«Отчёт муниципальной методической площадки «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» Семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программы развития школы на год «Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса». В рамках данной программы подготовлены:
Advertisements

Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Инновационные педагогические образовательные технологии.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города.
Научно-исследовательская деятельность как средство повышения качества образовательного процесса Автор: Долбнев В.В., учитель высшей категории, советник.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
«Работа с одарёнными детьми в сельской школе» 2008 год.
«Эврика» Эмблема НОУ Девиз: Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны Per Aspera ad Astra - через тернии к звёздам.
Творческая лаборатория «Формирование творческо-исследовательской деятельности обучающихся» зам.директора по МР: Сукманова Г.А. ТШО 2 С.Мокроусово г.
И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ И БИОЛОГИИ Из опыта работы Фрейлих Е.Н. Учителя химии и биологии МБОУ «СОШ 3» г. Боготола Красноярского.
Технология проектного обучения организация проектной деятельности обучающегося.
Исследовательская деятельность учащихся в школе. Не существует сколько -нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Научное общество учеников (НОУ) – добровольное творческое объединение учащихся школы, способных.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Метапредметный подход в развитии творческой деятельности одаренных школьников.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / презентацию к выступлению на семинаре подготовила учитель.
Транксрипт:

«Отчёт муниципальной методической площадки «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» Семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной работе 12 марта 2009 года

«Использование инновационных технологий в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся»

«Образование для XXI века призвано быть образованием для всех, оно призвано носить творческий и новаторский характер. В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, школы и университеты обязаны как передавать новым поколениям ранее накопленные знания, так и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество еще никогда ранее не встречались»

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных: ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Проектная деятельность обучающихся совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Цель исследовательской и проектной деятельности приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Исследовательская деятельность школьников НА УРОКЕ: применение исследовательского метода обучения; применение проектного метода обучения ; некоторые нетрадиционные уроки; проведение учебного эксперимента; домашние задания, исследовательского характера; использование информационно-коммуникационных технологий

во внеурочной деятельности исследовательская практика; написание исследовательской или проектной работы; факультативы; работа НИОУ; участие в олимпиадах, конкурсах и т.п.; использование информационно-коммуникационных технологий

Программа развития школы на год «Формирование положительной учебной мотивации, как основного фактора успешной деятельности школьников»

Задачи программы: исследование ведущих мотивов учебной деятельности, а именно: причин формирования у учащихся взаимно разнородных мотивов – достижения результата и избегания неудачи; ориентация педагогов школы на недопустимость формирования у учащихся мотивации избегания наказания и в школе, и во внеучебной среде посредством обязательного учета индивидуальных особенностей детей и социально-бытовых условий, их окружающих; совершенствование методик, способствующих развитию сильномотивированных учеников и продуктивной отработке практических умений и навыков слабомотивированных учащихся; обмен педагогическим опытом с практическим представлением имеющихся наработок по вопросам методической темы школы.

В рамках реализации Программы развития: Организация исследовательской деятельности учащихся – главное условие развития субъект- субъектных отношений в образовательном процессе. Исследовательская и проектная деятельность учащихся как образовательная технология. Исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования образовательного сообщества. Творческая лаборатория как одна из форм учебно- исследовательской специализации. Учебное исследование как способ творческого обучения.

Программа развития школы на год «Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса».

Программа Информатизации образовательного процесса муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 3 с углубленным изучением отдельных предметов на год Программа «Одарённые дети» в рамках реализации Программы развития школы на год «Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса». Программа «Одарённые дети» в рамках реализации Программы развития школы на год «Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса».

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ- Адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.

Научно-исследовательское общество учащихся «МЫСЛЬ» Совет НИОУ Секции НИОУ «МЫСЛЬ» Филологическая секция Естественно- научная секция Лингвистическая секция Секция истории и краеведения Секция математики, физики информатики Секция социально- значимых проектов Конференция «Юный исследователь Научно-практическая конференция День науки и творчества

Организация научно-исследовательской работы НИОУ «МЫСЛЬ» Путешествие в страну знаний 1-4 классы Путешествие в страну знаний 1-4 классы Интеллектуаль- ный марафон 5-8 классы Интеллектуаль- ный марафон 5-8 классы Научно- практическая конференция 9-11 классы Олимпиады Творческие конкурсы Конференция «Юный исследователь» Олимпиады Творческие конкурсы Турнир «Интеллектуал» Олимпиады Конкурсы исследовательских и проектных работ

Главной целью создания научного общества было выявление и поддержка одарённых учащихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, организация исследовательской деятельности.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ НИОУ Первый этап предусматривал знакомство коллектива школы с деятельностью подобных обществ в нашей стране, изучению нормативных документов. Второй этап – работа с учащимися, формирование структуры НИОУ.

