Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Петр I Великий 1672-1725гг. 1672-1725гг. Составила учитель: Хабибуллина И.И. Составила учитель: Хабибуллина И.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок истории 8 класс ВЕЛИКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В XVIII веке.
Advertisements

Тема урока: «Личность Петра I» История России, 7 класс.
Московское царство на рубеже XVII-XVIII вв. Начало правления Петра І ( гг.) Анимационные материалы к уроку Автор – Александр Худобец.
Пётр I Великий (Пётр Алексеевич). 14-й царь Руси 1-й император всероссийский. 14-й царь Руси 1-й император всероссийский.
Перт I. Россия на рубеже веков. Что повлияло на формирование характера и мировоззрения Петра I.
( ). Родился будущий император 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. Его рождение вызвало ряд придворных праздников. Крестили царевича только.
Петр 1
«Он был сыном царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной» О ком идёт речь? О Петре I.
Работу выполнила: Султанова Диана Класс: 7 «Б». Родился в 1672 г. Отец- царь Алексей Михайлович имел многочисленное потомство: Пётр I был 14-м ребёнком,
Реформы Петра 1. Эпоха Петра Великого –время преобразований, охвативших все сферы жизни страны, в основе которых лежали его энергия, ум и воля Эпоха Петра.
1. Для кого из русских правителей был изготовлен специальный двойной трон? Ивана и Петра. 2. В 1686 г. правительство Софьи и Василия Голицына заключило.
Пётр I Выполнил ученик 7«Б»класса МБОУ Гайнская СОШ Беспалов Дмитрий.
О ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ … Выполнила ученица 7 А класса МОУ « Лицей 18» Алексеева Даша.
Россия на рубеже XVII – XVIII веков Начала славных дел Петра.
Тема: Пётр Великий.. Пётр I Кто правил на Руси? То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
Д/з: § класс Уч. Васильев А.В.. План урока: 1. Детство Петра. 2. Двоецарствие. Царевна Софья. 3. Начало царствования Петра. 4. Азовские походы.
Петр Великий Отечественная история Шайбель Любовь Васильевна, Преподаватель общественных дисциплин, Филиал областного государственного образовательного.
Ученики 10 класса Найти факты доказывающие необходимость проведения реформ Петром Великим; Доказать, опираясь на полученную информацию, что проведение.
Презентация к уроку истории (7 класс) по теме: Презентация урока истории в 7 классе по истории России .Тема "Россия в 18 веке. Петр I"
ПЕТР I ПЕТР I ВЕЛИКИЙ - российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака.
Транксрипт:

Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Петр I Великий гг гг. Составила учитель: Хабибуллина И.И. Составила учитель: Хабибуллина И.И.

Электронная версия урока. Тема: Эпоха и личность Петра Великого. Тема: Эпоха и личность Петра Великого. Учебник: Н.И.Павленко, Л.М.Ляшенко, В.А.Твардовская "История России XVIII –XIX в." 10класс Учебник: Н.И.Павленко, Л.М.Ляшенко, В.А.Твардовская "История России XVIII –XIX в." 10класс Оборудование: диск, портреты, карта Оборудование: диск, портреты, карта

