Свободные экономические зоны в России. Презентацию выполнили ученицы 11 « А » класса Бардукова Н. и Янцевич Ек.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила ученица 11 «А» класса Добровольская Анна Учитель: Плотникова Валентина Филипповна.
Advertisements

Свободные экономические зоны в мировой экономике, их функции и классификация. Офшорные финансовые центры.
Анализ законодательства Республики Узбекистан в части создания и функционирования СЭЗ.
Министерство Образования и науки Архангельской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Среднего профессионального.
ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ Магистерская диссертация на тему «Организация управления и особенности функционирования особых экономических зон:
Возможности и предпосылки создания СЭЗ в Узбекистане Хуршид Рустамов Ташкент, 2007 год.
1 Греф Герман Оскарович Министр экономического развития и торговли Российской Федерации О проектах федеральных законов, регулирующих порядок создания и.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Роль государства в экономике России. Российская экономика уникальный формирующийся рынок, в том смысле, что по своей сути является усеченным вариантом.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
СЭЗ как инструмент повышения благосостояния страны и привлекательности для ведения бизнеса: обзор международного опыта Координатор исследования: Хабиров.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ Кузнецова С.Н. К.э.н., доцент, Нижегородский государственный педагогический.
Сравнительный анализ по проекту Федерального закона « О территориях опережающего социально - экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации.
Стратегия развития Дальнего Востока России: итоги реализации и формирование особых условий Заместитель полномочного представителя Президента Российской.
Инновационное развитие территорий с низким научно- техническим потенциалом д.э.н. В.В. Иванов заместитель главного учёного секретаря Президиума РАН.
1 Республика Казахстан, 2009 г. О процессе формирования Таможенного союза.
Развитие нормативно-правового регулирования в науке и инновационной деятельности Москва 2006.
Свободные экономические зоны. Под СЭЗ следует понимать часть территории страны, где государство устанавливает особый режим управления, наиболее благоприятный.
Презентация Механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности Исакова Елизавета.
Транксрипт:

Свободные экономические зоны в России. Презентацию выполнили ученицы 11 « А » класса Бардукова Н. и Янцевич Ек.

Содержание : 1. Сущность, основные черты СЭЗ. 2. История организации СЭЗ в России. 3. Типы СЭЗ, существующих в России. 4. Современное состояние СЭЗ в России. 5. Примеры СЭЗ в России. 6. Особые экономические зоны России. 7. Заключение.

Сущность, основные черты СЭЗ. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ - часть национально - государственной территорий, на которой действуют особые льготные условия для иностранных и национальных предпринимателей. Главная цель создания - подъем экономики региона, повышение ее эффективности. Обеспечивается посредством : привлечения материальных и финансовых ресурсов зарубежных паритетов и отечественных предпринимателей ; внедрения передовой техники и технологий ; создания экспортно - ориентированных производств и увеличения на этой основе валютных поступлений ; освоения передового опыта управления и организации маркетинга ; создания новых рабочих мест ; освоения зарубежных рынков сбыта и др. Для формирования благоприятных условий деятельности свободных зон используется следующий набор льгот : освобождение от налогов или установление низких налогов по сравнению с другими территориями или соседними странами ; беспошлинный ввоз сырья, полуфабрикатов, комплектующих узлов, машин и оборудования ; упрощенный режим учреждения и регистрации фирм ; льготное кредитование ; либерализация валютных операций и др.

Создаются как в развитых, так и в развивающихся странах. В зависимости от целей и задач различают несколько видов зон : свободные склады, свободные таможенные зоны, научно - технические зоны ( технопарки ). Особым режимом функционирования отличаются оффшорные зоны. В России в первые годы проведения экономических реформ была предпринята попытка создания 11 зон на уровне целых краев и областей. Такая мера не оправдала себя. В настоящее время создаются свободные таможенные зоны, расположенные вблизи крупных международных аэропортов ( Шереметьево и Внуково ), а также международных портов. Создаются свободные таможенные склады в Москве и Московской области. В 1996 г. был принят Закон « Об особой экономической зоне в Калининградской области », предусматривающий режим свободной таможенной зоны, отличающийся от других зон.

История организации СЭЗ в России. Процесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце 80- х годов, может быть разделен, на несколько этапов : 1. На первом этапе ( конец 80- х г.) происходило зарождение самой идеи. По инициативе правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных зон. Свободные зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в регионах с развитым научно - техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. 2. К началу 90- х годов государственная концепция свободных зон дополнилась множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое развитие, как только в ходе суверенизации союзных республик рассмотрение вопроса о создании зон было официально перенесено на республиканский уровень : в июле - сентябре 1990 г.

Отмечу следующие характерные черты СЭЗ : а ) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе : внешнеторговых снижение или отмену экспортно - импортных пошлин фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу ( прибыль или доход, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее компоненты ( амортизационные отчисления, издержки на заработную плату и транспорт ), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения ; финансовых, включающих различные формы субсидий административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда - выезда иностранных граждан. б ) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре ; в ) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти. Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

ВС РСФСР принял предложения 11- ти региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной области.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СЭЗ. Типы СЭЗ, организуемых в России. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СЭЗ. Типы СЭЗ, организуемых в России. Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы : комплексные зоны производственного характера ; внешнеторговые ( свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные ); функциональные, или отраслевые ( технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Комплексные зоны. Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры. К комплексным зонам может быть отнесена ( по крайней мере, по замыслам их создателей ) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт - Петербурге и др.

Внешнеторговые зоны. Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита. К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли " Шерри - зон " ( около аэропорта " Шереметьево "), свободные таможенные зоны " Московский Франко - Порт " ( около аэропорта " Внуково "), " Франко - Порт Терминал " ( на территории московского Западного речного порта.

Отраслевые зоны. Отраслевые зоны ( технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно - технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта. К отраслевым зонам научно - технического характера относится СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи ; к зонам финансового (" оффшорного ") характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии ; к зонам туристическо - курортного типа - особая экономическая зона " Кавказские Минеральные Воды "

Свободные экономические зоны в России : современное состояние. Основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно - правовой базы. Устройство свободных зон должно регламентироваться четко сформулированным законом, а не постоянно меняющимися решениями исполнительной власти. Без базового федерального закона о СЭЗ реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений будет неизбежно упираться в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами федерального законодательства ( что и подтвердила российская практика ). Принятие же такого закона позволило бы упорядочить многочисленные нормативно - правовые акты, принятые по вопросу о СЭЗ, открыв таким образом новый специальный раздел в федеральном законодательстве - раздел о СЭЗ, а также внести в другие специальные разделы законодательства ( налоговый, таможенный, валютный, банковский и т. д.). те дополнения и изъятия, без которых реальное развертывание зональной практики не представляется возможным.

Приморская « Находка ». СЭЗ " Находка ", первая в России, была образована в октябре 1990 года. Особенности : выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть ( конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта ); отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азитско - Тихоокеанского региона ; наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности : до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России ; достаточно ограниченная ( по сравнению с некоторыми " гигантскими " российскими СЭЗ ) территория ( менее 5 тыс. кв. км ).

Балтийский « Янтарь ». Согласно положению о СЭЗ " Янтарь ", принятому в сентябре 1991 года, с которого началась история свободной зоны в Калининградской области, целями создания СЭЗ были ускорение решения задач социально - экономического развития Калиниградской области, повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово - экономического и научно - технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона, развития производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита, отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике. Особенности : выгодное экономико - географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой, наличие незамерзающего морского порта ; уникальные залежи янтаря ( до 90% мировых запасов ); изолированность области от остальной территории России границами других государств, что повышает транспортные расходы и одновременно увеличивает политические риски хозяйственной деятельности в регионе ; использование для военных нужд значительной части территории, втрое большей, чем площадь территорию гражданского заселения, что создает неблагоприятный климат для его внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных капиталов.

Особые экономические зоны России. 22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон : четыре технико - внедренческих ( инновационных ) в городах : Дубна, Москва ( Зеленоград, ТВЗ « Зеленоград »), Санкт - Петербург ( посёлок Стрельна, зона « Нойдорф »), Томск ; две промышленно - производственные зоны в городах : Елабуга ОЭЗ « Алабуга ». Липецк ОЭЗ « Липецк ». 3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон турист c ко - рекреационного типа : в Республике Алтай, Республике Бурятия, в Алтайском крае, в Краснодарском крае, в Ставропольском крае, в Иркутской области, в Калининградской области На конец 2009 года всего на территории ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов.

Заключение : Придать импульс развитию свободных экономических зон может базовый федеральный закон о свободных экономических зонах. Речь, разумеется, идет не только об устранении пробела в законодательстве. Как известно, свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортного потенциала страны, увеличения объема и улучшения структуры экспорта товаров, расширения внешней торговли, увеличения поступлений в доходную часть бюджета на основе привлечения иностранных и отечественных инвестиций, новых техники и технологий, использования международного опыта управления этими структурами.