Заместитель директора по методической работе БОУ ВМР «Белоручейская средняя общеобразовательная школа» Упадышева Светлана Алексеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
монолог учителя ; монолог учителя ; фронтально - индивидуальный опрос ; фронтально - индивидуальный опрос ; информирующая беседа ; информирующая беседа.
Advertisements

Методы и формы компетентностного обучения И.С. Сергеев В.И. Блинов.
Компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход в образовании – подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной.
вопросы для сравненияакадемические учебные предметы компетентностные учебные предметы 123 Что это за предметы?история биология география химия физика.
Основные компоненты эвристического урока. 1 этап разработки Составление Вашей цели планируемого эвристического урока. Возможные цели учащегося. Соотнесение.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа 63»
Ф ОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ О ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. МОУ «Дороховская СОШ» Учитель истории и обществознания Вербшина Галина.
Зеленцова Е.О.. Умение адекватно Умение раскрывать тему Умение собирать и воспринимать и основную мысль текста систематизировать устную и письменную материал.
Выступление на педагогическом совете Учитель 1 уровня, Сычева В.М г.
Педагогический совет «Реализация воспитательного потенциала урока»
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Методико педагогический семинар октябрь 2012 год Требования к уроку с позиции компетентностного обучения Плохой учитель преподносит истину, хороший- учит.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Технология проекта. Современные технологии: коммуникативная задачная игровая парацентрическая.
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Транксрипт:

Заместитель директора по методической работе БОУ ВМР «Белоручейская средняя общеобразовательная школа» Упадышева Светлана Алексеевна.

Плохой учитель преподносит истину, хороший- учит ее находить. А.Дистерверг.

1. Целеполагание на уроке 2. Мотивация 3. Деятельностные методы и приемы обучения 4. Рефлексивное пространство урока

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цели должны быть: · Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные. · Конкретные. · Понятные. · Осознанные. · Описывающие желаемый результат. · Реальные. · Побудительные (побуждать к действию). · Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей;

предметные цели – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме;

креативные цели – составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины;

когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов;

оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий.

Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта – наиболее эффективный способ целеполагания.

-сформулируйте вопросы к двум цитатам. -выберите из перечня целей те, которые отвечают Вам.

1) изучить материал модулей; 2) составить собственное представление о предлагаемом реальном образовательном объекте; 3) усвоить основные понятия и законы темы; 4) подготовить доклад по одной из проблем (указать); 5) качественно подготовиться к получению зачета по курсу; 6) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать); 7) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений; 8) углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их); 9) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами; 10) проявить и развить свои способности (назвать их); 11) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты; 12) научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы; 13) доказывать и опровергать утверждения педагога; 14) свой вариант цели.

Педагогические цели прогнозируют изменения в личностных структурах учащихся: знаниях, умениях, ценностных ориентациях, интеллектуальных свойствах Поставить пед. цель – значит определить изменения, которые должны произойти в свойствах ребенка к концу урока

Выберите формулировки, соответствующие признакам педагогических целей 1Рассказать о проблемах, с которыми встречается каждая молодая семья 2Научить узнавать авторский стиль 3Систематизировать знания о специфике музыкальной культуры разных стран 4Показать роль музыкальной композиции в раскрытии музыкального содержания 5Обсудить правила поведения в филармонии 6Подвести к выводу об ответственности за свой выбор

7 Вызвать интерес к поиску музыкальных примеров разных народов 8 Познакомить с творчеством С.В. Рахманинова 9Научить определять особенности русских народных песен по жанровому признаку 10Обратить внимание на особенности творческой манеры П.И. Чайковского

1Научить работать со справочной литературой 2Развитие способностей системного анализа 3Сформировать представление о современном образованном человеке 4Научить анализировать литературные произведения эпического характера Иерархия целей: цели формирования личности ( О ) цели обучения в школе (Ш)цели предмета (П) цели темы (Т)цели урока (У) Ш, П Ш Ш П

5Закрепить знания о типах вокальных жанров и их признаках 6Развитие способности к системному анализу явлений действительности 7Формировать уважение к людям и их мнению 8Научить составлять тезисы и конспекты 9Сформировать понимание роли музыкальной композиции в раскрытии музыкального содержания 10Воспитывать патриотические качества Т Ш О П,ШП,Ш Т Ш

Система реализации педагогических целей (укажите дидактические, воспитательные, развивающие) 1. Формирование общеучебных умений 2. Формирование предметных умений и навыков 3. Развитие познавательных интересов 4. Формирование взглядов 5. Формирование отдельных качеств личности 6. Развитие мышления, внимания, памяти и других интеллектуальных свойств личности.

Как определять цели урока Цели – это ожидаемые результаты деятельности, достижимые за определённый промежуток времени Специфика педагогических целей заключается в том, что они лежат в сфере деятельности учащихся, прогнозируют изменения в личностных структурах. Постоянными являются цели формирования нравственных качеств, интеллектуального развития, развития познавательных интересов учащихся, формирования ОУУН

б) формирование каких умений необходимо организовать в течение урока. 5. Определяя специфические цели урока, следует ответить на ряд вопросов: а) усвоение каких элементов знаний (фактов, сведений, понятий,закономерностей, законов, принципов, теорий, правил) предстоит обеспечить на уроке; в) отношение к каким явлениям действительности формируется на данном уроке, в чем оно должно выразиться (какие вызвать эмоции, чувства, ощущения).

