Г О Кодексе профессиональной этики образовательного сообщества Горшкова Оксана Владимировна, зав.кафедрой управления персоналом и трудового права к.соц.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция кодекса профессиональной этики образовательного сообщества Постановление Совета Российского Союза ректоров от 25 июня 2012 г. 3.
Advertisements

Формирование социально-активной личности российского студента – гражданина, патриота Проректор по УВР ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Заведующий П.А. Харюшина Старший воспитатель Т.А. Григорьева.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
Васильева Е.Ю. – проректор по качеству, Северный государственный медицинский университет (г.Архангельск ) КОНЦЕПЦИЯ работы экспертной группы по теме «Усовершенствование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
Конкурсные механизмы эффективной оценки и отбора НПР Татьяна Владимировна Климова, начальник управления развития персонала ТГУ Заседание рабочей группы.
ГОУВПО «Российская таможенная академия» Санкт – Петербургский им. В. Б. Бобкова филиал Кафедра гражданско-правовых дисциплин Презентация по дисциплине.
ГОУ ВПО Волго – Вятская Академия государственной службы Научная библиотека.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Краевой профессиональный клуб педагогов дошкольного образования «Русь» Барнаул, 2017 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Т ЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В ОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА Тришина О.И. – председатель Территориальной.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Сравнительная характеристика основных понятий «Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ»
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Транксрипт:

г О Кодексе профессиональной этики образовательного сообщества Горшкова Оксана Владимировна, зав.кафедрой управления персоналом и трудового права к.соц.н., доцент

Союз ректоров РФ инициировал в вузах обсуждение этических норм Кодекс профессиональной этики работника высшей школы должен «обеспечивать преемственный характер корпоративной культуры российской высшей школы, связывая исторические ценности и принципы вузовской корпорации с вызовами сегодняшнего дня» (О.Каширина- секретарь Российского союза ректоров)

Профессиональный стандарт Многофункциональный нормативный документ, системно раскрывающий содержание трудовой деятельности работников и требования к их компетенциям для конкретной области профессиональной деятельности

Профессиональные стандарты 4 Кому нужны профессиональные стандарты? Работодатели: идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, качество труда работников, получать подготовленных в соответствии с ПС (ОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли Государство : формировать политику в области занятости населения Работник: определять свой профессиональный уровень, основание для повышения квалификации, повышать качество труда Сфера образования : формировать ОС на основе ПС, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей), активно обновлять содержание ОС в соответствии с изменяющимися требованиями ПС

Проект Кодекса профессиональной этики работника высшей школы Определяет базовые понятия профессиональной этики, общую направленность правил поведения работника высшей школы; Условия соблюдения Кодекса могут быть включены в Устав вуза, Коллективный трудовой договор, трудовые договоры, использоваться при аттестации и мотивации персонала. (Принятие Кодекса планируется в ноябре 2012 года на Всероссийском совещании уполномоченных по этическим вопросам вузов под эгидой Российского Союза Ректоров)

Этический кодекс - Кодифицированный нормативный акт, принятый представителями профессионального сообщества, содержащий обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие профессиональное поведение, нарушение которых влечет юридические последствия.

Сегодня в России приняты этические кодексы Государственных служащих, аудиторов, врачей, журналистов, бизнесменов, представителей других общественно- значимых профессий. Действуют международные этические кодексы для работников музеев, работников Красного креста

В области высшего образования РФ На федеральном уровне: проект кодекса профессиональной этики работника высшей школы На региональном уровне: опыт принятия документа о единых этических установках образовательного сообщества (Хартия учебных заведений вузов Белгорода); Этические кодексы вузов; На уровне профессионального сообщества: Профессионально-этический кодекс сотрудника кафедры управления персоналом ГУУ; «К вопросу о профессиональной этике преподавателя политологии» и др.

Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность высшей школы и отражающие вопросы этики Положение о вузе Устав вуза Федеральные государственные образовательные стандарты (общекультурные компетенции) Правила внутреннего трудового распорядка Кодекс корпоративной культуры…

Кодекс профессиональной этики работника высшей школы (проект) Ценности вузовской корпорации (этическая доктрина): Знание Служение Академические свободы Принципы вузовской корпорации (описывают процессы): Ответственность Единство образовательного пространства Преемственность вузовской практики Интеграция образования в науку Паритетность обучения и воспитания Открытость обществу

Проблемы социальной справедливости, снижающие веру в то, что Кодекс будет «работающим» документом Низкий социальный статус преподавателя, ученого и возрастание роли министерской, академической, образовательной бюрократии Система финансирования вузов не позволяет проводить независимую политику в контроле и оценке знаний студентов (В США оканчивают университет 42 % поступивших, в России-94%) «Академическая независимость» в оценке диссертаций соискателей, не ведущих преподавательскую или исследовательскую деятельность (бизнесменов, чиновников) невозможна из-за конъюнктруры и т.п.

