Открытая национальная система ИТ-образования и принципы построения системы непрерывного образования для всех на протяжении жизни В.А. Сухомлин Проф. МГУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ –ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Ю.Л. Костюк Томский.
Advertisements

ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Швей В. И. Директор института компьютерных технологий СОТРУДНИЧЕСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИТ - ОБРАЗОВАНИЯ В МЭСИ.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Проблемы разработки и внедрения учебных планов по новым направлениям в области информационных технологий Андрей М.Чеповский МГТУ им. Н.Э.Баумана Преподавание.
Кафедра « Экономическая информатика » Институт экономики и финансов МИИТ БИЗНЕС - ИНФОРМАТИКА Направление подготовки : Профиль подготовки : « Информационные.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Ф е д е р а л ь н о е а г е н т с т в о п о т е х н и ч е с к о м у ре г у л и р о в а н и ю и м е т р о л о г и и Государственное образовательное учреждение.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Процесс информатизации Казахстана. Проблемы и перспективы информатизации в Казахстане.
ЧУЙКОВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА Московский педагогический государственный университет, кафедра геометрии, центр математического образования Реализация концепции.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ MOAC В ИТ-ПРОГРАММЫ ВУЗОВ Филиппович Андрей Юрьевич к.т.н., доцент кафедры Систем обработки информации и управления МГТУ.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
О РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ИТ-ОТРАСЛИ Петухова Т. П., декан МФ, к.ф-м.н, доцент.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
Транксрипт:

Открытая национальная система ИТ-образования и принципы построения системы непрерывного образования для всех на протяжении жизни В.А. Сухомлин Проф. МГУ им. Ломоносова Магнитогорск, 8 октября 2009 г.

«Развитие современного общества, создание экономики, основанной на знаниях, во все возрастающей степени зависят от уровня науки и образования…» Предисловие (МОСКОВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ «О роли фундаментальной науки и образования в современном мире». Московский университет. 2005)

Международным сообществом созданы концепции информационного общества (ИО) и обществ, основанных на знаниях (как наиболее гуманистической формы реализации процессов глобализации) Признание концепций ИО привело к созданию и планомерной реализации национальных стратегий построения ИО большинством стран Всемирный саммит по информационному обществу «Женева 2003 – Тунис 2005» - один из механизмов интеграции усилий, направленных на построение ИО 1. Общества, основанные на знаниях

Всеобщая цель – построение ориентированного на человека и его развитие ИО*, где: -каждый может создавать, использовать и разделять информацию и знания, -обеспечивается возможность людям, сообществам и народам достигнуть полного потенциала в продвижении их устойчивого развития и улучшения качества жизни -Обеспечиваются цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, а также Универсальной Декларации Прав Человека Декларация принципов построения ИО * - (Всемирный саммит по информационному обществу, Женева 2003 – Тунис Document WSIS-03/GENEVA/DOC/4-E12 December 2003 «Декларация принципов построения Информационного Общества: Глобальный вызов в новом тысячелетии»)

Наука имеет центральную роль в развитии ИО. Многие из стандартных блоков ИО - результат научно-технических достижений Образование, знание, информация и коммуникация находятся в ядре человеческого прогресса, развития и благосостояния ИКТ имеют огромное воздействие на все аспекты нашей жизни, открывают принципиально новые возможности для достижения более высокого уровня развития Общее видение информационного общества (WSIS-03/GENEVA/DOC/4-E12)

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212. Опубликовано 16 февраля 2008 г. I. Общие положения ИО характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий Существующие хозяйственные системы интегрируются в экономику знаний. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства Стратегия развития информационного общества в России

Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств … 6. В области развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий: … повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий Стратегия развития информационного общества в России

В результате реализации Стратегии в России к 2015 году должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей развития ИО в РФ: место России в международных рейтингах в области развития ИО - в числе двадцати ведущих стран мира место России в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры - не ниже десятого уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100% доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий - более 50% poст объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 годом - не менее чем в 2,5 раза … Приложение

Под областью ИТ, являющейся локомотивом прогресса, понимаются: 1.Сектор информационной индустрии и соответствующая область профессиональной деятельности 2.Обширная имеющая фундаментальный характер научно-прикладная область знаний, объединяющая десятки крупных научных направлений, таких, как: искусственный интеллект, вычислительная математика, компьютерные науки, инженерия программного обеспечения, архитектуры компьютерных систем, автоматизация научных исследований, Web-технологии и пр. 3.Актуальное в мировой университетской системе образовательное направление («Информационные технологии», «Computing», ICT) ИТ как область деятельности, знания, образования

Модель области ИТ Система Стандарти- зации Пространство спецификаций ИТ (Спецификации ИТ, стандарты, Профили, сценарии) Пространство реализаций ИТ (Продукты, системы, сервисы) Аппарат тестирования конформности

Важнейшим фактором развития ИО, являются знания, представленные в виде информационных ресурсов, а также информационные технологии (ИТ) – методы, системы, средства их обработки В утвержденной Правительством РФ Концепции развития экономики до 2010 г. взят курс на превращение России в высокотехнологичную страну с планируемым ежегодным 30%-м ростом национальной ИТ-отрасли (ИКТ) Задача подготовки высокопрофессиональных кадров, способных развивать новые ИТ и эффективно их применять становится стратегически важной Для решения этой задачи необходимо создание востребованной наукой и практикой национальной открытой системы ИТ-образования Развитие ИТ-отрасли в РФ и ее кадровые потребности

Во всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» качественное образование для всех определяется одним из 4-х ключевых принципов построения общества знаний, а Интернет определен мотором построения общества знаний e-learning отводится стратегическая роль в модернизации и развитии национальных образовательных систем, e-learning определяется как самая эффективная технология для снижения последствий кризиса Качественное образование для всех

1) создание востребованной наукой и практикой национальной открытой системы ИТ-образования 2) создание системы непрерывного образования, образования на протяжении жизни Каковы принципы решения этих задачи и как они связаны друг с другом? Актуальные задачи в сфере образования

Архитектура университетского ИТ-образования Университетское ИТ-образование Computational Science (applied mathematics)applied mathematics Computing Computer Engineering-CE2004 Computer Science - CS2008 Information Systems - IS2008 Software Engineering - SE2004 Information Technology - IT2008 … BioinformaticsBioinformatics, CheminformaticsCheminformatics Computational chemistry Computational biology Computational mathematics Computational mechanics Computational physics High performance computing Environmental simulation Geographic information systemGeographic information system (GIS) Numerical weather prediction Pattern recognition

Архитектура направления СС2005 CC2005 Overview The Guide to Undergradu-ate Degree Programs in Computing CS2008 Computer Science IS 2008 Information Systems SE 2004 Software Engineering CE 2004 Computer Engineering IT2008 Information Technology Other curriculum volumes as needed for emerging disciplines Curriculum Volume

Создание образовательного направления «Информационные технологии» Учитывая актуальность подготовки ИТ- профессионалов для индустрии, бизнеса, науки, по инициативе МГУ приказом по Минобру РФ 4175 от создано новое направление подготовки бакалавров и магистров «Информационные технологии» (010400) Факультет ВМК МГУ разработал целостный подход к построению системы ИТ-образования (

Методические основы ИТ- образования Сухомлин В.А. «ИТ- образование: Концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации». М.: Горячая линия - Телеком, 2005, 176 с. или e-консорциум «ИТ- образование в России»

Принципы разработки стандарта бакалавра ИТ Целенаправленное обучение профессии ИТ Разработка направления ИТ как магистрального для всей системы ИТ-образования Поддержка основных инструментов Болонского процесса: - многоступенчатость подготовки (бакалавр - магистр); - компетентностный подход и модульность Разработка стандарта в соответствии с международными рекомендациями СС2001/CC2005 Углубленная, целенаправленная математическая подготовка Развитие профессиональных умений и навыков владения современными ИТ (500 часов отведен для проведения актуальных практикумов) Сбалансированность объема часов по математическим и общепрофессиональным дисциплинам

Итоги развития направления ИТ Разработаны и внедрены в практику государственные образовательные стандарты бакалавра и магистра ИТ, характеризующиеся фундаментальностью базового обучения и соответствием международным рекомендациям (2002 г.) Проведен четырехлетний эксперимент ( гг.) по отработке этих стандартов на базе 6-ти университетов, включая МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, ННГУ, МАТИ Три десятка университетов готовят бакалавров ИТ (в основном классических, включая, кроме указанных выше: Томский, Южноуральский, Казанский, Воронежский, Тверской, РУДН, Оренбургский, ДУБНА, Пензенский, Самарский, Ярославский, Калмыцкий и др.)

Итоги развития направления ИТ Разработаны и внедряются на практике магистерские программы (МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, ННГУ, МАТИ) Разработаны и реализуются на практике программы дополнительного ИТ-образования Созданы системообразующие механизмы системы ИТ-образования, включая: - - механизм консорциумной стандартизации (реализован на базе ресурса механизм ежегодной международной научно- практической конференции по ИТ- образованию с изданием сборника трудов

Перспектива развития направления ИТ 1. Создан стандарт нового поколения для образовательного направления «Фундаментальная информатика и информационные технологии » (ФИИТ), преемника направления ИТ ФГОС третьего поколения – новый вызов отечественной высшей школе! ) 2. Создание Виртуального национального университета 3. Создание современной учебно- методической базы ИТ-образования в виде открытых спецификаций ИТ-сообщества

Разработка ФГОС третьего поколения УМО классических университетов приняло решение об уточнении названия направления «Информационные технологии», предложив для новое название: – «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (ФИИТ) что более точно отражает сектор ИТ- образования с позиций классических университетов.

