Национальный Исследовательский Ядерный Университет. Международные Центры Ядерного Образования и Управления Ядерными Знаниями: МЦЯО(МИФИ) и МЦ УЯЭ(ИАТЭ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Создание Международного центра ЕврАзЭС по подготовке кадров для работы в области мирного использования атомной энергии.
Advertisements

ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЯДЕРНЫМИ ЗНАНИЯМИ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ Выполнил: Голованов А.О., студент гр. Д11-01 Руководитель: Мурогов В.М., МИФИ Федеральное.
Индекс Наименование планируемых мероприятий Формы реализации. Мероприятия 1. Координация заключенных в рамках Содружества международных договоров, проектов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МИФИ) МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ЯДЕРНЫХ ЗНАНИЙ Ядерные знания: управление и инновации – основа будущего ренессанса ядерной энергетики.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
КОНЦЕПЦИЯ ФОРУМА «EXPO – 2017: Региональные инициативы»
2 декабря 2009, г. Санкт-Петербург «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
Соискатель – Шахназарян К.В. Научный руководитель – кандидат юридических наук Семенюк Д.П.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года ( проект ) ( Доклад на ШППМ ) Подготовлено Малон Л. В.
ЦНИИАТОМИНФОРМ ЦНИИАТОМИНФОРМ является одной из ведущих организаций России в области защиты информации в автоматизированных системах, имеет лицензии Федеральной.
рассмотрен Экономическим советом СНГ 17 сентября 2010 года; СНГ 19 мая 2011 года рассмотрен и одобрен: Координационным совещанием национальных, государственных.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» Руководитель ОП: Е.А.Канаев д.и.н., профессор, департамент международных отношений ФМЭиМП.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
LOGO 1 Classical University Management System as a Fundamental Factor of Continuous Quality Improvement of Professional Training September, 2012.
Выполнение решений двенадцатого заседания Комиссии государств – участников Содружества Независимых Государств Тринадцатое заседание Комиссии государств.
Москва 2014 г. Директор Департамента административной и законопроектной работы Минэнерго России Смирнов Владимир Витальевич Человеческий капитал ТЭК в.
Distance learning in Ukraine I. Malyukova ( Ukraine), director Ukrainian Distance Learning Center, adviser to the minister of education and science of.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ «ПЕРЕДВИЖНОЙ» ШКОЛЫ ( 2009 г.)
Транксрипт:

Национальный Исследовательский Ядерный Университет. Международные Центры Ядерного Образования и Управления Ядерными Знаниями: МЦЯО(МИФИ) и МЦ УЯЭ(ИАТЭ) 1 Руководитель МЦЯО и МЦ УЯЭ Мурогов В.М. 25 февраля 2010 года

2 Ядерное образование: управление и инновации в области ядерных знаний – основа будущего ренессанса ядерной энергетики.

3 «Суть новой парадигмы состоит в том, что основным ресурсом развития экономики становится не капитал, не природные ресурсы, не рабочая сила. Им стали и будут – знания» Петер Друкер (экономист, политик, философ) «New Realities», 1989 год.

4 СОДЕРЖАНИЕ 1. Система Ядерного Образования в России и роль Национального Исследовательского Ядерного университета ( НИЯУ-МИФИ). 2.Ядерная энергия-основа энергетического стабильного развития. 3. Ядерное образование и управление ядерными знаниями. 4.Международные Центры : МЦЯО – МИФИ и МЦУЯЗ- ИАТЭ. 5.Цели и задачи создания Международных Центров. 6.Образовательная модель в рамках МЯИК. 7.Основные итоги и дальнейшие задачи МЦЯО и МЦ УЯЗ.

