Теоретические основы формирования ключевых компетентностей младших школьников Севостьянова Ольга Викторовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Advertisements

Педагогический совет Формирование ключевых и предметных компетентностей на уроках и во внеурочной деятельности.
Севостьянова Ольга Викторовна. «Метод проектов» «Портфолио» «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» «Дебаты» «Сообщество»
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Результат образования Технология получения результата УРОК: знание о…, транслируемое учителем КЛАСС: ранжирование, система освоения ЗУН, заданная логикой.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Информационно- коммуникационные технологии Технологии развития критического мышления Личностно – ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве.
Доклад «Проектная деятельность» Автор: Тарасова Ксения Андреевна учитель истории МОУ «Новогоренская СОШ» Колпашевского района.
КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
ПОРТФОЛИО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В педагогической литературе портфолио характеризуется как: – коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Сущность и виды универсальных учебных действий. Рефлексия Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: 1.Что я знаю об УУД? 2. Что я хочу узнать? 3. Какие.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Транксрипт:

Теоретические основы формирования ключевых компетентностей младших школьников Севостьянова Ольга Викторовна

Признаки современного мира глобализация всемирное переплетение интересов «игроков мирового масштаба» функционирование средств массовой информации

Обновление информации в различных областях 2 года Обновление информации в сфере образования в 10 раз больше (20 лет) «Информационный взрыв» Период устаревания информации (период «полураспада») Каждые семь лет список профессий обновляется более чем на 50% - необходимость менять не только место работы, но и квалификацию в среднем 3-5 раз в жизни

Образование и культура Тип культурной эпохиДоминирующий тип сознания Модель образования Архаичная культурная эпоха Коллективно- родовой тип сознания Традиционная модель образования Индустриальная культура Коллективно- групповой тип сознания Инструктивная модель образования Постиндустриаль- ная культура (креативная) Автономно- гуманистический тип сознания Проектная, творческая преобразующая деятельность

Законодательные акты «Закон об образовании»: «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» (статья 14) «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, свобода и плюрализм» (статья 2). «Положение об открытом образовании» обеспечения открытого образования и программно- методического обеспечения для реализации парадигмы вместо «образование на всю жизнь» - «образование через всю жизнь»

Компетентностно- ориентированный подход Совет Культурной Кооперации (СДСС) среднего образования «Стратегия модернизации содержания общего образования» (2001 г.) «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» Образовательные стандарты второго поколения

«Базовые» компетенции Результаты опроса руководителей по работе с персоналом компаний производственного сектора и сферы услуг Клиентоориентированность 77% Приверженность работе75% Умение работать в команде / сотрудничество71% Склонность к обучению / потенциал62% Коммуникативные навыки62% Системное мышление60% Компетентность в решении задач57% Навыки пользователя ПК56% Способность брать на себя ответственность56% Самостоятельность53%

«Образовательный отклик» Б.Д.Эльконин : «Мы отказались не от знания, как культурного «предмета», а от определенной формы знания (знания «на всякий случай», то есть сведения). В.П.Зинченко : «Информация захлестнула человечество. Не избежало этой участи и образование, которое всё чаще строится по типу «шведского стола знаний». Боден и Мартон: «Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях».

Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить. Томас Эдисон Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь. Китайская пословица

Ключевые компетентности Ключевые компетентности - результат образования, выражающийся в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.

Внешние ресурсы: информация, люди, группы, организации и т.д. Внутренние ресурсы: знания, умения, навыки, способы деятельности, психологические особенности, ценности и т.д. Опыт постановки цели и соорганизации ресурсов Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.

