Современные педагогические технологии в решении проблемы повышения качества образования Фещенко Т.С. Т и МОФ, Общие вопросы, кафедра физики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Применение технологии проблемного обучения.. Цель: изучить приёмы проблемного обучения в преподавании истории и обществознания. Задачи: - познакомиться.
Advertisements

Современные образовательные технологии. Современный преподаватель должен владеть как минимум тремя языками: Своим родным языком, иностранным языком и.
ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ тематический педагогический совет 17 ноября 2009 года Из выступления Коршуновой ВВ, зам. Директора по НМР.
Технологии воспитательной работы со студентами: постановка проблемы.
«Педагогические технологии в начальной школе» Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Понятия «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника» и т.п.
Технология как способ развития качества образования.
ПРОГРАММА МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИЯ Сущность, смыслы, специфика.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Технологии в образовании Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Толковый словарь.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Современные образовательные технологии 3. 3 "как учить результативно?" «чему учить?" «зачем учить?» «как учить?"
П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Презентацию подготовила: И.Н.Яконюк, зам. заведующего по УВР, 1 кв.к. МКДОУ ХМР «Детский сад «Светлячок» д. Шапша»
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Зам. директора по УВР М.В. Мажирина.
Педагогический совет г.. Технология – teche - искусство, ремесло, наука + logos - понятие, учение.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Брянская И.Н. Зам.директора по УВР МОУ «Куретская средняя общеобразовательная школа»
Транксрипт:

Современные педагогические технологии в решении проблемы повышения качества образования Фещенко Т.С. Т и МОФ, Общие вопросы, кафедра физики

План лекции: 1.Педагогические технологии в проблемном поле управления качеством образовательного процесса 2.Технологии исследовательского обучения 3.Технологии проектного (проектно- исследовательского) обучения 4.Применение информационных и коммуникационных технологий в образовании

Педагогические технологии Показатели качества результатов образования: Широта опыта Уровень усвоения действительности Качество и прочность усвоения Показатели качества преподавания: владение преподавателем специальными знаниями и умениями в предметной области основными методами и средствами обучения и воспитания Показатели качества содержания образования: полнота содержания научность содержания оптимальность содержания Показатели качества технологий обучения: соответствие выбранной технологии обучения общим целям и содержанию образования содержанию и методам преподаваемой науки и учебной дисциплины возможность широкого использования

Классификация технологий технологии производственныесоциальныебиологические информаци онные Технология Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). Два подхода: Российский подход: технология является частным случаем техники; Подход в англоязычных странах: technology - (англ. яз) имеет универсальный смысл. Неслучайно нашим техническим ВУЗам соответствуют технологические ВУЗы за рубежом

Социальные технологии педагогическиеуправления

Понятие педагогической технологии Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Педагогическая технология - это описание (проект) образовательного процесса как выбор способа решения педагогических задач и последовательности действий всех его участников, которые должны обеспечить безусловную реализацию целей образования. Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Понятие педагогической технологии Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

Критерии технологичности Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности): Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех элементов педагогической системы: цели, содержания и дидактического процесса.

Критерии технологичности Управляемость предполагает наличие обратной связи, открывающей возможности диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость и гарантированность результата подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Этапы развития педагогической технологии в образовании (1 этап) годы 20 века Термин введен Андерсеном, Ф, Уитвортом, М. Майером. Технология понималась как введение техники в обучение.

Этапы развития педагогической технологии в образовании (2 этап) годы 20 века Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др. Технология 2 направления ТСО Эффективность организации учебного процесса

Этапы развития педагогической технологии в образовании (3 этап) 70 годы 20 века М. Эраут, Р. Станенас. Технология 2 направления Информационные технологии Решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом

Этапы развития педагогической технологии в образовании (4 этап) 80 годы 20 века Технология 2 направления Информационные технологии (многоаспектный подход) Дальнейшее осмысление сущности педагогического процесса

Этапы развития педагогической технологии в образовании (5 этап) 21 век Тенденция сближения 2 направлений : информационного и дидактического Пример : технология дистанционного обучения

Педагогическая технология Образовательная технология 90-е годы 20 век Педагогическая технология (алгоритмизи рованная) 50-е е Годы 20 век Методика До 50-х годов 20 век

Технология обучения Технология воспитательно й деятельности Образовательная технология 90-е годы Педагогическая технология (алгоритмизированна я) 50-е е годы Методика До 50-х годов

