ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВШК результатов ВШК процесса ВШК управления. Здоровье обучающихся Уровень здоровья учащихся Личностные образовательные результаты Уровень социализированности.
Advertisements

Формирование ИКТ- компетентности в условиях ФГОС.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять являются одними из важных.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Об отдельных аспектах введения ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет.
Выполнили: Сергеенко Л.В. Казакова Т.Н.. Сегодня в рамках внедрения ФГОС в образовательные программы школы, согласно документам, определяющим направления.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Выступление на педагогическом совете «Формирование и развитие УУД как основа успешности обучающихся» года.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
От государственных стандартов первого поколения – к новому образовательному стандарту!
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Активное использование речевых средств и средств.
Транксрипт:

ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФГОС

Нормативные документы по ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 373 от г, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. N 15785). О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373, Приказ Минобрнауки России 2357 от 22 сентября 2011 г, зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г ). Письмо Минобрнауки РФ от « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования». Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644). Письмо Минобрнауки РФ от N МД-1552/03"Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"(вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся"). Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 г. зарегистрирован Минюстом России 07 июня 2012 г. N 24480).

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

Изменения в педагогической системе в связи с введением ФГОС в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания (от усвоения ЗУНов - к формированию базовых социальных и предметных компетенций); в содержании обучения (от по-предметно разбросанной абстрактной теоретической информации, мало связанной с практикой, - к системному формированию практических действий и поступков); в педагогической деятельности учителя, преподавателя (от монологического изложения учебного материала - к педагогике творческого сотрудничества и диалогу преподавателя и обучающегося);

в деятельности школьника (от репродуктивной, «ответной» позиции, пассивного приема и запоминания учебной информации - к активному участию в приобретении знаний); в технологическом обеспечении образовательного процесса (от традиционных «сообщающих» методов - к педагогическим технологиям, реализующим принципы совместной деятельности и творческого взаимодействия педагога и обучающихся, единства познавательной, исследовательской будущей практической деятельности);

в образовательной среде как системе влияний и условий формирования и развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении образовательного заведения; в отношениях с внешней средой: с семьей, социальным окружением города или деревни, своей национально-культурной общностью, производственными предприятиями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, отдыха и спорта; в уровне финансового, материально-технического, организационного и кадрового обеспечения деятельности реформируемой системы образования.

Что меняется с введением ФГОС ООО 1. В содержании обучения учащихся

Содержание образования в общеобразовательной школе определено фундаментальным ядром содержания образования. Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания учебных планов, программ, учебно-методических пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения ФГОС – определить: - 1 – систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; - 2 – состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Линии УМК, соответствующие ФГОС ООО

Русский язык Линия УМК Е.А.Быстровой. Русский язык классы.- М., «Русское слово», Линия УМК под редакцией С.И. Львовой.- М., «Мнемозина», Линия УМК по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М., «Дрофа», Линия УМК по русскому языку для 5-9 классов под редакцией В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Е.Н.Никитиной и др. – М., «Дрофа», 2012.

Литература Линия УМК под редакцией В.Ф.Чертова. Литература. 5-9 классы.- М., «Просвещение», Линия УМК по литературе для 5-9 классов под редакцией Г.С.Меркина.- М., «Русское слово», 2012.

Обществознание Линия УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы.- М., «Просвещение», Линия УМК под редакцией Кравченко А.И., Певцовой Е.А. 5-9 классы.- М., «Русское слово», Линия УМК под редакцией Данилова Д.Д. 5-9 классы. - М., «Дрофа», 2012.

Математика Линия УМК И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича и др. 5класс - М., «Мнемозина», Линия УМК Бунимовича Е.А., Дорофеева Г. В., Суворовой С. Б. и др. 5класс - М., «Просвещение» «Сферы», Линия УМК Ю.М.Колягина, Коротковой Л.М., Савинцевой Н.В. 5 класс - М. «Вентана- Граф», 2012.

Биология Подход Системно-структурный (изучаются все разделы биологии ) Функциональный (сравнительное изучение строения и жизнедеятельности основных групп организмов) Структура Руководитель авторского коллектива, название линии, издательство Концентрическая1.Пасечник В.В.Дрофа1.Пасечник В.В. «Линия жизни»,Просвещение 2.Трайтак Д.И.Мнемозина 2.СонинН.И.Дрофа 3.Пономарева И.Н.Линия «Биосфера»,Вентана-Граф 3.Сухорукова Л.Н.Линия «Сферы»,Просвещение 4.Романова Н.И.Линия «Ракурс»,Русское слово 4.Сивоглазов В.И.Линия «Навигатор»,Дрофа 5.Никишов А.И.Владос 6.Вахрушев А.А.Баллас Линейная 1.Пономарева И.Н.Вентана-Граф1.Сонин Н.И.Дрофа 2.Романова Н.И. Линия «Вектор»,Русское слово

Формирование ИКТ- компетентности на ступени начального общего образования

1.Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Научить: использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно- двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

2.Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Научить: вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию; владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; рисовать изображения на графическом планшете; сканировать рисунки и тексты.

3. Обработка и поиск информации Научить: использовать сменные носители (флэш-карты); описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); заполнять учебные базы данных.

4. Создание, представление и передача сообщений Научить: создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; создавать сообщения в виде аудио и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; создавать диаграммы, планы территории и пр.; создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Формирование ИКТ- компетентности учащихся начальной школы реализуется средствами различных учебных предметов (примерный вариант) Русский язык. Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Возможные источники информации и способы ее поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Расширение своих знаний, языковой компетентности с помощью дополнительных источников информации. Овладение наравне с развитием традиционных навыков письма клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста в компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.

Литературное чтение. Работа с мультимедиа-сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиа-сообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструирование небольших сообщений: текстов (рассказ, отзыв, аннотация), в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудио- фрагментов. Оценка собственных сообщений с точки зрения использованной информации. Овладение навыками ведения диалога в различных учебных и бытовых ситуациях общения (включая компьютерные способы коммуникации), соблюдая правила речевого этикета. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам (рисунков, фотографий, видеосюжетов, компьютерной анимации с собственным озвучиванием). Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в Интернете.

Иностранный язык. Подготовка плана и тезисов сообщения; выступление с сообщением. Создание небольшого текста (устного и письменного), от руки и на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио-видео поддержки. Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.

Окружающий мир. Фиксация информации (тексты, фото-, видео, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры, микрофона, цифровых датчиков, цифрового микроскопа, графического планшета и пр. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в Интернете. Создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

Технология. Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ (включая компьютерное и коммуникационное оборудование, периферические устройства, цифровые измерительные приборы и пр.): назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приемами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. Знакомство с правилами жизни людей в мире информации: избирательности в потреблении информации, уважению к личной информации другого человека, к процессу познания учения и к состоянию неполного знания и другими аспектами. Умения, связанные с ИКТ, осваиваются в курсе технологии только на базовом, начальном уровне, как правило, непосредственно перед их применением в других курсах для решения конкретных задач соответствующей предметной области, где указанные умения закрепляются и развиваются. Дальнейшее освоение инструментов ИКТ идет в процессе их использования учащимися в различных других предметах и в интегративных проектах.

Искусство. Поиск необходимой и дополнительной информации для решения учебных задач искусствоведческого содержания. Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ: компьютера, сканера, графического планшета, микрофона, видео- и фотокамеры.

Математика и информатика. Применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информационных подходов в повседневных ситуациях. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и на компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации. Выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек. Анализ истинности утверждений, построение цепочек рассуждений. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

Формирование ИКТ- компетентности на ступени основного общего образования

Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на: формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде.

Что меняется с введением ФГОС ООО 2. В результатах обучения учащихся

Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы метапредметные - овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться (УУД); личностные - свойства и качества выпускника на каждой ступени общего образования, готовность и способность обучающихся к саморазвитию; предметные - освоение обучающимися учебного предмета, преобразование и применение учебных знаний.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы Результаты освоения не учебных предметов, но ВСЕГО КОМПЛЕКСА ООП Личностностные Метапредметные Предметные Не оцениваются, а только фиксируются Оцениваются

Метапредметные результаты Начальное общее образование Основное общее образование Среднее (полное) общее образование Умение учиться сообща под руководством учителя (взрослого) Умение учиться индивидуально под руководством учителя (взрослого) Умение учиться по индивидуальной ОП с минимальным участием взрослого Учебное сотрудничество как основа совместных действий Продуктивное сотрудничество как основа совместных действий Ресурсное сотрудничество как основа совместных действий Поиск информации как основа информационной компетентности Организация работы с информацией как основа информационной компетентности(ИК) Управление потоками информации как основа ИК

Пример метапредметных результатов Регулятивные УУД 1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.1 Коммуникативные УУД 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Диагностика результатов личностного развития Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения, анкетирования и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: - оценку поступков, - обозначение своей жизненной позиции, - культурного выбора, - мотивов, - личностных целей и т.п.

Предметные результаты В соответствии с требованиями Стандарта, «основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно- практических задач….. с использованием способов действий, адекватных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий»

Предметные результаты Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам, представленным в учебном плане ОУ. Система оценки предметных результатов предполагает «выделение базового уровня достижений как точки отсчета» при построении системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися. Достижение базового уровня соответствует отметке «удовлетворительно» или «зачтено». Уровни, превышающие базовый: повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»; высокий уровень, оценка «отлично».

Изменения системы оценки Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна: 1. Фиксировать цели оценочной деятельности: а) ориентировать на достижение результата; б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных); в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов. 2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов. 3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты предметные, метапредметные. Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты работы учителя– это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика).

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений». Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Необходимы три группы таблиц: таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов; таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов; таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу.

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности. Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия. Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации; либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Максимальный уровень (НЕ обязательный) решение не изучавшейся в классе «задачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.

7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов

Итоговая оценка на ступени основного общего образования На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования». «Итоговая оценка выпускника формируется на основе: - результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; - оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; - оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; - оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее ГИА)»

Портфель достижений (портфолио) Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, демонстрирующих прогресс, усилия и достижения ученика в интересующих его областях. В состав портфеля могут включаться результаты, достигнутые как в процессе учебной деятельности, так и в творческой, социальной, коммуникативной, протекающей в рамках школьной практики трудовой деятельности, а также результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, концертах др. Отбирает работы для портфеля сам обучающийся совместно с классным руководителем и при участии родителей. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается. На портфолио пишется рецензия.

Портфолио Портфель достижений учащихся - совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений, куда войдут, наряду с оценками, полученными на экзаменах результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Основной смысл портфолио – «показать все, на что способен школьник».

Педагогический смысл «портфолио» в Смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграции количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку; выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

Типы портфолио Портфолио документов Портфолио отзывов Портфолио работ

Портфолио документов Перечень сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений, включающий сертификаты официально признанных международных, федеральных, региональных конкурсов, соревнований, олимпиад, а также документы об участии в грантах, об окончании музыкальных, художественных, спортивных школ, сертификаты о прохождении тестирования и т.п. Итоговый документ может быть представлен в виде вкладыша в аттестат и, содержать итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав.

Портфолио работ Собрание различных творческих и проектных работ ученика, выполненных им в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреждениях дополнительного образования, других учреждениях; или выполненные самостоятельно; «зачетная книжка» о прохождении учащимся курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Этот тип портфолио может быть также оформлен в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Портфолио отзывов Отзывы на творческие, исследовательские проекты и другие работы, социальные практики, участие в конференциях и т.п.; характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительно­го образования детей и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей конкретной деятельности и ее результатам.

Типичные ошибки, допускаемые при формировании портфолио Группа ошибокОшибкиРекомендации по их предотвращению 1. Связана со сбором материалов портфолио Нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио Нельзя включать материалы в папку принудительно, без согласия школьника Сбор материалов вместо учащегося, «по его поручению» Ученик должен сам приложить усилия. Так как при сборе портфолио важен не только конечный результат, но и процесс осмысления своих достижений Ограничение круга мероприятий школьными соревнованиями, конкурсами и др. Использовать возможности системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций Формализм и соревнование при сборе портфолио При определении структуры портфолио заложить параметры, обеспечивающие отбор таких документов и материалов, которые помогли бы сделать правильный выбор дальнейшего жизненного пути, а не продемонстрировать способность «собирать материал»

