Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт. Урок музыки 7 класс Учитель Лабунская Н. З.
Advertisements

Презентация "Вольфганг Амадей Моцарт"
Йоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт ( ) «Вольфганг Амадей Моцарт»
Вольфганг Амадей Моцарт
Во́льфганг Амаде́й Мо́царт Раннее творчество композитора.
Моцарт, Вольфганг Амадей Работу выполнила Тверских С.
Вольфганг Амадей Моцарт Тест. 1. К какому направлению в искусстве относится творчество Моцарта? Классицизм Романтизм Барокко Импресионизм.
Моцарт Вольфганг Амадей Известный композитор, который обладал просто отменным музыкальным вкусом - Вольфганг Амадей Моцарт. Этот австрийский композитор.
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге (Австрия). При крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Отец Моцарта,
Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт( г.) Жизнь композитора-виртуоза Работа ученицы 6 «А» класса Варвары Бринёвой.
Моцарт, Вольфганг Амадей. Основная информация Полное имя Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Амадей Мо́царт. Дата рождения-27 января 1756 Дата смерти-5 декабря.
Вольфганг Амадей Моцарт «Вечный солнечный свет…» (А.Рубинштейн) Презентация подготовлена учеником 9 класса Касаткиным Алексеем.
( г. г.) Величайший австрийский композитор, представитель венской классической школы.
Вольфганг Амадей Моцарт, 1756–1791) австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист, скрипач,
Вольфганг Амадей Моцарт. Обзор жизни и творчества. Презентацию подготовила учащаяся музыкально – хоровой студии «Эхо» МОУ ДОД «ГДТДиМ» Прудко Анастасия.
Вольфганг Амадей Моцарт
Европейские музыканты и их произведения Работу выполнил ученик 4 Б класса лицея 6 Плешков Миша г. Иваново, 2019.
1. Как называется колокольчик на морском судне? 2. Что такое зыбка? 3. Как называется и где находится самый большой колокол в мире? 4. Кто такой дирижёр?
Вольфганг Амадей Моцарт Выполнила: Титякова Алёна, Выполнила: Титякова Алёна, Черникова Виктория, Черникова Виктория, Шопина Алёна Шопина Алёна.
- великий представитель Венской классической школы композиции. Виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр Обладал феноменальным музыкальным слухом,
Транксрипт:

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в соборе святого Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни какJohannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.27 января1756 годаЗальцбургеЗальцбургского архиепископстваАвстриикрещёнсвятого Рупертасвятого Иоанна Златоусталат.нем.итал. Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule) была опубликована в1756 году в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке иоргане.Леопольднем.1756 годуклавесинескрипкеоргане

В Лондоне малолетний Моцарт был объектом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.Лондоне В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен, Париж, Лондон и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Нидерландов, Швейцарии. В этом же году юный Моцарт написал свою первую композицию. Всюду он возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По заказу императора Иосифа II Моцарт за несколько недель написал для итальянской труппы оперу «Мнимая простушка» (итал. La Finta semplice), но певцам не понравилось сочинение 12-летнего композитора, их упорное нежелание исполнять оперу в конце концов заставило Леопольда Моцарта отступиться и не настаивать. В дальнейшем певцы будут постоянно жаловаться, что Моцарт в своих операх заглушает их «слишком массивным аккомпанементом»1762 годуАннойМюнхенПарижЛондонВенуГерманииНидерландовШвейцарии1763 году годыЗальцбургеГенделяСтраделлаКариссимиДурантеимператора Иосифа IIитал.