Диагностируемая характеристика планируемых результатов обучения Средства диагностик и развития обучаемых. Модели обучения Критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий. Образовательная технология 90-е годы Педагогическая технология (алгоритмизированна я) 50-е е годы Методика До 50-х годов

Структура педагогической технологии Технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: концептуальная основа; содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала; процессуальная часть - технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

Слагаемые педагогической технологии: Описание педагогической технологии, ее методологическое, теоретическое обоснование; Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом обучения; Конкретизация цели в системе дидактических (воспитательных задач); Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств); Проектирование желаемого результата; Отбор наиболее значимого материала, его структурирование. Определение ценностных компонентов изучаемого материала; Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операционный, промежуточный контроль). Оценка эффективности (критерии, показатели); Система коррекционных мер; Подготовка преподавателей; Мотивация обучающихся

Слагаемые педагогической технологии: Отбор наиболее значимого материала, его структурирование. Определение ценностных компонентов изучаемого материала; Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операционный, промежуточный контроль). Оценка эффективности (критерии, показатели); Система коррекционных мер; Подготовка преподавателей; Мотивация обучающихся

Требования к педагогической технологии: прогрессивность (соответствие запросам науки и социума, гуманистическим идеям, естественным механизмам развития учащихся, культуросообразности); научность (обоснованность целей, методов, средств и области применения технологии, ее системность); инструментальность (определенность и проработанность содержания и последовательности конкретных действий, ведущих к достижению поставленной цели); импровизационность (возможности принятия решения без развернутого логического рассуждения на основе накопленных знаний опыта и интуиции в соответствии с педагогической ситуацией).

Отличия технологии и методики методикатехнология В методиках более представлены целевая и содержательная, качественная, вариативно- ориентированные стороны процесса обучения и воспитания Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если».

Отличия технологии и методики методикатехнология Отвечает на вопрос? Чему, зачем и как учить при организации преподавания конк­ретного предмета Отвечает на вопрос? Как учить результативно и эффективно в конкретных педагогических условиях

Отличия технологии и методики методикатехнология Наука о закономерностях организации массового процесса обучения, о методах, способах, приемах, формах преподавания т.е. частная дидактика (теория обучения определенному предмету). Раздел педагогики о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения

Отличия технологии и методики методикатехнология Предполагаемый результат неустойчивый. Возникает при обобщении опыта или изобретения нового способа представления знаний Результат задан изначально, устойчивым.

Критерии оценки качества педагогической технологии: диагностичность задания целей обучения, которые достигаются применением данной технологии; соответствие выбранной технологии общим целям и содержанию образования и конкретным учебным целям; возможность широкого использования технологии (ее воспроизводимость); соответствие используемой технологии индивидуальному стилю деятельности педагога, возможностям обучаемых, психологической теории обучения; обеспеченность и эффективность использования ТСО и учебно- материальной базы; степень внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий.

Критерии выбора педагогической технологии: соответствие закономерностям и вытекающим из них принципам обучения; соответствие целям и задачам обучения; соответствие содержанию методам данных науки и предмета; соответствие уровню подготовленности обучаемых; соответствие особенностям внешних условий; соответствие возможностям и подготовленности педагогов.

Определение и содержание исследовательского обучения Исследовательское обучение – это обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает необходимыми понятиями и подходом к решению проблем в процессе поисково- познавательной деятельности, в большей или меньшей степени организуемой (направляемой) преподавателем. Результатом такого обучения является не только усвоение знаний, но, и что самое главное, формирование методологической компетентности учащихся. Содержание исследовательского обучения предполагает выполнение учащимся следующих действий: выделение и постановка проблемы; предложение возможных решений и их проверка; формулирование результатов и выводов; применение полученных результатов и выводов к новым данным; обобщение результатов.

Концептуальные основы технологии исследовательского обучения: 1.Образование как учебная модель науки 2.Образование через науку Суть технологии исследовательского обучения состоит в построении учебного процесса таким образом, что он позволяет моделировать основные элементы научного исследования в последовательности и пропорциях, отвечающих реальному положению дел в науке (1), либо в освоении учебного предмета в процессе научного исследования (2).

Приоритетные цели технологии исследовательского обучения: слияние процессов усвоения знаний и развития учащихся; развитие эмоционально-мотивационных механизмов; формирование стиля умственной деятельности; развитие умений организации своей деятельности; развитие дискурсивного мышления; целенаправленное развитие приемов эвристической деятельности; развитие способности к интуитивному познанию.

