СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Карпунина Вера Анатольевна, заведующая методическим отделом МОУ ДОД ДЮЦ «Единство»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная и исследовательская деятельности как средство реализации ФГОС.
Advertisements

Развитие рефлексивного интереса к другому: исследования подростков в области социокультурной психологии и антропологии Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Организация исследовательской деятельности учащихся Воронкова М.М. учитель биологии МОУ «Гимназия 5» г.Чебоксары.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Умеющий жить среди людей познающийсамостоятельный.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
. Презентацию подготовила: Гамаюнова Е.Ю. Использование элементов исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.
Развитие творческих способностей учащихся при использовании исследовательской деятельности в условиях надомного обучения. Исследовательская работа Кунаковой.
Организация работы с одарёнными детьми в рамках эксперимента «Проектирование образовательной среды учреждения как основы становления детско-взрослой со-
Городской семинар для заместителей заведующих МБДОУ Находкинского городского округа г.
МБОУ «Будницкая ООШ». В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности обучающихся,
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Приоритеты математического образования – это развитие способностей к: 1 логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на широком математическом.
Методическое сопровождение подготовки учащихся к ЕГЭ.
Авторская школа ученого – исследователя дополнительная общеобразовательная программа КГБОУ ДОД «Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников»
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Дистанционная школа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа КГБОУ ДОД «КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ»
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском.
Транксрипт:

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Карпунина Вера Анатольевна, заведующая методическим отделом МОУ ДОД ДЮЦ «Единство»

Общеучебные компетентности: обучение процедурам выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного поиска знания; обучение основным мыслительным действиям и операциям - анализу, синтезу, обобщению; формирование культуры рефлексивного мышления; формирование навыков выбора направления деятельности и принятия решений; обучение процедурам обсуждения, формирование дискуссионной культуры; эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности; эмоциональная и интеллектуальная рефлексия хода обучения, включающего имитационное и ролевое моделирование.

Качественная оценка исследовательских работ Отсутствие новизны и актуальности. Незнание специфики научной работы, ее отличий от другой деятельности. Неверная постановка цели, незнание научной литературы по проблеме исследования. Попытка решения сомнительных проблем с точки зрения нормальной науки. Устаревшая методика, нарушение методики или отсутствие таковой. Слишком малый объем проведенных исследований. Отсутствие статистической обработки результатов исследования. Несоблюдение требований к оформлению и др.

ВИДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Исследовательский проект Исследовательский проект Экспериментальный проект Экспериментальный проект Учебно-исследовательская работа Учебно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа

«Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека» Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников С. 24.

Алгоритм определения видов исследования Цель работы – создание объекта или модели? ДА ПРОЕКТ Результат исследования ученика известен педагогу заранее? Результат исследования ученика известен педагогу заранее? Учебное исследование НЕТ ДА НЕТ Научное исследование

Проектная деятельность Проект Проект выступает не как результат, а как некая организационная форма построения целенаправленной деятельности. Проектирование Проектирование – деятельность, инициируемая проблемой, включающая строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к реальному результату.

Отличия проекта и исследования Проектирование задает ПРЕДЕЛ и ГЛУБИНУ решения проблемы Проектирование задает ПРЕДЕЛ и ГЛУБИНУ решения проблемы Исследование допускает БЕСКОНЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ ВГЛУБЬ Исследование допускает БЕСКОНЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ ВГЛУБЬ Проектирование – это ТВОРЧЕСТВО ПО ПЛАНУ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ РАМКАХ Проектирование – это ТВОРЧЕСТВО ПО ПЛАНУ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ РАМКАХ Исследовательская деятельность свободная, гибкая, почти не регламентированная внешними установками. Много импровизации!!! Исследовательская деятельность свободная, гибкая, почти не регламентированная внешними установками. Много импровизации!!!

Соотношение этапов проектной и исследовательской деятельности Этапы проектированияЭтапы исследования 1 концептуализация (подбор области проектирования, выделение проблемы) ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования) 2 целеполагание (создание идеального образа результата, постановка целей, задач) проблематизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования) 3 ресурсообеспечение (определение необходимых средств, ресурсов, возможностей) определение методов (подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничениие пространства и выбор принципа отбора материалов исследования) 4 планирование (создание поэтапного плана реализации проекта) планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для проведения исследования)

5 реализация (осуществление действий и операций по воплощению) сбор материала или проведение эксперимента (сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных) 6 рефлексия (подведение итогов, фиксация хода реализации, положительных и отрицательных аспектов) анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных) 7 рефлексия (соотнесение собственных выводов, новых знаний с существующими ранее знаниями и данными, определение перспектив)

ИССЛЕДОВАНИЕ Цель – смоделировать исследовательскую ситуацию, провести своего рода игру, в результате которой человек учится выделять проблему, ставить гипотезу, работать с различными источниками информации, обобщать, сравнивать, делать выводы. Цель – не открытие новых сведений, а вклад, пусть небольшой, в науку. Такая работа должна, к тому же, иметь и практическую пользу. НАУЧНОЕ УЧЕБНОЕ Результат известен учителю!!! Результат не известен!!!

Виды научно-исследовательской работы Теоретическое исследование Теоретико-эмпирическое исследование Эмпирическое исследование каждое из которых позволяет проверить заданную (искомую) гипотезу

Подготовка учащихся к исследовательской деятельности - введение в методологию научного исследования Выбор проблемы - от общего к частному Исследование проблемы - анализ специальной литературы и периодических изданий - социологические опросы - индивидуальные консультации с ведущими специалистами Разработка собственного варианта решения проблемы - составление плана - определение цели и задач работы - выбор средств и методов исследования Практическая работа и анализ полученных результатов - экспедиция и походы - работа в архивах - встречи с непосредственными участниками изучаемых событий - опытная и экспертная работа и т. д. Подготовка к защите исследовательской работы - оформление исследования согласно установленным требованиям - рецензирование работ Презентация и защита исследовательской работы - научный доклад демонстрация наглядного материала - ответы на вопросы Рефлексия

СИСТЕМА УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Уровень участияНаучно-практические конференции Уровень учреждения Тематические научно-практические конференции в рамках дополнительных образовательных программ Муниципальный уровень Научно-практическая конференция «Мир науки» Научно-практическая конференция «Мир науки+» Региональный уровень Научно-практическая конференция «Мир через культуру» Региональная открытая научно-практическая конференция учащихся и студентов Вологодской области «Юность, наука, культура» Федеральный уровень Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов «Молодые исследователи - регионам» ВоГТУ Российская научно-практическая конференция «Открытие» Ярославль Соревнования молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Северо-Западном федеральном округе РФ Мурманск Центр – организатор и участник мероприятия Центр – участник мероприятия

Всероссийские конференции учащихсяСроки проведенияМесто проведения "Юность, наука, культура"март 2013 гг. Обнинск «Юный исследователь»январь 2013 гг Обнинск «Юность, наука, культура - Арктика»февраль 2013г. Мурманск «Юность, наука, культура - Север»апрель 2013 гг. Санкт- Петербург «Научный потенциал – ХХI века»апрель 2013г. Москва Российский конкурс исследовательских работ учащихся «Компьютерное творчество» апрель 2013 гг. Самара Российская конференция учащихся «Первые шаги в науку» май 2013 г.г. Обнинск Лингвистически турнирфевраль 2013 гг. Обнинск Российский турнир по социальному проектированию май 2013г. Обнинск Российские летние школы, фестивали, конференции, турнира июнь - август 2013 г Краснодарский край

Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь»

Общероссийская конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

Международная исследовательская школа Moscow

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского

Мысль, не претворенная в действие, не многого стоит, а действие, не проистекающее от мысли, не стоит вообще ничего. Ж. Бернанос