Исследовательская деятельность учащихся Творческая группа учителей информатики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Самостоятельные исследования школьников». Чем отличается проектирование от проектного метода?
Advertisements

МОУ «Болтовская СОШ» Заместитель директора по воспитательной работе Орехова Е.Н.
Бачкала Галина Владимировна Методист МОУ ЦИМПО Г. Иркутск.
Научно- исследовательская деятельность учащихся и педагогов Метод проектов как условие развития исследовательских компетенций учащихся в условиях модернизации.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Исследовательская деятельность учащихся. Способы организации учебной деятельности Учебный материал Репродуктивный способ Продуктивный, творческий способ.
«Самостоятельные исследования школьников» Тренинг преподавателей-методистов (тренеров) программы «Обучение для будущего» Руководители: А.В.Леонтович, к.
Тренинг «Самостоятельные исследования школьников» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества молодежи.
Исследовательская деятельность учащихся Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 32 Выполнила: Заречнева Ирина Викторовна,
Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании Телегина В. Г. МОУ Парбигская СОШ.
Место учебного исследования в программе Intel «Обучение для будущего» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического.
Учебные исследования детей в современной школе В презентации использованы материалы А.В.Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Исследовательская деятельность учащихся. Способы организации учебной деятельности Учебный материал Репродуктивный способ Продуктивный, творческий способ.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Актуальные вопросы организации исследовательской деятельности учащихся Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного образования.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов Гусева Т.В.
Исследовательская деятельность Барамидзе Вера Борисовна.
Транксрипт:

Исследовательская деятельность учащихся Творческая группа учителей информатики

Исследовательская деятельность учащихся Под исследовательской деятельностью (далее ИД) понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: выделение проблемы, постановка целей и задач исследования, формулировка гипотез; изучение теории, связанной с выбранной темой; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы, представление материала.

Проектная деятельность учащихся совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся: имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации.

Главные отличия исследовательской от проектной деятельности Ценностно-смысловая направленность на выяснение истины, использование проектирования как средства организации деятельности; Широкое привлечение традиций и образцов, выработанных в сфере науки;

Учебное исследование Главной целью учебного исследования является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Цель ИД - в приобретении учащимся навыка исследования как способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Учебное исследование При организации учебного процесса на основе ИД на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании ИД учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Главным результатом ИД является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Соотношение проектирования и исследования П р о е к т и р о в а н и е И с с л е д о в а н и е Главная цель – уяснение сущности явления, истина Главная цель – реализация проектного замысла Средства: проектирование, конструирование, организация Средства: исследование, конструирование, организация

Требования к исследовательским задачам Не каждая исследовательских задач (далее ИЗ), привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания. Надо соблюдать этические нормы в ИД! (недопустимо препарирование животных) Требования, предъявляемых к ИЗ - ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. Результаты ИД должны быть: достоверны, объективны, понятны учащимся.

Годовой цикл развития ИД учащихся Освоение методики Экспедици- онные исследования Обработка данных Теоретичес- кие курсы ЯнварьАпрельИюльОктябрьДекабрь Представле- ние результатов

Формы развития ИД учащихся 1.Занятия в учебной группе 2.Практикум 3.Исследовательская (творческая) экспедиция экспедиция 4.Научно-практическая конференция (конкурс, фестиваль)

Классификация ИЗ по сложности Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр и исследуется связанное с этим изменение. Результат стабилен и не требует анализа. Исследовательских задачах исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся. В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменим в образовательном процессе.

Стандарты представления ИД Наличие стандартов представления ИД является характерным атрибутом и выражено жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Особенности реализации ИД в зависимости от формы обучения Изучени е теоретич еского матери- ала Постановк а целей и задач исследова ния Освоени е методик и исследо вания Сбор матери ала Обработ ка мате- риала Обобще ние анализ выводы Представ ление работы Урок Кружок ++++ Экскурсия +++ Годовой цикл ++

Структура интегрированной программы общего и дополнительного образования на основе исследовательской деятельности Компонент Функциональное назначение Формы Базисный Инвариантный компонент Общие теоретические курсы: Технология, «Методы научных исследований», «Информационные технологии», ОБЖ и др. Школьный Вариативный компонент Предметные теоретические программы: «Экология и биогеохимия», «Геология и минералогия», «Фольклористика и этнография» и др. Дополнительно е образование Практический компонент Практикумы и тренинги, индивидуальные консультации, выполнение курсовых работ Выездные мероприятия, экспедиции Самостоятельны й творческий компонент Самостоятельные исследования по индивидуальной тематике

РеферативныеСбор и представление информации по избранной теме ЭкспериментальныеПостановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях ПроектныеДостижение и описание заранее спланированного результата ОписательныеФиксация результата сбора данных по определенной методике ИсследовательскиеВыводы о характере исследования явления на основе собранных и обработанных данных Основные типы творческих работ учащихся

Функции ИД в образовании: в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности; в основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования; в старшей школе – развития исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профиля старшей школы;

Функции ИД в образовании: в дополнительном образовании – создания условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения; допрофессиональная подготовка талантливых детей; в профессиональном образовании – повышения культуры профессиональной проектной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования; в системе повышения квалификации и переподготовки кадров – развития навыков творческого проектирования педагогической деятельности на основе формирования представлений об объектах и явлениях у педагогов.