Типичные ошибки, допускаемые при формировании портфолио 2. Связана с формированием объема портфолио Сбор портфолио только официальных документов Главное в процессе сбора материалов портфолио - демонстрация школьником своих возможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций Сбор материалов только за 9 класс Не ограничиваться только этим сроком 3. Связана с подменой идеи портфолио Подмена портфолио зачетной книжкой Не делать папку личных достижений «зачетной книжкой» с пронумерованными страницами и невозможностью изъять или заменить тот или иной документ Подмена портфолио обязательной характеристикой классного руководителя Характеристика включена в материалы портфолио, но не заменяет его содержания

Типичные ошибки, допускаемые при формировании портфолио Подмена систематической работой над портфолио разовой акцией Рассматривать портфолио как технологию, которая будет нужна в течение всей профессиональной жизни человека Завышенные требования к внешнему оформлению портфолио Главное для портфолио – его содержание и выдержанный стиль оформления, а не внешняя красота 4. Связана с оценкой материалов портфолио Стремление оценить баллами все материалы портфолио Балльная оценка документов портфолио может быть дополнена словесной оценкой творческих работ учащегося, включенных им в свой портфолио (могут отмечаться оригинальность материалов и мышления автора, актуальность тематики и др.) Завышение удельного веса портфолио Портфолио важный, но все-таки дополнительный инструмент определения профиля дальнейшего обучения. Отсутствие единства в оценке материалов портфолио Отсутствие единства в оценке материалов портфолио. Необходимо разработать и утвердить нормативно-правовую основу для эффективного применения портфолио: положение об экспертной группе учета образовательного рейтинга учащихся, положение об образовательном рейтинге, положение о портфолио и др.

Памятка пишущему рецензию на портфолио Каково Ваше первое впечатление от портфолио? Что вызвало у Вас чувство гордости? Что Вы можете сделать, рекомендовать, чтобы помочь ученику в дальнейшем? Насколько аккуратно и логично собран материал портфолио? Как часто ученик консультировался с Вами при формировании портфолио и по каким вопросам? Необходимо по каждому предмету описать, каких результатов добился школьник. Перечислить лучшие результаты, способствующие успешности учащегося из «Портфолио документов». Описать лучшие работы из «Портфолио работ». Насколько самостоятельно ученик создал свой портфолио? Какие дополнительные материалы, технологии использовал ученик при оформлении портфолио? Используйте следующий вариант оценки: - полностью соответствует; - не совсем соответствует; - приемлемо; - неприемлемо; - отсутствует.

Что меняется с введением ФГОС ООО 3. В работе учителя

3.1. Изменения в технологиях обучения Изменения системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью).

3.1. ФГОС - Переход на компетентностную модель образования «Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы». Системно-деятельностный подход Не только передача ученикам знаний и опыта, но и организация их самостоятельной учебной деятельности.

В чем это проявляется, как увидеть, что учителя действительно начали перестраивать свою работу? На уроке должны преобладать такие действия, как: поиск, исследование, проектная деятельность, работа со знаково-символическими средствами. Знание дается не в готовом виде, а ребенок под руководством учителя конструирует свое знание.

Что меняется с введением ФГОС ООО 4. В работе школы

Что такое ООП? В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования.

Все школы написали ОП НОО однако: -большинство школьных образовательных программ копируют примерную, а следовательно, не являются программой собственных действий; -отсутствие собственного целеполагания заставляет их авторов «ничего не упустить» – отсюда рыхлость и объемистость образовательных программ, не выраженность специфики общеобразовательного учреждения и его миссии.

Сверхзадача: создание школьного экспертного сообщества Образовательная программа - тест на компетентность ее авторов. Образовательная программа должна разрабатываться ВСЕМИ ВМЕСТЕ !!!

Требования к структуре ООП Структура основной образовательной программы Начальное,основное и среднее (полное) общее образование План внеурочной деятельности 1 Учебный план Условия реализации ООП Целевой раздел Организационный раздел Учебный план Содержательный раздел Пояснительная записка Программа развития УУД: включает формирование компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности Планируемые результаты Система оценки Программы учебных предметов, курсов Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, включает : духовно-нравственное развитие и воспитание, социальную деятельность, профориентацию, формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры Программа работы с обучающимися с ОВЗ, инвалидами

Что меняется с введением ФГОС ООО 5. Во внешней оценке школы (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС)