Компетенция Знания, умения (действия), навыки (действия) Компетентности (освоенные способы деятельности) самоуправление субъектность

Классификации (списки) ключевых компетентностей Компетентность разрешения проблем Информационная компетентность Коммуникативная компетентность Совет Европы: политические и социальные, способность учиться всю жизнь, обусловленные возникновением информационного общества, касающиеся жизни в поликультурном обществе, связанные с устной и письменной коммуникацией

Классификации (списки) ключевых компетентностей Компетентность разрешения проблем Информационная компетентность Коммуникативная компетентность Великобритания: решение проблем, самообучение и самопрезентация, работа с числом, информационные технологии, коммуникация, работа в группе

Классификации (списки) ключевых компетентностей Постановление Правительства Самарской области готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность Компетентность разрешения проблем Информационная компетентность Коммуникативная компетентность

Федеральные государственные образовательные стандарты 2004 год Учет основных направлений модернизации общего образования. В том числе: личностная ориентация содержания образования; деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

Федеральные государственные образовательные стандарты 2004 год формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений) и т.д.

Результаты мониторинга выпускников школы г.г. Оценка качества сформированности у обучающихся общеучебных умений и навыков (380 выпускников 9-х классов) учебно-информационные навыки сформированы у 11, 5 % учащихся учебно-проектировочные навыки сформированы у 22, 3 % учащихся

Федеральные государственные образовательные стандарты Второе поколение Процессуальные умения самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию; работать в группе и принимать решение; использовать новые технологии информации и коммуникации.

Ключевые компетентности ФОРМИРОВАНИЕ Внешние ресурсы: Опыт включения в деятельность Внутренние ресурсы: Предметные ЗУН, Общеучебные умения, Ключевые компетентности Опыт постановки цели и соорганизации ресурсов ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ МЕТОД ПРОЕКТОВ МОДУЛЬНЫЕ КУРСЫ: «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ» Другие возможности: - другие компетентностно-ориентированные технологии; - организация выбора учащимся образовательной траектории

Компетентностно-ориентированные технологии «Метод проектов» «Портфолио» «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» «Дебаты» «Сообщество»

Педагогические теории, лежащие в основы компетентностно- ориентированных технологий Идеи гуманистического направления в философии образования, разработанные американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Идеи проектного обучения русского педагога С.Т. Шацкого Идеи проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер)

Педагогические теории, лежащие в основы компетентностно- ориентированных технологий Конструктивистские традиции, связанные с именами Ж. Пиаже и Л. Выготского Метакогнитивное учение (Огден и Ричардс «Смысл смысла» (1923г.) ) Критическое мышление Воспитание, социальной ответственности

Технология «портфолио» Различные трактовки определений коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами; выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год); форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося; антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.

Виды «портфолио» В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют: портфолио-собственность (собирается для себя); портфолио-отчет (собирается для учителя). По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио: портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося; рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку\самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.; проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы; тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.

«Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики, в настоящее время реализуется более чем в 29 странах мира.

«Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы;

умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Метод проектов Основан на исследовательском подходе: обучение на основе решения проблем. Это технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.

Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей: описание ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.

Психолого-дидактические условия Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде. Создавать условия для знакомства учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, преимущество отдавать работе в малых группах. Предоставлять ученикам возможность применять новые представлений к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей: ресурсы Организационные Кадровые учебный план, положение о проектной деятельность, расписание, изменение в функциональных обязанностях, квалификационные требования и т.п. Способы получения кадрового ресурса Подготовка педагогов: «Метод проектов технология как формирования ключевых компетентностей учащихся», «Технология оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся при работе над проектом», «Технология педагогического консультирования». Обмен опытом (стажировки). Методические объединения руководителей проектов Материально- технические Ресурсы информационной среды образовательного учреждения Учебно- методические Дневник проектной деятельности: 5-7 класс – II уровень сформированности ключевых компетентностей 8-9 класс – III уровень сформированности ключевых компетентностей Методические рекомендации для педагога - руководителя проекта

Модель взаимодействия «учитель-ученик» Учитель консультирует мотивирует фасилитирует наблюдает Ученик выбирает (принимает решения) выстраивает систему взаимоотношений с людьми оценивает

Этапы работы над проектом 1. поисковый 2. аналитический 3. практический 4. презентационный 5. контрольный

Компетентностно-ориентированные задания: описание Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала - изучение нового программного материала без предварительного объяснения учителя - дополнение информации, полученной из учебника или представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников

Компетентностно-ориентированные задания: описание Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала - материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, изучение его на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры - материал, изучение которого можно дополнить мониторингом СМИ, проведением различных опросов - материал, изучение которого базируется на части программы, имеющей прикладной характер

Компетентностно-ориентированные задания: описание - материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, например, проблемы экологии или вопросы межэтнических отношений - материал, содержащий противоречивые сведения, противоположные позиции и, следовательно, допускающий различное толкование

Компетентностно-ориентированные задания: ресурсы УМК для начальной школы - Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы Рабочие тетради: - «Победители стихий» - «Символика класса»

Компетентностно-ориентированные задания: ресурсы Тетрадь «Победители стихий» - сюжетная игра: выживание человека в условиях снежной бури игровая основа сюжета мотивация к достижению результатов игры освоение аспектов ключевых компетентностей

Компетентностно-ориентированные задания: ресурсы Тетрадь «Символика класса» - учебный проект: создание символики класса обучение действиям в рамках проекта сплочение класса / осознание общности интересов и целей освоение аспектов ключевых компетентностей

ЗАДАНИЯ индивидуальные (работа с информацией) групповые выживание (тетрадь «Победители стихий») изготовление символа (тетрадь «Символика класса») Компетентностно-ориентированные задания: ресурсы

Тетрадь «Победители стихий» Первая часть (1-11) Задания, нацеленные на освоение информационной компетентности Вторая часть (12-31) Задания, направленные на формирование различных аспектов ключевых компетентностей: собственно игра на выживание (4-5 часов); выполняются на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, физической культуры. Третья часть (32-39) Дополнительные тренировочные задания для отработки аспектов информационной компетентности

Тетрадь «Победители стихий» Первая часть Задания выполняются учащимися в процессе учебной или внеклассной работы Формат индивидуальной работы Проходной балл – 111 из 157 возможных

Тетрадь «Победители стихий» Вторая часть Игра на выживание (работа над заданиями 12-19) проходит в течение одного дня (4-5 часов) – Задания 2031 выполняются на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, физической культуры. Задания – обязательно выбрать два из них Максимальное количество баллов за задания равняется 94.

Тетрадь «Победители стихий» Вторая часть Определение победителей: учащийся – баллы за индивидуальные задания + баллы, полученные его группой группа учащихся – индивидуальные баллы всех учащихся + баллы группы Если за игру каждый член группы набрал 75 баллов, он выживает! Возможно спасение!

Тетрадь «Победители стихий» Третья часть Вспомогательные задания Возможно использование в виде контроля Задание 40 – обязательное для всех (позволяет формировать и проверять аспект «планирование информационного поиска).

Тетрадь «Символика класса» Первая часть (1-23) Общеознакомительная Задания, нацеленные на освоение информационной компетентности Вторая часть (24-39) Собственно учебный проект Задания, направленные на формирование компетентности разрешения проблем и коммуникативной компетентности. Работа ведется в трех группах

Тетрадь «Символика класса» Первая часть 1-23 индивидуальные задания по работе с информацией о символике государства – гербе и флаге Вторая часть 1 группа – изготовление герба класса (задания 24, , 38-39) 2 группа – изготовление сигнальных флажков (задания 26-39) 3 группа – изготовление флага класса (задания 25, , 38-39) Задание 40 – обязательное для всех (позволяет формировать компетентность разрешения проблем в аспекте «оценка собственного продвижения»)

Акценты Организация групповой работы Организация публичного выступления Организация учета достижений учащихся

Компетентностно-ориентированные задания: ресурсы Базовые понятия компетентностно-ориентированного обучения Уровни освоения компетентностей Ключевые компетентности и другие результаты образования Формирование ключевых компетентностей у младших школьников МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ включают Рекомендации по организации работы с каждой тетрадью

Компетентностно-ориентированные задания: ресурсы тип задания характеристика результатов учащихся комментарии к деятельности учителя МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ включают Рекомендации по организации работы с каждым заданием модельные ответы ключи шкалы оценки

Дело не в способностях, а в организации процесса обучения. С. Пейперт

Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Заказ изданий: Тел.: (846) , Тел./факс: (846) Заказ подготовки педагогов: Тел.: (846)