Елена Петренко, Вадим Каплун События конца ХХ века в памяти россиян (по результатам общенациональных опросов)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Advertisements

1. Определить последовательность проезда перекрестка
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Москва, 2011 Доверие аудитории российским СМИ сегодня.

1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
ОТНОШЕНИЕ К РЕКЛАМЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ПЕРМЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ октябрь 2007.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
дней и ночей 27 миллионов жизней советских людей 3.
Типовые расчёты Растворы
Ф. Т. Алескеров, Л. Г. Егорова НИУ ВШЭ VI Московская международная конференция по исследованию операций (ORM2010) Москва, октября 2010 Так ли уж.
Москва, 2012 Пенсионные настроения и пенсионная реформа в России.
Развивающая викторина для детей "Самый-самый " Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 ст. Беломечётской.
Москва, 2011 Россия и НАТО: реальность и перспективы взаимодействия.
Школа глазами общества МОСКВА, Социологическое исследование ОБРАЗОВАНИЕ МОСКВЫ 2.2 Основные тенденции в оценке сферы образования участниками образовательного.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «ВЛАСТЬ-МЕДИА-ОБЩЕСТВО» По результатам всероссийских опросов ВЦИОМ сентября-октября 2010 г.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ЖИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ International Republican Institute, Baltic Surveys Ltd. / The Gallup Organization, Armenian Sociological Association.
Транксрипт:

Елена Петренко, Вадим Каплун События конца ХХ века в памяти россиян (по результатам общенациональных опросов)

Проект ФОМ: историческая память 2 …История дальнозорка. Нужно время. Борис Докторов Источник данных: общенациональные репрезентативные опросы, проведенные: в июле 2010 г. (по заказу Фонда Современной Истории) в октябре 2012 г. (за счет собственных средств) В каждом опросе принимают участие 1500 жителей (18+) 100 городских и сельских населенных пунктов, 43 субъектов РФ. Интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Пазл обыденных легенд В обществе постоянно идет активная ментальная работа, формируется исторический нарратив недавнего прошлого. При этом значимые события реинтерпретируются, пересматривается преемственность нынешней Россией по отношению к достижениям, провалам и идеалам России последних 15 лет ХХ века. Эти рефлексии обыденного сознания весьма неоднозначны, противоречивы. Достаточно упомянуть бурные обсуждения в блогосфере событий августа 1991 года и октября 1993 года, приуроченные к их годовщинам. 3

Приоритеты для отечественного кино Индикатором процессов переосмысления российской исторической легенды являются и результаты одного из опросов ФОМ (1500 респондентов, 6-7 октября 2012 г.), среди вопросов которого был следующий: «Министерство культуры планирует выделить средства для поддержки отечественного кинематографа. Какие фильмы, по вашему мнению, оно должно поддерживать в первую очередь?» Половина респондентов (50%) ответила, что такими должны быть «фильмы об истории России». При этом «фильмы о мировой истории» назвали всего 16%. 4

Код для интерпретации исторической памяти : Рассуждая о жанре исторических фильмов о России, респонденты чаще всего характеризовали его словами «военные фильмы» (28%); когда же речь заходила о сюжете таких фильмов, то (помимо универсальных - о верности, дружбе, любви и приключениях) участники опроса чаще всего говорили о «борьбе с несправедливостью» (30%) 5 «…военные фильмы о России… про борьбу с несправедливостью…»

Главные события гг 6 Ответы на открытый вопрос

События важные, оказавшие существенное влияние на жизнь страны(закрытый вопрос) Вывод войск из Афгана – 37%Дефолт 1998 г. – 51% Дефолт 1998 г. – 30%Чернобыль 1986 г. – 50% 2-ая чеченская война 1999 г.– 29%Вывод войск из Афгана 89г. – 43% Выборы 1-ого президента 91 г.– 29%2-ая чеченская война 99 г. – 37% Начало перестройки 1987 г. - 28%1-ая чеченская война 94 г. – 37% Чернобыльская авария 1986 г. – 28%Выборы 1-го президента 91г. – 28% 1-ая чеченская война 1994 г. – 27%Начало перестройки 1987 г. – 28% 7

Корректировка обыденной версии новейшей истории России 2010 г. Важное, влиятельное событие – Советские войска выведены из Афганистана 1989 г. (37%) 2012 г. Важные, влиятельные события: Финансовый кризис (дефолт) 1998 г.(51%) Чернобыль 1986 г. ( 50%) Вывод войск из Афганистана (43%) переместился на третье место по важности, влиятельности, а обыденный исторический нарратив заметно помрачнел 8

Социогафия: разные стили жизни 9 Все 100% Все 100% Деловые люди 8% Деловые люди 8% Остальные 92% Остальные 92% Люди интернета 44% Регулярная ауд 32% Эпизодическая ауд 12% Остальные 48% Заемщики 12% Аутсайдеры 36% Старожилы 12% Новобранцы 20%