7. Формулировки целей формирования знаний могут начинаться словами: сформировать, закрепить, систематизировать,обобщить,углубить, конкретизировать 8. Формулировки целей формирования умений могут начинаться словами: научить, развить, сформировать 9. Формулировки целей формирования оценочных суждений, целей эмоционального воздействия могут начинаться словами: подвести к выводу, убедить, доказать, вызвать интерес, сочувствие (или другую эмоциональную реакцию,заставить задуматься.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей. Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной. Учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.

Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.

Прием третий: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. В качестве парадоксальной ситуации мы также используем софизмы. Вы, конечно, знаете, что софизмы - это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника.

4. Прием четвертый: ролевой подход. В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.

5. Прием пятый: деловая игра. Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

6. Прием шестой: решение нестандартных задач на смекалку и логику. По-другому, такой вид работы мы называем Ломаем голову Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.

7. Прием седьмой: игры и конкурсы. Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока или пары. Для разрешения этой проблемы мы предлагаем игровые и конкурсные ситуации следующего характера:

Пример 1: Игра Веришь, не веришь Верите ли вы, что… Пример 2. Конкурс Ищи ответы в приведенном тексте Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например, Этот процесс орнитологи называют миграцией Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки Он всегда имел запас калькуляторов

8. Прием восьмой: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п. Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.

При проектировании урока учителем, планируется прежде всего деятельность учащихся; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений. 80% урока должен работать и говорить не учитель, а ученики. Учитель – организатор, дирижёр урока, чем меньше его заметно, тем лучше.

Развитию компетенций на уроке способствует применение современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыследеятельность, ИКТ. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, беря из нее только отдельные приемы. Такой подход является педагогически не верным.

Поиск и сбор информации: задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.; задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»); задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

Обработка информации: задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хроноло­ гическое упорядочение, ранжирование); составление планов к тексту; подготовка вопросов к тексту; составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту; задания, связанные с интерпретацией, анализом и обоб­ щением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов; задания по обобщению материалов состоявшейся дис­ куссии, обсуждения.

Передача информации: подготовка докладов, сообщений по теме; подготовка плакатов, презентаций МS Роwer Роinт к учебному материалу; подготовка учебных пособий по теме; подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

Комплексные методы: составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии; информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа «Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов; телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте; учебно-исследовательская работа, предполагающая раз­личные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.; выпуск ученических СМИ печатных, электронных.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию: все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.; вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников); телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений; подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории; рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

Методы и приемы в рамках фронтально-индивидуальной работы: фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (при условии его систематического использования). В условиях некомпетентностного обучения урок, как правило, начинается с опроса, проводимого в фронтально-индивидуальной форме («пинг-понг»), когда за 3-5 минут удается получить ответ на 5-10 вопросов, носящих репродуктивный характер. Вместо этого рекомендуется, сохранив примерно те же временные рамки опроса, сократить число задаваемых вопросов до 2-4, введя в них элементы проблемности. Задав вопрос, учитель отводит 1-2 минуты на обсуждение ответа в парах (а если в классе сформировались работоспособные группы, то и в группах). За это время пара (группа) должна предложить согласованное решение вопроса;

индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера, для выполнения которых необходимо привлечение других учащихся. Например, задание типа «Головоломка». Это комплексное задание, требующее использования значительного количества информации, распределяется по нескольким учащимся или рабочим группам. Чтобы выполнить задание целиком, учащиеся или группы должны объединить свои усилия и сложить имеющиеся у них фрагменты информации в один целостный пазл (головоломку). Лишь после этого задание может быть выполнено. Еще один вариант пазла каждая группа готовит свой фрагмент презентации для общеклассного проекта, из этих фрагментов должна сложиться целостная, выполненная в едином ключе, без разрывов и нестыковок, презентация.

Методы и приемы в рамках индивидуальной работы: индивидуальные проекты любого типа, т ребующие привлечения помощников и соисполнителей; индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем.

Учащихся необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности. Существенную роль здесь могут сыграть проекты различ­ ной направленности. Коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи. Коллективное подведение итогов и оценивание (в завершение урока, после решения учебной задачи). Проблемно-ориентированная дискуссия учащихся. Все методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент.

Проблемно-модельное обучение моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации, имитационно-деловые игры. Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки. Решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения. Учебные задачи с избыточным условием. Учебные задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации.

Метод кейсов ( ситуационный семинар, ре­шение ситуационных задач). Метод представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдается кейс- пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка проблемного задания. Любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проекты. Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст. Задания с ограничением по времени, в том числе мини- проекты, реализуемые в рамках урока.

