Культура Украины ХХ в. 1. Общественно-политические условия развития украинской культуры. 2. Национально-культурное возрождение и его гибель. 3. Развитие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 3. Театральная культура Украины 20 в. Урок 14 Тема урока. Ведущие актеры и режиссеры украинского театра. Лесь Курбас и др.
Advertisements

Украинская революция Выполнила ученица 10 – А класса Радочина Мария.
Развитие советской культуры в е годы 11 класс. История.
Тема урока? Вопрос 1: Действие одного из сюжетов юмористической телепередачи "Шесть кадров" происходит вскоре после Октябрьской революции. Ленин приглашает.
Василий Васильевич Кандинский(16 дек дек. 1944)– русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.
Дом В.Я.Брюсова. В начале XX века Валерий Брюсов был одной из крупнейших фигур русской литературной жизни, находился в самом её центре. И совершенно естественно,
Михаил Львович Бойчук
Казимир Северинович Малевич ( ) – художник, прославленный в жанре авангардизма, импрессионизма, футуризма, кубизма. Родился Казимир 23 февраля.
Культура – сфера духовной жизни людей, включающая в себя исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный.
По праву харьковский Дом Актера считается театральным центром европейского уровня. На базе Дома Актера постоянно работает около 15 негосударственных театральных.
Наука и просвещение России в XVlll веке. Оценивая развитие русской науки и культуры, следует сказать о М.В.Ломоносове и других деятелях науки и техники.
Наука, просвещение и культура России в середине XVlll века.
(14 января октября 1931) Осетинский советский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, революционер.14 января октября1931.
Михаил Андреевич Осоргин (урожденный Ильин)
Работу выполнила ученица 8а класса МБОУ «Лицей 18» Шкуро Полина.
С УПРЕМАТИЗМ Проект сделал ученик 9 «А» школы 2047 Быков Артемий Михайлович.
Русская культура конца XIX – начала XX в.. Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней буржуазные реформы, рост экономики и становление капиталистических.
МОУСОШ 2 Кандинский Василий Васильевич Подготовила ученица 7 «Б» класса Соловьева Елена 2009год.
Модернизм в русской литературе «Серебряный век» отечественной культуры XX века.
ИСТОРИЯ Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого!
Транксрипт:

Культура Украины ХХ в. 1. Общественно-политические условия развития украинской культуры. 2. Национально-культурное возрождение и его гибель. 3. Развитие литературы первой половины ХХ в. 4. Украинская культура в условиях тоталитарного режима.

Исторические обстоятельства развития украинской культуры. В Украинском Возрождении следует выделить три периода: первый - длился с начала ХХ в. до Украинской национально-демократической революции (1917); второй - освободительная борьба ( ); третий - от периода НЭПа, вплоть до так называемого «расстрелянного возрождения» (30-е годы XX в.).

В первый период, особенно со второго десятилетия XX в., Ярко отражаются новейшие тенденции в развитии украинской культуры, которая, опираясь на фундамент классических достижений XIX в. стремится к новаторству и европеизации. В творчестве И. Франко, Л. Украински, М. Коцюбинского, О. Кобылянской, В. Винниченко очевидное стремление идти в русле ведущих достижений европейского новаторства. Исторические обстоятельства развития украинской культуры.

Национально-культурное возрождение По словам И. Франко, новое поколение стремилось "вполне модерным европейским способом изобразить своеобразие жизни украинского народа". Получают признание - М. Яцкив, Г. Чупринка, Б. Лепкий, М. Рыльский, П. Тычина.

Яркие личности европейского уровня появляются в это время в украинском искусстве. -Елена Кульчицкая ( ) - воспитанница венской художественной школы, она прекрасно владела техникой масляной живописи, гравюры. -Иван Труш ( ) - представитель импрессионизма, картины основном посвящены природе и людям Закарпатья. -Александр Мурашко ( ) усвоил традицию реализма, о чем говорит картина "Похороны Кошевого". Елена Кульчицкая

Картина И. Труша "Подсолнухи" представляет импрессионизм

Работа А. Мурашко "Крестьянск ая семья" отражает традицию реализма

Национально-культурное возрождение Одним из самых талантливых графиков Европы всего XX в. считается Георгий Нарбут ( ). Нарбут - создатель украинского национального стиля в графике. В годы советской власти творчество Нарбута замалчивалась.

Георгий Нарбут Создал уникальную иллюстрированную украинскую азбуку, сделал иллюстрации к "Энеиде" Котляревского, его графические эскизы воплощены в первой украинской гривне и малой Государственной печати.

Национально-культурное возрождение Александр Архипенко ( ) - окончил рисовальную школу А. Мурашко, в 1908 г. переехал в Париж, а затем в Нью-Йорк, где получил всемирную славу скульптора- кубиста.

Скульптура- кубиста Александра Архипенка "Материнство"

Национально-культурное возрождение В первое десятилетие XX в. Украина стала одним из центров авангардного искусства. Первые выставки авангардистов состоялись в 1910 г. в Киеве и Одессе и только потом в Петербурге и Москве. Термин "украинский авангард" введено в научный оборот лишь в 90-х годах.

Авангардное искусство Авангардное искусство представляли Александр Богомазов, Михаил Бойчук, Казимир Малевич. Богомазов-художник-кубофутуристов. Малевич - один из основоположников супрематизма. Бойчук - создал новое направление в монументальном искусстве - неовизантизм.

Робота Богомазова художника-кубофутуриста Пиляри.

Направление в монументальное искусство - неовизантизм Робота Бойчука Девушка

Работа Малевича - основателя супрематизма "Черный квадрат"

Украинское театральное искусства Подъем охватывает также сферу украинского музыкального и театрального искусства. В 1904 г. Н. Лысенко основал в Киеве музыкально- драматическую школу. Н. Лысенко

Украинское театральное искусства С 1907 г. в Киеве начал действовать первый стационарный украинский театр Садовского; В 1915 г. организовал И. Марьяненко Общество украинских актеров; Начали действовать многочисленные театры и труппы как в Приднепровской Украине так и в Галичине.

Театр "Поворотом в Европу" объявляет главным направлением своей творческой деятельности выдающийся режиссер-новатор Лесь Курбас ( ). В "Молодом театре" (1916) велся интенсивный поиск новых экспрессивных средств сценического действия, которая отражала бы ритм современной эпохи. В 1922 г. создан театр "Березиль".

Национально-культурное возрождение Так, уже накануне Украинской национально-демократической революции ( ) происходил бурный процесс развития украинской культуры, что можно назвать ее ранним Возрождением.

Украинское Возрождение Во времена освободительных движений гг значительная часть украинской интеллигенции и связывали свои надежды на национальное и культурное возрождение с деятельностью украинских правительств Украинской Центральной Рады (УЦР), гетманата П. Скоропадского и Директории.

Программа развития национального образования В марте 1917 г. в Киеве открыто Украинскую гимназию им. Т.Г. Шевченко и 2-ю Кирилло- Мефодиевскую гимназию, вскоре - университет в Екатеринославле, консерваторию в Харькове, сельскохозяйственный институт в Одессе. В октябре в 1917 г. начал работу Украинский народный университет в Киеве, а в Житомире - Украинский учительский институт, основано украинскую педагогическую академию. На осень 1917г. было открыто 53 украинские гимназии, сотни начальных школ. Были приняты энергичные меры для перевода школ на украинский язык обучения.

Во времена гетмана Скоропадского 6 октября 1918 открыт Киевский народный украинский университет, 22 октября Государственный украинский университет в Каменце-Подольском. В августе 1918 г. создана Национальная библиотека Украинского государства, В начале ноября 1918 г. - Украинскую государственную академию искусств, Государственную археологическую комиссию, Государственный архив.

Во времена гетмана Скоропадского В ноябре 1918 г. была основана Украинская академия наук, которая начала свою деятельность в феврале следующего года. Академию возглавил выдающийся ученый В. Вернадский.

Политика украинизации ( ) Украинизация, была поиском путей взаимоотношений тоталитарной власти, что чувствовала в то время свою международную изоляцию и культурную посредственность, с обществом и интеллигенцией. Власть стремилась завоевать доверие подавляющего большинства украинского населения, которое составляло крестьянство, ликвидировать противоречия между русскоязычными рабочими и русифицированным партаппаратом, с одной стороны, и украинским крестьянином и интеллигентом - с другой.

развитие литературы В 1922 г. в Харькове под руководством С. Пилипенко организованы союз крестьянских писателей «Плуг», активистами которого были А. Головко, А. Копыленко, П. Панч, В. Минко. В 1923 г. В. Эллан-Голубой организовал союз пролетарских писателей «Гарт» в которую входили М. Иогансен, В. Сосюра, П. Тычина, М. Волновой.

Литература Одним из величайших литературных объединений 20-х годов является ВАПЛИТЕ (Вольная академия пролетарской литературы) создано в 1925г. В ее состав вошла блестящая плеяда литераторов, среди которых были Н. Кулиш, Н. Бажан, Тычина, П. Панч, Ю. Смолич, О.Досвитний, Г. Эпик. возглавил ВАПЛИТЕ Н.Хвылевой

На рубеже х годов ситуация в украинской культуре меняется Создано душную атмосферу вокруг Хвылевого. Полемический призыв "Прочь от Москвы" с ориентацией на "психологическую Европу", были всячески искажены и инкриминируемые Хвылевому как буржуазный национализм. Свои мысли он отстаивал в блестящих полемических статьях "Мысли против течения", "Камо грядеши?". Тоталитарная власть запретила памфлет "Украина или Малороссия?", Который стал известен лишь в 1990 г.

Течение авангардизма в украинской литературе 20-х годов наиболее ярко представили футуристы во главе с М. Семенко. В ее ряды в разное время входили поэты А. Слесаренко, Н. Терещенко, Н. Бажан, В. Полищук, критик В. Коряк. Пропагандировали урбанизацию культуры, увлекались техникой и производством, футуристы иногда воинственно нападали на сторонников традиционных художественных течений.

Неокласики Неоклассики были наименее заангажированными в советской действительности. В их творчестве отсутствуют революционные и социальные мотивы. В их состав входили М. Драй-Хмара, П. Филипович, А. Бургардт (Юрий Клен), М. Рыльский. Во главе неоклассиков стоял Николай Зеров

Кинематограф С середины двадцатых годов украинская тематика стала определять развитие кинематографа - в это время переживал период расцвета. Мощнейшими были центры кинопроизводства в Одессе, Киеве, Харькове.

Кинематограф Фильмы Александра Довженко ( ) "Звенигора" (1928), "Арсенал" (1929), "Земля" (1930), "Иван" (1932) - это шедевры мирового кино, их новаторская речь сочетает поэтику и гуманизм с яркой экспрессией. Олександр Довженко

Развитие науки Центром науки стала Всеукраинская академия наук (ВУАН, 1921). После возвращения из эмиграции в 1924 г. академика М. Грушевского научная работа гуманитарных подразделений значительно оживилась. Ученый продолжил работу над фундаментальными трудами "История Украины-Руси" и "История украинской литературы".

Архитектура Даже в архитектуре национальные художественные мотивы почти не использовались до середины 50-х годов. В Киеве в 30-х годах уничтожены Михайловский златоверхий монастырь (XII в.), Церковь Богородицы Пирогощи на Подоле, воспетую в "Слове о полку Игоревем", один из лучших образцов украинского барокко - Никольский военный собор (XVII в.), 'Памятник княгине Ольге

Памятник княгине Ольге скульптора Кавалеридзе сооружен в Киеве 1911 г. и в 30-х ХХ в. разрушен.

расстрелянное возрождение Уничтожение украинской духовной элиты в 30-х годах известное как украинское расстрелянное возрождение. К нему относятся не только те деятели, которые были физически уничтожены, расстреляны, замучены, умерли в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа, но и значительная часть тех, кто, испытав репрессий и притеснений, на долгое время пресекли творческий труд.

Тоталитарный геноцид Тоталитарный геноцид не уничтожил украинской культуры, но резко затормозил ее развитие, исказил культурный образ нации на долгие годы. С середины 30-х годов в культуре господствуют унификация и централизация, творческие союзы художников подчиняются центру, берут на вооружение в своем творчестве единственный метод социалистического реализма.

заключение Украинское возрождение, несмотря на свою трагическую судьбу, никогда не было стерто из народной памяти. В XX в. и начале XXI в. оно еще не раз поднимало с колен новые поколения художников, способствовало новому подъему украинской культуры.