DEMO Организационная онтология и методология (проектирование и инжиниринг организаций) PraxOS версия 1.0
2 DEMO DEMO = Design and Engineering Methodology for Organisations Результат множества исследований научной школы профессора Jan L.G.Dietz (Delft University of Technology, Голландия) Включает: –Организационную онтологию (ψ-теорию, «из чего состоит организация») –Методологию организационного моделирования (как построить организационную модель конкретной организации: что спрашивать и как записывать)
3 Опыт использования DEMO Применена в проектах реорганизации ряда больших организаций, в том числе: –Royal Dutch Airways (KLM) –Банк ING –Rijkswaterstaat (государственное агентство по управлению транспортом и водными ресурсами Голландии) –Ряда других (защищены минимум две диссертации на материале практических проектов) Лежит в основе стандарта VISI, обязательного для использования в государственных инфраструктурных контрактах Голландии (более 200 проектов) В академических исследовательских проектах в разных странах В России пока не использовалась
4 Обучение DEMO Основные положения изложены в книге Jan L.G.Dietz, «Enterprise ontology. Theory and methodology», Springer, Сообщество практики: (английский и голландский языки) Cертификация: –DEMO-профессионал (экзамен по содержанию книги) –DEMO-мастер (диссертация)
5 Инструментарий Коммерческий софт для моделирования: –Xemod (xprise.com) –Bizzdesign (bizzdesign.com) Собственные разработки организаций –модуль к Metis (troux.com) в Rijkswaterstaat Карандаш и бумага – ввиду чрезвычайной компактности диаграмм Табличный формат в MS Excel
6 Место DEMO в системной инженерии DEMO –технология и инструмент для процесса «Управление моделью жизненного цикла» (группа «Процессы организационного обеспечения проектов» в ISO 15288). Модель жизненного цикла с точки зрения организатора производства может быть построена как модель DEMO Анализ модели DEMO позволяет принимать решения о разделении и слиянии юридических лиц, об организационной структуре, об архитектуре IT-систем По модели DEMO может создаваться распорядительная документация (приказы об оргструктуре, стандарты организаций, должностные инструкции и т.д.)
7 Место DEMO в организационном моделировании DEMO не имеет дела с целями предприятия, показателями эффективности, используемыми организационными технологиями, организационной структурой, компетенциями людей и т.д.. Для создания полной организационной модели (включающей в себя, но не ограничивающейся моделями DEMO) требуется использовать подход Enterprise Architecture, и адаптировать один из существующих на сегодня Enterprise Architecture Frameworks.
8 Организационная онтология Из чего состоит организация? Что существенно в организации? По материалам компании FutureModels
9 Организационная онтология DEMO Теоретические основания: Системный подход Онтология фактов (Бунге, Витгенштейн) Теория коммуникативного действия (Хабермас) Описывает суть организации, отвлекаясь от реализационных деталей: Организационная конструкция (кто что кому обещает) Состояние дел (что происходит: учеты) Процессные шаги (кто, что и в каком порядке делает) Правила деятельности (по каким правилам совершаются действия) Поддержана методологией: Какие вопросы задавать при моделировании организации Какие нотации использовать для моделирования
10 Связь модели организации и информационной модели её продукции Онтологический язык Gellish пригоден для: –Организационного моделирования (кто что кому обещал, кто что для кого сделал и т.д.) с использованием организационной онтологии DEMO –Инженерного моделирования (трехмерные модели оборудования, процессные схемы, спецификации) процессных производств с использованием 4D онтологии ISO При использовании Gellish управленческие информационные системы (назначение ролей, распределение транзакций, учет координационных фактов) могут быть связаны с системами управления инженерной информацией
11 Функция и конструкция: «черный ящик» и «белый ящик» Функция: поведение системы с точки зрения пользователя, «черный ящик» [автомобиль – это системы освещения, управления, набора скорости, торможения]. Конструкция: структура системы с точки зрения изготовителя и ремонтника, «белый ящик» [автомобиль – это шасси, колеса, мотор, фары]. Функциональная и конструктивная декомпозиции несводимы друг к другу. Переход от функциональных требований к конструкции – суть процесса инжиниринга, в том числе организационного. DEMO – это подход к конструированию организации, подход «белого ящика». Онтология DEMO используется организатором (конструктором организации), а не менеджером (пользователем организации). DEMO не имеет дело с функциями и целями организации, не моделирует отношений со стейкхолдерами. Для анализа функций и целей организации должны быть использованы другие подходы («корпоративная архитектура»), прежде, чем начато её конструирование.
12 Три организации в одном предприятии Б-организация: бизнес-организация. Основной онтологический взгляд, кто что у кого/кому запросил, обещал, предъявил, акцептовал – нормология, вопрос менеджеров. –Если тут сбой («обещал, но не выполнил») то вместо работы происходит выход в дискурс (договариваются о том, что принято и что не принято в данной социальной системе) И-организация: информационная или интеллектуальная организация. Какая по содержанию информация нужна для дела (вычисления, моделирование данных, рассуждения, формулирование) – инфология, вопрос специалистов- предметников. Д-организация: организация данных или документов. Взгляд на передачу, хранение, копирование информации без разбирательства, о чем она – даталогия, вопрос айтишников. Эти три взгляда на организацию объединяются тем, что люди действуют во всех трех ипостасях
13 Два мира: производства и координации Актор Мир координации (состояние) Мир производства (состояние) координация компетенция полномочия ответственность производство Деятельностная роль К-факты К-акты П-факты П-акты Координация – это просьбы, обещания, предъявление выполненной работы, акцепт результатов, отказы. Производство порождает новые факты (в том числе нематериальные, например, факты новых решений) Факты – интерсубъектны (предъявление факта и его акцепт всегда происходят «между людьми»: производственные факты не «объективны», даже если они относятся к материальному производству!)
14 Транзакция = координация + производство П-факт желателен П-факт предъявлен П-факт принят П-факт запрошен П-факт обещан 1. запрос 4. акцепт 3. предъявление 2. обещание П-факт произведен Роль инициатора Роль исполнителя
15 Конструктивная модель Определяет суть организационной системы: организационные роли и транзакции между ними (кто что для кого делает) Основная трудность в понимании: что такое организационная роль (роль – это не подразделение, не должность, не конкретные люди, не функции). Полностью абстрагирована от реализации Реализация – назначение организационных ролей организационным местам, затем заполнение этих мест конкретными людьми, затем делегирование этими людьми отдельных шагов внутри транзакций другим людям Для мелких предприятий помещается на лист A4, для крупных – на лист A0
16 Модель процессных шагов DEMO - только бизнес-процессы (только социальные акспекты запросов-обещаний-исполнения, т.е. бизнеса). Иные (не DEMO) процессные модели (IDEF0, Dataflow, Document flow и т.д.) – как правило, смешанные процессы (бизнес- информация-данные), не отражают социальную сущность организации
17 Модель состояний (производственного мира) Описание возможных состояний и изменений состояний производственного мира: –Типы бизнес-объектов (выделяемых достаточно сложно: «членство», «займ» и т.п.) –Бизнес-факты (что сделано) –Правила состояний призводственного мира (как связаны между собой бизнес-объекты) –Законы изменения состояний мира производства (например, что чему должно предшествовать). Связь с процессной моделью - производственный и координационный миры связаны через транзакции Нотация: «родная» ORM-2 (язык спецификации данных для ИТ- систем), возможен Gellish Модель видов учитываемой информации: что обязательно следует записывать («информационные банки» для производственных фактов). Эта информация порождается, запрашивается и предоставляется при выполнении транзакций.
18 Модель действий (правила работы) Правила, в соответствии с которыми нужно выполнять транзакции (что-то запрашивать, обещать, выполнять, предъявлять, акцептовать) Акторы используют правила как рекомендации, а не как догму. Считается, что акторы – живые люди, а не роботы, они должны регулярно нарушать правила, если они по-настоящему ответственны. Модель действий включает в себя информацию из всех других моделей (конструктивной, процессных шагов, состояний) Нотация: похожа на язык программирования Из-за сложности и всеохватности разрабатывается редко.
19 Методология DEMO-моделирования Описано, как моделировать конкретную организацию: ответы на какие вопросы нужно искать для моделей DEMO, в каких нотациях записывать ответы, в каком порядке модели DEMO разрабатывать, приведены примеры моделей. Модели DEMO не составляют полную организационную модель (организационную архитектуру, Enterprise Architecture). Среди других моделей должны быть функциональные, реализационные и IT-инфраструктурные, которых DEMO намеренно избегает.
20 Спасибо за внимание Анатолий Левенчук Виктор Агроскин TechInvestLab.ru +7 (495) Дополнительные материалы: