Раздел III: Микроэкономика Тема 2. Спрос и предложение Доцент Ковальская Марика Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раздел III: Микроэкономика Тема 2. Спрос и предложение Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Advertisements

Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Теория спроса и предложения. 1.Спрос и факторы, на него влияющие 2.Предложение и факторы, на него влияющие 3.Рыночное равновесие 4.Государственное регулирование.
Тема 7: Эластичность спроса и предложения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
ТЕМА 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 4. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Спрос - готовность покупателя приобрести товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени; отношение.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Типовые расчёты Растворы
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. 1 вопрос Спрос: закон спроса, функция спроса, факторы влияющие на спрос.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
Спрос и предложение. Спрос Спрос (Demand, D) – потребность потребителя в каком – либо определенном благе, определенное количество которого он имеет желание.
Спрос и предложение 1. Спрос a.Объем спроса b.Величина спроса c.Закон спроса, факторы, влияющие на спрос 2. Предложение a.Объем предложения b.Зависимость.
Глава 4 – Рыночные силы предложения и спроса. Вопросы для изучения Понятие Рынка Понятие Конкуренции Закон спроса и кривая спроса Взаимодополняющие товары.
ТЕМА 3 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 3. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
Раздел III: Микроэкономика Тема 4: Индивидуальный и рыночный спрос Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Транксрипт:

Раздел III: Микроэкономика Тема 2. Спрос и предложение Доцент Ковальская Марика Ивановна

2 План: 2.1. Кривая спроса, функция спроса 2.2. Кривая предложения, функция предложения 2.3. Равновесие спроса и предложения 2.4. Существование и единственность равновесия

Кривая спроса, функция спроса

4 Круговое движение экономических благ включает четыре основных звена: Распределение Обмен Потребление Производство

5 Желание покупателей приобрести какой-либо товар, зависит от следующих факторов: P – цена товара (price) I – денежные доходы потребителей (income); T – вкусы и предпочтения потребителей (tastes); W – ценовые и дефицитные ожидания (wealth); P sub – цена на товары – субституты; P com – цена на комплементарные товары; N – количество покупателей; B – прочие факторы

6 Объем спроса– максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях.

7 Зависимость объема спроса Q D от определяющих его факторов называется функцией спроса: Q D = f (P, I, T, W, P sub, P com … N, B) Q - quantity-количество ; D - demand - спрос

8 Функция спроса от цены: Q D = f (P) Где: Q D - объем спроса; Р – цена (price)

9 Кривая (линия) спроса P P2P2 P1P1 0QQ2Q2 Q1Q1 D D

Кривая предложения, функция предложения

11 Объемом предложения называют максимальное количество какого- либо товара, которое согласны предложить продавцы на рынке в единицу времени при определенных условиях.

12 Условия, влияющие на объем предложения: P – цена товара; P r – цены факторов производства; K – применяемая технология; С – налоги и субсидии (дотации); N – количество производителей (продавцов); B – прочие факторы

13 В общем виде функция предложения имеет вид: Q S = f (P, P r, …,K, С, N, B) Q - quantity-количество; S - supply – предложение

14 Функция предложения от цены: Q S = f (P) Где: Q S - объем предложения; Р – цена.

15 Кривая (линия) предложения Q1Q1 Q2Q2 P1 P2 P Q S S 0

Равновесие спроса и предложения

17 В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения: Q E = Q S = Q D

18 Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. QEQE PEPE P Q S S 0 D D Е

19 В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у покупателей, ни у продавцов нет внутренних побуждений к его нарушению.

20 При любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке в своих интересах.

21 Допустим, реальная рыночная цена будет выше равновесной (P P E )

22 При такой цене избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену. Производители предпочтут скорее несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в объеме, превышающем объем спроса (определенное количество товара никто не покупает).

23 Избыток предложения QEQE P PEPE P Q S S 0 D D Q S Избыток Е Q D

24 Рассмотрим случай, когда реальная цена ниже равновесной: (P P E ).

25 В этом случае объем спроса Q D окажется выше объема предложения Q S (товар станет дефицитным). Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса будет оказывать повышающее давление на цену.

26 Избыток спроса (дефицит товара) QEQE P PEPE P Q S S 0 D D Q S Дефицит Е Q D

27 Процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне, при котором объемы спроса и предложения равны.

Существование и единственность равновесия

29 Рассматривая равновесие, мы неявно предполагали следующие два допущения: На рынке отдельного товара равновесие существует всегда; Равновесие существует только при единственном сочетании значений цены и объёма.

30 Примеры, в которых перечисленные допущения нарушаются

31 Рассмотрим первое допущение и ответим на вопрос: Всегда ли существует равновесие на рынке отдельного товара?

32 а) Объём предложения превышает объём спроса при любой неотрицательной цене P 0 Q S D P E =0

33 Считают, что равновесие существует при равновесной цене P E =0, если при этой цене объем предложения превышает объем спроса: Q S Q D В этом случае говорят, что такое благо - свободное благо.

34 б) Цена спроса меньше цены предложения при любом неотрицательном объеме выпуска P 0 Q S D Q E =0

35 В этом случае считают, что равновесие наступает при нулевом равновесном объёме Q E =0, если цена предложения при этом выше цены спроса: P S P D Производство такого товара технологически возможно, но экономически нецелесообразно.

36 Рассмотрим второе допущение и ответим на вопрос: Всегда ли равновесие существует только при единственном сочетании значений цены и объёма?

37 Существуют примеры более чем одного сочетания цена – объём, при котором достигается равновесие на рынке :

38 2. а) Линия спроса и предложения имеют две общие точки. P1P1 E1E1 0 S S DE2E2 P2P2 P D Q

39 2. б) Линия спроса и предложения имеют общий отрезок, равновесие устанавливается при любой цене в интервале P 1 – P 2. P P2P2 P1P1 N 0QEQE D D S S Q M

40 2. в) равновесие устанавливается при любом объеме в интервале Q 1 – Q 2 D S D S PEPE 0 P Q1Q1 Q2Q2 Q

41 В обществе всегда имеются силы, которые хотели бы повлиять на цену не экономическими методами.

42 Допустим, равновесная цена товара увеличилась. Потребителям приходится уменьшать объем спроса (сокращать свои покупки).

43 Существует и другой иллюзорно простой путь – запретить продавцам повышать цены. Ввести максимальную цену и проблемы решены. Так ли это? Посмотрим на эту проблему с точки зрения экономической теории.

44 Последствия введения максимальной цены. QEQE PEPE P Q S S 0 D D Q S Дефицит Е QDQD P max Q D Q S

45 Если вводится максимальная цена, призванная защищать интересы покупателя, цена ниже равновесной, то при этой цене объем спроса превысит объем предложения.

46 Результат – покупатель, которому не досталось (не хватило) товара, продавец, который не хочет продавать товар.

47 Последствия введения минимальной цены. QEQE P min PEPE P Q S S 0 D D Q S Избыток Е QDQD Q D Q S

48 Если административно устанавливается цена выше равновесной, то объем предложения будет превышать объём спроса. Результат - у производителей возникают проблемы с реализацией товаров.