Борисова Е.В. Семинар СВФУ Компетенции в организации образовательного процесса высшей школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Российский государственный университет туризма и сервиса ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ФГОС ВПО (для текущего контроля.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
Методический семинар Разработка учебно- методического комплекса дисциплины (УМК) в НОУ ВПО «ИнЭУ» (г. Пятигорск) Учебно-методический отдел г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ.
Транксрипт:

Борисова Е.В. Семинар СВФУ Компетенции в организации образовательного процесса высшей школы

Борисова Е.В. Понятие «компетенция» необходимо для объяснения парадоксальной и весьма распространенной ситуации, в которой высокие оценки по изученным учебным дисциплинам не прогнозировали ни успех выпускников учебных заведений в жизни, ни эффективное выполнение ими профессиональной деятельности. Дэвид К. Макклелланд

Борисова Е.В. Результат реализации образовательных программ Компетентностная модель специалиста компетентность характеризуется индивидуальной возможностью переноса знаний, умений и навыков в условия, отличные от тех, в которых они изначально возникли; компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность" цели образования связываются не только с суммой накопленных знаний и выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к профессиональным и личностным достижениям в избранной области деятельности

Модель социально-профессиональной компетентности специалиста

Шаблон рабочей программы дисциплины (модуля) КОМПЕТЕНЦИИ 1.Цели и задачи дисциплины (модуля) 2.Место дисциплины (модуля) в структуре ООП 3.Требования к уровню освоения дисциплины (модуля) 4.Карта компетенций дисциплины (модуля) 5.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы 6.Структура и содержание дисциплины (модуля) 7.Самостоятельная работа курсанта, слушателя 8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 9.Материально-техническое обеспечение 10.Оценка и диагностика результатов обучения 11.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

4.1 Компетенция ОК-1: - способность представить современную картину мира на основе целостной системы естественно-научных знаний; Содержание компетенции: Знать: Знать: методы, процедуры, основные термины, правила, принципы, факты, параметры и критерии в предметной области дисциплины; способы создания суждений, основанных на внутренних свойствах или внешних критериях; методы критического анализа данных. Уметь: Уметь: использовать эмпирические знания в предметной области; использовать изученный материал в различных ситуациях; разделять материал на части (анализ) для выявления структуры и взаимосвязи между частями; комбинировать части в структуру (синтез) с новыми свойствами; конструировать качественные и количественные суждения, основанные на участии в коллоквиумах, выполнение тестовых заданий, защита реферата, стандартах, точных критериях, теоретических предпосылках, обобщениях; выявлять ошибки в суждениях. Владеть: Владеть: осмысленным пониманием изученного; интеграцией и экстраполяцией материала; способностью различения между фактами и следствием; синтезом гипотез, предсказаний, заключений; специальными методами, процедурами. Технологии формирования Технологии формирования : модульно-балльная система организации практических занятий, выполнение самостоятельных работ, подготовка и защита реферата Формы оценочных средств Формы оценочных средств : психологическое тестирование личных качеств, уровень активности участия в коллоквиумах, уровень выполнения тестовых заданий, качество защиты реферата. 4. Карта компетенций дисциплины (фрагмент) КВАЛИМЕТРИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Структура измеряемых элементов в учебных дисциплинах Комплекс квалиметрического обеспечения

фонды оценочных средств Согласно требованиям ФГОС для текущей и промежуточной аттестации обучающихся поэтапным требованиям соответствующей ООП, учебным заведением создаются фонды оценочных средств КВАЛИМЕТРИЯ КОМПЕТЕНЦИЙвключающие типовые задания; контрольные работы; тесты и методы контроля, позволяющие оценить индивидуальный уровень сформированности компетенций; тесты и методы контроля обеспечивающие оценку качества общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.включающие типовые задания; контрольные работы; тесты и методы контроля, позволяющие оценить индивидуальный уровень сформированности компетенций; тесты и методы контроля обеспечивающие оценку качества общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.

МОДУЛЬ – ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ ХХХХХХ КВАЛИМЕТРИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ Направление ХХХХХХ «Наименование направления» специальность ХХХХХХ «Название специальности» Кафедра «Название кафедры» Ведущий преподаватель: «доц., к.т.н. Фамилия И.О.» Курс 2, семестр 3, учебных недель 18 Лекции: 36 часов Практические занятия: 36 часов Расчетно-графические работы (РГР): 2 работы Форма аттестации: экзамен Количество дисциплинарных модулей: 3 Направление ХХХХХХ «Наименование направления» специальность ХХХХХХ «Название специальности» Кафедра «Название кафедры» Ведущий преподаватель: «доц., к.т.н. Фамилия И.О.» Курс 2, семестр 3, учебных недель 18 Лекции: 36 часов Практические занятия: 36 часов Расчетно-графические работы (РГР): 2 работы Форма аттестации: экзамен Количество дисциплинарных модулей: 3 Виды контроляНомер модуля 123 Доли модулей0,40,340,26 Текущий контроль (ТК) min12108 max Рубежный контроль (РК) min875 max Суммарный балл по дисциплине (СБД) min 50 max100

СООТВЕТСТВИЕ УРОВНЕЙ ПРОЯВЛЕНИЙ И СЕМАНТИКИ КОМПЕТЕНЦИЙ Квалиметрия компетенций Уровень Критерий ГОСТ Р ИСО Пояснения (семантика) А (8)95%-100% - выполнение задания без ошибок B (7)90% - 95% – задание выполнено выше среднего уровня с несколькими ошибками C (6)85% - 90% - в общем правильная работа с определенным количеством грубых ошибок D (5)75% - 85% - неплохо, но со значительным количеством недостатков E (4)60 % - 75% – выполнение задания удовлетворяет минимальным требованиям FX (3)50% - 60%- нужно поработать дополнительно F (2)< 50%- необходимо серьезное (повторное) изучение