Стандарты ФИИТ характеризуются: - обеспечением преемственности с направлением «Информационные технологии» - акцентированием на фундаментальной целенаправленной математической подготовке - гармонизацией в базовой профессиональной подготовке с международными рекомендациями CC 2001/ поддержкой многопрофильности подготовки (может служить платформой для разработки профилей и специализаций в подготовке) дают значительную свободу для университетов (не менее 50% от общего объема программы)

Стандарты ФИИТ характеризуются: - выделением значительного объема учебной нагрузки для практикумов с целью развития актуальных практических компетенций (умений и навыков) - охватом обширного спектра научно-прикладных направлений на этапе магистерского обучения - включением в стандарт системы компетенций, адекватно определяющих характеристики деятельности бакалавров и магистров ИТ - соответствием требованиям новых законодательных решений, включая законы 309 ФЗ от 1 декабря 2007 года (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта) и 232-ФЗ от 24 декабря 2007 г. (в части установления уровней высшего профессионального образования)

Стандарты ФИИТ третьего поколения Стандарты ФИИТ третьего поколения планируется ввести в действие с 1 января 2010 г.

Базовая модель основной образовательной программы 1Научная подготовка30% - научное ядро - вузовский компонент 2Профессиональная базовая подготовка30% - профессиональное ядро(СС2001/2005) - вузовский компонент 3Развитие личностных и деловых качеств15% - ядро - вузовский компонент 4Профессиональная специальная подготовка10% - вузовский компонент - курсы по выбору 5Практическая работа7.5% - общие практикумы - специальные практикумы - производственная практика 6Итоговая государственная аттестация7.5%

Модель ООП (в кредитах) 1Научная подготовка72 научное ядро47 вузовский компонент25 2Профессиональная базовая подготовка72 профессиональное ядро36 (СORE) вузовский компонент36 3Развитие личн. и дел. качеств36 ядро 31 вузовский компонент 5 4Проф. спец. подготовка24 вузовский компонент12 курсы по выбору10 5Практическая работа Итоговая аттестация18 Подготовка, защита выпускной работы 13 Сдача государственного экзамена 5 ВСЕГО240(кредита)

Предметные области профессионального ядра МодельСтандарт Основы дискретной математики (DS) Основы программирования (PF) Алгоритмы и анализ сложности (AL) Архитектура вычислительных систем (AR) Технологии баз данных (IM) Программная инженерия (SE) Языки программирования (PL) Операционные системы (OS) Компьютерные сети (NC) Интеллектуальные системы (IS) Компьютерная графика (DS) Моделирование информационных процессов Дискретная математика Основы программирования Алгоритмы и анализ сложности Языки программирования Архитектура вычислительных систем Операционные системы Технологии баз данных Компьютерные сети Программная инженерия Интеллектуальные системы Компьютерная графика Социальные и этические вопросы информационных технологий Безопасность жизнедеятельности Кредитов 47 кредитов (вуз. 25)Кредитов (вуз )

Математический и естественнонаучный цикл МодельСтандарт - Дискретная математика - Математический анализ I - Математический анализ II - Кратные интегралы и ряды - Алгебра и геометрия - Математическая логика и теория алгоритмов - Теория автоматов и формальных языков - Дифференциальные и разностные уравнения - Теория вероятностей и математическая статистика - Вычислительная методы - Методы оптимизации и исследование операций - Физика (в профессиональный цикл) - Математический анализ I - Математический анализ II - Кратные интегралы и ряды - Алгебра и геометрия - Математическая логика и теория алгоритмов - Теория автоматов и формальных языков - Дифференциальные и разностные уравнения - Теория вероятностей и математическая статистика - Вычислительные методы - Методы оптимизации и исследование операций - Основы естествознания (Физика) Кредитов 47 кредитов (вуз. 25)Кредитов (вуз )

Гуманитарный, социальный и экономический цикл Отечественная история Философия Иностранный язык Экономика Менеджмент История, Философия, Иностранный язык и др. Кредитов 31 (вуз. 5)Кредитов (баз )

Профили направления ФИИТ Автоматизация научных исследований Системное программирование Интеллектуальные системы Открытые информационные системы Инженерия знаний и электронное обучение Сетевые технологии Архитектура программного обеспечения Инженерия программного обеспечения Встроенные системы Супервычисления

Общая модель организации ВНУ ИТ М-ЦДО Ф-ЦДО ИНТЕНЕТИНТЕНЕТ У-ЦДО Н-ЦДО И-ЦДО Р-ЦДО Web-ИНТЕРФЕЙСWeb-ИНТЕРФЕЙС Пользователи и

Создание ВИТУ – основные результаты работы Основные результаты работы: - разработка методического обеспечения ВНУ ИТ первой очереди - разработка модели виртуальной кафедры (в качестве прототипа ЦДО) и ее реализация на базе выбранной систему управления электронным обучением -разработка набора электронных курсов для реализации программ дополнительного образования на дополнительную квалификацию - создание образовательного портала ВК по электронному обучению.

Методическое обеспечение ВНУ ИТ Методическое Обеспечение ВНУ ИТ Концепция Нормативная База Система Менеджмента Качества Учебно- методическая база - Перечень документов - Аналитическая записка о ДО - Концепция создания и функционировани я ВНУ ИТ - Методика применения технологий ЭО - Положение о Центре ДО - Рабочая инструкция «Работа организатора СДО» - Стандарт «УМК для ЭК» - Порядок сертификации ППС - Положение о рсп. кафедре - Должностная инстр. зав. распр. кафедрой - Учебные программы - Учебные планы - Программы учебных курсов - Учебно-мет. материалы

Создание методического обеспечения ВНУ ИТ Методическое обеспечение ВНУ ИТ первой очереди содержит следующие части: 1). Часть 1. «Концепция» Аналитическая записка Концепция создания Перечень документов. 2). Часть 2. Нормативной базы Положение о ЦДО ВУЗа Методика применения компьютерного и электронного обучения Порядок сертификации ППС в системе ДО Рабочая инструкция «Работа организатора СДО» Стандарт вуза «УМК для электронного курса» Стандарт по подготовке элементов электронного учебного мультимедиа курса.

Возможности использования ВК ОИТ Использование в качестве преподавательских кадров внешних сертифицированных, в том числе удаленных географически преподавателей Кооперация и координация между ВК, интеграция ресурсов ВК в среде электронного обучения, Оперативность реструктурировании учебных процессов, адаптации к спросу образовательных услуг Реализация междисциплинарных стратегия обучения Формирования автономных виртуальных учебных групп с гибким распределением и перераспределением функций и ролей партнеров, взаимодействующих на расстоянии Повышение мобильности студентов Увеличение доли самостоятельной работы Легкость актуализации учебного материала.

Структура виртуальной кафедры БД УМК БД Учебного процесса БД преподавателя Интерфей преподавателя Интерфейс учащегося Среда электронного обучения виртуальной кафедры (LMS) Ресурсы реального подразделения (кафедры) Методическое обеспечение ВНУ ИТ БД учащихся БД документов документации БД записей Положение о распре- деленной кафедре и ресурсы РК Специали- зированны ресурсы Учащиеся

Новое поколение стандартов – новые вызовы системе образования Соответствие ФГОС новым законодательным решениям поставило серьезные проблемы для учебно- методической деятельности высшей школы ФГОС включает в себя только требования к целям обучения, требования к комплексу кадровых, культурно-бытовых и технологических условий Описание содержания обучения в ФГОС нового поколения отсутствует полностью Поэтому, ФГОС третьего поколения, разработанные по формату Минобрнауки, ограничивают возможность их использования в образовательной практике УМС по направлениям «Прикладная математика и информатика»» и «Информационные технологии» УМС принял следующее решение:

УМС принял следующее решение 1) выпустить ФГОС по направлениям «Прикладная математика и информатика»» и «Фундаментальная информатика и информационные технологии» в соответствии с требованиями Минобрнауки 2) разработать рекомендации УМС (РУМС) по реализации ФГОС, содержащие описание объемов знаний по направлениям подготовки, а также способов их профилирования для построения учебных программ, ориентированных на реализацию различных профессиональных треков. 3) предложить Минобрнауки принять композицию ФГОС и соответствующих им рекомендаций УМС в качестве легитимной конструкции (регулятора) для организации нормативно-методической деятельности по направлению(ям) подготовки ВПО ФГОС + РУМС

Принципы разработки рекомендаций УМС непротиворечивости соответствующему ФГОС коллективности разработки базовых решений, подготавливаемых группами экспертов привлечения коллективного творчества профессионального сообщества (в том числе для достижения консенсуса в профессиональной среде Вики-среда и консорциумная стандартизация) непрерывности деятельности по актуализации коллективно создаваемых решений гармонизации с решениями, разработанными профильными международными организациями, взаимодействия с информационной образовательной средой как полигона для отработки методических решений

THE END Спасибо за внимание!