Лаборатория информационной поддержки развития образования МИОО Лаборатория информационной поддержки развития образования МИОО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектное обучение в начальной школе, ФГОС и курс «Проектная деятельность» Н.Ю. Пахомова, зав. лаб. информационной поддержки развития образования МИОО,
Advertisements

Учебное проектирование – категория, обозначающая использование проектирования в учебных целях, имеющего специфику, отличие от проектирования в других.
Система проектного обучения в образовательном учреждении Пахомова Нинель Юловна, зав. лаб. информационной поддержки развития образования МИОО, к.п.н.,
Формирование готовности к проектной деятельности учащихся начальной школы Денисова Ирина Васильевна методист лаборатории информационной поддержки развития.
Подготовка учителя к проектному обучению учащихся Пахомова Нинель Юловна зав. лаб. информационной поддержки развития образования МИОО, к.п.н., доцент.
Включение проектной и исследовательской деятельности в Образовательную программу ОУ в соответствии с ФГОС Пахомова Нинель Юловна, зав. лаб. информационной.
Включение проектной и исследовательской деятельности в Образовательную программу ОУ в соответствии с ФГОС Пахомова Нинель Юловна, зав. лаб. информационной.
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
Проектная компетентность учителя Пахомова Нинель Юловна зав. лаб. информационной поддержки развития образования МИОО, к.п.н., доцент.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Метапредметные результаты по ФГОС. Образование общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах.
Современный урок с точки зрения требований ФГОС нового поколения II демонстрационная площадка-конференция. Секция 4 «Современный урок» 7 февраля 2013год.
Педагогическое сообщество учебного проектирования ОКТЯБРЬ 2013.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Транксрипт:

Лаборатория информационной поддержки развития образования МИОО Лаборатория информационной поддержки развития образования МИОО

Формирование компетенции решения проблем в процессе проектной и исследовательской деятельности учащихся Городской проблемный семинар «Компетенция решения проблем в исследовательской и проектной деятельности учащихся» , Москва зав. лаб. информационной Пахомова Н.Ю. зав. лаб. информационной поддержки развития образования МИОО, к.п.н., доцент

Компетенции образовательный результат Компетентность – владение соответствующей компетенцией В сфере общего образования – они ключевые (базисные), необходимые любому человеку для жизни в условиях современного общества. Ключевая компетенция определяется как осознанная способность решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях. У разных авторов перечень включает от 4х до 37 компетенций в зависимости от обобщенности.

Выделены ключевые компетенции для включения в метапредметное содержание образования: Общекультурная компетенция: владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры. Данная компетенция включает познавательно-информационную компетенцию; Социально-трудовая компетенция: присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности; Коммуникативная компетенция: формирование готовности и способности понимать другого человека; эффективно строить взаимодействие с людьми; Компетенция в сфере личностного самоопределения: формирование опыта самопознания. Осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий.

определенные знания, умения и навыки (как освоенные способы деятельности), опыт решения соответствующих задач + положительное отношение к сфере жизнедеятельности, определяемой компетенцией (для эффективной деятельности). В состав компетенции входят:

Ключевые компетенции метапредметного содержания Должны формироваться не отдельно от знаньевой (в надстроенной) части образовательного процесса, а внутри его – введением деятельностной составляющей. Необходимым становится освоение способов деятельности и накопления опыта соответствующих деятельностей.

-осознание проблемы, - формулирование ее, - анализ существующей ситуации, - постановка цели, - поиск недостающих средств, - выбор подходящих способов деятельности, - осуществление деятельности, - соотнесение результата с целью, - коррекция деятельности. Все эти этапы присутствуют при решении любой проблемы Ключевая компетенция имеет этапы решения проблемы:

-- учебные задания, в которых отрабатываются определенные этапы решения; -- учебные задания, формирующие способы деятельности; -- образовательные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем». «… обучение решению проблем может быть спроектировано через: По книге «Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Ермаков Д.С., Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Рязанова Д.В., Шалыгина И.В. – Под ред. И.М. Осмоловской. – М., – 210 с.»

От проблемной ситуации к цели деятельности Учим вопрошать, формулируя проблему, цель Спроектировать, как, каким способом решить проблему? Проектная деятельность От проблемной ситуации Узнать, что, почему, какой, который и пр. Исследовательская деятельность Найти объекты: информацию, предметы, персоны и пр. Поисковая деятельность Познать, изучить, научиться делать Учебная деятельность Сделать что-либо предметное Предметная деятельность

В Программе развития универсальных учебных действий проектная деятельность обучающихся оценивается как планируемый результат предусматривается «формирование компетенций обучающихся в области использования … проектной деятельности». Она направлена на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». «…формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – С. 26,

Учебный проект позволяет организовать целенаправленную содержательную деятельность - формировать ключевые компетентности учащихся Прежде чем использовать ученическое проектирование, детей необходимо ему научить. То есть сформировать краеугольную проблемную компетентность: Научить анализировать разного рода ситуации, содержащие проблемы, вычленять проблему и конкретизировать ее; Научить применять технологию проектирования для поиска решения проблемы; Сформировать рефлексивные умения и критическое мышление для оценивания качества и эффективности найденного решения;

Это педагогическая технология в составе дидактической системы проектного обучения младших школьников Формирование компетентности решения проблем мы начинаем с обучения самоорганизации проектной деятельности в ситуации минимальной сложности проектирования Создан курс «Проектная деятельность» для 2-4 классов, где формируются различные способы действий и деятельности необходимые в проектировании, готовность к проектной деятельности

Педагогическая технология Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих если. (Кушнир А.М.) Технология проектируется, опираясь на заданный результат. Это совокупность способов организации учебно- познавательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).* *Байкова Л.А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии - М.: Пед. об-во России, 2001, с. 9.

Дидактическая система проектного обучения начальной школы Цель : сформировать готовность к проектной деятельности (проектную компетентность, компетентность решать проблемы) минимального уровня сложности. Содержание: способы действий при проектировании решения проблемы минимального уровня сложности, технология проектирования. Методы: деятельностный метод, проблемный метод, рефлексивный метод. Принципы: деятельностная организация образовательного процесса; рефлексия проделанных проектных действий и деятельности; использование презентативных действий и самооценки; групповая организация работы; игровое и практически значимое вариативное метапредметное содержание; формулирование заданий в виде проблемных ситуаций; контроль интериоризации действий и деятельности через экстериоризацию.

Целостность дидактической системы проектного обучения означает, что: нельзя дробить и выхватывать отдельные ее части, подменять цели и подцели отдельных заданий или уроков, нарушать принципы, организационные формы и методы, составляющие систему, нарушать технологическую цепочку заданий. Достижение цели дидактической системы проектного обучения через выполнение последовательности заданий – нельзя пропустить какое-либо задание в цепи заданий пошаговое достижение цели

Начинаем обучение во 2-м классе начальной школы В соответствии с возрастными особенностями учеников – ведущей игровой деятельности, подобраны задания для работы в форме игры. На основе этих игр формируем действия и операции, позволяющие затем сформировать умение выстраивать действия в цепочки, приводящие к некоторому результату

Шаг за шагом в игровой форме, усложняя специально организованную целенаправленную деятельность, мы помогаем учащимся освоить: планирование, целеполагание, проблематизацию, анализ условий существования проблемы с выделением возможных и необходимых действий в проблемном поле, а также элементарные рефлексивные и презентативные умения.

Наращивание элементов проектирования с соблюдением технологической этапности Постепенное формирование полного цикла проектирования: умения планировать; умения ставить цель и планировать; поставить проблему, цель и планировать; поставить проблему, цель и задачи, планировать Для самостоятельной работы учащимся от урока к уроку выделяется все более сложные и законченные действия и операции, и даже этапы в полном цикле проектирования

в основной и старшей общеобразовательной школе выстраивать компетентностные составляющие образовательного процесса, используя организационно- мотивационную рамку учебного проекта и проектную компетенцию. Опережающее решение задачи формирования проектной компетенции в период обучения в начальной школе позволяет затем

Закон об образовании, принятый 26 декабря 2012 года, определяет образование -- единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; (Глава 1. Статья 2.)

Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования; (Там же)

Всероссийская научно-практическая конференция «Проектное обучение в начальной школе» (1-3 июня 2012, г. Кременки, Калужская обл.) Инновационная апробация курса «Проектная деятельность» идет в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Кирова, Московской обл., Калужской обл., Свердловской обл., Пермского края Для учителей младших классов каждый год мы проводим установочные семинары в начале сентября, мастер-классы в осенние и весенние каникулы и итоговую конференцию в начале июня.

Лаборатория проводит Сложилась традиция! В каждый четный месяц в первый вторник встречаться в Педагогическом сообществе учебного проектирования и рассматривать самые актуальные научно-методические проблемы, показывать друг другу свои наработки, практически осваивать новейшие технологии и методики Каждый педагог может пополнить базу данных методических представлений учебных проектов своими разработками Вместе с кафедрами Информатики и Развития начального образования предлагаем повышение квалификации по темам «учебное исследование» и «учебное проектирование»

Сайт лаборатории: Почта: