РЕШАЮЩАЯ РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НООСФЕРЫ Джура С.Г. dzhura@roerich.com (062) 337-32-66; www.roerich.com.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитание как педагогический процесс.
Advertisements

Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Аксеологический подход в изучении педагогических явлений Супрун Маргарита Алексеевна.
Презентация по экологии Тема: НООСФЕРА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Геолого-географический.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
НА ПУТИ К HOMO- NOOSPHERICUS Левшов А.В., Джура С.Г., Чурсинов В.И. (062) ;
Глобальные проблемы человечества. (11 класс)
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Гносеология слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы.
Магистерская работа МАГИСТРАНТКИ филологического факультета БГУ кафедры теории и методики преподавания языка и литературы Жук Ольги.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Университет машиностроения предлагает магистрам и специалистам обучение в аспирантуре по следующим научным специальностям: : Теория и история.
КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ В.И. ВЕРНАДСКОГО Выполнил студент 2 курса ФПО Машенцев Клим.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Транксрипт:

РЕШАЮЩАЯ РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НООСФЕРЫ Джура С.Г. (062) ;

Анонс работы: Проанализированы проблемы выбора вектора развития человечества. Приведено доказательство решающей роли культуры как интегрального критерия развития. Предложены варианты выхода из мировоззренческого кризиса, который является основой экономического. Приведён опыт реанимации и развития института культуры ДонНТУ и на его примере обоснована решающая роль культуры в становлении ноосферы. …только полноценный синтетичный подход в науке способен выявить признаки эволюционизма в различных природных процессах, а значит, наметить реальный вектор развития самых разнообразных объектов в Космосе и, в частности, на Земле для всех проявлений жизни; причём, на планете под воздействием внешних, космических, факторов. Это тем более необходимо проследить в связи со всё более убыстряющимся темпом происходящих на Земле изменений, включая катастрофические явления геологические, климатические, а также мощные подвижки в жизни планетарного социума. Мы живём в определённом переходном периоде, не коротком по человеческим меркам, предсказанном ещё Древней Мудростью (например, на Западе это переход от эпохи Рыб к эпохе Водолея, на Востоке от Кали-юги к Сатья-юге, Золотому Веку)…

Постановка задачи: График валового внутреннего продук- та и истинного ин- декса прогресса для США. Проф., д.э.н. Кендю- хов А.В. «Экономика – произ- водная от мировоз- зрения»

Стратегический выход через философское осмысление Проф., д.э.н. Кендюхов А.В. «Экономика – производная от мировоззрения». Лечить экономику, не леча мировоз- зрение все равно что сбивать температуру, не леча саму болезнь. Если не поменять приоритеты и не согласовать путь развития человечества с глобальным эволюционизмом, то результаты легко предсказать, просто продлив график. Таким образом, вектор развития цивилизации направлен на уничтожение этой самой цивилизации. Метазнание подтверждает это…

Знаковое высказывание П.Ф.Беликова: «Решающими моментами эволюции никогда не были и не будут мировая политика или мировая экономика. Ведь целью эволюции не является создание политически правильно мыслящего человека, а человека, способного мыслить космическими категориями. Политика, экономика, все созданные ими общественные формации лишь на более мелких и временных примерах учат человека разбираться в сущем. Было бы нелепо думать, что справедливость или несправедливость этих недолговечных форм общественной жизни человека являются присущими Космическому Разуму мерками»

Метазнание: (Агни Йога, Учение Храма, Теософия): …Космическая волна может сместить не только отдельного человека и народ или континент, но даже целую расу и целую планету, если будет явлено сопротивление, задерживающее эволюцию…. …вымирает всё, не отвечающее ступени Эволюции… …В настоящее время усилия Учителей направлены на решение великих мировых проблем религии, образования, науки и государственного устройства.

Глобализация экономического и политического устройства человечества на пути к Братству. …что хваленые современные системы образования наносят вред и вводят молодежь в заблуждение, что тысячи выпускников учебных заведений выходят оттуда неготовыми к жизни и к выполнению долга; молодые люди позорят специальности, в которых мнят себя профессионалами, или становятся торговцами. До тех пор пока будет господствовать нынешний идеал цивилизации, основанный лишь на материальных ценностях, человека будут удовлетворять плоды современного образования… В этом смысле нам близок подход авторов работы Майкла Кремо и Ричарда Томпсона «Запрещенная история»: «Посвящается расширяющемуся кругу ученых и филологов, способных рискнуть профессиональным престижем, положением и привилегиями ради столь эфемерной субстанции, как истина».

Наука как часть духовной культуры. Австрийский и английский философ, логик, социолог и науковед К.Поппер: «Нам следует привыкнуть понимать науку не как «совокупность знаний», а как систему гипотез, т.е. догадок и предвосхищений, которые в принципе не могут быть обоснованы, но которые мы используем до тех пор, пока они выдерживают проверки, и о которых мы никогда не можем с полной уверенностью говорить, что они «истинны», более или менее «достоверны» или даже «вероятны»». …наука из «кладбища гипотез» (Пуанкаре) превращается в истинную науку только при прохождении всех методологических тестов, а потому имеют право на существование любые знания». От себя добавим и эзотерические в том числе…

Образование как феномен культуры, который не ставит задачу поиска истины. «Как показывает современное состояние образования, отражаемое в педагогической науке, как в теории, так и на практике, осуществляемой по ее законам, принципам и методам. Оно представляет собой проблемный многогранник, анализ которого позволяет начать с главной проблемы цели педагогики, из начал идеалов которой, по нашему мнению, сегодня ничего не востребовано» То есть, по сути, педагогика является ведомой, а ведь её главная функция поиск истины, и она должна быть ведущей и вести это самое гражданское общество к Истине. Всадник и лошадь поменялись местами, низшее пытается управлять высшим на лицо мировоззренческий кризис. К сожалению, не познание истины, а выгода, бизнес, социальный заказ выходят на первый план. (Л.М.Гиндилис).

Образование или образовательные услуги? Целевая функция науки. Поскольку цель любого научного процесса может быть описана в терминах теории оптимизации (поскольку оптимальным образом нужно достичь заданной цели), то и научная задача может быть рассмотрена как целевая функция ЦФ (в общем случае многокритериальная со своими весовыми коэффициентами) в области ограничений (ОГР финансовых, временных и прочих). В педагогических задачах ВУЗа нужно определить уровень квалификационной характеристики специалиста (знания и умения) это целевая функция коллектива преподавателей ВУЗа в рамках ограничений (времени, возможностей программы часов, а также педагогических и психологических характеристик слушателя, способного или не очень способного получать эти знания).

Не сумма знаний, а «правильный образ мышления» и нравственное воспитание - вот цель обучения. М.В.Ломоносов «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого важного» Л.Н.Толстой Пророчества великих (не о нашем ли времени?)

Что есть Знание? «Знание представляет собоупорядоченную совокупность новых характеристик субъекта и мира и их взаимосвязей, представленных в форме конкретного метатекста. В знании осуществляется перевод разрозненных представлений в систематизированную общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, развито. Проблема знания, структуры, возникновения и специфики его восприятия и понимания (когнитивность) и порождения нового знания (креативность) принадлежит к числу философско- методологических, естественнонаучных и гуманистическо-прикладных – едва ли не самых сложных проблем»

Решающая роль Культуры. Е.И. Рерих в письме от 5 cентября 1935 г.: «…Цивилизация вытеснила понятие Культуры, и многие не понимают, что можно быть цивилизованным дикарём. Упускается из виду, что наслоения Культуры накапливаются веками, но цивилизация может быть создана в одно десятилетие» /18/. Интересно, что такая точка зрения полностью совпадает с выводами классических философов, которых уж никак нельзя отнести к эзотерикам. Хосе Ортега-и-Гассет: «Очевидно, сложившаяся ситуация порождает жестокость, за роковые последствия которой сейчас расплачивается Европа. Причиной катастрофичности современной европейской ситуации является то, что английский врач, французский врач, немецкий врач бескультурны, у них нет жизненной системы представлений о мире и человеке, соответствующей времени. Этот средний человек новый варвар, отставший от своей эпохи, архаичный и примитивный по сравнению с ужасающим настоящим и его проблемами. Этот новый варвар, в принципе, профессионал, знающий гораздо больше, чем когда-либо прежде, но он инженер, врач, адвокат, учёный также и гораздо более бескультурен»…

Не будем же дикарями науки Ф.М. Достоевский: «В особенности этим отличалась полунаука, самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны, неизвестный до нынешнего столетия. Полунаука это деспот, каких ещё не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, пред которым всё преклонилось с любовью и с суеверием, до сих пор немыслимым, пред которым трепещет даже сама наука и постыдно потакает ему» /20/. Для педагогики крайне важен тезис Сократа: «Есть только одно благо знание и одно только зло невежество». Стивен Хокинг, ныне работающий на кафедре Кембридского университета, той самой, что в своё время возглавлял сам И. Ньютон, развивает мысль Ф.М. Достоевского: «Главный враг знания не невежество, а иллюзия знания». Ортега-и-Гассет: «Не будем же дикарями науки. Наука это великое человеческое свершение; но выше неё стоит сама человеческая жизнь, которая делает науку возможной. В таком случае, нарушение элементарных жизненных условий невозможно восполнить»/19/. Сегодня стремления и чаяния многих людей направлены именно туда, в Европу, хотя уже давно отмечено, как в экзотерической так и в эзотерической традициях, что будущего у Европы нет.

Миссия университета «Мы (Ортега-и-Гассет) должны рассматривать университетское образование как обладающее тремя функциями: I. Передача культуры. II. Обучение профессиям. III. Научное исследование и обучение новых людей науке. Но всегда есть система жизненных идей, которая представляет собой наивысшую высоту времени, система, которая наиболее современна. Эта система Культура. Сегодня мы переживаем вопреки уверенному самодовольству и внешней видимости период ужасающего бескультурья. Нужно, чтобы человек науки перестал быть тем, кем он, к сожалению, довольно часто является сейчас: варваром, отлично знающим один предмет. Я сделал бы из «факультета» культуры ядро университета и всего высшего образования»…

Опыт ДонНТУ по реанимации Института культуры. В настоящее время Институт культуры ДонНТУ является правопреемником Университета культуры, который, в свою очередь, с 1959 года существовал в стенах тогда Донецкого индустриального института. Организатором его выступила Р.И. Ройтблат энтузиаст и преданный идеалам просветительства человек. В мае 2012 года исполнилось 5 лет работы Института культуры ДонНТУ, который в новом составе работает в области расширения гуманитарных знаний студентов и формирования гармонически развитой личности будущего инженера. По сути это выполнение главной миссии университета культурной, ибо она даёт вектор развития техники и развития самой цивилизации. Институт культуры ДонНТУ работает по пяти направлениям: - новые направления науки; - шедевры мировой живописи; - шедевры мирового кинематографа; - театральное направление; - музыкальное.

Практическая реализация идеи (1): За 6 лет проведено более 170 заседаний. Особенно хочется поблагодарить Профессорское собрание ДонНТУ, представители которого уже ни раз вели занятия Института культуры. Ведётся и издательская деятельность. Институт культуры замечен не только в Европе, но и за океаном. Культурная общественность США Институту культуры ДонНТУ было любезно предложено издать впервые на русском языке книгу У.К. Джаджа "Указания Пути", что и было сделано. Эта книга передана в ряд ведущих библиотек не только Украины, но и России, Великобритании, Голландии, Польши и др. стран. В Институте культуры выступили со своими концертами четыре российских барда: доктор искусствоведения Е.А. Минаев (г. Москва), доктор технических наук И.В. Плохова (г. Псков), солист Вятской филармонии К.Н. Юдичев и Александр Звенигородский из Санкт-Петербурга. Все занятия Института культуры проходят бесплатно для посетителей. Девизом Института культуры ДонНТУ являются слова Сократа: «Есть одно только благо Знание и одно только зло невежество». На искоренение этого невежества именно в себе и направлена деятельность института. Поэтому он бесплатен для посетителей, ибо то Знание, которое здесь даётся, нельзя измерить никакими земными мерками. А экзаменом является сама наша жизнь.

