ПРЕДПОСЫЛКИ К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ МОУ «Жиганская средняя общеобразовательная школа»
Цель: Выявить условия, соответствующие требованиям ФГОС в существующей образовательной системе начальной ступени Жиганской средней школы. Задачи: показать элементы существующей образовательной системы полностью или частично отвечающие требованиям новых ФГОС, которые могут быть перенесены в новую систему: * соответствие образовательных программ требованиям ФГОС второго поколения; * организация внеучебной деятельности, способствующая выполнению плана ФГОС второго поколения; * универсальные учебные действия, как цель и результат ФГОС второго поколения; * организация контроля образовательного процесса и оценки его результатов;
Изменение системы образования в связи с переходом на ФГОС второго поколения заключается в переходе: - от определения цели обучения как усвоение знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться; - от «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание предмета к экологической парадигме включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач; - от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации; - от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового; - от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию учебного сотрудничества необходимым условием развития учащегося
Перечень элементов образовательной системы начальной ступени готовых к переносу в систему, соответсвующую ФГОС второго поколения * содержание программ развивающего обучения «Эльконина- Давыдова», «Школа-2000», «Школа-2100»; * преемственность образовательных программ на всех ступенях образования * система поддержки талантливых и способных детей; * исследовательская деятельность обучающихся в школе, которая проводится в формах «Уваровских чтений», НПК «Шаг в будущее», защиты рефератов и проектов; * организация внеучебной деятельности по разным направлениям; * единые критерии универсальных учебных действий (УУД) к уровню развития в моделях выпускников дошкольного и начального образования; * мониторинг развития обучающихся;
Организация внеучебной деятельности как составная часть учебного плана ФГОС 2 поколения на примере организации проектной деятельности и развития творческих способностей учащихся
Учебно-исследовательская деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, формулирование темы; целеполагание, выдвижение гипотез; ознакомление с литературой по данной проблематике; овладение методами исследования; сбор собственного материала, его анализ; обобщение, выводы; защита работы. Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов, занимающихся исследовательской работой. Количество часов в каждом учебном году – 18. С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы: игры; работа в библиотеке; практические занятия; работа в компьютерном классе; беседы.
Преемственность в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений. 2 класс слушать и читать на основе поставленной цели и задачи; осваивать материал на основе внутреннего плана действий; вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий; вести рассказ от начала до конца; творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу; работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой. 3 класс наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; пересказывать подробно и выборочно; выделять главную мысль на основе анализа текста; делать выводы из фактов, совокупности фактов; выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. 4 класс переносить свободно, широко знания с одного явления на другое; отбирать необходимые знания из большого объёма информации; конструировать знания, положив в основу принцип созидания; систематизировать учебный план; пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера; высказывать содержательно свою мысль, идею; формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов; решать самостоятельно творческие задания, усложняя их; свободно владеть операционными способами усвоения знаний; переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
В результате учебно - исследовательской деятельности у обучающихся вырабатываются универсальные умения: 1.Работа с информацией. 2.Опыт целеполагания. 3.Планирование работы. 4.Расширение кругозора. 5.Развитие мышления. 6.Развитие эмоциональной сферы. 7.Опыт публичного выступления.
Интегрированные уроки трудового обучения и математики Кружок «Фольклор и мы» Факультатив «Геометрия вокруг нас» Факультатив «Геометрия вокруг нас» Система развития творческих способностей
Этапы развития творческих способностей Первый этап Подгото- витель- ный 1 класс Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов. Второй этап Основ - ной 2, 3 класс Применение основных эталонов и их преобразование в новых личностно – значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями. Третий этап Переход- ный во 11 ступень обучения 4 класс Индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля, способствующих дальнейшее развитие.
Развитие творческих способностей и их рост творческой активности проходит более успешно, если деятельность учителя основывается: - на искреннем уважении и понимании учащихся; - умении использовать игровую педагогическую технологию; - на сохранении природы ребёнка и обеспечении его свободного развития; - на поощрении самостоятельности, ответственности, увлеченности детей. Развитие творческих способностей и их рост творческой активности проходит более успешно, если деятельность учителя основывается: - на искреннем уважении и понимании учащихся; - умении использовать игровую педагогическую технологию; - на сохранении природы ребёнка и обеспечении его свободного развития; - на поощрении самостоятельности, ответственности, увлеченности детей.
Универсальные учебные действия (УУД) как цель и результат ФГОС 2 поколения
19 Функции УУД: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельн о сть учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; -создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; -обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
20 Овладение УУД происходит в системе разных учебных предметов.
21 УУД достигаются через: 1)учебные мотивы; 2) учебн ую цель; 3) учебн ую задач у ; 4)учебные действия и операции (ориентировк у, преобразование материала, контроль и оценк у ).
22 Виды УУД: личностные регулятивные (включающие действия саморегуляции) познавательные коммуникативные
23 Модель системы УУД Личностные УУД Познавательные Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
24 Общеучебные умения (универсальные учебные действия) – самое главное, что остается после школы Организационные - умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность Интеллектуальные - умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Оценочные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выбор Коммуникативные - умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
Мониторинг развития обучающихся
. Цель проведения мониторинга: получение полной оперативной и достоверной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Задачи: Проанализировать и оценить результативность учебно- воспитательного процесса; Проанализировать динамику развития каждого обучающегося; Использовать полученную информацию для планирования дальнейшей работы.
Технология проведения мониторинга Подготовительная работаПервый замерОбобщенный анализ план решения проблем организация мероприятий с классом, индивидуальная коррекционная работа следующий замер сравнительный анализ результатов
Мониторинг развития обучающихся позволит: Создать базу данных о развитии личности обучающихся. Вести целенаправленную осмысленную коррекционную и развивающую работу с детьми. Повысить уровень самоконтроля за педагогической деятельностью. Повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.