годы Моцарт провёл в Италии. В 1770 году в Болонье он познакомился с исключительно популярным в то время в Италии композитором Йозефом Мысливечеком; влияние «Божественного Богемца» оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стиля, некоторые его сочинения приписывали Моцарту, в том числе ораторию «Авраам и Исаак»1774 годы1770 году Йозефом Мысливечеком В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, всё же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский»(итал. Mitridate, Re di Ponto), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione), по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.1771 годуМиланеМитридат, царь Понтийскийитал.Луций Сулла1772 годЗальцбургаитал.1772 годмессыофферторий1774 год

В годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров годахМюнхенМангеймПарижматери В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей», обозначившая определённый поворот в творчестве Моцарта. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века.1779 годуЗальцбургеМихаэлем Гайдном26 января1781 годаИдоменейXVIII века

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в соборе святого Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни какJohannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.27 января1756 годаЗальцбургеЗальцбургского архиепископстваАвстриикрещёнсвятого Рупертасвятого Иоанна Златоусталат.нем. итал. Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule) была опубликована в1756 году в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке иоргане.Леопольднем.1756 годуклавесинескрипкеоргане

В Лондоне малолетний Моцарт был объектом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.Лондоне В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен, Париж, Лондон и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Нидерландов, Швейцарии. В этом же году юный Моцарт написал свою первую композицию. Всюду он возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами годуАннойМюнхенПарижЛондонВенуГерманииНидерландовШвейцарии

В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По заказу императора Иосифа II Моцарт за несколько недель написал для итальянской труппы оперу «Мнимая простушка» (итал. La Finta semplice), но певцам не понравилось сочинение 12-летнего композитора, их упорное нежелание исполнять оперу в конце концов заставило Леопольда Моцарта отступиться и не настаивать. В дальнейшем певцы будут постоянно жаловаться, что Моцарт в своих операх заглушает их «слишком массивным аккомпанементом»1763 году годыЗальцбургеГенделяСтраделлаКариссимиДурантеимператора Иосифа IIитал.

годы Моцарт провёл в Италии. В 1770 году в Болонье он познакомился с исключительно популярным в то время в Италии композиторомЙозефом Мысливечеком; влияние «Божественного Богемца» оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стиля, некоторые его сочинения приписывали Моцарту, в том числе ораторию «Авраам и Исаак»1774 годы1770 годуЙозефом Мысливечеком В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, всё же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский»(итал. Mitridate, Re di Ponto), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione), по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.1771 годуМиланеМитридат, царь Понтийскийитал.Луций Сулла1772 годЗальцбургаитал.1772 годмессыофферторий1774 год В годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров годахМюнхенМангеймПарижматери В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей», обозначившая определённый поворот в творчестве Моцарта. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века.1779 годуЗальцбургеМихаэлем Гайдном26 января1781 годаИдоменейXVIII века

В 1781 году Моцарт окончательно поселился в Вене. На рубеже х годов император Иосиф II был увлечён идеей развития немецкой национальной оперы зингшпиля, ради которого ещё в 1776 году в Вене была закрыта Итальянская опера. По заказу императора в 1782 году Моцарт написал для немецкой труппы зингшпиль «Похищение из сераля» (нем. Die Entführung aus dem Serail), восторженно принятый в Вене и вскоре получивший широкое распространение в Германии[4]. Однако развить успех Моцарту не удалось: в том же 1782 году эксперимент с зингшпилем закончился, и император вернул в Вену итальянскую труппу.1781 годуимператор Иосиф IIзингшпиля1782 годуПохищение из сералянем.[4] В этом же году Моцарт женился на Констанце Вебер, сестре Алоизии Вебер, в которую он был влюблен во время пребывания в Мангейме. В первые же годы Моцарт приобрёл в Вене широкую известность; популярностью пользовались его «академии», как назывались в Вене публичные авторские концерты, в которых исполнялись сочинения одного композитора, нередко им самим[5]. Именно для этих «академий» написана большая часть его клавирных концертов. В годах были созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).Мангейме[5] годахЙозефу Гайднуоратория

Однако с оперой у Моцарта в последующие годы в Вене складывалось не лучшим образом. Оперы «Loca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными. Наконец, в1786 году была написана и поставлена опера «Свадьба Фигаро», автором либретто которой был Лоренцо да Понте. Она имела в Вене хороший прием, однако после нескольких представлений была снята и не ставилась до 1789 года, когда постановку возобновил Антонио Сальери[5][6], считавший «Свадьбу Фигаро» лучшей оперой Моцарта. Зато в Праге «Свадьба Фигаро» имела ошеломляющий успех, мелодии из неё распевали на улице и в трактирах. Благодаря этому успеху Моцарт получил новый заказ, на этот раз из Праги. В 1787 году увидела свет новая опера, созданная в содружестве с Да Понте, «Дон Жуан» (Don Giovanni). Это сочинение, и поныне считающееся одним из лучших в мировом оперном репертуаре, в Праге имело ещё больший успех, чем «Свадьба Фигаро».1783 год1784 год1786 годуСвадьба Фигаро1789 годаАнтонио Сальери[5][6]Свадьба Фигаро1787 годуДон Жуан Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще со времён «Фигаро» охладевшей к творчеству Моцарта. От императора Иосифа Моцарт получил за «Дон Жуана» 50 дукатов, и, как утверждает Дж. Райс, в течение годов это был единственный случай, когда композитор получал плату за оперу, заказанную не в Вене[7]. Однако публика в целом осталась равнодушна. С 1787 года прекратились его «академии», Моцарту не удалось организовать исполнение трёх последних, ныне самых знаменитых симфоний: 39 ми-бемоль мажор (KV 543), 40 соль минор (KV 550) и 41 до мажор «Юпитер» (KV 551), написанных в течение полутора месяцев в 1788 году; лишь три года спустя одна из них, Симфония 40, была исполнена А. Сальери в благотворительных концертах.[7]1787 года1788 году

В конце 1787 года, после смерти Кристофа Виллибальда Глюка, Моцарт получил должность «императорского и королевского камерного музыканта» с жалованием в 800 флоринов, однако обязанности его сводились в основном к сочинению танцев для маскарадов, опера комическая, на сюжет из светской жизни была заказана Моцарту лишь однажды, и ею стала «Così fan tutte» (1790). Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для себя самого. Денег, вырученных во время поездки, было мало. Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов, которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели.Кристофа Виллибальда ГлюкафлориновФридрих Вильгельм IIгульденовмасона1789 году Как утверждает Дж. Райс, с момента прибытия Моцарта в Вену император Иосиф оказывал ему больше покровительства, чем любому другому венскому музыканту, за исключением Сальери. В феврале 1790 года Иосиф умер; с восшествием на престол Леопольда II Моцарт поначалу связывал большие надежды; однако к новому императору музыканты доступа не имели. В мае 1790 года Моцарт писал его сыну, эрцгерцогу Францу: «…Моя любовь к труду и сознание своего умения позволяют мне обратиться к Вам с просьбой о предоставлении мне положения капельмейстера, тем более, что Сальери, хотя и опытнейший капельмейстер, никогда не занимался церковной музыкой…». Но его надежды не оправдались, Сальери остался на своём посту, а материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов, чтобы артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела.1790 годаЛеопольда IIФранцу

Последними операми Моцарта стали «Так поступают все» (1790 год), «Милосердие Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана за 18 дней, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год). Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера «Милосердие Тита» была принята холодно; «Волшебная флейта», поставленная в том же месяце в Вене, в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта эта опера-сказка занимает особое место.Так поступают всеМилосердие Тита1791 годВолшебная флейтаМилосердие Тита В мае 1791 года Моцарт был зачислен на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана; эта должность предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, пережил Моцарта.1791 годаКафедрального собора Святого СтефанаЛеопольда Хофмана Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» «Ave verum corpus» (KV 618, 1791 год), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно- горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни. Интересна история написания «Реквиема». В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, музицирующего дилетанта, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство; реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены. Работу над незавершённым «Реквиемом», потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».духовной музыкеAve verum corpusРеквием (KV 626)РеквиемФранц Ксавер ЗюсмайерМилосердие Тита

Умер Моцарт 5 декабря 1791 года примерно через час после полуночи (на тридцать шестом году жизни). Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Большинство исследователей считает, что Моцарт действительно умер, как это и было указано в медицинском заключении, от ревматической (просовидной) лихорадки, возможно, осложненной острой сердечной или почечной недостаточностью. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается несколькими музыковедами, но сколько-нибудь убедительные доказательства этой версии отсутствуют. В мае 1997 года суд, заседавший в миланском Дворце правосудия, рассмотрев дело Антонио Сальери по обвинению в убийстве Моцарта, вынес ему оправдательный приговор.5 декабря1791 годаСальери1997 года Дата погребения Моцарта вызывает разногласия (6 или 7 декабря). Около 3 часов пополудни тело Моцарта было привезено к Собору Святого Стефана. Здесь в маленькой часовне состоялась скромная религиозная церемония. Кто из друзей и близких присутствовал при этом, остаётся неизвестным. Катафалкотправился на кладбище после шести вечера, то есть уже в темноте. Провожавшие гроб не последовали за ним за городские ворота. Местом погребения Моцарта было Кладбище Святого Марка.Собору Святого СтефанаКатафалкКладбище Святого Марка ПохороныПохороны Моцарта проходили по третьему разряду. Погребенными в отдельной могиле с надгробием или памятником могли быть только очень богатые люди и представители знати. По третьему же разряду общие могилы были рассчитаны на 5-6 человек. В похоронах Моцарта не было ничего необычного для того времени. Это не были «похороны нищего». Впечатляющие (хотя и по второму разряду) похороны Бетховена в 1827 году проходили уже в другой эпохе и, кроме того, отражали резко возросший социальный статус музыкантов, за что всю жизнь боролся сам Моцарт.Бетховена1827 году Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году «Реквием» Антонио Розетти.РеквиемАнтонио Розетти

КенотафКенотаф Моцарта наиболее известное «захоронение» кладбища Святого Маркакладбища Святого Марка

Отличительной чертой творчества Моцарта является сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора. Моцарт один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементам. Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».опереГлюком«Свадьба Фигаро»«Дон Жуан»Волшебная флейта

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии 39, 40 и 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта. Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.фортепианоклавесинаклавикорда Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием. Тематический каталог сочинений МоцартаТематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кёхелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.КёхелемЛейпциг1862

Моцарт также вошёл в историю как музыкальный педагог. Cреди его учеников был, в частности, английский музыкант Томас Аттвуд, который, по возвращении из Австрии в столицу Британской империи город Лондон, сразу занял должности придворного капельмейстера, органиста в Соборе Святого Павла, музыкального наставника герцогини Йоркской, и потом принцессы Уэльской.Томас АттвудБританской империиЛондонкапельмейстераСоборе Святого ПавлаЙоркскойУэльской

Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно- мистическим учениям. В относительно спокойный период середины ХVIII века наряду со стремлением к просвещению, поисками интеллектуального и общественно- образовательного порядка (французское просвещение, энциклопедисты) возникает интерес к эзотерическим учениям древности.французское просвещение, энциклопедистыэзотерическим 14 декабря14 декабря 1784 года Моцарт вступил в Масонский орден[16], а к 1785 году уже был инициирован в степень Мастера-Масона. То же самое происходило в дальнейшем с Иозефом Гайдном и Леопольдом Моцартом (отцом композитора), который пришёл к градусу Мастера за 16 дней с момента вступления в ложу.1784 годаМасонский орден[16]1785 году Eсть несколько версий присоединения Моцарта к масонскому братству. По одной из них поручителем при поступлении в венскую ложу «Zur Wohltatigkeit» («Во имя благотворительности») был его друг и в будущем либреттист «Волшебной флейты» Эммануэль Шиканедер. В число выдающихся братьев ложи входили философы Рейхфельд и Игнац фон Борн. В дальнейшем по рекомендации самого Моцарта в ту же ложу был принят и отец Вольфганга Леопольд Моцарт (в 1787 году).Эммануэль ШиканедерИгнац фон Борн1787 году