Деловые люди Массовая деловая элита (деловые люди) (8%): молоды, высокообразованны, хорошо обеспечены; смартфон, мобильный интернет, кредитка – непременные их атрибуты. Социальный капитал (урбанизированность, витальный и культурный ресурсы) обеспечивает «деловым людям» продвинутый современный стиль жизни. Главное отличие их стиля жизни – вояжи за границу (100%). 78% свободно владеют хотя бы одним иностранным языком (остальные – владеют не свободно). Судя по всему, представители именно этой группы сумели наилучшим образом воспользоваться открывшимися во второй половине 90-х годов прошлого века возможностями. 10

Аудитория интернета: регулярная и эпизодическая Регулярная аудитория - «старожилы интернета» со стажем пять и более лет (12%) и «новобранцы» со стажем менее пяти лет (19%). Эпизодическая - часть аудитории, пользующаяся интернетом не каждый день, время от времени (13%). «Люди интернета» не обременены годами. 78% из них моложе 45 лет, а 45% моложе 30-ти. Образование весьма разнородное - высшее (28%), среднее специальное (44%), среднее общее(20%). 11

Заемщики Уровень жизни «Заемщиков» (12%) – ниже среднего. Они - в состоянии транзита от традиционного к современному образу жизни. Ресурсы для такого транзита заемщики находят … в кредитных практиках. Интернетом не пользуются, заграницу видели только по телевизору. Среди заемщиков преобладают люди среднего возраста (79% от 31 до 60 лет), по преимуществу - женщины (59%). 12

Аутсайдеры Наименее обеспеченная, наиболее возрастная и самая консервативная группа (35% от всех опрошенных). Аутсайдеры придерживающиеся традиционного стиля жизни. 48% из них уже перешагнули за 60-летний рубеж, а 31% уже подошли к нему достаточно близко – им от 46 до 60 лет. Место жительства – чаще всего села и поселки городского типа (40%). 13

Оценки «перестройки» И в 2010, и в 2012 гг., баланс положительных и отрицательных оценок «перестройки» остается неизменным: o 17% респондентов и два года назад, и сейчас к ней относятся положительно; o 27% и тогда, и сейчас – отрицательно. ! При этом баланс оценок в группах с разными стилями жизни различен. 14

Оценки «перестройки» Деловые люди чаще других относятся к «перестройке» положительно 30% (отрицательно - 33%). У старожилов интернета доминируют негативные оценки: 22% - положительно и 42% - отрицательно. Среди более молодой эпизодической аудитории интернета оценки «перестройки» почти нейтральные (34% положительных против 36% отрицательных). Каждый второй заемщик (50% против 19%) и каждый второй аутсайдер (49% против 18%) оценивает «перестройку» отрицательно. ! Кто сильнее проиграл от «перестройки», у того и оценки более критичны. 15

Тенденция к пересмотру оценок «перестройки» Категоричность оценок последствий «перестройки» за прошедшие 2 года заметно смягчилась. Если 2 года назад лишь 14% (им возражали 61%) оценивали ее последствия позитивно, то сегодня так оценивают уже 20% (возражают 51%). Деловые люди чаще остальных считают, что перестройка принесла России больше хорошего – 31% (плохого – 38%). Обратим внимание: осенью 2012 г. оказалось существенно больше, чем в 2010 г., тех, кто уверен, что «перестройка» у нас еще не закончилась (51% против 43%). Заметно чаще других о пролонгации «перестройки» в наши дни говорят заемщики (58%) и эпизодическая аудитория интернета (56%). 16

Версии значимости событий гг. Деловые люди 17 Индекс оценочного позитива ……… 1,25 (отношение числа выборов позитивно окрашенных событий к числу негативно окрашенных)

Версии значимости событий гг. Старожилы интернета Индекс оценочного позитива………….. 0,17 18

Версии значимости событий гг. Новобранцы интернета Индекс оценочного позитива………….. 0,23 19

Версии значимости событий гг. Заемщики Индекс оценочного позитива………….. 0,25 20

Версии значимости событий гг. Аутсайдеры Индекс оценочного позитива………….. 0,25 21

А. Вместо заключения «Деловые люди» – единственные, у кого событийный ряд 1985 – 1999 гг. в определенной степени окрашен позитивно. Они чаще других участников опроса говорят о ключевом значении (важности, влиятельности) для России таких политических событий, как: o «выборы первого президента России» – 38% (28% в среднем); o «переход к политике перестройки» - 37% (28% в среднем); o объявление о независимости республиками Прибалтики – 31% (18% в целом по опросу). 22

Б. Вместо заключения В отличие от остальных, «деловые люди» делают позитивный акцент на событиях экономического характера: «создание кооперативов» и «обмен 500- и 100-рублевых купюр» - 30% (18% в среднем), «начало массовой приватизации, ваучеры» - 38% (26% в среднем). И все же «травма перестройки» пока еще не пережита. 23

Спасибо за внимание! Контакты: Петренко Елена Серафимовна к.филос.н Директор по исследованиям ФОМ