Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Институт развития образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Организация процесса введения ФГОС НОО нового поколения на муниципальном уровне Организация процесса введения ФГОС НОО нового поколения на муниципальном.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
Работа с локальными актами, необходимыми при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
А ЛГОРИТМ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Особенности управления.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Определение готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Практикум «Самоанализ готовности образовательного учреждения к введению ФГОС»
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
О готовности системы образования Свердловской области к введению ФГОС начального общего образования О.В. Гредина, ректор ГБОУ ДПО СО «Институт развития.
1 Требования к условиям реализации основной образовательной программы кадровые условия финансовые условия материально-технические условия информационно.
Мониторинг готовности ОО города Бердска к введению ФГОС ООО с года.
Итоги изучения деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений г.Челябинска по созданию условий для реализации ФГОС НОО Кутепова Н.Г., начальник.
Рейтинговая оценка деятельности образовательных учреждений Челябинской области по обеспечению готовности к введению ФГОС НОО: опыт и проблемы по результатам.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
Организационно-управленческое обеспечение внедрения ФГОС Л.И. Волкова, заместитель начальника управления образования администрации Вачского района.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С АМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. А КСАКОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Ш ЕНТАЛИНСКИЙ.
Создание организационных условий для успешного введения ФГОС в школе ОБЛАСТНАЯ АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного образования (ФГОС НОО)
Транксрипт:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Институт развития образования Новосибирской области» Центр оценки качества образования Риски введения Стандарта как процесса (по результатам мониторинга готовности к введению ФГОС НОО) Новосибирск 2011

Риски введения Стандарта как процесса определяются обстоятельствами, наступление которых серьезным образом затруднит его реализацию, что может привести к затягиванию, а, в крайнем случае – к приостановке этого процесса. Это неизбежно вызовет ряд серьезных общественных и социально – экономических проблем в настоящем отчете эти риски определены на основе полученных результатов мониторинга готовности к введению Стандарта, проведенного в Новосибирской области за основу классификации возможных рисков возьмем систему требований, прописанных в Стандарте. Рассмотрим каждый риск с точки зрения участников образовательного процесса и, изучив степень влияния рисков на эффективность введения, выделим наиболее значимые для Новосибирской области

I этап программы мониторинга готовности ОУ Новосибирской области включал пять основных мероприятий 1.Экспертный опрос учителей начальной школы ОУ, участвовавших в апробации ФГОС НОО (октябрь 2010 г.) 2. Мониторинг готовности МОУО (ноябрь 2010 г.) 3. Мониторинг готовности ОУ (ноябрь-декабрь 2010 г.) 4. Анкетирование родителей обучающихся ОУ (ноябрь – декабрь 2010 г.) 5. Экспертный опрос учителей начальных классов ОУ, перешедших на Стандарт 1 сентября 2010 года (декабрь 2010 г.)

Карта готовности для ОУ и МОУО содержит шесть основных критериев: нормативное правовое обеспечение финансово – экономическое обеспечение кадровое обеспечение организационное обеспечение, включающее в себя методическое сопровождение и управление введением ФГОС информационное обеспечение материально – техническое обеспечение

Сложная кадровая ситуация в общем образовании. Дефицит подготовленных кадров Одним из серьезных факторов риска на сегодняшний день является серьезная кадровая ситуация в общем образовании, серьезный дефицит квалифицированных и молодых учителей. Уменьшается количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации к моменту перехода на Стандарт. Более чем в половине ОУ, реализующих Стандарт, утверждена программа по повышению уровня профессионального мастерства педагогов, составлен план – график поэтапного повышения квалификации (80%). Органы управления образованием муниципальных районов (городских округов) оказывают посильную поддержку: проводят мониторинг кадрового обеспечения, составляют план – график повышения квалификации педагогов и администрации ОУ (64%). Опрошенные учителя определили перечень трудностей, фактически начав формирование учительского заказа системе повышения квалификации Новосибирской области: «изменение позиции учителя», «использование современных педагогических технологий», «организация внутришкольной, общерайонной методической работы», «реализация проектной деятельности в начальной школе», «организация курсов по овладению универсальными учебными действиями», «составление рабочих программ на весь курс обучения в начальной школе».

Управление введением Стандарта как источник риска Самого пристального внимания заслуживает риск неграмотного управления введением Стандарта, источниками которого могут быть как неготовность МОУО, недостаточное организационное обеспечение, так и нечеткое определение прав и обязанностей всех участников образовательного процесса. Здесь свою нишу должен занять эффективный государственный и общественный контроль и мониторинг процесса введения.

Создание эффективной системы управления введением Стандарта подразумевает проведение ряда мероприятий со стороны МОУО. На сегодняшний день только около половины из них проводят мониторинг готовности ОУ к введению Стандарта; определяют перечень ОУ, готовых к переходу на Стандарт в соответствии с критериями готовности и координируют взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей для обеспечения внеурочной деятельности.

Готовы ли муниципалитеты Новосибирской области к введению Стандарта? Высокий уровень готовности к введению Стандарта имеют только 14% МОУО Новосибирской области, уровень выше среднего демонстрируют 16%, а средний – 25%.

Организационное обеспечение введения ФГОС НОО N п/пВарианты ответов % администрация ОУ % учителей, перешедших на Стандарт % учителей, участвовавших в апробации 1 Создана рабочая группа реализации комплексного проекта введения ФГОС НОО Разработан локальный акт, регламентирующий установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размера премирования Внесены изменения в должностную инструкцию учителя Заключены соглашения с родителями обучающихся на оказание образовательных услуг в рамках перехода на ФГОС 7162

Невысокий уровень готовности к введению Стандарта органов управления образованием муниципальных районов (городских округов) и недостаточно проработанное на уровне региона нормативное правовое обеспечение являются на сегодняшний день основными источниками риска для Новосибирской области

Методическое сопровождение Все более доступными и адаптированными для понимания становятся методические материалы по разработке ООП НОО (полностью разработали ООП до перехода на Стандарт 71% ОУ, при апробации – только 30%). По-прежнему, наименее разработанными остаются такие разделы ООП, как «программа коррекционной работы» и «система оценки достижения планируемых результатов». Органы управления образованием муниципальных районов (городских округов) оказывают содействие по организации методического сопровождения введения Стандарта.

Более критично учителя начальных классов стали подходить к оценке разработанной в Стандарте системе требований: к структуре ООП, к условиям реализации ООП, к результатам освоения ООП Если педагоги – участники апробации считали данные требования достаточно эффективными, оценивали их преимущественно на «4» и «5», то учителя, перешедшие на Стандарт 1 сентября 2010 года, преимущественно оценивают разработанные требования на «4», а наиболее эффективной считают систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. «Недостаток методической литературы», «отсутствие помощи от районных и городских методических служб» и «отсутствие готовых рекомендаций и разработок» учителя начальных классов выделяют как основные трудности, с которыми они столкнулись при реализации Стандарта

Отношение учителей начальных классов к реализации Стандарта Большинство опрошенных учителей начальных классов в целом положительно оценивают реализацию ФГОС НОО, разделяя его идеологию. Однако, по сравнению с результатами первого этапа мониторинга, наблюдается уменьшение их количества. Чаще появляются критические оценки со стороны учителей, сопровождающиеся недоверием и настороженностью. На спад идет разъяснительная работа среди педагогов. Меньше проводится педагогических советов и методических объединений учителей, посвященных введению Стандарта, более часто педагоги обмениваются опытом в личных беседах. Это объясняется тем, что на сегодняшний день педагоги в большей мере осведомлены о целях и задачах Стандарта, его актуальности, чем на этапе апробации материалов.

Риск негативного отношения к Стандарту работников системы образования заслуживает самого пристального внимания. Реализация ФГОС НОО сопровождается определенным недоверием и настороженностью, как и внедрение любых инноваций. Грамотное управление риском негативного отношения на уровне ОУ подразумевает проведение разъяснительной работы среди педагогов о целях и задачах Стандарта, его актуальности для системы образования.

Отношение родительской общественности Около 51% родителей воспринимают введение Стандарта позитивно, 41% нейтрально, а 8% негативно, так как не могут понять целесообразность нововведений такого рода. Разъяснительная работа среди родителей проводится более активно, чем среди педагогов. Проведение бесед, анкетирования, опросов обучающихся и их родителей при обновлении содержания ООП НОО отмечают 57% респондентов (при апробации – 51%). Несмотря на то, что разъяснительная работа среди родителей проводилась активно, в основном она носила информирующий характер.

Определенным источником риска в части информационного обеспечения являются СМИ. Исторически роль СМИ в освещении образовательных нововведений можно определить как «нейтрально – негативную» с явным уклоном в сторону негатива. Необходима постоянной работы со СМИ, способными проявлять четкую гражданскую позицию. Разъяснительная работа должна вестись профессионально, тактично, не допуская какое – либо давление на общественное мнение.

Финансово – экономическое обеспечение. Риск недостаточного финансирования Наибольшее количество вопросов на сегодняшний день у всех участников образовательного процесса вызывает финансовое обеспечение введения Стандарта. Успешность процесса будет зависеть от эффективного нормативно- подушевого финансирования и от системы оплаты труда педагогов, учитывающей качество и востребованность образовательных услуг. Финансовые условия реализации Стандарта обеспечены только в 30% ОУ, так считают представители администрации ОУ, принимающие участие в нашем исследовании. Отсутствие должного финансирования отмечают 83% опрошенных учителей, 31% родителей.

Финансовое обеспечение ОУ должно быть отражено в задании учредителя. Органы управления муниципальных районов (городских округов) могут устанавливать дополнительные нормативы финансирования за счет средств муниципальных бюджетов сверх установленного регионального подушевого норматива. Управление риском нецелевого использования финансовых ресурсов подразумевает прежде всего государственный и общественный контроль за целевым использованием ресурсов, прозрачность финансовых потоков и процедур и мониторинг соответствия результатов произведенным расходам.

Материально – техническое оснащение школы Вполне удовлетворен состоянием своего кабинета только каждый седьмой (при апробации – каждый четвертый) опрошенный учитель («материально – техническое обеспечение полностью соответствует условиям введения ФГОС НОО»). Более 40% педагогов считают, что «материально – техническое обеспечение кабинета скорее соответствует условиям введения Стандарта». Уменьшается удовлетворенность учителей материально – техническим оснащением кабинета. Должное внимание к обновлению материальной инфраструктуры на сегодняшний день является одним из основных условий успешной реализации Стандарта.

Организация внеурочной деятельности ОУ для организации внеурочной деятельности в большинстве своем (98%) используют внутренние возможности (клубы, секции, кружки в стенах школы). Некоторые ОУ уже сотрудничают с учреждениями дополнительного образования (31%), в меньшей степени – с учреждениями культуры и спорта (17%). Сейчас оптимальная организация внеурочной деятельности является одним из самых сложных вопросов при введении Стандарта. При переходе всех школ на Стандарт с 1 сентября 2011 года может возникнуть риск нехватки ресурсов для обеспечения внеурочной деятельности. Грамотное управление этим риском подразумевает разработку разных моделей организации внеурочной деятельности, а также использование возможностей проведения внеурочной деятельности вне стен школы – в форме экскурсий в музеи, посещения театров, организации походов на природу.

Готовность ОУ Новосибирской области к введению Стандарта Только 5 % ОУ Новосибирской области демонстрируют высокий уровень готовности к переходу на Стандарт, выше среднего – 27%, а средний – 45%. Практически во всех районах уровень готовности МОУО существенно отличается от среднего уровня готовности ОУ данного района, что особенно ярко выражено в сельских районах (уровень готовности ОУ значительно превышает уровень готовности органов управления образованием). В целом, мнение родителей о готовности ОУ совпадает с мнением опрошенных учителей начальных классов и администрации ОУ. Более высокая степень готовности отмечена родителями в части организации внеурочной деятельности, нормативного правового и методического обеспечения. В меньшей степени, с точки зрения родителей, ОУ подготовлены в плане создания материально – технических и финансовых условий реализации ООП НОО.

Состав рассмотренных рисков не является всеобъемлющим, но при этом он отражает те реалии, в которых вводится Стандарт. Учет этих рисков позволит в значительной степени обеспечить успешность процесса. Большое количество прогнозируемых рисков, обозначенных участниками мониторинга, является вполне объяснимым, если итоги проведенной апробации и периода введения Стандарта воспринимать, лишь как промежуточную точку.

Спасибо за внимание! Елена Ивановна Пиотух, начальник отдела ИАР Центра оценки качества образования ГБОУ ДПО НСО «Институт развития образования Новосибирской области» Контактный телефон: