СЕМИНАР «Технологии проектной и исследовательской деятельности»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Познавательно- исследовательские проекты в ДОУ. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника Особый вид интеллектуально-творческой деятельности,
Advertisements

АЛГОРИТМЫ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДОО. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА ТРЕНИНГ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ»
"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками". Консультация для воспитателей.
Игнатьева Г.В,. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной наиболее.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированны й метод обучения и воспитания МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский.
Исследовательская деятельность Барамидзе Вера Борисовна.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
«Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит.
Приоритеты математического образования – это развитие способностей к: 1 логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на широком математическом.
Учитель истории Батракова О.В.. Результаты формирования исследовательских умений учащихся: ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
. Презентацию подготовила: Гамаюнова Е.Ю. Использование элементов исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методическое объединение воспитателей Ленинского района г. Чебоксары.
«Путешествие по земному шару» Автор проекта: Курашова М. А.
МАДОУ «Детский сад 6» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Метод проектов. Метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Транксрипт:

СЕМИНАР «Технологии проектной и исследовательской деятельности»

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Основа проектной деятельности - направленность деятельности на результат

ТЕХНОЛОГИЯ проектирования - форма поисковой деятельности

ТРИ ЭТАПА развития проектной деятельности

1этап – подражательско – исполнительский 2 этап – развивающий 3 этап - творческий

АЛГОРИТМ проектной деятельности

1.Постановка проблемы 2. Определение цели деятельности 3. Конкретный замысел 4. Планирование 5. Реализация проекта 6. Анализ результатов и презентация проекта

Структура освоения образовательной области по технологии проектной деятельности

-Создание мотивации проектной деятельности - Введение в проблему - Поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности - Обсуждение результатов, систематизация информации - Получение продукта деятельности - Презентация результатов проектной деятельности

Последовательность работы педагога над проектом

1.Педагог ставит перед собой цель 2. Вовлекает детей в решение проблемы 3. Намечает план движения к цели 4. Обсуждает план с семьями 5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ 6. Вместе с детьми и родителями составляет план – схему проведения проекта 1.Педагог ставит перед собой цель 2. Вовлекает детей в решение проблемы 3. Намечает план движения к цели 4. Обсуждает план с семьями 5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ 6. Вместе с детьми и родителями составляет план – схему проведения проекта

7. Собирает информацию, материал 8. Проводит игры, наблюдения, поездки 9. Дает домашнее задание 10. Поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей 11.Организует презентацию проекта 12. Подводит итоги

Исследовательская деятельность – интеллектуально – творческая деятельность на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения

Исследовательская деятельность включает в себя: - поисковую активность - анализ полученных результатов - оценку динамики ситуации - реализация будущих действий

Этапы становления исследовательской деятельности: - ориентировка - проблема - планирование - сбор материала, постановка и проведение исследований - анализ

Этапы исследования: Проблемная ситуация Проблема, ее формулирование Выдвижение гипотез Подбор материала для проверки гипотез Проверка гипотез Формулирование и оформление вывода

Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности

Шаг 1. Выявление проблемы Шаг 2. Выбор темы исследования Шаг 3. Определение цели исследования Шаг 4. Определение задач исследования

Шаг 5. Выдвижение гипотезы Шаг 6. Составление предварительного плана исследования Шаг 7. Проведение эксперимента Шаг 8. Пути дальнейшего изучения проблемы

Основа исследовательской деятельности - поисковая активность

Организация деятельности ребенка - открытие знаний самим ребенком через творческий, исследовательский поиск

Умения детей дошкольного возраста: - видеть проблемы - выдвигать гипотезы - задавать вопросы - оперировать понятиями - классифицировать - наблюдать - делать выводы и умозаключения

Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать, ядрро, которое является значимым для ребенка противоречием

Три основных компонента: - неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации - познавательная деятельность ребенка - возможность ребенка анализировать условия поставленного задания и усваивать новые знания

Пути создания проблемных ситуаций: - преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами - преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами - побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения

Методические приемы

Этапы исследования: - наблюдение и изучение фактов и явлений; - выявление непонятных явлений, подлежащих исследова­нию (постановка проблемы); - выдвижение гипотез; - осуществление плана, выяснение связи изучаемого явления с другими явлениями; формулирование решений, выводов, обобщений; - проверка решений; - практические выводы о возможном и необходимом при­менении полученных знаний.

3 ЭТАПА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОМ

Структура занятия - исследования

- постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации; - тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия); - уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования; - уточнение плана исследования;

-выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования; - распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капи­танов (лидеров группы), помогающих организовать сверст­ников, комментирующих ход и результаты совместной де­ятельности детей в группе; - анализ и обобщение полученных детьми результатов.

ТИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Опыты (экспериментирование) Опыты (экспериментирование) Коллекционирование Коллекционирование Путешествие по карте Путешествие по карте Путешествие «по реке времени» Путешествие «по реке времени»

Алгоритм деятельности педагога по организации познавательно – исследовательской деятельности (опыты) привлечение внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта; привлечение внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта; предоставление возможности детям свободно поэкспери­ментировать самим и обсудить полученный эффект (можно несколько раз поменять условия опыта и посмот­реть, что из этого получается); предоставление возможности детям свободно поэкспери­ментировать самим и обсудить полученный эффект (можно несколько раз поменять условия опыта и посмот­реть, что из этого получается); формулирование причинно-следственных связей; формулирование причинно-следственных связей; самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности. самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.

Цель исследовательской деятельности (коллекционирование) - Поиск оснований для группировки, систематизации какого – либо множества однородных предметов

Алгоритм деятельности поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; размещение материала в классификационной таблице (если материал реальный (образцы минералов) размещение в емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или яр­лычки с названиями этих предметов). размещение материала в классификационной таблице (если материал реальный (образцы минералов) размещение в емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или яр­лычки с названиями этих предметов).

Алгоритм действий взрослого и детей (путешествие по карте) обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта; обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта; обозначение возможного маршрута путешествия; обозначение возможного маршрута путешествия; изучение растительного и животного мира, особенностей жизнедеятельности людей в данной местности; изучение растительного и животного мира, особенностей жизнедеятельности людей в данной местности; заполнение участка контурной физической карты полуша­рий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом). заполнение участка контурной физической карты полуша­рий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).

СЕМИНАР «Технологии проектной и исследовательской деятельности»