5.1.Условия введения и реализации ФГОС в школе Организационное обеспечение введения ФГОС 1. Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур ОУ по введению и реализации ФГОС. 2. Реализация моделей взаимодействия ОУ и учреждений дополнительного образования детей (далее – УДОД), обеспечивающих организацию внеурочной деятельности обучающихся. 3. Привлечение органов государственно-общественного управления ОУ к проектированию ООП Нормативное обеспечение введения ФГОС 1. Разработка и утверждение на основе примерной основной образовательной программы ООП ОУ. 2. Обеспечение соответствия нормативной базы ОУ требованиям ФГОС. 3. Разработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС. 4. Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, в соответствии с ФГОС. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС 1.Разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в т. ч. стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования. 2. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками

5.2. Условия введения и реализации ФГОС в школе Кадровое обеспечение введения ФГОС 1. Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ. 2. Разработка (корректировка) плана научно-методической работы. 3. Приведение в соответствие с требованиями ФГОС и тарифно- квалификационными характеристиками должностных инструкций работников ОУ Материально-техническое обеспечение введения ФГОС 1. Проведение инвентаризации школьного здания, оборудования и оснащения. 2. Определение объемов и сроков ремонтных работ и реконструкций. 3. Определение перечня учебно-методических комплектов. 4. Оборудование и оснащение образовательного процесса. 5. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ОУ с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса

Что меняется с введением ФГОС ООО 6. Во внутришкольном контроле

Внутришкольный контроль в условиях введения ФГОС Это контроль качества образовательного процесса

Три направления ВШК в соответствии с требованиями ФГОС требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых школой; требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности; требования к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности по принципу "распределенной ответственности".

При проектировании ВШК должен быть реализован следующий алгоритм Сначала прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования. Определяются объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов. Выбирается диагностический инструментарий: формы, методы и технологии измерений. Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК. Определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы). Определяются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны полученные данные (управление по результатам ВШК).

Особенности содержания ВШК в соответствии с ФГОС Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, должны стать, как минимум, три показателя: уровень социализации и уровень воспитанности (сложные показатели, требующие выделения составных элементов показателей в соответствии с описанием в ФГОС); уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету; уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.

Особенности содержания ВШК в соответствии с ФГОС Метапредметные образовательные результаты, представленные в ФГОС начального общего образования в 12 требованиях, а во ФГОС основного общего образования – в 16 требованиях, необходимо оценивать минимум по четырем позициям в ВШК: уровень реализации регулятивных УУД (организация и самоуправление, навыки системного, экологического мышления и т. д.); уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения и т. д.); уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и т. д.); уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета).

Особенности содержания ВШК в соответствии с ФГОС Качество и динамика обученности – это показатель, который в школах всегда входит в состав предметных образовательных результатов ВШК. В соответствии с требованиями ФГОС необходимо включить в ВШК такие показатели: подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки; уровень обучаемости (уровень учебно- познавательных возможностей); участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах.

В разделе ВШК «Качество обучающей предметной деятельности» качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе; качество планирования и организации уроков по предмету; качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД); качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ; качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся; качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе; качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.; качество реализации деятельности по обучению детей с ОВЗ; качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства школы; качество деятельности педагогического коллектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника".

В разделе ВШК «Качество воспитательной работы" необходимо предусмотреть отслеживание трех составляющих Содержание и структура системы воспитательной работы, отражающие и/или акцентирующие требования к содержанию и структуре программы воспитательной работы (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни); качество реализации программы воспитательной работы; качество работы с родителями.

В разделе ВШК «Научно-методическая система школы» В этом разделе необходимо наличие таких направлений ВШК: динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя; качество деятельности МО, предметных кафедр; качество реализации программы педагогического эксперимента; качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы; качество деятельности социально- психологической службы, службы тьюторов.

В разделе ВШК «Контроль качества управления» Минимальный объем показателей качества управления: качество управления реализацией требований государственных документов (СанПиН, ГОСТ и т. д.); качество выполнения Положения о документообороте образовательного процесса (полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса); качество управления материально-технической базой образовательного процесса (достаточность и качество оснащения образовательной среды школы); качество управления профессиональным ростом педагогов школы (наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты); компетентность субъектов управления (уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения).

Следует помнить! прежде чем вводить в режим функционирования любой новый параметр качества, необходимо убедиться, что все субъекты его реализации понимают и принимают смысл требования и согласны со способами его измерения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!