Цели формирования у школьников ключевых компетенций достигаются не только при изучении учебных предметов, но и через организацию школьной жизни, через её связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. Даже собственно предметная интеграция уже не может ограничиться традиционными межпредметными связями, а должна выстраиваться по нескольким линиям, что предполагает формирование той или иной ключевой компетенции во взаимодействии:

-учебных предметов одной образовательной области; - учебных предметов различных образовательных областей; -классно-урочной и внеурочной/ внеклассной деятельности по предмету; - основного образования по предмету и дополнительного образования (кружки, студии, секции, мастерские, и т.д.); -учебной деятельности по предмету и внеучебной деятельности учащихся и классного коллектива; - школьной и внешкольной деятельности учащихся.

Одной из острых проблем образования является проблема учебника. За исключением некоторых, очень немногих, новых учебных книг, ни один учебник не ориентирован специально на реализацию компетентностного подхода. Поэтому построение урока по учебнику, на основе текстов, вопросов и заданий, содержащихся в нем, в условиях компетентностного подхода оказывается совершенно непригодным. При подготовке к уроку чаще всего требуется принципиально иной отбор содержания, включая вопросы и задания. Учебник, конечно, может использоваться, но лишь как одно из вспомогательных учебных или справочных пособий. Более соответствует компетентностному подходу использование одновременно двух-трех учебников различных авторов по одному и тому же курсу. Это позволяет учащимся сопоставлять и анализировать различные авторские подходы к изложению одно и той же темы.

Одной классно-урочной деятельности недостаточно для формирования ключевых компетенций. В условиях реализации компетентностного подхода внеклассная деятельность учащихся несет не меньшую образовательную нагрузку. Она по возможности должна быть организована как групповая деятельность, в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт при одновременном сведении к минимуму индивидуальных и фронтальных бесед классного руководителя с учащимися, докладов и сообщений на тематических классных часах, пассивного посещения классом объектов и учреждений культуры и тому подобных фронтально- индивидуальных и «некомпетентностных» форм работы. Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Используя рефлексию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи. Рефлексия помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности. Как же развивать рефлексивные способности? Можно задавать традиционный вопрос о том, чему учащиеся научились на уроке, что нового узнали. Но это уже давно никого не устраивает, ни меня как учителя, ни детей. Исходя из того, что рефлексия по форме бывает вербальной (устной и письменной), образной (цвет, рисунок, символ), можно использовать следующее:

-Я узнал(а) много нового. -Мне это пригодится в жизни. -На уроке было над чем подумать. -На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы. -На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла) По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые они поставили за урок мне (знания самих учащихся не оцениваются на таком уроке).

а) учащиеся могут написать тот цвет, который они выбирают для описания своего состояния, б) группам раздаются конверты с разноцветными лепесточками. Ребята приклеивают лепесточек с выбранным цветом к середине альбомного листа (который тоже выдается группе).

- знаю и объясню другому - знаю - сомневаюсь, что знаю - не знаю

- Сегодня на уроке я... - Самым полезным интересным для меня было... - Я встретился с трудностью при... - Мне это необходимо для... - У меня хорошо получилось... - Строки самому себе... - Скажи комплимент новой теме...

Вместо слова «да» ставим 1. Вместо слова «нет» ставим 0.

«Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока и подчеркните. весело – грустно (чувствую вдохновение – чувствую подавленность) интересно –не интересно не волнуюсь – волнуюсь (уверен в себе – не уверен в себе) не устал –устал старался – не старался (пассивен – активен) доволен собой –не доволен собой (успешен –неуспешен) не раздражаюсь – раздражаюсь (терплю – не хватает терпения)

1. Каковы были Ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать? 2. Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись: а) при изучении темы (раздела); б) при ответе на открытые задания. 3. Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего? 4. Каков главный результат для Вас лично при изучении темы? 5. Чему Вы научились лучше всего? 6. Что Вам удалось больше всего при изучении темы и почему? 7. Что не получилось и почему? 8. Опишите динамику Ваших чувств и настроений при изучении темы.

Заполните страничку Вашего дневника открытий, который Вы начнете вести с сегодняшнего дня. В нем зафиксируйте все Ваши открытия, которые Вы сделали во время изучения темы, выполнения заданий. В особенности, проанализируйте открытия для Вашей будущей планируемой деятельности. Благодаря чему Вам это удалось? Дайте в каждом случае оценку сделанному Вами открытию с позиции его важности: а) для вас; б) для науки; в) для всех остальных (одноклассников, учителей и др.).

Представьте, что у Вас есть возможность написать трактат будущим школьникам. В трактате опишите ваши основные достижения и результаты, дайте наставления, «советы бывалого»..., попытайтесь определить способы и виды деятельности, благодаря которым Вам удалось решить проблемы и достигнуть своих результатов. Какое из заданий застало Вас врасплох? Почему? Что я понял(а), чему научился (лась)? Посоветуйте, как избежать Ваших ошибок. Какие знания Вы добыли во время обучения? Какие рекомендации и пожелания по добыче знаний Вы дадите будущим ученикам?

Желаю творческих успехов!