1.Система ядерного образования в России и роль Национального Исследовательского Ядерного Университета 5

For longer than 60-year period of nuclear industry development in the USSR, the specialists training system has been created to meet completely the industrial demands for the specialists of all possible qualifications for research, engineering and production activities. This educational system does exist in Russia till now. 6

General layout of the higher school system in Russia is presented in Fig. 1. It should be noted that Russian traditional form of education is a continuous higher education during 5-6 years. After successful defense of the diploma project, the graduates are awarded a qualification of engineer-physicist, engineer-designer, engineer-mathematician, etc. (for technical specialties). Russian system of the higher education is much wider than the higher school because the former also includes the specialists re- training system and the specialists qualification upgrading system. 7

FIG. 1. Structure of the nuclear engineering educational system in Russia. 8

Provision of well-skilled personnel for nuclear industry is one of the most difficult problems for current stage of Russian nuclear power development. The predicted rates and scales of nuclear power development in Russia require the outstripping growth of the specialists involvement into all the structures related with nuclear power industry. Some expert evaluations and the results obtained in the questioning processes with administration of the SCAE enterprises showed that annual demand for the certified specialists in nuclear area would be about persons including 1100 specialists in nuclear reactors and nuclear power plants, 600 specialists in nuclear fuel cycle, 600 specialists in fundamental investigations and 1200 specialists in nuclear- associated specialties. According to some expert evaluations, full demand of nuclear industry for the re-training and qualification upgrading activity would cover the range from 6000 to 9000 persons annually. 9

Basic nucleus for Russian consolidated system of nuclear education is the National Nuclear Research University «MEPhI» (NNRU-MEPhI) to be created under the RF President Decree and appropriate Decree of the RF Government as a netting, region- distributed educational and R&D complex, consisting of Moscow Engineering Physics Institute (MEPhI, State University) as a head University, three MEPhI affiliates in the closed cities and eighteen State institutions on higher and specialized secondary education. In total, about students and post-graduate students will be taught in NNRU-MEPhI. Essentially, NNRU- MEPhI is a region-distributed educational complex that unites different educational institutions on the specialists training for Russian nuclear power system into a single and common educational space. 10

Creation of NNRU-MEPhI pursues the following purposes: the highest-quality specialists training, scientific and innovative support to Russian nuclear industry and some other high- technology branches of economics and social sphere in the profiling specialties on the base of systematic modernization of multi-level professional training, integration of scientific, educational and production activities. 11

The demand of R&D Institutes for nuclear engineers increased for the past five years. Now we have more requests from R&D Institutes and NPP than we can satisfy annually. It can be explained by the reasons related with the difficulties encountered by nuclear R&D Institutes. These difficulties became particularly sharp for the last time when inflow of young specialists into nuclear area drastically decreased. The main problem of nuclear R&D Institutes is an ageing of the personnel. During the last 15 years the number of people with the age between 25 and 30 decreased more than twice. At the same period the number of people with the age more than 60 increased more than twice. The average age of Doctor of Science is 64, Philosophy Doctors is

This is a real scientific-technical disaster associated with the loss of the scientific school : qualified skilled personnel ; loss of the educational system in this field (primarily, teaching staff and researchers) ; loss of experimental base ; loss of contacts and new generations of young scientists. 13 But this is not internal Russian problem; this is a common problem for all developed and leading nuclear countries

2.Ядерная энергия-основа стабильного энергетического развития 14

15 Countries are going to use nuclear energy during and taking some initial actions for that. Latin America: expected new (Chile, Peru) Western Europe: expected new (Italy, Portugal, Turkey) Eastern Europe: expected new (Belarus, Kazakhstan, Poland) Africa: expected new (Algeria, Egypt, Libya, Morocco, Tunis) Middle East&South Asia: expected new (Bangladesh) South East Asia&the Pacific: expected new (Australia, Indonesia, Malaysia, Thailand) Far East: expected new (North Korea, Philippines, Vietnam) In total about 21 new countries are considering to start using nuclear energy during IAEA

