Проектная деятельность – технология формирования универсальных учебных действий Осинцева Н.В., учитель математики и информатики высшей квалификационной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этапы работы методом проекта Выполнила учитель начальных классов МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа Гаманина Г.Н., 2009 год 2009 год.
Advertisements

Метод учебного проекта. В современной педагогике: Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент.
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Проектная методика в начальных классах Старчикова О.В. учитель МОУ «СОШ с. Питерка»
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.
РМО учителей технологии Формирование познавательного интереса и творческой активности через проектную деятельность.
СемьяШкола Другие взрос- лые Соци- альная среда СМИ Телеви- дение КнигиДрузья.
«Проект» «брошенный вперед» (лат) Проект-форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую.
ФОРМИРОВАНИЕ УУД В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель начальных классов Вилочкова Л. И. МОУ «СОШ 2 г. Ртищево Саратовской области»
Проектирование образования как пространства для успешного развития и саморазвития ребёнка. Прорешная Людмила Михайловна МОУ «Хобот-Богоявленская СОШ им.
Диагностика уровня достижения метапредметных планируемых результатов обучающихся 7-х классов.
1-й этап Погружение в проект Учитель формулирует Проблему проекта Сюжетную ситуацию Цель и задачи.
Работа с проектами в кл.. Для чего нужен метод проекта? Учит детей превращать информацию в знания. Развивает вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию.
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
Содоклад подготовлен: Соловьевой Е.Ю.. Почему дети не хотят работать совместно????
Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.. Метод проектов – это организационная модель образовательной деятельности, позволяющая учащимся изучать самые сложные.
Технологии, основанные на реализации проектной деятельности Автор презентации – Клюкова Н.В.
Основные этапы работы над проектом «От идеи до реализации»
Организация и содержание проектной деятельности младших школьников Заместитель директора по УВР начальных классов Понамарёва Наталья Алексеевна Муниципальное.
Навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые для решения исследовательских задач. видеть проблемы выдвигать гипотезы задавать вопросы.
Транксрипт:

Проектная деятельность – технология формирования универсальных учебных действий Осинцева Н.В., учитель математики и информатики высшей квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа 156 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» 1

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребенка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Задача учителя научить ребенка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. 2

Джон Дьюи Миссию образования Джон Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые могут понадобиться в будущем, сколько развивать способность ребёнка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы. 3

Станислав Теофилович Шацкий Постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 г. метод проектов был осужден, т.к. «не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов» 4

Суть проектной деятельности стимулировать интерес ребят стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. 5

Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные К омм уникативные Метапредметные 6

Проектная деятельность направленность на достижение конкретных целей; направленность на достижение конкретных целей; координированное выполнение взаимосвязанных действий; координированное выполнение взаимосвязанных действий; ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом; ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом; в определённой степени неповторимость и уникальность. в определённой степени неповторимость и уникальность. 7

Предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов: определение целей деятельности, определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. 8

Познавательные универсальные учебные действия: предполагать, какая информация нужна, предполагать, какая информация нужна, отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 9

Формирование метапредметных коммуникативных умений: организация взаимодействия в группе (распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.), организация взаимодействия в группе (распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.), предвидение (прогнозирование) последствий коллективных решений, предвидение (прогнозирование) последствий коллективных решений, оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, умение при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. умение при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. 10

Личностные УУД 11

Требования к проектам начальная школа – основные принципы построения проекта; начальная школа – основные принципы построения проекта; 5-6 классы – решение проектных задач при помощи учителя; 5-6 классы – решение проектных задач при помощи учителя; 7-8 классы – выход на самостоятельное проектирование; 7-8 классы – выход на самостоятельное проектирование; 9 класс – межпредметный проект; 9 класс – межпредметный проект; класс – полноценное самостоятельное исследование и проектирование класс – полноценное самостоятельное исследование и проектирование. 12

Учет возрастных особенностей в проектной деятельности Младший возраст – проектная сущность игровой деятельности. Подростковый возраст - потребность в создании своей предметной среды и пробы своих сил. Юношеский возраст - устремлённость в будущее, желание самореализации. Взрослый - эффективное средство профессионально-личностного развития усовершенствования окружающей действительности и себя. 13

Проектирование Прогнозирование Прогнозирование Моделирование Научное предвидение Установление связей Конструирование Преобразование объекта 14

Что такое проект? ПРОЕКТ - замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации… ПРОЕКТ - замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации… ПРОЕКТ (лат. ргоjесtus - выступающий вперед) - прототип, прообраз предлагаемого объекта. ПРОЕКТ (лат. ргоjесtus - выступающий вперед) - прототип, прообраз предлагаемого объекта. ПРОЕКТ – это, программа действий по разрешению конкретной общественной проблемы. ПРОЕКТ – это, программа действий по разрешению конкретной общественной проблемы. ПРОЕКТ - описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее улучшению. ПРОЕКТ - описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее улучшению. 15

Учебный проект самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. 16

Метод учебных проектов В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов. 17

18

Основные требования к проекту 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4.Результатом работы над проектом является продукт. 5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. 19

Проблема сложная практическая или теоретическая задача, не имеющая решения на настоящий период, или для решения которой не существует общепринятых методов (социологический словарь). сложная практическая или теоретическая задача, не имеющая решения на настоящий период, или для решения которой не существует общепринятых методов (социологический словарь). 20

SWOT метод SWOT метод анализа, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Cильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы). SWOT метод анализа, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Cильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).анализа Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором K. Andrews. Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором K. Andrews. Этот акроним - аббревиатура, образованная из начальных букв слов или словосочетаний, может быть представлен визуально в виде таблицы: Этот акроним - аббревиатура, образованная из начальных букв слов или словосочетаний, может быть представлен визуально в виде таблицы:акроним Положительное влияние Отрицательное влияние Внутренняя среда Сильные стороны Слабые стороны Внешняя среда ВозможностиУгрозы 21

Стрелка планирования 22

Этапы работы I этап Погружение в проект Учитель Формулирует: -проблему проекта; -сюжетную ситуацию; -цель и задачи. Учащиеся Осуществля ют: -вживание в ситуацию -принятие, уточнение и конкретизация целей и задач. II этап Организация деятельности Учитель Организует деятельность учащихся: -организовывает группы; -распределяет амплуа в группах; -планирует деятельность учащихся; -предлагает возможные формы презентации. Учащиеся Осуществля ют: -разбивку на группы; -распределение ролей в группе; -планирование работы; -выбор форм и способа презентации проекта. III этап Осуществление деятельности Учитель Не участвует, но: -консультирует учащихся; -ненавязчиво контролирует; -при необходимости даёт новые знания; -репетирует презентацию. Учащиеся Работают активно и самостоятельно -каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; -консультируют- ся; -«добывают» недостающие знания; -подготавливают презентацию. IV этап Презентация результатов Учитель Принимает отчёт: -обобщает, резюмирует полученные результаты; -оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение; -умение работать в группе на общий результат. Учащиеся Демонстрирую -понимание проблемы, цели и задачи; -умение планировать и осуществлять работу; -найденный способ решения проблемы; -рефлексию деятельности и результата; -взаимооценка деятельности и её результат. 23

Формы продуктов проектной деятельности. Выставка Видеоклип, видеофильм ГазетаWEB - сайт ЖурналПубликация КартаБуклет СказкаСерия иллюстраций СценарийПакет рекомендаций ЭкскурсияУчебное пособие ИграПутеводитель ПраздникАтлас, справочник Анализ социологического опроса Письмо в … 24

Демонстрация видео фильмов Диалог историч. и литературных героев Игра с залом Игра с залом Иллюстрация фактов, событий Научный доклад Пресс- конференция Спектакль Ролевая игра Реклама Путешествие Телепередача Экскурсия Научная конференция Инсценировка события Деловая игра Виды презентаций проектов 25

Проводить анализ успешности и результативности решения проблемы. Анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом. Демонстрировать найденное решение. Анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения. Демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку целей и задачи проекта. Кратко, полно и лаконично (10-12 мин) рассказать о проекте. Презентативные умения и навыки учащихся. 26

1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»: 1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»: - ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом; - ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом; - ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний; - ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний; - ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность; - ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность; - ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора; - ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора; - ученик активен – учитель создает условия для проявления активности; - ученик активен – учитель создает условия для проявления активности; - ученик субъект обучения – учитель партнер; - ученик субъект обучения – учитель партнер; - ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности. - ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности. 2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы. 2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы. 3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает. 3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает. 4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу. 4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу. 5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. 5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. 6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы. 6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы. 7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции. 7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции. Преимущества проектной деятельности в школе : 27

Готовность педагога Проективное сознание Проектное воображение Проектное мышление 28

Результат проектной деятельности - формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности. 29

Спасибо за внимание! 30