ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воронцов Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, ген.директор Открытого института «Развивающее образование» Федеральный государственный стандарт.
Advertisements

Мониторинг образовательного процесса в системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова Воронцов А.Б. Открытый институт «Развивающее образование» г. Москва 22 декабря.
Мониторинг образовательного процесса в системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова Воронцов А.Б. Открытый институт «Развивающее образование» г. Москва
Проектная задача – система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Проектные задачи в основной школе. «Задача» «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С.И.Ожегова)
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский Теоретические основы формирования понятия «проектная.
ФГОС НОО Проектные задачи в начальной школе. ФГОС НОО Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие.
Подготовила:. Учитель первой квалификационной категории Загидуллина Ю.В.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Метод проектов в начальной школе. МОУ СОШ 1 Краснокаменск, Асламова Д.А.
Использование метода проектов в школе Ивашко И.В. МОУ СШ 8 Г. Искитим.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Контрольно-оценочная деятельность младших школьников По книге А.Б. Воронцова «Педагогическая технология контрольно- оценочной деятельности младших школьников»
Организация действий контроля и оценки в первой фазе учебного года ( совместная постановка и планирование задач года )
Основные компоненты эвристического урока. 1 этап разработки Составление Вашей цели планируемого эвристического урока. Возможные цели учащегося. Соотнесение.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Транксрипт:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПРОЕКТ – [лат. Projectus – брошенный вперед] 1. план, замысел; 2. предварительный текст какого – либо документа; 3. технические документы (чертежи, расчеты, макеты). ПРОЕКТИРОВАТЬ 1. составлять проект; 2. предполагать сделать что – либо, намечать план; 3. чертить проекцию – отображать какую – либо фигуру или предмет на плоскости Из современного словаря иностранных слов. Издательство «Русский язык», 1992г. ПРОЕКТ – прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности. Из программы А.Б. Воронцова «География» (6-8) система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, М., 1998г.

ПРОЕКТ – самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя. Из программы «Технология. Трудовое обучение» МОРФ, Издательство «Просвещение», 2000г. ПРОЕКТ – дидактическое средство активизации познавательной деятельности обучающихся, развития их креативности и, одновременно, формирования личностных качеств Из статьи Чечеля И. «Метод проектов, или попытка избавиться от обязанностей всезнающего оракула». «Директор школы», 3 – 1998, с ПРОЕКТ – есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся Из книги В.В. Гузеева «Образовательная технология: от приема до философии». М., 1996г

Ученические проекты в образовании Американские философы и педагоги Дж. Дьюи У. Килпатрик «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе». (1925г.) Лозунг деятельности: « Все из жизни, все для жизни». Возникли в начале XX века С.Т. Шацкий 1905г.русский педагог 1920 – 1930 г.г. метод проектов в СССР

«Метод проектов» «Метод проектов» Д идактическая категория совокупность примеров, операций овладения определенной области знания, способ организации процесса познания. Ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Решает задачи «взрослого» то есть педагога.

Проектная деятельность Проектная деятельность Психологическая категория. Школа для ребенка место, где обеспечивается его взросление, где возможно нормальное проживание возраста. Ребенок должен приобрести опыт собственной проектной работы, научиться работать по собственному замыслу. Стержнем проектирования является связь замысла и его реализации, к которой возникает особая чувствительность у ребенка. Эта связь «изучается», остается предметом пробы, испытания, экспериментирования. У него появляется возможность отличить пробу от результативного действия

Проектное обучение – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования); это гуманитарная технология, т.к. в ней имеют место вероятностные модели, оперирование неопределенностями и существование в их среде, большой удельный вес интроактивных режимов (семинаров, практикумов, самостоятельных работ), что расширяет зону неопределенности; это обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний; это непрямое обучение, и здесь ценны не только результаты, но в большей мере сам процесс; полезная альтернатива классно – урочной системы, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения

Виды учебных проектов и содержание проектной деятельности учащихся в структуре учебного года. 1 фаза учебного года: фаза «запуска» 2 фаза учебного года: решение учебных задач года, определенных в рамках «стартового» проекта 3 фаза учебного года: рефлексивная Сентябрь1 учебный цикл (1 месяц)Май 1 этап коллективное решение поставленных задач 2 этап самостоятельная работа учащихся 3 этап предъявление результатов («продукта») на оценку

Стартовый проект Цель: определение основных задач года и планирование их решения. Создание «карты» учебного предмета. Назначение проекта: определяет общие задачи класса в данном учебном году через определение границы знания – незнания учащихся. Деятельность учащихся: анализ известных способов решения задач в новых условиях, фиксация проблем и трудностей, возникших при решении новой задачи. Результат: проект как план («карта») изучения предметного материала. Фиксация в тетради. Навыки целеполагания и планирования.

Поисково – исследовательский проект Цель: поиск разных путей решения одной и той же задачи. Конкретизация значимых моментов изучаемой темы. Значение проекта: применение открытых способов действия для решения конкретно – практических задач. Деятельность учащихся: постановка задачи (исследовательской, творческой, игровой, организационной, информационной и т.д.); планирование ее решения; решение задачи; контроль и оценка полученного результата (сопоставление замысла и результата). Результат: проект как способ изучения отдельной темы учебного предмета. Навыки исследовательской и творческой деятельности.

Опережающий, социально – значимый, межпредметный проект. Цель: развитие навыков самостоятельной учебной и других видов деятельности, удовлетворение личностных проблем и задач учащихся. Назначение проекта: задает индивидуальную траекторию движения учащихся в предметном материале через организацию самостоятельной работы учащихся. Деятельность учащихся: постановка задачи (исследовательской, творческой, игровой, организационной, информационной и т.д.); планирование ее решения; решение задачи; контроль и оценка полученного результата (сопоставление замысла и результата). Результат: проект как отчет о реализации индивидуальной траектории учащегося. Навыки самостоятельной учебной и других видов деятельности.

Рефлексивный проект Цель: отслеживание усвоения понятий, способов действий, переноса в новые условия. Назначение проекта: диагностика использования детских учебных средств при переносе их в новые условия. Деятельность учащихся: осмысление учебного материала; рефлексия известных способов. Результат: проект как результат усвоения важного предметного материала. Навыки рефлексии.

Итоговый проект Цель: определение системного и целостного понимания и знания изучаемого предметного содержания. Назначение проекта: способ подведения итогов учебного года, демонстрация достижений учащихся. Деятельность учащихся: осуществление проектной деятельности в полном объеме с предъявлением итогового результата «продукта». Результат: проект как индивидуальный результат изучения учебного предмета, развития конкретного ученика.

- сталкиваясь с непривычными по форме заданиями, либо пытаются реализовать привычные способы действия, либо отказываются от попыток найти ответ; - затруднения при работе с текстом, неумение извлекать нужную информацию, когда она зашумлена данными, не имеющими отношения к рассматриваемой ситуации; Дефициты российских школьников, выявленные в ходе международного исследования PISA - большие трудности вызывает привлечение собственного опыта или знаний из других областей; - не владеют навыками работы со сложно организованными фрагментами информации, представленными в разных форматах – текстовых, графических знаковых; - предметные способы действий учащихся жестко привязаны к типу заданий и задач. - неумение удерживать одновременно несколько существенных условий, особенно в случае, когда они рассредоточены по тексту задачи; - ориентация на внешние, несущественные основания при оценивании чужой позиции вместо ее анализа; - отказ от предметных, практических действий в пользу формальных; - попытки использовать все имеющиеся средства моделирования одновременно вместо выбора тех из них, которые лучше подходят для конкретной задачи, безосновательные переходы от одних видов моделей к другим.

В чем причина перечисленных дефицитов? Гипотеза: Используемые в учебном процессе контрольно-измерительные материалы направлены только на предметные знания и умения.

«Проектные» задачи Гипотеза: «Проектные» задачи как общий способ организации мониторинга образовательного процесса в класса Отличие «проектной» задачи от учебной задачи УчебнаяПроектная Поиск общего способа (понятия) для решения большого круга частных задач Поиск из существующих способов действия Решается в искусственной, учебной ситуации всем классом Решается в приближенной к реальной ситуации в малой группе «Продукт» - модель «Продукт» - реальный, конкретный

Требования к «проектной» задаче имеет общий сюжет, задается реальная ситуация, в которой необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия; состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу; двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы); задания могут иметь определенные «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи; заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

Стартовые и итоговые проекты Тематические (текущие) Межпредметные и межвозрастные Виды «проектных» задач

Отличие проектной задачи «настоящего» проекта задается последовательность решения задачи в целом через шаги решения, определяемого отдельными заданиями; может отсутствовать (по крайней мере в проектной задаче ориентированной на младших школьников) продукт; более жесткие временные рамки.

Отличия проектных задач от учебных и конкретно – практических задач наличие квазижизненной (модельной) ситуации, сочетающей в себе множество отдельных предметных заданий; неопределенность относительно способа решения и конечного результата; значительный объем материала, включающий описание ситуации, которая может быть представлена как в виде единого текста, так и отдельных отрывков, зашумленных сведениями, не относящимися к конкретной ситуации, необходимость использования дополнительной информации; необходимость использования особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств; проектная задача может быть как предметной, так и межпредметной

Фрейм итоговой проверочной работы по математике за курс начальной школы 1 уровень – «правилосообразный» (действие по алгоритму, по образцу) 2 уровень – «рефлексивный» (работа со способами действий) 2 уровень – «рефлексивный» (работа со способами действий) 3 уровень – «ресурсный» (преобразование известных способов в новых условиях) 3 уровень – «ресурсный» (преобразование известных способов в новых условиях) Общеучеб. умен. умен.СодержаниеМоделирование Работа с источниками информации Умение учиться Учебное сотрудничество Величины и измерения Числа и действия с ними Пространств. отношения Тест. Задачи (процессы)