16 Consumption energy in the world Reference: IEA IAEA

17 Nuclear energy KWh/cap in the different region (2007) IAEA

18 1. Инициатива Президента РФ на Саммите Тысячелетия (ООН, 2000г)подразумевает передачу новой инновационной ядерной технологии АЭС и ЯТЦ новому поколению ученых и инженеров, и в развивающиеся страны - как наследство наших знаний и опыта. Инициатива Президента РФ - политическая акция. Эта инициатива поддержана мировым сообществом и отражена: в Международном проекте МАГАТЭ INPRO - по развитию инновационной концепции АЭС и ЯТЦ (2001 г); в создании Международного Ядерного Университета (2003 г); в новой программе МАГАТЭ (2003 г) области управления ядерными знаниями, сконцентрированной на сохранении знаний и опыта в самых передовых и ключевых для будущего развития (но не востребованных сегодня) направлениях ЯЭ.

19 IPCC SRES History -- (IAEA) high/low - IEA Development NP – the role of Innovation Innovation (gap) IAEA

20 Относительное энергетическое содержание природных источников топлива Уголь - 8,7% U ,7% Газ - 3,4% Нефть - 0,8% U ,4%

3.Ядерное образование и Управление ядерными знаниями 21

22 Необходимость сохранения и управления ядерными заданиями. Ядерные знания, развитие которых происходило при значительной государственной поддержке в последние шесть десятилетий, превышают нынешнюю коммерческую потребность, и существует опасность навсегда потерять некоторые из этих знаний. Знания в области нескольких ядерных применений находят широкое распространение и свободный обмен, другие же находятся в ограниченном доступе и более того запрещены к распространению (проблема «нераспространения» чувствительных ядерных технологий). Сегодня статус ядерных знаний и управление ими находятся в неудовлетворительном состоянии.

23 Развитие атомной науки, техники и промышленности в начале нового века совпало с осознанием угроз: старения кадров, их уход на пенсию, и как следствия- потери ядерных знаний; деградации технологических навыков и потеря «know-how»; возможной деградация безопасности и снижения (исчезновение) инновационного потенциала.

24 Проблемы нераспространения - необходимость строго контроля, управления ядерными знаниями. В отличие от знаний в других научных областях, свободный обмен и неконтролируемое использование ядерных знаний строго регламентируются в силу важности ядерной безопасности и нераспространения. Ядерная безопасность требует свободного обмена информацией и опытом с целью предотвращения повторения событий, предшествующих авариям. В управлении ядерными знаниями необходимо установить соответствующий баланс между ядерной безопасностью и требованиями нераспространения военных ядерных технологий.

25 Реакторы на быстрых нейтронах в замкнутом топливном цикле. Полномасштабное развитие ЯЭ, способное решить проблему энергетического стабильного развития, возможно только в рамках замкнутого топливного цикла с использованием быстрых реакторов - размножителей. Научно - исследовательские разработки БР ведутся уже более 60 лет: 1944г. - Э. Ферми определил концепцию развития БР, 1946 г. - первый экспериментальный быстрый реактор с плутонием (Climentina - США). Это потребовало передачи знаний внутри, как минимум трех поколений исследователей. Там, где это не было осуществлено (например, в США) - знания и опыт в области технологии БР и замкнутого ЯТЦ в значительной мере были утеряны.

26 Потеря знаний и опыта в этой области - не просто «прямая» экономическая потеря (около70 млрд. $ США). Это реальная научно-технологическая катастрофа, связанная с потерей научной школы: профессиональных и компетентных кадров; потеря системы высшего образования в этой области (прежде всего профессорского и исследовательского состава); потеря экспериментальной базы; потеря связи и новых поколений молодых ученых. Восстановление этих потерь (если это возможно!?) - потребует десятилетие упорных усилий государства!

27 Разработка инновационных ядерных технологий - это трудная капиталоемкая задача. Ее решение не под силу одной стране. В мировом сообществе формируется сотрудничество по разработке инновационных ядерных технологий как, на межправительственном уровне, так и на уровне промышленных компаний. Одно из таких стратегических направлений – создание международных (региональных, межнациональных) сетей, например, ENEN, ANENT и Центров сохранения (управления) ядерных знаний (Например, Centers of Exsellency IAEA во Франции (Кадараш), в Германии (Карлсруэ) и др.).

28 Международное сообщество выбрало путь интеграции в области ядерного образования: В США с 1982 года действует организация руководителей ядерных департаментов 41 университета (Nuclear Engineering Department Heads Organization). В Канаде 6 университетов и ряд организаций объединились в сеть UNENE (University Network of Excellence in Nuclear Engineering). В 2003 году создана «Сеть европейского ядерного образования» ENEN (European Nuclear Education Network), включающая 21 университет и 6 научных центров из 17 стран Европы. В настоящее время в Великобритании создается Глобальный исследовательский альянс «Всемирная сеть университетов» WUN (Worldwide Universities Network) в составе 16 университетов из Европы (9 университетов), США (5) и Китая (2). В 2004 году в Малайзии учреждена Азиатская сеть ядерного образования ANENT (Asian Network for Education in Nuclear Technology), объединившая университеты и научные центры ряда стран Азии.

29 4. Международный Центр Ядерного Образования (МЦЯО) и Международный Центр Управления Ядерными Знаниями (МЦУЯЗ) в составе Национального Исследовательского Ядерного Университета «МИФИ»

Международный ядерный инновационный Консорциум (МЯИК)– ассоциативная форма консолидации ядерного образования в странах Содружества: СНГ и ЕврАзЭС

Цель МЯИК - формирование международной корпоративной системы подготовки кадров в области мирного использования атомной энергии, реализация инновационных проектов в профессиональной сфере деятельности на основе интеграции научного, образовательного и инновационного потенциала членов Консорциума. Направления деятельности МЯИК: 1.Определение единых требований к уровню подготовки специалистов; 2.Создание международного учебно-методического объединения; 3.Создание международного центра подготовки кадров; 4.Проведение переподготовки специалистов атомной отрасли; 5.Формирование инновационной системы в ядерном образовании; 6.Развитие образовательных технологий, создание условий для активизации интеллектуального потенциала профессионального сообщества в отрасли. 7.Создание единой информационной системы ресурсного обеспечения учебного и научного процессов; 8.Содействие формированию и развитию региональных научно- образовательных кластеров.

Участники МЯИК Республика Беларусь: 1.Белорусский государственный университет 2.Белорусский национальный технический университет 3.Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова Республика Казахстан: 1.Актауский государственный университет им. Ш. Есенова 2.Алматинский институт энергетики и связи 3.Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева 4.Семипалатинский государственный университет им. Шакарима 5.Казахстанский ядерный университет 6.Казахский национальный университет им. Аль Фараб 7.Национальный ядерный центр Республики Казахстан Республика Кыргызстан: Институт горного дела и горных технологий им. У. Асаналиева

Участники МЯИК Российская Федерация: 1.Государственный региональный образовательный центр «Атомпроф» 2.Московский инженерно-физический институт МИФИ (государственный университет) 3.Уральский государственный технический университет 4.Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе 5.Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева 6.Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 7.Санкт-Петербургский государственный университет 8.Томский политехнический университет 9.Московский энергетический институт МЭИ(технический университет) Республика Таджикистан: 1.Горно-металлургический институт Таджикистана 2.Таджикский государственный медицинский университет 3.Таджикский государственный национальный университет

35 5.Цель и задачи создания МЦЯО : Цель создания МЦЯО определяется необходимостью решения задач в области международной деятельности Национального Исследовательского Ядерного Университета «МИФИ»: Создание системы непрерывной подготовки кадров для государств-членов ЕврАзЭС в области использования атомной энергии в мирных целях, соответствующей международным стандартам и ее интеграция в международное образовательное пространство; Развитие экспорта образовательных услуг на основе завоевания позиции в группе лидеров в мировом научно-образовательном пространстве; Развитие научно-образовательных контактов с Международным Агентством по Атомной Энергии (МАГАТЭ) Всемирным Ядерным Университетам, Европейской и Азиатской сетями ядерного образования (ENEN и ANENT), Крупнейшими Научными Центрами и Университетами США, Европы и Азии.

36 Задачи Международного Центра Ядерного Образования определяются необходимостью участия в: Объединение трудовых, интеллектуальных, финансовых, производственных ресурсов по подготовке кадров; Повышении эффективности использования и развития научно-технологической базы «ядерного» образования; Разработке и внедрении системного подхода к обучению, унифицированных учебных программ по подготовке и переподготовке кадров, разработка профессиональных стандартов; Создании и развитии единого информационного поля «ядерного» образования;

37 Задачи Международных Центров Ядерного Образования и Управления Ядерными Знаниями. Участие в международных программах МАГАТЭ, WNU, EC, ANENT, ENEN по сохранению и развитию ядерных знаний, идущей в двух направлениях; Участие в разработке Концепции Управления знаниями в Индустрии, НИИ, КБ, Проектирующих организациях, Университетах, Регулирующих органах, Эксплуатации АЭС; Участие в сохранении и развитии ядерных знаний в инновационных областях, не востребованных сегодня, но необходимых для полномасштабного развития ЯЭ: БР, ЗЯТЦ, ВТГР, Атомно-Водородная энергетика, Малые ЯЭУ, Th – U233 ЯТЦ;

38 Задачи Международных Центров (продолжение ) Подготовка и переподготовка профильных специалистов- международников для сопровождения международных проектов, работы в зарубежных представительствах Росатома, работы в международных организациях; Участие в международных научно-технологических исследованиях с целью сохранения ядерных знаний и определения перспективных направлений развития отрасли; Выполнение информационно-аналитической работы по конкурентному анализу мирового рынка ядерной энергетики и ядерных технологий, тенденций развития ядерной науки и технологий, анализа возможного участия российской промышленности в мировом разделении труда; Мониторинг международного правового поля в области ядерной энергетики, ядерного оборонного комплекса, экспорта – импорта ядерных материалов и технологий, режимов контроля и нераспространения.

39 Направление работ деятельности Международных Центров НИЯУ МИФИ: Образование. Передача знаний новому поколению, в новые развивающиеся страны и кооперация в ядерное образование ведущих стран; Научно – просветительская деятельность, как в научной среде (школьники, студенты, специалисты), так и с руководством; Информационно – аналитическая работа территориального и отраслевого уровня.

40 «Инвентаризация» сохранившихся научных школ (профессоров, ведущих специалистов); «Инвентаризация» технологической и экспериментальной базы для подготовки квалифицированных специалистов; «Инвентаризация» учебных материалов (книг, пособий, справочников, видео и т.д.) Создание сети электронных библиотек входящих в Международную сеть МАГАТЭ: создание единого информационного пространства, подготовка на этой основе предложений по участию в научно-исследовательских и образовательных Международных проектах (МАГАТЭ, WNU, ENEN, ANENT, ЕС и др.)

41 6.Образовательная модель в рамках Международного ядерного инновационного консорциума в интересах ЕврАзЭС

42 Основные направления подготовки специалистов: ядерная энергетика (проектирование и эксплуатация АЭС и промышленных установок топливного цикла); прикладные ядерные и радиационные технологии (ядерная медицина и радиофармакология, агропродовольственный комплекс, научные исследования и промышленные технологии)

43 Организация учебного процесса: базовая естественнонаучная и инженерная подготовка в национальных учебных заведениях ЕврАзЭС, дополнительное базовое образование на основе высших учебных заведений, входящих в Международный инновационный ядерный консорциум (дистанционные методы); специальное высшее образование на базе Национального исследовательского ядерного университета (МИФИ)

44 Задачи первого этапа: разработка методического и программного обеспечения дополнительного базового образования на основе дистанционных методов обучения; координация образовательных программ с концепцией ядерного образования МАГАТЭ; передача разработанных программ национальным высшим учебным заведениям; решение организационных и финансовых проблем.

45 7.Основные итоги и дальнейшие задачи Международных Центров НИЯУ МИФИ 1. Собран, проанализирован и систематизирован значительный объем информации важной составляющей будущего единого информационного пространства Национально Исследовательского Ядерного Университета (НИЯУ): На сегодня коллекция научных, учебных и исторических фильмов по ядерной тематике не имеет аналогов в России (более 350 видеофильмов по 25 тематическим разделам, более 600 слайдов по тематике лекций).

46 Основные итоги и дальнейшие задачи 1.1. На основе собранной информации подготовлены первые эталонные курсы видео-лекций (15-30 часов) на русском и английском языках для студентов НИЯУ: «Современные проблемы ядерной энергетики»; «Роль международного научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерных технологий»; «Инновационное развитие ядерной энергетики – основа энергетической стабильности»; «Неэнергетическое использование ядерных технологий»

47 Основные итоги и дальнейшие действия задачи 1.2. Подготовлена ретроспектива видеофильмов по итогам развития ядерных технологий для использования в лекциях для студентов НИЯУ (более 400 наименований по 25 направлениям) 1.3. Подготовлено пособие по курсу «Современные проблемы ядерной энергетики»: Ядерная энергетика – основа энергетической безопасности в будущем: технико-экономические и социально-политические проблемы развития энергетики (Часть I, Часть II).

NKM in International Center NRNU The topics of the nuclear database: 1.The onset of nuclear century. Pioneers (see next slide) 2.History of nuclear power development 3.Fast reactors and closed fuel cycle (see next slide) 4.Ecology. Radioactive waste 5.Nuclear technologies in medicine 6.IAEA and other international organizations (25 areas in total) 48

NKM in International Center NRNU The development, maintenance and use (in educational process, R&D and for knowledge preservation) of engineering-logical models of NPP with various types of nuclear reactors (first of all, fast reactors and closed fuel cycle). The creation of integral system: Taxonomy FR (IAEA) + FR database (IAEA) + FR NPP model + NFC model + FR 50

51 Основные итоги и дальнейшие задачи 2. По заказу Совета… ЕврАзЭС в течении годов проведен анализ и представлена аналитическая записка по состоянию ядерного образования в России и странах ЕврАзЭС. По итогам обсуждения аналитической записки Советом… ЕврАзЭС поручено НИЯУ подготовить «Концепцию развития ядерного образования в странах ЕврАзЭС» и программу ее реализации.

52 Основные итоги и дальнейшие задачи 3. Подготовлено предложение для организации под эгидой МНТЦ на базе международных центров МЦЯО и МЦУЯЗ межкафедрального центра НИЯУ по проекту «Культура нераспространения ядерных знаний и технологий» (по аналогии с «Культурой безопасности»).

53 Основные итоги и дальнейшие задачи 4. Подготовлены проекты по дальнейшему развитию деятельности НИЯУ: «Профориентация школьников – будущих студентов НИЯУ будущих специалистов ядерной отрасли»; «Единое образовательно-информационное пространство НИЯУ», в том числе с использованием международной системы INIS; «Система подготовки иностранных специалистов развивающихся стран планирующих использование российских ядерных технологий»; «Проект организации межкафедрального центра по ядерному нераспространению»

54 Основные итоги и дальнейшие задачи 5. Информационно аналитическая лаборатория МЦУЯЗ ведет систематическую работу по привлечению и образованию молодежи (школьников, студентов) в области ядерных технологий и анализа роли ядерной энергетики для развития современной России.

55 Основные итоги и дальнейшие задачи 6. Проведен анализ, подготовлены доклады, статьи и презентации на международных конференциях и совещаниях, в международных изданиях. Международные центры НИЯУ (МЦЯО и МЦУЯЗ) принимают участие в реализации программ МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями и в сотрудничестве ЕС – Россия по ядерному образованию.

56 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