Основные цели и задачи тестирования в вузе. Роль системы тестирования как необходимого компонента внутривузовской системы контроля качества. Тестирование учебных достижений студентов –инструмент мониторинга образовательного процесса. Тестирование в составе процедур самообследования, аттестации, аккредитации Палехова П.В. Начальник Методического управления
Основные цели и задачи тестирования в вузе (ГУ-ВШЭ) Цель – оценивание Задача - объективное оценивание - понимание оптимизации процесса повышения качества учебного процесса на основе результатов оценивания
Экзамен - (examen; латинское слово, обозначавшее прежде всего язычок, стрелку у весов, затем, в переносном значении, оценку, испытание) наиболее распространённая оценка знаний человека
Разделение тестов на: педагогическиеи (применение тестов учебных достижений для группирования по близкому уровню обученности) Процесс оптимизации обучения в группах Выбор пограничных результатов Переход на индивидуальные траектории обучения психологические
Роль системы тестирования как необходимого компонента внутривузовской системы контроля качества История Как известно, лучшее проверяется временем
Софисты (античность) - механическая передача и проверка усвоения учениками собственных убеждений; расширения области применения познания по аналогии.
Кун Фу-цы, 551 г. до н.э. (Конфуций) - проводил разделение общества на верхи и низы с учетом уровня достижений испытуемых
Древняя Греция, Рим - вместо запоминания прошлого опыта ориентировались на непосредственное общение с учениками и состязание умов.
Конец V века до н.э. - участники диалога обучались задавать друг другу вопросы и отстаивать собственные позиции.
Английский монах Алкуин (учитель в школе при дворе Карла Великого гг.) - составил несколько учебников, материал в которых излагается преимущественно в форме вопросов и ответов
Французский философ Абеляр ( гг.) - сочинение «Да и нет» построил как систему «вопрос- ответ», в которой искусство диалога основывалось на опровержении неверных рассуждений учеников
Н. Макиавелли ( гг.) - первые учебные пособия «Государь» и «Рассуждения на Тита Ливия» в форме задачника с решениями, при работе с которыми учащиеся принимали решения за исторических деятелей
В 1599 г. Была разработана система правил для проведения экзаменов
Эпоха Возрождения Петрарка: определение проблемы элиты «благородство не по рождению, а по интеллекту»
гг. Ян Амос Каменский «Великая дидактика» Вводит в практику обучения систему уроков с четким контролем качества подготовки учащихся
гг. Царскосельский лицей Разработана 13-ти балльная система оценивания с целью усиления дифференциации степени обученности учеников
В середине XVIII в. А.Дистервег ( гг.) выдвигает гипотезу, что до начала обучения ученика необходимо выявить уровень его подготовки. Ему же принадлежит идея о том, что «сообщаемое должно вполне соответствовать уровню развития ученика». Он же предполагает измерять не только «знание предмета как такового, но и умение его применять»
В 1864 году Дж. Фишер применяет метод тестовых проверок для оценки индивидуальных достижений школьников в Великобритании
Что применяем мы в ГУ-ВШЭ, каким измерениям подвергаем своих студентов (эмпирические предложения) Студент Тестировани е Оценка компетентностей Сравнение Востребованност ь на рынке труда Уровень подготовленнос ти в магистратуре и аспирантуре Опрос ВКР
Что сделано Проведены интернет экзамены в форме тестирования (внешние проверки) ФЭПО (Росаккредагентство): 2009 г. (697студентов), 2010 г. (612 студентов) Проведено интернет тестирование по тест-тренажерам НИИ мониторинга качества образования (Росаккредагентство)1037студентов Проведено тестирование по закупленным базам тестов АСТ-центра студентов ГУ-ВШЭ и филиалов общее количество студентов, участвовавших в тестировании в 2009/2010 учебном году (без учета повторного тестирования) Собраны тестовые материалы по 10 образовательным программам к аккредитационной проверке вуза в 2009 году (разной комплектации и качества) Закуплено программное приложение Maker, Converter с помощью которого можно формировать собственно университетские банки тестов (соответствующие содержанию образования ФГОС/НИУ)
Функциональная схема тестирования
Что делать: Содержательные задачи Тестовые материалы соответствуют тематическим планам программ учебных дисциплин? (Чему учим, то и проверяем) Как проверить в тестовой форме то, что не может быть проверено тестами? (Создать фонд компетентностно- ориентированных заданий - КИМов, которые не могут быть стандартизированы)
Система контрольно-оценочных материалов Всю систему контрольно-оценочных материалов по дисциплинам, модулям, входящим в определенную образовательную программу, необходимо рассматривать как своего рода договор между педагогами, администрацией вуза и работодателями о том, что первые готовы обеспечить подготовку специалиста определенного качества, а последние удовлетворены его характеристиками.
Тестирование в составе процедур самообследования, аттестации, аккредитации Основные объекты экспертизы При оценке качества подготовки выпускников: Уровень подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач; Уровень подготовленности выпускника к продолжению образования в магистратуре или аспирантуре; Результаты итоговой аттестации (государственного экзамена и защиты ВКР). Результаты тестирования компетенций; Выпускные квалификационные работы Уровень востребованности выпускников на рынке труда Степень удовлетворенности потребителей образовательных услуг Степень освоения образовательных программ их заявленным целям
Приказ Рособрнадзора от «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений (с изменениями приказа Рособрнадзора от ) Приложение 1, п.1 «Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу «высшее учебное заведение» Показатель 1.2. Качество подготовки Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.
Выводы: Новая идеология тестирования: от навязанного контроля к многофункциональному инструменту измерения образовательного процесса и результата Существующие БТЗ могут быть использованы для тренинга, текущего контроля Для объективного контроля разработать тестовые материалы ППС, соответствующие программам учебных дисциплин, создать общеуниверситетскую БТЗ-инструмент измерения
«Из наблюдений установить теорию, через теорию исправить наблюдения есть лучший из всех способ к отысканию правды» М.В. Ломоносов
Спасибо за внимание!