 20Сидоров С.В. -

Формирующая: целенаправленно формирует общественное мнение по проблемам современного педагогического процесса, внедряет в общественное сознание новые педагогические идеи. 21Сидоров С.В. -

Воспитательная: активно воздействует на сознание и поведение читателей, формирует целевые установки педагогического сознания через представления, взгляды, убеждения; формирует активную жизненную позицию. 22Сидоров С.В. -

Интегрирующая: объединяет информацию из различных областей образования, культуры, науки и создает новое упорядоченное единство и целостность знаний. 23Сидоров С.В. -

Стимулирующая: позволяет использовать знания в качестве ориентира или даже руководства к действию; побуждает к самостоятельному решению теоретических и практических проблем. 24Сидоров С.В. -

Актуализирующая: постижение педагогической действительности, её проблем и целей, осмысление педагогического опыта, искусства воспитания, профессиональной компетентности педагогов, перевод потенциального знания в актуальное. 25Сидоров С.В. -

Инверсионная: педагогическая публицистика не только «черпает» идеи, проблемы, «сюжеты» из социума, но и сама оказывает влияние на последующий ход развития социальной жизни и образования как социального института. 26Сидоров С.В. -

Функция апперцепции (от лат. ad к, perceptio восприятие): помогает читателю эффективнее воспринимать педагогическую информацию, обращаясь к его жизненному опыту и расширяя его, опираясь на особенности восприятия личности. 27Сидоров С.В. -

Использованные источники Белкин А.С., Кутьев В.О. Актуальные понятия современной педагогики. – Режим доступа: e= &start_from=&ucat=& e= &start_from=&ucat=& Сутырина Т. А. Ментально-миссионная роль педагогической публицистики. – Режим доступа: %81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B Сидоров С.В. -