Технология проектного обучения Принципы проектного обучения: · связь идеи проекта с реальной жизнью, · интерес к выполнению проекта, · ведущая роль консультативно-координационной функции преподавателя, · самореализация и ответственность ученических проектов, · нацеленность на создание конкретного продукта. Схема взаимодействия преподавателя и учащихся на различных этапах проектирования: 1. Начинание: определение цели, формирования рабочей группы 2. Планирование: анализ проблемы, постановка задачи, уточнение информации, обсуждение идеи. 3. Принятие решений: «мозговой штурм», обсуждение альтернативы, выбор оптимального варианта. 4. Выполнение: корректировка идей и материалов. 5. Проверка: оценка, анализ выполнения, выяснение причин неудач. 6. Защита: коллективный самоанализ. 7. Оценивание.

Определение и признаки проектно-исследовательской деятельности: Под проектно-исследовательской деятельностью понимают деятельность, направленную на решение значимой для практики проблемы и осуществляемую как исследовательскую с применением комплекса необходимых методов. Ее признаки: полнота; логическая завершенность; востребованность всех форм научной деятельности; систематичность в использовании научных методов; востребованность коммуникативных умений.

Особенности технологии проектного (проектно- исследовательского) обучения: организующим и направляющим началом является поставленная проблема; даваемая проекту оценка определяется уровнем решения проблемы и соответствием используемых методов и средств ее содержания; в фокусе находится учащийся как самостоятельно познающий субъект; имеет место сотрудничество преподавателя и учащегося, совместный поиск ими решения проблемы; преследуется цель усвоения логико-операциональной структуры научного исследования, овладения системным подходом к научно- исследовательской деятельности; осуществляется экспериментальное решение задач во взаимосвязи с моделированием, отвечающее методологии научного поиска; создаются условия, когда учащимся необходимо самостоятельно принимать решения и проверять их действенность.

Характеризуя широту опыта составом объектов и способов деятельности следует учитывать возможности компьютерного обучения в отношении реализации различных форм деятельности (экспериментирования, построения и анализа моделей, проектирования и др.); оперативной коррекции содержания учебных курсов; структурирования учебного материала, в том числе, выделения инвариантной (обязательной для всех учащихся) составляющей и вариативной составляющей, соответствующей профессиональной направленности обучения. В отношении уровня усвоения деятельности можно с определенностью утверждать, что компьютерное обучение физике с необходимостью предполагает репродуктивную деятельность, состоящую в использовании известных алгоритмов в определенных условиях, и при методологической направленности обучения – продуктивную деятельность по получению субъективно новых знаний и формированию универсальных исследовательских умений. Постановка в учебном процессе вычислительного эксперимента требует от студента творческой деятельности, самостоятельности в создании алгоритмов и программ, позволяющих добыть новую (в том числе объективно новую) информацию. В плане качества усвоения компьютерное обучение физике может рассматриваться как средство формирования умений осознанного выбора подхода к решению задачи, моделирования физических явлений, количественного их описания. Включение приобретенных знаний в различные виды деятельности способствует повышению прочности их усвоения, а последнее с необходимостью предполагает и развитие самостоятельного мышления. Применение информационных технологий и показатели качества результатов образования

Применение информационных технологий и показатели качества преподавания Достижение показателей качества преподавания - специальных знаний в предметной области, специальных умений в преподаваемой области, овладения основными методами и средствами обучения и воспитания - в настоящее время в значительной степени предопределяется владением преподавателем современными ИКТ, навыками сетевого общения. Это относится и к получению информации о содержании и результатах современных исследований, их практическом применении, прогнозах развития научного знания, наукоемких технологий, и к готовности к освоению в учебном процессе методов вычислительной физики, и к собственно компьютерному обучению, отвечающему требованиям дидактики, теории и методики обучения физике.

Применение информационных технологий и показатели качества содержания В целом показатели качества содержания - полнота содержания, научность содержания образования, оптимальность содержания образования - отвечают требованиям соответствия содержания образования и его информационной емкости содержанию деятельности в избранной области. Компьютерное обучение, в том числе сетевое обучение, несомненно, обеспечивает беспрепятственный доступ к научной и учебной информации и, при наличии умений работать с информацией, способствует достижению полноты содержания учебной дисциплины по отношению к действительному содержанию профессиональной деятельности.