Критика и мнения Вступление России в ВТО Механизмы внедрения (институционализация) Кодекса Реальность применения при конкурсных отборах ППС в условиях дефицита кадров Вероятность превращения Кодекса в инструмент репрессий «Симулятивность» некоторых университетских кодексов Важна не кодификация, а пропаганда моральных образцов

Этические документы университетов: анализ российского и зарубежного опыта НИИ Прикладной этики Тюменского государственного нефтегазового университета. Самоопределение университета: путь реально-должного: колл.монография/ под ред. В.И. Бакштановского Н.Н.Карнаухова.-Тюмень, 2008 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

Классификация университетских Кодексов Кодекс корпоративной этики. Не отличает университет от бизнес-корпорации, кодекс-стандарт. (ЮФУ, ВГУЭС,ТюмГУ); Кодекс этический. Общеморальные требования, этикетный.( СПбГУ, НовГУ); Кодекс профессиональной этики. (МАП МВА); Кодекс чести. (акцент на ценности чести) (ВолГУ) Кодекс-контракт.(соглашение между университетом и студентами (ДВГУ)) 2008 год

Основные недостатки университетских кодексов Нет ориентации на ценности базовых профессий университета: профессиональную этику преподавателя, исследователя, университетского менеджера Пафосная модальность Отсутствие указаний на обеспечение действенности документов (Этическая комиссия)

Предлагаемый проект кодекса также не содержит Указания на порядок обращения в соответствующие органы профессионального сообщества в случае спорных ситуаций Регламентацию дисциплинарной ответственности Кроме того, из названия следует его отнесение только к работникам высшей школы.

В СМИ обсуждают предлагаемый кодекс, относящийся к сотрудникам и студентам вузов Председатель Российского студенческого союза Артем Хромов настаивает, чтобы кодекс содержал конкретные определения того, что запрещено делать студентам в университетах Также необходимо четко обозначить и меры наказания - к примеру, привлечение к волонтерским работам (???)

Зарубежный опыт: Этический кодекс медицинских школ Германии Предназначен для профессорско- преподавательского состава и студентов Высший орган регулирования отношений - Сенат образовательного учреждения, его состав: Профессоров-55-65% Представителей научно- исследовательских подразделений-25-30% Студентов-5% Прочий персонал-5-10%

Содержание этического кодекса Состоит из двух частей Obligations (Обязанности) и Ideals (Идеалы). Например: коллегиальность, честность при проведении исследований, ответственность перед обществом, личное здоровье. Содержит Протокол о подозреваемых нарушениях этического кодекса и Протокол о внесении изменений в кодекс.

Регулирование отношений на основе оценки ППС и менеджеров Оценка руководителем Оценка равными Оценка подчиненными Оценка студентами Индикаторы: качество занятий, стимулирование студентов, интерес, ясность административной деятельности, успехи в получении ресурсов, отношение к этическим нормам и правилам.

Этический кодекс МГУ им. Ломоносова Определяет: Обязанности в преподавательской, исследовательской и экспертной деятельности; Отношения с коллегами; Обязанности по отношению к университету Механизм реализации- Этические комиссии

Профессионально-этический кодекс Тюменского государственного нефтегазового университета Действенность Кодекса поддерживается этической комиссией. Комиссия выполняет экспертно- консультативную роль. Комиссия придает самостоятельное значение процессу анализа нравственно- конфликтных ситуаций: процедура важнее «приговора».

ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Принята на тридцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ(постановление 37-6 от 17 мая 2012 года) Фиксирует основные принципы, утверждающие этически оправданные способы научной деятельности, и провозглашает приоритет социальной ответственности в работе «Этические принципы научной деятельности и проблематика этической регуляции научной деятельности со всей полнотой отражаются в программах образования разного уровня»

Пример Сибирского государственного технологического университета Формирование этического мышления у студентов: Практические занятия по экспертизе этически-проблемных ситуаций методом стейкхолдер-анализа; Этико-проектная деятельность в рамках учебных дисциплин; Включение в дипломные проекты разделов по контролю этической безопасности проектов

Резолюция Сформировать рабочую группу представителей профессионального сообщества ДВФО для разработки методических рекомендаций по созданию этических кодексов вузов Ввести в учебный процесс студентов, магистрантов, аспирантов всех форм обучения аспекты прикладной профессиональной этики.

Резолюция Внести следующие предложения в проект Кодекса профессиональной этики работника высшей школы дополнить статью 6 «Базовые этические нормы вузовской корпорации» п.6.1 «Опираясь на знание как на ценность в преломлении вышеозначенных принципов, вузовский работник в своей деятельности»: «Следует принципам, утверждающим этически оправданные способы научной деятельности и признает приоритет социальной ответственности в работе, согласно Декларации об этических принципах научной деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств- участников Содружества Независимых Государств»

«Университеты не могут считаться свободными от академических ценностей и норм» не только потому, что они жизненно важны для «академического, культурного и политического развития самих сотрудников и студентов», но и потому, что эти нормы влияют на «моральный облик общества в целом» («Бухарестская декларация») Спасибо за внимание!