Малый и средний бизнес в России: основные тенденции и ключевые проблемы развития Ю.Симачев Институт комплексных стратегических исследований simachev@icss.ac.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Advertisements

1 КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ О мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
Микрофинансирование в России: быстрый рост и перестройка рынка По материалам исследования Центра стратегических разработок Вячеслав Широнин.
Роль и место экономики Ленинградской области в Северо-Западном Федеральном округе и Российской Федерации.
Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей Предпринимательский климат в России: ключевые направления работы А.Н. Шохин Президент РСПП Москва,
ИНВЕСТИЦИИ в комплексное развитие регионов на базе территориально-производственных КЛАСТЕРОВ.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Инвестиции
Городская Экономика Частный сектор городской экономики Выполнила: студентка ФЭУТ 4-2 Родионова Н. Е.
Местное Экономическое Развитие Ефанов В.В. Презентация учебного модуля в рамках совместного проекта IMUG.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., доц. кафедры ЭиАУ Резникова Екатерина.
Малое предпринимательство в экономике России и Германии Роль сектора и меры государственной политики по его развитию Дни российской экономики во Франкфурте.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Новосибирск, 12 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Транксрипт:

Малый и средний бизнес в России: основные тенденции и ключевые проблемы развития Ю.Симачев Институт комплексных стратегических исследований При подготовке данного материала, обсуждении основных идей большая помощь была оказана Кузнецовым Б. (Межведомственный аналитический центр) и Горстом М. (Институт комплексных стратегических исследований), за что автор выражает им глубокую признательность

1.Основные этапы и факторы развития малого предпринимательства в России 2.Дисбалансы в развитии малого предпринимательства 3.Концепции роли МСП в экономике 4.Некоторые дискуссионные вопросы 5.Административные барьеры 6.Теневой оборот 7.Доступ к финансированию 8.Специфика проблем на этапах эволюции малой фирмы 9.Интеграция в цепочки формирования стоимости 10.Система налогообложения 11.Система государственной поддержки 12.Некоторые выводы и уроки Приложение – отдельные иллюстрации к докладу План доклада

Ряд идей и иллюстрации данной презентации основаны на следующих материалах: Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия», М. «Весь Мир», 2002 (доклад Всемирного банка). Дэвид Б. Одретч (David Audretsch) «Значение малых предприятий в придании экономике США динамичного характера», Доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке. МАП России Об итогах работы центрального аппарата, территориальных управлений Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в 2002 году и задачах на 2003 год. Доклад МАП России. Российское обозрение малых и средних предприятий. Ресурсный центр малого предпринимательства А.Ю.Чепуренко. Каков тип рациональности поведения российских малых предпринимателей. В кн. Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России. М.: ГУ ВШЭ, Занятость, малый бизнес и рынки труда в России и Молдове». М. РНИСНП, Структурные изменения в российской промышленности. ВШЭ. Книга-отчет для USAID. М.: Исследование административных барьеров. РНИСиНП по заказу FIAS (2002). Мониторинг административных барьеров развития малого и среднего предпринимательства. Центр экономических и финансовых исследований и разработок и Всемирный банк. Изучение ситуации в секторе малого и среднего бизнеса. ИСАРП. М.: Неформальный сектор в российской экономике. ИСАРП. М.: Финансовые технологии в малом предпринимательстве. Ресурсный центр малого предпринимательства Анализ развития предпринимательства в Пермской, Псковской, и Тверской областях. Ресурсный центр малого предпринимательства. Август Survey of SME demand for banking services/loans in selected regions of the Russian Federation. Shironin Изучение состояния и перспектив развития сферы банковских финансовых услуг малому бизнесу. Рабочий центр экономических реформ – либеральная альтернатива г. Шестоперов О.М., Шеховцов А.О. Доклад «Основные проблемы, возникающие у малых предприятий в процессе получения и реализации государственных и субподрядных заказов» по результатам проекта «Создание методической базы для развития рынка субконтрактации в РФ» Развитие спроса на правовое регулирование корпоративного управления в частном секторе. МОНФ. М.: Налогообложение малого предпринимательства (законодательная правоприменительная практика в России и регионах, реформа налогообложения малого бизнеса), М.: Информационно-консультационный центр "Бизнес-Тезаурус", Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шести пилотных регионов). «Бизнес- тезаурус». М.: 2001.

1. Основные этапы и факторы развития малого предпринимательства в России А. Системный и структурный кризис годы легализация малого предпринимательства образование огромных ниш в трансакционной сфере низкая эффективность крупного и среднего бизнеса низкий платежеспособный спрос населения ограниченные возможности получения кредитов неразвитая правовая среда для деятельности МП слабость правовой защиты, криминальный и государственный рэкет Б. Этап стабилизации годы стабилизация хозяйственных связей рост доходов населения сохранение спроса на посреднические услуги в части бартерных схем ужесточение конкуренции в розничном сегменте в «корпоративном» сегменте снизился спрос на «помощь» в выводе активов постепенное «умирание» части традиционных сфер индивидуального предпринимательства В. Этап роста с 1999 года сокращение рынка посреднических услуг вследствие роста монетизации экономики повышение эффективности сектора крупных предприятий экспансия крупного бизнеса на сегменты рынка МП повышение эффективной нагрузки на МП за счет более эффективного администрирования

2. Дисбалансы в развитии малого предпринимательства Малый бизнес во все меньшей степени связан с реализацией предпринимательской инициативы - на фоне незначительных изменений числа малых предприятий наблюдается резкий рост ПБОЮЛов. Нет существенных сдвигов в отраслевой структуре малого бизнеса: в нем все так же доминируют фирмы в сфере торговли и общественного питания (46% в общем числе малых предприятий), а тенденций к развитию наукоемких, инновационных малых предприятий не наблюдаются. Сектор малых предприятий весьма статичен - прирост числа новых малых фирм незначителен, из малого бизнеса плохо «вымываются» неэффективные предприятия (34% МП убыточны). Существенного расширения класса предпринимателей не происходит - большинство новых фирм создается «старым» кругом собственников. Малые предприятия ориентированы преимущественно на локальные рынки, на удовлетворение спроса местного населения, при этом лишь незначительная часть их продукции (услуг) идет на экспорт (только у 7% малых предприятий потребители находятся за пределами России). Уровень инвестиционной активности малых предприятий по сравнению со средними и крупными фирмами весьма низок. Именно в малом бизнесе в большей степени отмечаются тенденции к «проеданию» капитала. Высокими остаются масштабы «теневого» оборота в МБ. Если малый бизнес и растет, то чаще путем «размножения» количества фирм, находящихся в собственности примерно одного и того же круга собственников, а не укрупнения малой фирмы до масштабов средней.

3. Концепции роли МСП в экономике А. Концепция «выживания» или «естественного отбора» МСП Малая фирма - «уменьшенная» копия или зародыш обычного (среднего или крупного) предприятия. Малая фирма при прочих равных условиях имеет меньшую эффективность, чем более крупная, поскольку не может использовать эффект масштаба производства. Малая фирма должна стремиться к росту масштабов для того, чтобы привести свои размеры в соответствие с оптимальными для данного рынка. Незначительной части малых фирм удается увеличить масштабы бизнеса, они переходят в разряд средних и крупных, остальные – уходят с рынка. При отсутствии значимых барьеров входа на рынок появление новых игроков на рынке должно вести к росту конкуренции, снижению средней нормы прибыли и постепенному вытеснению «суб- оптимальных» фирм. Возможность длительного и устойчивого существования малой фирмы существует только на неэффективных рынках. Б. Концепция МСП как «двигателя прогресса» Данная концепция получила распространение в последние годы и основана преимущественно на данных о развитии США в 80-е и 90-е годы прошлого века. Малая фирма при прочих равных условиях характеризуется большей гибкостью и адаптивностью. Большая гибкость и адаптивность малых предприятий дает преимущества, прежде всего, в быстро меняющихся условиях (будь то технологические изменения или экономическая среда в целом). Малые фирмы, оперативно реагируя на спрос к изменениям со стороны крупного бизнеса, становятся источниками инноваций в экономике. Динамическая роль малого бизнеса как источника развития значительно превышает его относительно низкую эффективность по сравнению с крупным бизнесом в каждый данный момент времени.

4. Некоторые дискуссионные вопросы МСП можно рассматривать не с позиций статического вклада в российскую экономику, а как фактор обеспечения ее динамичного роста. В этой связи возникают следующие вопросы: Что мешает реализации модели быстрого роста отдельных успешных малых фирм? Что препятствует использованию «потенциала гибкости» МСП? Каковы барьеры при создании, росте, диверсификации, ликвидации малой фирмы? В каких случаях и формах может быть уместной поддержка государства?

5. Административные барьеры Административное регулирование препятствует не столько созданию малой фирмы, сколько ее развитию (росту и диверсификации) Существенным барьером для роста малой фирмы является неоднородность административных барьеров - микро- предприятия находятся в «яме» низкой административной нагрузки (чем крупнее бизнес, тем более он зависим от органов власти и «заметен») Малый бизнес «обтекает» научно-производственные сферы деятельности – административные барьеры в этих сферах выше С более значительными издержками связаны диверсификация деятельности, осуществление инноваций нежели фронтальный рост малой фирмы (увеличение численности занятых) Высокая удельная административная нагрузка на МБ определяется не столько числом проверок и контрольных органов, сколько издержками по ведению бухгалтерского и налогового учета «Внешняя среда» адаптируется к нуждам крупного бизнеса

6. Теневой оборот Теневой оборот исторически возник как реакция предприятий на высокий уровень налоговой нагрузки в сочетании низким уровнем налогового администрирования Теневой оборот более существенен в микробизнесе, с ростом масштабов бизнеса существенно усиливается риск обнаружения нарушений со стороны контрольных органов «Теневые» фирмы вытесняют с рынка аналогичные по масштабам легальные фирмы, так как могут обеспечить ценовую конкурентоспособность своей продукции (услуг) Новые микро-предприятия попадая в среду «теневых» фирм вынуждены или тоже стать теневыми, или уйти с рынка «Теневые» фирмы ограничены в легализации своих ресурсов для динамичного развития Эволюционный рост «теневых» фирм затруднен

7. Доступ к финансированию Финансирование малых предприятий в основном осуществляется из собственных источников, выбор внешних источников ограничен партнерскими и банковскими кредитами. Характерное отличие российских малых предприятий – заметно меньшая роль в финансировании их деятельности долевых инвестиций, при этом «компенсатором» выступает партнерский кредит Единственным реальным внешним источником инвестиций являются банковские кредиты (партнерский кредит больше используется для пополнения оборотных средств) Характерное отличие российских малых предприятий – острая проблема предоставления обеспечения по возврату банковского кредита Система государственной поддержки (в части микрокредитования) плохо «настроена» на преодоление «разрыва» в доступе растущей малой фирмы к банковскому кредитованию

8. Специфика проблем на этапах эволюции малой фирмы При создании малой фирмы принципиальной проблемой является формирование стартового капитала, однако поддержка государства на данной стадии минимальна С возрастом предприятия начинают испытывать давление недостатка финансовых ресурсов для инвестиций Рыночные преимущества от длительного существования малой фирмы (имидж, кредитная история и т.п.) не «компенсируют» проблемы дефицита инвестиционных ресурсов Существующая система поддержки малого предпринимательства не создает значимых мотиваций к эволюционному развитию существующей фирмы Для развития «взрослых» малых фирм очень важны устойчивые связи с крупными и средними предприятиями

9. Интеграция в цепочки формирования стоимости Существенный барьер для развития малых предприятий – низкий уровень их интегрированности в цепочки формирования стоимости Спрос со стороны крупных предприятий на инновации (источником которых могло бы быть МСП) очень ограничен. Практика выдачи госзаказов не эффективна с позиций стимулирования формирования кооперационных связей малого/среднего/крупного бизнеса – нет требований по размещению заказов среди малых фирм в рамках субконтрактации Отсутствуют действенные программы стимулирования экспорта применительно к МБ Включение в цепочки формирования стоимости требует более эффективных инструментов (судебных и прочих) обеспечения исполнения контрактов для малых предприятий При переходе на упрощенную систему для малой фирмы затрудняется взаимодействие со средними и крупными фирмами ввиду невозможности вычета НДС

10. Система налогообложения Не следует акцентироваться на проблеме высокой налоговой нагрузки – эта проблема существует не только у малых предприятий Частота налоговых проверок является далеко не самым обременительным элементом налоговой системы для малых предприятий Существенными барьерами для роста малой фирмы являются крайне нестабильные и плохо предсказуемые условия налогообложения, нечеткость налоговых норм Доступ малых предприятий к льготным налоговым режимам ограничен, при этом «выход» за рамки льготного режима ведет резкое изменение налоговых условий без адаптационного периода Некоторые предприниматели диверсифицируют риски – создают несколько малых фирм, работающих в различных налоговых режимах, а также «отрабатывающих» на своей практике отдельные наиболее спорные моменты налогового законодательства

11. Система государственной поддержки Система государственной поддержки нейтральна к каким либо концепциям развития малого предпринимательства, ориентируется на потребности «большинства» в МБ, замыкается только на малое предпринимательство вне связи с развитием среднего бизнеса На уровне деклараций представители всех органов власти, министерств и ведомств говорят о необходимости развития малого предпринимательства и его поддержки Принцип поддержки малого бизнеса не является «сквозным» при рассмотрении таких вопросов, как содействие экспорту, приватизация, реформа налогообложения В рамках четырех федеральных целевых программ (на протяжении годов) устанавливались и ни разу не были достигнуты целевые параметры развития малого предпринимательства Ни одна из этих федеральных целевых программ не была профинансирована в полном объеме, уровень финансирования (из федерального бюджета) программ поддержки МП очень низок Есть большой арсенал инструментов поддержки МП, но они разрозненны и плохо настроены на потребности инновационных, научно- производственных малых фирм – происходит распыление ограниченных ресурсов

12. Некоторые выводы и уроки (будут изложены в выступлении)

Приложение Отдельные иллюстрации к докладу

Оценка вклада малых предприятий в российскую экономику Число МП, тыс. 882,3 Удельный вес МП в общем числе предприятий и организаций, % 22,9 Среднесписочная численность занятых на МП, млн. человек 7,2 Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых, % 14,5 Объем продукции (работ, услуг), произведенных на МП, млрд. руб. 1159,9 Удельный вес МП в общем объеме выпуска, % 6,1 Инвестиции МП в основной капитал, млрд. руб. 49,7 Доля инвестиций МП в общем объеме инвестиций в основной капитал, % 2,8 Число МП, приходящихся на 1 тысячу жителей страны 6,1 Доля МП в добавленной стоимости, % Доля МП в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет, % 8-10

Динамика изменения количества субъектов малого предпринимательства

Отраслевая структура малого предпринимательства

Значимость различных административных барьеров для МСП

Масштабы теневой деятельности в малом предпринимательстве 1999 год оборот малых предприятий занижен на 20-30% заработная плата работников малых предприятий занижена на треть реальная численность занятых в малом бизнесе занижена на четверть число реально действующих на рынке фирм больше по сравнению с официальной отчетностью на 10-20% 2000 год в «тени» - 17% объема выручки в официальной отчетности не отражено 20% реального фонда оплаты труда неофициально выплачивается 8% объема платежей за арендуемые помещения и 12% платежей поставщикам на неформальные «налоги» или «дивиденды» различным «крышам» идет 2,5% от общего объема выручки

Проблемы фирмы при ведении теневой деятельности

Источники финансирования ( не более трех источников) Для пополнения оборотных средств Для инвестиций в развитие фирмы % выбравших этот источник / место доходы от деятельности предприятия92/184/1 средства учредителей24/333/2 кредиты финансовых учреждений, банков24/421/3 заемные средства у друзей, знакомых, родственников33/217/4 финансовая поддержка местных властей, фондов предпринимательства 8/711/5 имущество физических и юридических лиц9/59/6 ссуды других организаций, предприятий9/65/7 гранты (благотворительная помощь)2/83/8 займы кредитных кооперативов (союзов)1/9 Основные источники финансирования малых предприятий

Структура источников финансирования МСП в России и странах ОЭСР

Основные проблемы на пути привлечения внебюджетных средств 1999 г. – опрос в Москве 2000 г. – опрос в 8 регионах 2001 г. – опрос в 3 регионах Очень высокие проценты по кредитам Небольшой срок кредитования Трудности в предоставлении собственных гарантий Ограниченность механизмов предоставления государственных гарантий Трудности в получении гарантий третьих лиц..49 Необходимость личных связей в банках12 39 Необходимость передачи контроля над фирмой инвестору Трудности в подготовке необходимых документов, бизнес-планов Нет необходимости в привлечении средств Проблемы в привлечении внебюджетных ресурсов

Факторы, ограничивающие доступ МСП к банковскому кредитованию

Ключевые проблемы на этапе создания малой фирмы

Источники формирования стартового капитала

Основные проблемы в процессе эволюции малой фирмы

Преимущества хороших связей с крупным предприятием Длительность работы предприятия Более 5 лет3-5 лет Не более 2-х лет Гарантированные заказы Доступ к передовым технологиям Найм квалифицированных сотрудников Выгодные условия аренды Доступ в органы власти для отстаивания своих интересов Роль связей с крупным бизнесом в процессе эволюции малой фирмы

Система связей малого предприятия

Способы разрешения хозяйственных споров

Оценка налоговой системы