1).«Долг первой заповеди» (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes), Театральная ораторияДолг первой заповеди 2).«Аполлон и Гиацинт» (Apollo et Hyacinthus), 1767 ученическая музыкальная драма на латинский текстАполлон и Гиацинт 3).«Бастьен и Бастьенна» (Bastien und Bastienne), Другая ученическая вещь, зингшпиль. НемецкийБастьен и Бастьенна вариант известной комической оперы Ж.-Ж-Руссо «Деревенский колдун» 4).«Притворная простушка» (La finta semplice), 1768 упражнение в жанре опера-буффа на либретто ГольдониПритворная простушкаГольдони 5). «Митридат, царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto), 1770 в традициях итальянской оперы-сериа,Митридат, царь Понтийский по трагедии РасинаРасина 6). «Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba), Опера-серенада (пастораль)Асканий в Альбе 7). Betulia Liberata, 1771 оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна 8). «Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione), Опера-серенада (пастораль) 9). «Луций Сулла» (Lucio Silla), Опера-сериаЛуций Сулла 10). «Тамос, король Египта» (Thamos, König in Ägypten), 1773, Музыка к драме Геблера 11). «Мнимая садовница» (La finta giardiniera), снова возвращение к традициям оперы-буффМнимая садовница 12). «Царь-пастух» (Il Re Pastore), Опера-серенада (пастораль)Царь-пастух 13). «Заида» (Zaide), 1779 (реконструирована Х.Черновин, 2006)ЗаидаЧерновин ). «Идоменей, царь Критский» (Idomeneo), 1781Идоменей, царь Критский 15). «Похищение из сераля» (Die Entführung aus dem Serail), ЗингшпильПохищение из сераля 16). «Каирский гусь» (Loca del Cairo), ). «Обманутый супруг» (Lo sposo deluso)Обманутый супруг 18). «Директор театра» (Der Schauspieldirektor), Музыкальная комедияДиректор театра 19). «Свадьба Фигаро» (Le nozze di Figaro), Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.Свадьба Фигаро 20). «Дон Жуан» (Don Giovanni), 1787Дон Жуан 21). «Так поступают все» (Così fan tutte), 1789Так поступают все 22). «Милосердие Тита» (La clemenza di Tito), 1791Милосердие Тита 23). «Волшебная флейта» (Die Zauberflöte), ЗингшпильВолшебная флейта

Рукопись Моцарта. Dies irae из Реквиема

2 шиллинга 1931 года австрийскаяшиллинга1931 года памятная монета, посвящённая 175-летию со дня рождения Моцарта 10 евро немецкая монета евро 2006 года2006 года с изображением Моцарт Почтовая маркаПочтовая марка СССР, 1956 годСССР 1956 год Моцарт на марке Молдовы, 2006 годМолдовы 2006 год

Драма жизни и творчества Моцарта, а также загадка его смерти стали плодотворной темой для художников всех видов искусств. Моцарт стал героем многочисленных произведений литературы, драматургии и кинематографа. Все их перечислить невозможно ниже приведены наиболее известные из них: 1).«Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери.» 1830, А. С. Пушкин, драмаМаленькие трагедии1830А. С. Пушкин 2). «Моцарт на пути в Прагу». Эдуард Мёрике, повестьЭдуард Мёрике 3). «Амадей». Питер Шеффер, пьеса.Питер Шеффер 4). Высоко оцененную книгу о композиторе написал Г. В. ЧичеринГ. В. Чичерин 5). «Несколько встреч с покойным господином Моцартом». 2002, Э. Радзинский, историческое эссе.2002Э. Радзинский 6). «Убийство Моцарта» Вейс, Дэвид, роман1970Вейс, Дэвид 7). «Возвышенное и земное» Вейс, Дэвид, роман1967Вейс, Дэвид 8).«Старый повар». К. Г. ПаустовскийК. Г. Паустовский 9). «Моцарт: социология одного гения» 1991, Норберт Элиас, социологическое исследование1991Норберт Элиас о жизни и творчестве Моцарта в условиях современного ему общества. Оригинальное название: «Mozart. Zur Sociologie eines Genies»