Характеристики уровней частных показателей при оценке дипломного проекта (работы) по информационно-технической специальности Уровни шкалы Частный показатель качества дипломного проекта Качество докладаКачество расчетно- пояснительной записки Качество ответов на вопросы Общая характеристика работы, презентации Не раскрыта тема Не раскрыта тема, структура не логична Не даны ответы на вопросы Ограниченный объем знаний, умений и компетенций 2 Много логических и фактических ошибок Использование ИКТ носит второстепенный, характер Даны краткие ответы на второстепенные вопросы Базовые знания и компетенции применяются в контролируемой среде 3 Изложение не последовательно, принципиальные ошибки Применены вычислительные средства для второстепенных расчетов Получен ответ на вопрос по основной теме задания Достаточные общеобразовательные знания, но ограниченный практический опыт КВАЛИМЕТРИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Уровни европейской системы квалификаций КВАЛИМЕТРИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УровеньКвалификационные требования 1Базовые знания и умения, способность выполнять простые задачи под непосредственным руководством. 2 Ограниченный объем знаний, умений и широких компетенций, преимущественно конкретных и общеобразовательных, применяются под руководством. 3 Широкие общеобразовательные знания, практические и базовые теоретические знания в конкретной области. Ограниченный практический опыт. 4Значительные практические и теоретические знания и умения в конкретной области. Способность применять специализированные знания, умения и компетенции для самостоятельного решения проблем и руководства другими людьми. 5 Широкие теоретические и практические знания, включая знания в конкретной области обучения и профессии. Способность применять знания и умения для разработки стратегических решений четко определенных абстрактных и конкретных проблем. 6Глубокие теоретические и практические знания, умения и компетенции. Применение знаний для обоснования аргументов при решении проблем и вынесения суждений, которые учитывают социальные и этические факторы. 7Самоуправляемое изучение теории и практики. Способность интегрировать знания и формулировать суждения с учетом социальных и этических факторов и ответственности, осмысливать опыт при управлении изменениями в сложной среде 8Системное освоение высоко специализированной области знаний и способность к критическому анализу, оценке и синтезу новых и сложных идей. Способность разрабатывать и адаптировать исследовательские процессы. Опыт лидерства.

Европейская система зачетного перевода ECTS (European Credit Transfer System) разработана Европейской комиссией в 1997 г КВАЛИМЕТРИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ Оценка (уровень) Критерий ГОСТ Р ИСО Пояснения А (8) 95%-100% ОТЛИЧНО – выполнение задания без ошибок B (7) 90% - 95% ОЧЕНЬ ХОРОШО – задание выполнено выше среднего уровня с несколькими ошибками C (6) 85% - 90% ХОРОШО - в общем правильная работа с определенным количеством грубых ошибок D (5) 75% - 85% УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - неплохо, но со значительным количеством недостатков E (4) 60 % - 75% ДОСТАТОЧНО – выполнение задания удовлетворяет минимальным требованиям FX (3) 50% - 60% НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - нужно поработать дополнительно F (2) < 50% СОВЕРШЕННО НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - необходимо серьезное (повторное) изучение

Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы )* Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий Коды формируемых компетенций С.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл С.1.1Базовая часть32-36 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные закономерности… уметь: анализировать… владеть: иностранным языком.. 4,6 3,4 5,2 История Философия Иностранный язык ОК – 1 … ОК – 12 ПК-6 ПК-17 ПК-18 ПК-19 С.1.2Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) 3-4Вариативная часть компетенций определяются ООП вуза КВАЛИМЕТРИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Шаблон рабочей программы дисциплины (модуля) КОМПЕТЕНЦИИ 1.Цели и задачи дисциплины (модуля) 2.Место дисциплины (модуля) в структуре ООП 3.Требования к уровню освоения дисциплины (модуля) 4.Карта компетенций дисциплины (модуля) 5.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы 6.Структура и содержание дисциплины (модуля) 7.Самостоятельная работа курсанта, слушателя 8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 9.Материально-техническое обеспечение 10.Оценка и диагностика результатов обучения 11.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

4.1 Компетенция ОК-1: - способность представить современную картину мира на основе целостной системы естественно-научных знаний; Содержание компетенции: Знать: Знать: методы, процедуры, основные термины, правила, принципы, факты, параметры и критерии в предметной области дисциплины; способы создания суждений, основанных на внутренних свойствах или внешних критериях; методы критического анализа данных. Уметь: Уметь: использовать эмпирические знания в предметной области; использовать изученный материал в различных ситуациях; разделять материал на части (анализ) для выявления структуры и взаимосвязи между частями; комбинировать части в структуру (синтез) с новыми свойствами; конструировать качественные и количественные суждения, основанные на участии в коллоквиумах, выполнение тестовых заданий, защита реферата, стандартах, точных критериях, теоретических предпосылках, обобщениях; выявлять ошибки в суждениях. Владеть: Владеть: осмысленным пониманием изученного; интеграцией и экстраполяцией материала; способностью различения между фактами и следствием; синтезом гипотез, предсказаний, заключений; специальными методами, процедурами. Технологии формирования Технологии формирования : модульно-балльная система организации практических занятий, выполнение самостоятельных работ, подготовка и защита реферата Формы оценочных средств Формы оценочных средств : психологическое тестирование личных качеств, уровень активности участия в коллоквиумах, уровень выполнения тестовых заданий, качество защиты реферата. 4. Карта компетенций дисциплины (фрагмент) КВАЛИМЕТРИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