Урок литературы в 6 классе. Учитель высшей категории МОУ СОШ 14 г. Владимира Алексеева Татьяна Борисовна 2009 год Областной конкурс методических разработок.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Составила : учитель русского языка и литературы Бочкарева Ирина Юрьевна.
Advertisements

Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина; учить понимать и правильно читать стихи поэта; прививать любовь к природе, к поэзии; развивать.
Конспект урока по литературному чтению. МОУ Ломышкинская основная общеобразовательная школа Разуваева Татьяна Юрьевна.
Александр Сергеевич Пушкин 1799 – Детство Пушкина Ибрагим Ганибал ПРАДЕД МаленькийСашаПушкин.
Александр Сергеевич Пушкин 1799 – Детство Пушкина Ибрагим Ганибал ПРАДЕД Маленький СашаПушкин Сергей Львович Надежда Осиповна.
Пяткина Антонина Ивановна Учитель начальных классов МКОУ СОШ с.Бакуры Екатериновского района Саратовской области.
Тема любви в лирике А.С.Пушкина. К*** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях.
Александр Сергеевич Пушкин БИОГРАФИЯ. А.С.Пушкин Годы жизни:
Александр Сергеевич Пушкин.. Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку. Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная.
Александр Сергеевич Пушкин Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была остроумна, хороша собой. Отец поэта, Сергей Львович, любил.
(6 июня 1799 года – 10 февраля 1837 года). Пушкин – самый великий и самый любимый поэт нашей родины. Русский народ гордится своим национальным поэтом,
Урок литературы в 5 классе (с использованием ИКТ) Автор: Миленьких Е.В., учитель русского языка и литературы Иркутск 2007 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Г. ИРКУТСК.
МАДОННА Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков.
А.С. Пушкин Стихотворение «К Чаадаеву». Родился в старинной зажиточной дворянской семье. В учился в Московском Университете, дружил с А. С. Грибоедовым,
Урок литературы в 4 классе (с использованием ИКТ) Автор: Пермякова Татьяна Николаевна., учитель начальных классов Иркутск 2012 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Г.
Родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом.
А.С.Пушкин Детские и лицейские годы Выполнил учитель русского языка и литературы: РусаковаГ.Г.
Михайловское. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна.
Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина. Цель: изучение любовной лирики А.С.Пушкина; изучение любовной лирики А.С.Пушкина; раскрытие ее духовного потенциала;
Транксрипт:

Урок литературы в 6 классе. Учитель высшей категории МОУ СОШ 14 г. Владимира Алексеева Татьяна Борисовна 2009 год Областной конкурс методических разработок педагогов-словесников по изучению языка произведений А.С. Пушкина.

Предмет: литература Класс: 6. Тема: А. С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Секреты лирики(2 часа). Цели и задачи: - обобщить знания учащихся о жизни и творчестве Пушкина, расширить круг чтения, - развивать творческие способности, воображение, познавательную активность учащихся, умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, - воспитывать любовь к поэтическому слову, - формировать интерес к классическому искусству, - ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы, -стимулировать стремление к самостоятельности при подготовке к урокам, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета. Оборудование: мультимедиа, презентация, «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество», тексты стихотворений А.С.Пушкина «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Няне».

План урока: Этапы урока:Методы и приёмы работы: I. ОргмоментПриветствие II. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала Фронтальная работа ( Пушкин в нашей жизни) Целеполагание(установочные рекомендации к просмотру презентации) III. Этап усвоения новых знаний с опорой на известный ранее материал Просмотр презентации с комментарием учителя, заполнение в тетради таблицы «Годы. Жизнь. Творчество» (слайды 4 -33). IV.Аналитическая беседа по текстам стихотворений А.С.Пушкина «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Няне» с итоговыми записями в тетрадях. Вопросы и задания представлены в «Приложении» к презентации (слайды 35 – 41) V. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по выполнению Слово учителя и запись заданий в дневники(выучить любое из стихотворений и нарисовать или подобрать иллюстрацию)

Родился великий поэт 6 июня 1799года под торжественный звон колоколов и приветственные крики «Ура!». В один день с ним родилась внучка императора Павла I.Но это совпадение символично : так начиналась поэтическая слава России. Младенца крестили 8 июня 1799года, поименовав его Александром, в Церкви Богоявления в Елохове.(ныне Елоховский собор в Москве).

Надежда Осиповна Пушкина Сергей Львович Пушкин Родители поэта Получил светское французское воспитание. Служил в лейб-гвардии егерском полку. В 1798 г. вышел в отставку в чине майора и поселился в Москве. Служил в Комиссариатском штате. С 1814 по 1817 гг. служил в Варшаве, в 1817 г. вышел в отставку в чине статского советника. Жил с семьей в Петербурге (Урожденная Ганнибал) – внучка сподвижника и любимца Петра I – Ибрагима Ганнибала). Получила прекрасное воспитание, хорошо знала французскую литературу и музыку.

19 октября 1811 года состоялось открытие лицея. Лицей был задуман как закрытое учебное заведение, которое должно было готовить юношей «к важным частям службы государственной» (из устава лицея).Среди первых учеников лицея был и А.С.Пушкин. Царское Село, летняя резиденция царской семьи, было в то время тихим зелёным городком. В обширном парке стоял возведённый по проекту В. В. Растрелли в 18 веке Екатерининский дворец, сиявший голубой отделкой и позолотой. Рядом располагался светлый дворцовый флигель, связанный с главным зданием трехпролетной аркой. Он и был отдан Лицею и перестроен для него архитектором В. П. Стасовым. Всё здесь тщательно было подготовлено, продумано для занятий лицеистов: хорошо оборудованные учебные помещения, библиотека, парадный зал. Для каждого воспитанника в верхнем этаже флигеля предназначалась маленькая отдельная комната. Распорядок дня был насыщенным, занятия чередовались с отдыхом

Пушкин - лицеист «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз» Ближайшими на всю жизнь остались Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер. Годы учёбы в лицее были не только началом поэтического пути. Здесь Пушкин встретил своих лучших друзей

Пушкина признавали все. Именно ему предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815 года в присутствии знатных вельмож. Лицеисты знали, что сам Державин – первый поэт 18 в. – будет среди гостей. В оде «Воспоминания в Царском Селе» Пушкин В оде «Воспоминания в Царском Селе» Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года. В оде упоминался и Державин, воспевший «струнами громкозвучных лир» прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года. В оде упоминался и Державин, воспевший «струнами громкозвучных лир» полководческий талант Суворова. После прочтения оды, Державин растроганно обнял Пушкина, который тут же убежал.

В него входили и будущие декабристы Членами общества стали К.Н. В 1818 году в члены общества вступил и А.С. Пушкин. В него входили и будущие декабристы: А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, К.Ф. Рылеев. Членами общества стали К.Н. Батюшков, Ф.Н. Глинка, А.А. Дельвиг, В.А. Жуковский. В 1818 году в члены общества вступил и А.С. Пушкин. ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ, НАУК И ХУДОЖЕСТВ В начале 19 века в Петербурге существовало

«Руслан и Людмила» (1820) Сказочная поэма молодого Пушкина вызвала многочисленные споры. В светских салонах зазвучала удаль и ирония народной речи.

» Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает…Пушкина надобно сослать в Сибирь» Александр I К ЧААДАЕВУ Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! 1818 год.

Друзья Пушкина - Карамзин, Жуковский добиваются смягчения приговора. Пушкина отправляют служить на юг России. Пушкина отправляют служить на юг России. Южная ссылка В Кишиневе В Одессе

Бахчисарайский фонтан» «Кавказский пленник» «Цыганы» «Евгений Онегин» Начата работа над романом «Евгений Онегин»

8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. Долгие вечера он коротал сколько времени. Долгие вечера он коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и пела песни. Михайловское

Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Арина Родионовна няня А.С. Пушкина

«Наперсница волшебной старины, Друг вымыслов игривых и печальных, Тебя я знал во дни моей весны, Во дни утех и снов первоначальных; Я ждал тебя. В вечерней тишине Являлась ты веселою старушкой И надо мной сидела в шушуне В больших очках и с резвою гремушкой. Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила.» Светлой, доброй, чуткой, любящей осталась няня позже в памяти его друзей. Русская крестьянка с щедрым сердцем, переполненным любовью к Александру Сергеевичу и его друзьям, она была для поэта и матерью, и подругой, и музой. Как материнское молоко, впитал он ее образ, ее голос, ее песни и сказки, древнюю культуру народа и навеки запечатлел свою мамушку в стихотворении «Няне».

Слово А.С. Пушкина о няне бессмертно! Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь,будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На чёрный проторённый путь : Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь Памятник А.С. Пушкину и Арине Родионовне Яковлевой В Пскове. «НЯНЕ»

А в Михайловском, в ее домике, и в наши дни всегда народ. В зимнюю стужу и в летний зной, в яркий весенний день и в унылую пору осени на маленьком крылечке всего в одну ступеньку – всегда цветы... Ах! Умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы:("Сон", 1816г.) Проходят годы, десятилетия, века, но не стирается в памяти читателей пушкинских строк этот милый сердцу образ.

«Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление.... Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально» - отзывался об Арине Родионовне один из современников поэта П.В. Анненков

А как любила Арина Родионовна друзей Пушкина! 11 января Иван Пущин – лицейский друг поэта – приехал в Михайловское. Вот как описывает он встречу с няней: «Прибежавшая старушка застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом – один почти голый (Пушкин выскочил на крыльцо, услышав звон колокольчика, в ночной сорочке), другой – весь забрызганный снегом... Не знаю, за кого она приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это его добрая няня, столько раз им воспетая, и чуть не задушил ее в объятиях...»

Иван Иванович Пущин – первый лицейский друг Пушкина. Пущина любили многие – за ум, доброту, справедливость, за общительный нрав, за честность и мужество. Одним из первых ещё в детские годы эти его качества оценил сосед по лицейской комнате А. Пушкин. Когда Пушкин попал в опалу, был отправлен в ссылку за революционные стихи, Пущин (как и Дельвиг) навестил его в Псковской глуши, не испугавшись того, что друг под надзором властей. «Мой первый друг, мой друг бесценный…»

В Михайловском Пушкин продолжил работу над романом «Евгений Онегин»

А.С. Пушкин очень любил осень. Но и зимние пейзажи рождали вдохновенье.

Найдите в стихах поэта строки, которые созвучны этим картинам зимней природы. Запишите в тетрадях названия этих стихотворений.

Вдохновением был наполнен воздух, берега Сороти, аллеи Тригорского. Здесь родились божественные строки… Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты...

И бога глас ко мне воззвал: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей". После ссылки стихи Пушкина становятся строже, это уже голос Пророка…

В апреле 1830 Пушкин вновь сделал Н.Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как "Болдинская осень". Испытывая большой творческий подъем, Пушкин пишет своему другу и издателю П.Плетневу: "Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов» - и держит свое слово: в Болдине написаны такие произведения, как "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", "Домик в Коломне", "Сказка о попе и работнике его Балде", стихотворения "Элегия", "Бесы", "Прощение" и множество других, закончен "Евгений Онегин".

Болдино и прилегающие к нему земли на протяжении четырех веков принадлежали одному из древнейших дворянских родов России -- Пушкиным. Барский дом в Болдине – это единственный уцелевший подлинный дом, который принадлежал семье Пушкиных.

Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, -

Последние годы жизни ( ). «Капитанская дочка» «Дубровский» «Медный всадник» «Осень»

В 1836 г. В Петербург приехал молодой француз Дантес. 27 января вечером на Черной речке, на окраине Петербурга состоялась дуэль. Погиб Поэт!- невольник чести- Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой! …

…Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит … …И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал…

Приложение. На слайдах с 35 по 41 размещены вопросы и задания, которые я использую в ходе аналитической беседы с учащимися по стихотворениям «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Няне». Тексты лирических произведений знакомы детям и есть на каждой парте. Слайды учащимся не демонстрируются(они помещены здесь как конкурсные материалы). Выводы, к которым надо прийти в итоге урока, вариативны. Приведённые ответы – желаемый результат урока, прогнозируемый учителем.,

Вопросы и задания по лирике А.С.Пушкина. Как настроение ЛГ нашло отражение в тексте? Какие слова помогают понять внутреннее состояние ЛГ? Какие выразительные средства использовал поэт? Что важнее для Пушкина передать настроение ЛГ или рассказать о событиях его жизни? В стихотворении Зимнее утро можно выделить пять разных картин, отображающих состояние души ЛГ * в зависимости от того, куда он смотрит и что он чувствует. Назовите эти картины-настроения. 1) смотрит в окно и радуется морозному дню; 2) вспоминает с печалью вчерашний вечер; 3) снова смотрит в окно и любуется видом за окном; 4) смотрит в комнату и радуется её теплу и уюту; 5) мечтает навестить поля, лес и берег. ЛГ* –лирический герой

В третьей строфе есть скрытое сравнение: снег лежит великолепными коврами. Почему возникает такое сравнение, с какой интонацией надо прочитать эти строки? Какие согласные буквы в четвёртой строфе активно повторяются, создавая у читателей «звуковое соприсутствие» в комнате поэта? Как вы думаете, почему в этом стихотворении ЛГ то оказывается в замкнутом, хотя очень уютном, то в безбрежном и открытом пространстве? В.Г.Белинский называл картины природы в стихах А.С.Пушкина «живописью в поэзии». С помощью каких слов автор подбирает палитру своего стихотворения? Сравните цветовую гамму второй и третьей-четвёртой строф. Как с изменением цветового фона меняется настроение ЛГ?

Стихотворение создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому губернатору. Так что настроение автора соответствует настроению лирического героя. «Зимняя дорога» Детальный анализ стихотворения через систему вопросов и заданий. Нарисуйте словесную картину, представленную в начале стихотворения. Перечитайте выразительно первую строфу. Какие слова помогают нарисовать пейзаж? (Волнистые туманы, пробирается луна, печальные поляны). К каким изобразительно-выразительным средствам они относятся? (Эпитеты: волнистые туманы, печальные поляны). Какие ещё литературные тропы вы можете назвать? (Олицетворение: луна льёт печально свет.)

Примерная запись в тетради: Выразительны е средства языка Примеры из текста Эпитеты волнистые туманы, печальные поляны Олицетворение луна льёт печально свет Какие однокоренные слова встречаются в этой строфе? Для чего автор дважды употребляет их? (Печальные, печально. Они помогают понять душевное состояние путешественника.) А какие звуки повторяются в сочетании печальные поляны? (ПечаЛьНые ПоЛяНы звуки [п], [л], [н]). Как называется этот стилистический приём? (Аллитерация). Что хочет показать поэт с его помощью? Стилистич еское средство Примеры из текста Цель употребления Аллитерац ия печальны е поляны создать образ пространства Обратимся к названию стихотворения. Как вы думаете, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.)

Прочитайте вторую и третью строфы. Как изменяется панорама изображения? (Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: по дороге зимней, тройка бежит) Какие звуки вы слышите, читая стихотворение? ( Звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика.) Какие эпитеты выбирает поэт, характеризуя звуки? (Однозвучный колокольчик утомительно гремит, песня ямщика долгая). Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное, в ней,вероятно, воплощается основное состояние русской души: разгулье удалое, сердечная тоска. Прочитайте четвёртую и пятую строфы. Какой знак препинания обращает на себя внимание? ( Многоточие). Как вы думаете, почему на небольшом отрезке текста поэт использует этот знак четыре раза? (Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью. ибо грусть проходит, а ощущение радости жизни остаётся)

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь,будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На чёрный проторённый путь : Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь Перечитайте стихотворение «Няне» Ответьте на вопросы: Когда и при каких обстоятельствах было написано это стихотворение? Как в обращении к няне Пушкин выра жает своё отношение к ней? Какие слова создают основное настроение стихов? Что объединяет героев стихотворения? Какие образы создают ощущение времени и пространства? Какие чувства нужно вложить в выразительное чтение этого стихотворения? Выучите любое из этих стихотворений наизусть.

( эпитет, метафора, олицетворение – это средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина и вообще в поэзии. Для создания ярких объёмных картин поэт использует аллитерацию). Каким мы видим Пушкина во всех этих произведениях? ( Пушкин- великий поэт, его стихи очень красивы, в них много ярких образов, но не только в этом уникальность, особый талант поэта, но и в том, что он, свободолюбивый человек солнечного мировосприятия, учит нас, несмотря на невзгоды, радоваться жизни, принимать её с благодарностью. За чёрной полосой всегда будет белая, как на верстовом столбе, после беспросветной ночи наступит ясное утро!) Обобщающие записи в тетрадях Какие выразительные средства языка мы сегодня нашли в знакомых с детства строках А.С.Пушкина?