Основными целями НИОУ являются: расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки; выявление наиболее одарённых учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей; активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития; совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки; организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Нормативно – правовая база по организации научно-исследовательской и проектной работы в школе Положение о научно-исследовательском обществе учащихся Положение о Совете НИОУ Положение о предметной неделе (декаде) Положение о школьной предметной олимпиаде Положение об исследовательской и проектной работе Положение о Дне науки и творчества План работы НИОУ План заседаний Совета НИОУ Положение о Дне науки и творчества Положение о турнире «Интеллектуал» Положение о конкурсе «Ученик года»

Направления работы НИОУ Первое направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах а) отдельные задания; б) работа с учащимися по программе «Основы исследовательской деятельности» Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать знания из разных предметных областей. Третье направление – массовая работа. В ходе неё организуются встречи с интересными людьми, в том числе с деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, предметных недель (декад). школьных олимпиад, конференций и т.п.

Этапы реализации проектных и исследовательских работ учащихся I этап – выявление учащихся, желающих работать в НИОУ; II этап – определение тематики работ и утверждение на Совете НИОУ, на заседаниях НМК; III этап – работа над проектом или исследовательской работой; IV этап – экспертиза работы и представление её для защиты на научно-практической конференции; V этап – защита работы на конференции

Работа в НИОУ имеет для учащихся и практическое значение Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы. У них появляется возможность наиболее интересные работы представить для участия на районных, областных конференциях и конкурсах. Проекты и материалы, представленные в ходе научно-практических конференций становятся составной частью научно-методического обеспечения школы. Работа в рамках научного общества даёт возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно- исследовательской и научно-экспериментальной деятельности под руководством педагогов, а каждому учителю – повышать свой профессиональный уровень, методологическую компетентность и педагогическое мастерство.

Участие в научно-практических конференциях НИОУ «МЫСЛЬ» учебный год было представлено 48 работ учебный год было представлено 51 работ учебный год было представлено 65 работ учебный год было представлено 59 работ

Научно-практическая конференция НИОУ «МЫСЛЬ»

Участие в районных олимпиадах учебный год I место – 4 II место – 8 III место – учебный год I место – 14 II место – 5 III место – учебный год I место – 7 II место – 6 III место – 8 Призёрами областных олимпиад стали Прокопович Елизавета по английскому языку – в 2008, 2009 году Лещёва Анастасия по русскому языку – в 2009 году

Участие в конкурсах: Лауреатами и дипломантами районных научно-практических конференций учащихся стали: 2004 год – Юсков Александр – лауреат конференции Творческая группа 9-а класса – лауреаты конференции 2005 год – Бебешина Ксения – лауреат конференции Сопин Артём – лауреат конференции Максимушкин Алексей – дипломант конференции 2007 год – Ходаева Ульяна – дипломант конференции Творческая группа 6-в класса – лауреаты конференции 2008 год - Творческая группа 2-а класса – дипломанты конференции

Лауреаты конкурса «Экономический рост России и Подмосковья» - Коваленко Мария Московский международный форум «Одарённые дети» номинация «Народное творчество» Лещёва Анастасия - лауреат Московский международный форум «Одарённые дети» номинация «Союз юных экологов» Тараканова Наталья – 6 класс III место Дипломанты конкурса исследовательских работ по экологии «Энергия будущего» и «Зелёная планета» Международная олимпиада по русскому языку «Медвежонок» Международная олимпиада по математике «Кенгуру» Международная олимпиада «Оставь свой след» Международная олимпиада по математике ВЗФМШ при МГУ Чернявский Александр – дипломант V Чеховский чтений школьников Москвы и Подмосковья Дипломант Второго фестиваля научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» Бебешин Никита – участник конкурса научно-исследовательских работ «Шаг за шагом» Замильева Рамиля – дипломант конкурса «Покори Воробьёвы горы» Прокопович Елизавета - II международная конференция научно-исследовательских работ школьников и студентов – III место секция естественных наук. Международный конкурс «Эрудиты планеты» - команда учащихся 4-а класса – сертификат за высокий результат.

Предметные недели (декады)

«Не существует сколько- нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.» А.Н.Колмогоров