Методическая литература: Методическая литература: 1) Е.В.Симонова.Поурочные разработки по истории России.М.2006.С.118 1) Е.В.Симонова.Поурочные разработки по истории России.М.2006.С.118 2)Б.Н.Серова,Л.М.Гаркуша,М.В.Лескинен..Поурочные разработки по истории России.М.2004.С.86 2)Б.Н.Серова,Л.М.Гаркуша,М.В.Лескинен..Поурочные разработки по истории России.М.2004.С.86 3)Соловьев, С. М. Чтение и рассказы по истории России. М.: Правда, С )Соловьев, С. М. Чтение и рассказы по истории России. М.: Правда, С )(Орлов, А. С. Хрестоматия но истории России. М., С ) 4)(Орлов, А. С. Хрестоматия но истории России. М., С ) 5)В.О. Ключевский "Исторические портреты": 6) Г.М.Карпов.Петровская эпоха в вопросах и ответах. 5)В.О. Ключевский "Исторические портреты": 6) Г.М.Карпов.Петровская эпоха в вопросах и ответах. Дидактическая литература Дидактическая литература 1)В.Я.Румянцева. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век.М )В.Я.Румянцева. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век.М )Н.Ю.Колесниченко. Дидактический материал. История России конец XVI- XVIIIвв. 2)Н.Ю.Колесниченко. Дидактический материал. История России конец XVI- XVIIIвв. 3)Н.И.Ворожейкина. Дидактический материал. История России с древнейших времен до конца XVIII века. 3)Н.И.Ворожейкина. Дидактический материал. История России с древнейших времен до конца XVIII века. 4)Л.В.Жукова. Контрольные и проверочные работы по истории, 5-9 классы. 4)Л.В.Жукова. Контрольные и проверочные работы по истории, 5-9 классы. Иллюстрационная литература Иллюстрационная литература 1)Н.Орлова "Цари и императоры". 1)Н.Орлова "Цари и императоры". 2)Т.Голубева "Царские династии". 2)Т.Голубева "Царские династии". Дополнительная литература Дополнительная литература 1)Энциклопедия юного историка 1)Энциклопедия юного историка 2)Энциклопедия знаменитых Россиян. 2)Энциклопедия знаменитых Россиян. 3)В.И.Буганов «Петр Великий и его время» 3)В.И.Буганов «Петр Великий и его время» 4)Г.М.Карпов «Деятели петровской эпохи» 4)Г.М.Карпов «Деятели петровской эпохи»

Цель урока: Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования. Охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования.

План урока. 1.Политическая и экономическая ситуация в России XVIIIв. 1.Политическая и экономическая ситуация в России XVIIIв. 2.Личность Петра I 2.Личность Петра I -рождение, родители -рождение, родители -юность -юность -великое посольство -великое посольство -семья -семья -достижения Петра I. -достижения Петра I.

Россия в XVII в.

Карта. Россия с конца XVIIв.60-е г.-XVIIIв.(европ. часть)

Россия в конце XVIIв. Представляла собой огромную страну, границы которой простирались от берегов Тихого океана на востоке, до Ладожского озера на западе. Россия в конце XVIIв. Представляла собой огромную страну, границы которой простирались от берегов Тихого океана на востоке, до Ладожского озера на западе. В этот период имелось всего 15 крупных промышленных предприятий. Россия не имела выхода к Черному и Балтийскому морю, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. У неё не было собственного морского флота, не было регулярной армии. В стране происходили непрерывные волнения крестьян и городских низов, которые боролись против дворян. Россия отставала и в области духовной культуры. Не существовало светского образования. Внешне политические причины диктовали необходимость преобразований в России, так как она являлась объектом интересов соседних государств-Швеции,Речи Посполитой, турецких и татарских ханов. Для Европы, Россия того времени была варварской страной, многие смотрели на нее как на будущую колонию Европы. К концу XVIIв. Российское общество типично патриархальное, традиционное общество вступило в полосу острого кризиса. Нужна была радикальная реформа всего, что было связано с системой "государственной службы", организацией производства и торговли, социальной структуры общества. В этот период имелось всего 15 крупных промышленных предприятий. Россия не имела выхода к Черному и Балтийскому морю, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. У неё не было собственного морского флота, не было регулярной армии. В стране происходили непрерывные волнения крестьян и городских низов, которые боролись против дворян. Россия отставала и в области духовной культуры. Не существовало светского образования. Внешне политические причины диктовали необходимость преобразований в России, так как она являлась объектом интересов соседних государств-Швеции,Речи Посполитой, турецких и татарских ханов. Для Европы, Россия того времени была варварской страной, многие смотрели на нее как на будущую колонию Европы. К концу XVIIв. Российское общество типично патриархальное, традиционное общество вступило в полосу острого кризиса. Нужна была радикальная реформа всего, что было связано с системой "государственной службы", организацией производства и торговли, социальной структуры общества. Исполнителем реформ стал сын царя Алексея Михайловича от второго брака Петра I Великий ( г.) Исполнителем реформ стал сын царя Алексея Михайловича от второго брака Петра I Великий ( г.)

Генеологическое древо Романовых Петр Алексеевич Романов принадлежи т к династии Романовых Петр Алексеевич Романов принадлежи т к династии Романовых

Петр родился 30 мая 1672 года в семье царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Петр родился 30 мая 1672 года в семье царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Портреты:Родителей Портреты:Родителей

Стрелецкий бунт После смерти отца и брата Фёдора Алексеевича в мае 1682 г. был провозглашен царем в 10 летнем возрасте, вместе со своим братом Иваном. Но так как братья были малолетними – регентшей была названа сестра Софья После смерти отца и брата Фёдора Алексеевича в мае 1682 г. был провозглашен царем в 10 летнем возрасте, вместе со своим братом Иваном. Но так как братья были малолетними – регентшей была названа сестра Софья

Вместо 10 летнего Петра правила Софья Алексеевна-дочь от первого брака будучи регентшей над малолетними братьями Вместо 10 летнего Петра правила Софья Алексеевна-дочь от первого брака будучи регентшей над малолетними братьями

А Петр в это время занимался потешными играми в Преображенском селе. А Петр в это время занимался потешными играми в Преображенском селе.

Исторический портрет Петра I Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Владел в совершенстве более 14 ремесел. Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Владел в совершенстве более 14 ремесел. Добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других; среда, в которой он вырос, и не могла воспитать в нем этого уважения. Природный ум, лета, приобретенное положение прикрывали потом эту прореху молодости; но порой она просвечивала и в поздние годы. Любимец Алексашка Меньшиков в молодости не раз испытывал на своем лице силу петровского кулака. На большом празднестве один иноземный артиллерист, назойливый болтун, в разговоре с Петром расхвастался своими познаниями, не давая царю выговорить слова. Петр слушал- слушал хвастуна, наконец, не вытерпел и, плюнув ему прямо в лицо молча отошел в сторону. Добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других; среда, в которой он вырос, и не могла воспитать в нем этого уважения. Природный ум, лета, приобретенное положение прикрывали потом эту прореху молодости; но порой она просвечивала и в поздние годы. Любимец Алексашка Меньшиков в молодости не раз испытывал на своем лице силу петровского кулака. На большом празднестве один иноземный артиллерист, назойливый болтун, в разговоре с Петром расхвастался своими познаниями, не давая царю выговорить слова. Петр слушал- слушал хвастуна, наконец, не вытерпел и, плюнув ему прямо в лицо молча отошел в сторону.

27 января 1689г. Петра женили на Е.О.Лопухиной, от этого брака родились 3 детей: двое умерли в младенчестве. Сына Алексея Михайловича ждала страшная судьба 27 января 1689г. Петра женили на Е.О.Лопухиной, от этого брака родились 3 детей: двое умерли в младенчестве. Сына Алексея Михайловича ждала страшная судьба

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе.(Худ.Н.Н.Ге)

« То академик, то герой, « То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. » На троне вечный был работник. » А.С.Пушкин А.С.Пушкин

После поражения под Азовом, было решено снарядить посольство за границу на обучение. После поражения под Азовом, было решено снарядить посольство за границу на обучение. 9 марта посольство двинулось из Москвы в Амстердам. Петр примыкает к посольству в качестве волонтера Петра Михайлова, с целью изучения кораблестроения. 9 марта посольство двинулось из Москвы в Амстердам. Петр примыкает к посольству в качестве волонтера Петра Михайлова, с целью изучения кораблестроения.

Но известие о стрелецком бунте заставило его вернуться в Россию. Но известие о стрелецком бунте заставило его вернуться в Россию г.Начало Северной войны, которая обеспечила выход России к Балтийскому морю г.Начало Северной войны, которая обеспечила выход России к Балтийскому морю

Постройка судов на русских верфях. Для ведения войны начали строить корабли. Проводить разные реформы необходимые для нужд войны. Для ведения войны начали строить корабли. Проводить разные реформы необходимые для нужд войны.

В это же время познакомился с литовской крестьянкой Мартой Скавронской - при крещение Екатерина Алексеевна В это же время познакомился с литовской крестьянкой Мартой Скавронской - при крещение Екатерина Алексеевна Она стала второй женой Петра, в этом браке родились 12 детей - 10 детей умерли во младенчестве, в живых остались Анна и Елизавета (будущая императрица) Она стала второй женой Петра, в этом браке родились 12 детей - 10 детей умерли во младенчестве, в живых остались Анна и Елизавета (будущая императрица)

При Петре были проедены реформы, были разные нововведения в жизни дворян. Основал новый город Санкт- Петербург 1703г. При Петре были проедены реформы, были разные нововведения в жизни дворян. Основал новый город Санкт- Петербург 1703г.

После того, как Петр одержал победу в Северной войне. В октябре 1721 г. Сенат присвоил царю титулы «Император», «Отец Отечества»и «Великий».С этого времени Российское государство стало называться империей. После того, как Петр одержал победу в Северной войне. В октябре 1721 г. Сенат присвоил царю титулы «Император», «Отец Отечества»и «Великий».С этого времени Российское государство стало называться империей.

Закрепление. Работа с документами ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ПЕТРЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ПЕТРЕ...Царь очень высок ростом, носит собственно короткие коричневые вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен и умен. За обедом у обер-коменданта царь имел при себе меч, снятый в Полтавской битве с генерал-фельдмаршала Рейншильда......при содействии одного из царских денщиков, я таки достиг цели и застал царя дома - неодетым, в кожаном, как у ремесленника, фартуке, сидящим за токарным станком. Царь часто развлекался точением и, путешествуя, возил станок за собою. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что. умеет вытачивать портреты и фигуры....Царь очень высок ростом, носит собственно короткие коричневые вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен и умен. За обедом у обер-коменданта царь имел при себе меч, снятый в Полтавской битве с генерал-фельдмаршала Рейншильда......при содействии одного из царских денщиков, я таки достиг цели и застал царя дома - неодетым, в кожаном, как у ремесленника, фартуке, сидящим за токарным станком. Царь часто развлекался точением и, путешествуя, возил станок за собою. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что. умеет вытачивать портреты и фигуры. При моем посещении он временами вставал из-за станка, прогуливался взад и вперед по комнате, подшучивал над стоящими кругом В лицами и пил с ними, а также порою разговаривал то с тем, то с другим, между прочим, и о самых важных делах, о каковых удобнее всего разговаривать с царем именно при подобных случаях. Когда же царь снова садился за станок, то принимался работать с таким усердием и вниманием, что не слышал, что ему говорят, и не отвечал, а с большим упорством продолжал свое дело, точно работал за деньги и этим трудом снискивал себе пропитание. В таких случаях все стоят кругом него и смотрят, как он работает. При моем посещении он временами вставал из-за станка, прогуливался взад и вперед по комнате, подшучивал над стоящими кругом В лицами и пил с ними, а также порою разговаривал то с тем, то с другим, между прочим, и о самых важных делах, о каковых удобнее всего разговаривать с царем именно при подобных случаях. Когда же царь снова садился за станок, то принимался работать с таким усердием и вниманием, что не слышал, что ему говорят, и не отвечал, а с большим упорством продолжал свое дело, точно работал за деньги и этим трудом снискивал себе пропитание. В таких случаях все стоят кругом него и смотрят, как он работает. Всякий остается у него сколько хочет и уходит когда кому вздумается, не прощаясь. Всякий остается у него сколько хочет и уходит когда кому вздумается, не прощаясь. (Орлов, А. С. Хрестоматия но истории России. М., С ) (Орлов, А. С. Хрестоматия но истории России. М., С )

Вопросы. 1) Кто автор документа? 1) Кто автор документа? 2) Как он относится к русскому царю 2) Как он относится к русскому царю Петру 1? Подтвердите свои рассуждения текстом. Петру 1? Подтвердите свои рассуждения текстом.

Исторический портрет. Источники. «0н ценил русских людей настолько, насколько они были ему нужны для того, чтоб иметь солдат, каменщиков, землекопов, матросов, или своею трудовою копейкою доставлять царю сред­ства к содержанию государственного механизма. Сам Петр своею личностью мог быть образцом для управляемого и преобразуемо­го народа только по своему безмерному неутомимому трудолюбию, но никак не по нравственным качествам своего характера. Он не старался удерживать своих страстей, нередко приводивших его к бешенным и кровавым поступкам, хотя за подобные поступки он жестоко казнил тех, над которыми властвовал, Петр дозволял себе пьянство и лукавство, и однако преследовал эти же самые пороки в своих подвластных. Много совершено им возму­ тительных деяний, оправдываемых софизмами* политической необходимости. До какой степени он был свиреп и кровожаден, показывает то, что он не побоялся унизить свое царское достоин­ство, взявши на себя обязанность палача во время дикой казни стрельцов; во все его царствование кровавый пар замученных и казненных в Преображенском приказе заражал воздух Руси, но, как видно, не тревожил покойного сна ее государя». А.С.Пушкин «0н ценил русских людей настолько, насколько они были ему нужны для того, чтоб иметь солдат, каменщиков, землекопов, матросов, или своею трудовою копейкою доставлять царю сред­ства к содержанию государственного механизма. Сам Петр своею личностью мог быть образцом для управляемого и преобразуемо­го народа только по своему безмерному неутомимому трудолюбию, но никак не по нравственным качествам своего характера. Он не старался удерживать своих страстей, нередко приводивших его к бешенным и кровавым поступкам, хотя за подобные поступки он жестоко казнил тех, над которыми властвовал, Петр дозволял себе пьянство и лукавство, и однако преследовал эти же самые пороки в своих подвластных. Много совершено им возму­ тительных деяний, оправдываемых софизмами* политической необходимости. До какой степени он был свиреп и кровожаден, показывает то, что он не побоялся унизить свое царское достоин­ство, взявши на себя обязанность палача во время дикой казни стрельцов; во все его царствование кровавый пар замученных и казненных в Преображенском приказе заражал воздух Руси, но, как видно, не тревожил покойного сна ее государя». А.С.Пушкин

В.О. Ключевский "Исторические портреты": "Петр прожил свой век в постоянной и напряженной физической деятельности, вечно вращаясь в потоке внешних впечатлений, И потому развил в себе внешнюю восприимчивость, удивительную наблюдательность и практическую сноровку. Но он не был охотник до досужих общих соображений; во всяком деле ему легче давались подробности работы, чем ее общий план; он лучше соображал средства и цели, чем следствия; во всем он был больше делец, мастер, чем мыслитель. Такой склад его ума отразился и на его политическом и нравственном характере. Несчастье Петра было в том, что он остался без всякого политического сознания, с одним смутным и бессодержательным ощущением, что у его власти нет границ, а есть только опасности. В Петре вырастал правитель без правил, одухотворяющих и оправдывающих власть, без элементарных политических понятий и общественных сдержек. С детства плохо направленный нравственно и рано испорченный физически, невероятно грубый по воспитанию и образу жизни и бесчеловечный по ужасным обстоятельствам молодости, он при этом был полон энергии, чуток и наблюдателен по природе. Радея о народе, он до крайности напрягал его труд, тратил людские средства и жизни безрасчетно, без всякой бережливости. Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый И доброжелательный к другим; но по направлению своей деятельности он больше привык обращаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы, не отличался нравственной отзывчивостью своего отца. Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их».

ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ПЕТРЕ В 1697 г. по Европе проходят странные вести; при разных дворах является русское ПОСОЛЬСТВО; в нем его два великих полномоченных посла: один иностранец, женевец Лефорт, другой русский, Головин, в свите посольства удивительным молодой человек, назы­вается Петр Михайлов; он отделяется от посольства, останавлива­ется в разных местах, учится, работает, особенно занимается мор­ским делом, по ничего не ускользает от его внимания, жажда знания, ПОНЯТЛИВОСТЬ, способности необыкновенные и этот необыкновенные человек сам царь русский. В 1697 г. по Европе проходят странные вести; при разных дворах является русское ПОСОЛЬСТВО; в нем его два великих полномоченных посла: один иностранец, женевец Лефорт, другой русский, Головин, в свите посольства удивительным молодой человек, назы­вается Петр Михайлов; он отделяется от посольства, останавлива­ется в разных местах, учится, работает, особенно занимается мор­ским делом, по ничего не ускользает от его внимания, жажда знания, ПОНЯТЛИВОСТЬ, способности необыкновенные и этот необыкновенные человек сам царь русский. (Соловьев, С. М. Чтение и рассказы по истории России. М.: Правда, С. 478.) (Соловьев, С. М. Чтение и рассказы по истории России. М.: Правда, С. 478.)

Вопросы: 1) Как называлось русское посольство? 1) Как называлось русское посольство? 2) Объясните, почему к русскому посольству было обращено столь пристальное внимание. 2) Объясните, почему к русскому посольству было обращено столь пристальное внимание. 3) Почему царь был па втором плане в посольстве и даже имел другое имя? 3) Почему царь был па втором плане в посольстве и даже имел другое имя? 4) Какие цели преследовало русское посольство в Западной Ев­ропе? 4) Какие цели преследовало русское посольство в Западной Ев­ропе? 5) Чему научился непосредственно царь во время пребывания за границей? 5) Чему научился непосредственно царь во время пребывания за границей?

Заключение Посмотрите внимательно историческое полотно художника Н.Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Посмотрите внимательно историческое полотно художника Н.Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». В чем заключается драматизм сюжета. Как выражение лиц Петра I и Алексея отражают их внутреннее состояние? В чем заключается драматизм сюжета. Как выражение лиц Петра I и Алексея отражают их внутреннее состояние? На чьей стороне ваши симпатии? На чьей стороне ваши симпатии?

Закрепление. Тест 1.В 1682 г. Боярская дума и патриарх возвели на престол: а)Ивана Алексеевича, сына Марии Ильиничны Милославской а)Ивана Алексеевича, сына Марии Ильиничны Милославской б) Петра Алексеевича, сына Натальи Кирилловны Нарышкиной- б) Петра Алексеевича, сына Натальи Кирилловны Нарышкиной- в) Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. в) Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. 2. В августе 1682 г. Софья вместе с братьями Иваном и Петром выехала в Троице-Сергиев монастырь. Там она объявила сбор дво­рянского ополчения. Это было сделано: а) так как положение новой правительницы оказалось шат­ ким; ее судьба зависела от настроений стрельцов, и Софья прибег­ла к демонстрации силы: а) так как положение новой правительницы оказалось шат­ ким; ее судьба зависела от настроений стрельцов, и Софья прибег­ла к демонстрации силы: б) потому что окружение Натальи Нарышкиной готовило за­ говор против Софьи, и та решила продемонстрировать свою силу; б) потому что окружение Натальи Нарышкиной готовило за­ говор против Софьи, и та решила продемонстрировать свою силу; в) по традиции смотр дворянского ополчения проводил каж­ дый царь, вступавший на престол. в) по традиции смотр дворянского ополчения проводил каж­ дый царь, вступавший на престол. 3. Кто был учителем Петра Алексеевича? а) Василий Голицын; б) Никита Зотов; в) царица Наталья Кирилловна. а) Василий Голицын; б) Никита Зотов; в) царица Наталья Кирилловна. 4. Чему обучали царских детей в XVII в.? а) предметы дети выбирали сами; а) предметы дети выбирали сами; б) математике, химии, физике, грамматике; б) математике, химии, физике, грамматике; в) грамматике, красноречию, латинскому и греческому, сти­ хосложению в) грамматике, красноречию, латинскому и греческому, сти­ хосложению

5. Для кого из русских правителей был изготовлен специаль­ный двойной трон: а) для Михаила Федоровича и Филарета; а) для Михаила Федоровича и Филарета; б) для Федора Ивановича и Бориса Годунова; б) для Федора Ивановича и Бориса Годунова; в) для Петра Алексеевича и Ивана Алексеевича. в) для Петра Алексеевича и Ивана Алексеевича. 6. В 1686 г. правительство Софьи и Василия Голицына заклю­чило Вечный мир: а) с Австрией: б) с Венецией; в) со Швецией; г) с Речью Посполитой. а) с Австрией: б) с Венецией; в) со Швецией; г) с Речью Посполитой. 7. Первые свои батальоны Петр называл: а) защитниками отечества; б) «потешными» полками; в) рыцарями. а) защитниками отечества; б) «потешными» полками; в) рыцарями. 8. Первые военные операции Петра Алексеевича: а) Азовские походы; б) походы против шведов; а) Азовские походы; б) походы против шведов; в) походы к берегам Черного моря. в) походы к берегам Черного моря. 9. Главная цель Азовских походов: а) получить выход к морю; а) получить выход к морю; б) нанести поражение Турции; б) нанести поражение Турции; в) Петр желал проявить себя в качестве полководца. в) Петр желал проявить себя в качестве полководца. 10. Причина неудачи первого Азовского похода: а) отсутствие флота; б) необученность войск; а) отсутствие флота; б) необученность войск; в) помощь туркам со стороны Европы. в) помощь туркам со стороны Европы. 11. Весной 1695 г. русские войска выступили в поход. Главной целью была та самая турецкая крепость, которую когда-то брали донские казаки. Это было началом: а) войны с Польшей; б) Северной войны; а) войны с Польшей; б) Северной войны; в) Каспийских походов Петра I; г) Азовских походов Петра I. в) Каспийских походов Петра I; г) Азовских походов Петра I.