Практическая реализация идеи (2): В Институте культуры выступали также Сергей Солёный, Максим Романовский с группой «Эхо Радуги», музыкальный коллектив «Точка тишины» (г.Донецк), братья Золотухины (г.Луганск). В ближайшем будущем ждём в гости группу «Авакара» (г. Сочи). К музыкальному направлению можно добавить встречи, посвящённые Скрябину, Моцарту, Рахманинову, Шнитке, Баху, Шопену, Прокофьеву... Представлены премьеры документальных фильмов, снятых по заказу Института культуры: «SOS» или «Синтез Общего Спасения», а так же фильм, посвящённый учёному ДонНТУ В.В.Паку, открывший серию «Выдающиеся учёные Украины». Поэтическое направление представляют донецкие поэты Елена Баранова, Борис Белаш и Владимир Калиниченко. Театральное направление: студия ДонНТУ «Софійність» и театр-студия «Пятое колесо». Выставочное направление: выставка репродукций картин «Связь времён: от Леонардо да Винчи до Николая Рериха» и «Человек. Земля. Вселенная» «Путь Красоты». Проведены 2 конкурса школьных сочинений «Почему каждая страна должна охранять сокровища Культуры?».

Выводы (1): В статье показано, что максимальную пользу от знания даёт его высшая форма мудрость. «Мудрость веков заключена в словах Иисуса: «Да будет воля Твоя» /8/. Вектор развития этой воли Всевышней (а по сути эволюции) даёт Культура. Критерием её является истина, а эстетическим выражением красота. Главная задача человечества не экономическая, а этическая развитие внутреннего человека. Если человечество будет упорствовать в своём невежестве в этих вопросах, то его ждёт участь Атлантиды и Лемурии. Сейчас человечеству даны Гностические источники, которые составляют суть и смысл Культуры: Живая Этика, Учение Храма, Теософия. Именно они дают ключи к пониманию культуры как синтеза религии, науки и искусства. Ибо именно так сказано о Гнозисе (эзотерической литературе): «Представляет интерес мнение Учителей о состоянии литературного творчества в человечестве. Они говорят, что традиционная литература фактически исчерпала себя в лице Толстого и Достоевского, и интерес для будущего представляют произведения исповедального характера как человеческие документы с фиксацией разнообразных опытов во Всеединстве Спектра Всей живой Жизни» /24/.

Выводы (2): Таким образом, в гнозисе (эзотерической литературе) дан новый уровень знания, который нужно ассимилировать и применить во всех областях приложения культуры в жизни. Знаковым является предупреждение о возможности гибели культуры, без которой нет будущего у человечества в целом: «В прошлых тысячелетиях люди могли принимать или отвергать даваемые частицы Великого Учения, но ныне, когда в распоряжении людей находятся могучие энергии, неприятие угрожает гибелью культуры. Атлантида погибла вследствие злоупотребления Знанием. Катастрофа была частичной. Ныне гибель угрожает всей планете, ибо в орбиту действия вовлечено всё человечество, возросшее в своём числе. Вопрос о принятии Учения есть вопрос жизни и смерти для всего и для всех. Ведь за водородной бомбой может последовать другая, могущая вызвать разложение материи, границы и область распространения которого человекоубийцы не в состоянии предусмотреть. Новые формы жизни должны заменить старые и отжившие. Возможность войны должна быть полностью исключена. Новое Небо труда и строительства, и сотрудничества всех народов Земли должно засиять над Землёю. Наша Рука над новыми формами жизни народов, какими бы несовершенными они не казались близорукому сознанию. Страна Новая и Мир Новый, ею возглавляемый, победит. Новые формы общественной и государственной жизни утвердятся на Земле. В них спасение. Жертвы приносимые неизбежны. Когда же эволюция совершалась без жертв и смерти форм, обречённых ею на уничтожение? Шире широкого смотрите на жизнь. Новому должное воздайте. Часто не знают строители всего величия Великого Плана, но знают Владыки»