Применение информационных технологий и показатели качества содержания В плане научности содержания выразительны возможности вычислительного эксперимента, который в совокупности с натурным экспериментом позволяет расширить круг объектов изучения, границы условий изучения явлений и др. Наконец, оптимальность содержания образования может быть обеспечена в рамках компьютерного обучения благодаря открываемым им возможностям организации эффективной индивидуальной познавательной деятельности, дифференциации учебного материала, реализации различных последовательностей учебных заданий при сохранении целостности содержания курса.

Применение информационных технологий и показатели качества технологий обучения Компьютерное обучение может быть использовано в образовании во всех компонентах и на всех этапах учебного процесса. В самом общем виде технологию обучения представляют в виде трех взаимосвязанных подмножеств: методы и средства мотивации и стимулирования учебной деятельности; управление учебно-познавательной деятельностью; контроль и коррекция полученных результатов. Первому в компьютерном обучении отвечают новые методы обучения, например, метод проектов, представление учебного материала в образной яркой видеоформе в сопровождении звуковых эффектов. Второму и третьему – возможность регулярного оперативного взаимодействия между участниками образовательного процесса и информационно-образовательной средой, в том числе, возможность дистанционного обучения.

Закон принципиальных возможностей дидактических систем Каждый дидактический процесс обладает вполне определенными принципиальными возможностями по качеству формирования у обучаемых знаний умений и навыков за заданное время. Следствие: при выборе технологии обучения следует руководствоваться не соображениями о ее современности и нетрадиционности, а тем, насколько она рациональна при решении данной педагогической задачи по выбранным критериям.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами. научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях: Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя). Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Технология и содержание образования В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как сущностная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм. Таким образом, процессуальная и содержательная части технологии образования адекватно отражают друг друга. Между ними есть еще один опосредующий компонент - важнейшее дидактическое средство -- школьный учебник, играющий важнейшую роль в определении содержания образования, процессуальной части технологии и в реализации их единства. В последние годы в нашей стране создано большое количество вариативных учебников, что в сочетании с разнообразием выбора педагогических технологий теоретически делает возможным дальнейшее повышение качества образования.

Технология модульного обучения Модульное обучение дает возможность перевести деятельность из режима информирования в режим конструирования и управления, а обучающимся - обеспечивать возможность выбора пути движения внутри модуля. Эта технология позволяет добиваться высоких результатов. Этапы работы: Комплексная дидактическая цель модуля. Определение учебного материала с указанием заданий. Сформулировать четко цель каждого модуля. Дифференцированная работа на определенном этапе. Четко придерживаться содержания модуля. Умение заполнить схему содержания.

Модульная технология – это функциональный узел, в котором преподаватель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им обучающимися.

Технология проблемного обучения Задачи: способствовать выработке у учащихся критического подхода к информации и умения аргументировать свою точку зрения обучить таким образом, чтобы знания, полученные в одной ситуации, могли быть использованы в другой организовать изучение таким образом, чтобы у учащихся вырабатывалось положительное отношение к предмету способствовать развитию творческих способностей, так как творческая деятельность рождает сопричастность к изучаемому предмету научить делиться своими идеями и мнениями Преподаватель является не только источником информации для школьников, а, прежде всего, организатором работы по извлечению этой информации, Формы работы: проблемные лекции, урок-диспут, урок-исследование, семинарские занятия с элементами дискуссии урок-суд.

Коллективный способ обучения Использование коллективных форм обучения на уроке и во внеурочное время способствует формированию индивидуальных интересов, творческих способностей, социального опыта и самоутверждения личности отдельного обучающегося. При рациональном использовании коллективных форм обучения у учащихся более интенсивно пробуждается познавательный интерес и обеспечивается все более устойчивое внимание, а сам процесс познавательной деятельности, его результаты приобретают для учащихся более яркую эмоциональную окраску. Формы работы: интерактивные лекции урок-дискуссия урок-исследование урок-зачёт урок-конференция урок-путешествие семинарские занятия

Технология уровневого обучения УМК предусматривает организацию деятельности моделирования и специальные творческие задания, игры, развивающие логическое мышление и воображение. В соответствии со спецификой конкретного учебного предмета логические и творческие задачи имеют различное содержание. Обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей школьника, его индивидуальности и способности. Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры. Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Технология уровневого обучения УМК обеспечивает два типа дифференциации обучения: 1. Разноуровневость всех предлагаемых заданий, которые подобраны не по принципу «больше - меньше», а по принципу «труднее – легче», 2. Специальные методические разработки, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. Сущность такого подхода заключается в том, что каждый учащийся получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.