КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100» ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДОСТИЖЕНИЕ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация стандартов второго поколения в «Школе 2100» А.А. Вахрушев, С.А.Козлова 1.
Advertisements

Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Примерная основная образовательная программа НОО Требования к кадрам и т.п. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОСТАВЛЯЮТ ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОС.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРЕБОВАНИЯ.
Комплекс инновационных образовательных технологий Опыт Образовательной системы «Школа 2100» и направление ГЭП.
«Выстраивание преемственности между начальной и основной школой как одна из важнейших задач нового федерального государственного образовательного стандарта.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Образовательная система «Школа 2100» Авторский коллектив ОС «Школа 2100» - лауреат премии Правительства РФ в области образования 2008 года О работе учителей.
Образовательная система «Школа 2100». Образовательная система «Школа 2100» – одна из четырех государственных систем РФ Учебники используются в школах.
Образовательная система «Школа 2100» Образовательная система «Школа 2100» – одна из четырех государственных систем РФ Учебники используются в школах.
Кудряшёва Марина Геннадьевна канд. пед. наук учитель начальных классов высшей категории ГОУ ЦО 1485 лауреат Гранта Москвы-2009 победитель ПНПО-2010.
Педагогические технологии и приёмы формирования универсальных учебных действий Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «Ромодановская.
ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как.
Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира На примере Образовательной системы «Школа 2100»
Особенности деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС.
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
Транксрипт:

КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100» ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДОСТИЖЕНИЕ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА?

Образовательная система «Школа 2100» - средство формирования образовательной среды школы Образовательная программа «Школа 2100» - «Педагогика здравого смысла» ( А.А. Леонтьев). Цель: функционально грамотная личность. Единые технологии ( проблемный подход): Проблемный диалог Правильный тип читательской деятельности Проектная Оценивания успехов Комплект учебников и пособий по всем предметам (дошкольное образование – начальная школа – основная школа) Общественная организация «Школа 2100» Конференции, метод.центры Внедрение и апробация Повышение квалификации учителей

Официальное признание «Школы 2100» 2005 г.: Из заключения Российской академии образования ( ) «… авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая … реализует идеи развивающего образования от дошкольной подготовки до окончания школы» 2008 г.: Авторский коллектив «Школы 2100» - лауреат премии Правительства РФ в области образования «За теоретические разработки новой образовательной системы и их практическую реализацию»

Единство результата образования Патриот, носитель ценностей гражданского общества. Способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Уважающий ценности иных культур, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении. Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата. 1. Человек самостоятельный: способный к самостоятельному выбору; отвечающий за свои решения; умеющий нести ответственность за себя и близких умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации. 2. Человек познающий: обладающий приемами учения, готовый к постоянному самообразованию; владеющий современными информационными технологиями. 3. Человек, умеющий жить среди людей способный к гражданскому самоопределению; толерантный, умеющий общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща. ОС «Школа 2100» функционально грамотная личность ФГОС: портрет выпускника (подтверждено исследованиями психологов РАО) 4

ОС «Школа 2100» предлагает средства достижения метапредметных и личностных результатов Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Предметные линии развития: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Технология и искусство. Информатика. Риторика. Технология проблемного диалога Технология оценивания -Технология продуктивного чтения -Форма групповой работы Личностные результаты Проектная технология и Жизненные задачи О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы Внеучебная (воспитательная) деятельность

ОС «Школа 2100» предлагает средства достижения метапредметных и личностных результатов А. С помощью продуктивных предметных заданий Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Предметные линии развития: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Технология и искусство. Информатика. Риторика. Личностные результаты О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы

Важно не только сформулировать цели, но и довести их до конкретных действий на уроке «Главное не знания, а умения ими пользоваться» академик А.А.Леонтьев Функционально грамотная личность – гражданин России Результаты личностные, метапредметные (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные Цели предметов – линии развития (какие жизненные задачи помогает решать) Учебные задания, развивающие предметные умения

ФГОС и ООП (2009): личностные и метапредметные результаты Личностные - ценностно- смысловые установки, гражданская идентичность Регулятивные - направлены на организацию своей работы Познавательные – …воспринимать и анализировать сообщения,.. логические операции Коммуникативные – осуществлять сотрудничество, учитывать позицию партнера Оценочные - делать выбор в мире ценностей и поступков Организационные - организовывать свою деятельность Интеллектуальные - мыслить и работать с информацией Коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми «Школа 2100» (2004 г.) – результат в виде общеучебных умений

Химия География Обществоведение Биология История Русский язык Литература Чтение карт Картина мира Оценка рисков отношений человека и природы Оценка отношений человека и общества Понимание текстов Создание текстов Оценка роли языка в культуре Язык как система знаков Знания о писателях, жанрах … роль жизни Становление общества Связи в обществе Территориальные комплексы Превращения веществ Цели предметов – линии развития – обеспечивают не только предметные, но и метапредметные результаты Физика Общие законы природы Сведения на матем.языке Математика Логические рассуждения

Главное средство развития умений – ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ (самый нижний этаж) Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные. 2. Найди у каждого предмета его Экватор, Полюс, Северное и Южное полушарие и подпиши их выделенными буквами.

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений У выпускника будут сформированы ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», м.: «Просвещение», 2010, с. 15) Личностные результаты Я умею объяснять, что я чувствую. Умение оценивать правильность поведения в быту.

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», м.: «Просвещение», 2010, с. 16) (2 класс, ч. 1, с. 42) Регулятивные универсальные учебные действия З Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке.

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений Выпускник получит возможность научиться осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», м.: «Просвещение», 2010, с. 17) Познавательные универсальные учебные действия (4 класс, ч. 1, с 65) (1 класс, ч. 2, с 49) Я умею наблюдать и делать выводы.

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений Выпускник научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», м.: «Просвещение», 2010, с. 18) (1 класс, ч. 1, с. 33) Коммуникативные универсальные учебные действия «Букварь» стр.23 Рассмотри серию картинок. О чем договариваются Ежик и Барсук? (диалог героев) Я могу составить и записать текст из нескольких предложений.

Как строить полный ответ на продуктивный вопрос? Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во- вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Что сделаем мы, авторы, к учебному году Мы сделаем явным то, что ранее было скрыто Все учебники будут иметь не только единые цели, подходы к содержанию, технологии, но и единый стиль оформления. Плашки и значки оранжевого цвета будут обозначать этапы проблемно диалогического урока, нацеленные на развитие организационных (регулятивных) УУД. Цвет кружков около заданий будет обозначать, на развитие каких личностных результатов или УУД они нацелены. 16 ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА личностные познавательные коммуникативные

17 1 класс Предметное задание Задание в группе Познавательные УУД Личностные Проблемный вопрос и вывод

ОС «Школа 2100» предлагает средства достижения метапредметных и личностных результатов Б. С помощью образовательных технологий Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Технология проблемного диалога Технология оценивания -Технология продуктивного чтения -Форма групповой работы Личностные результаты О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы

Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми Учебники Подача матери- ала Регулятивные УУД Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план. Работая по плану, сверять свои действия с целью. Определять степень успешности выполнения своей работы. (Из программы формирования УУД)

20 Пример проблемной ситуации через противоречие двух мнений Лена: На юге жарко. 3 класс, Окружающий мир – естествознание Миша: А как же Южный полюс? Сравните два утверждения – в чем противоречие? Какой возникает вопрос? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Где на Земле тепло, а где - холодно? РЕШЕНИЕ: Все зависит от того, прямые или косые лучи солнца падают на поверхность Земли

21 Проблемно-диалогическая технология обеспечивает развитие регулятивных умений. Окружающий мир. 3 класс Определяем проблему урока Вспоминаем то, что знаем Решаем проблему. Открываем новые знания Сравниваем свой вывод с авторским Применяем новые знания

Какие образовательные результаты обеспечивает проблемный диалог? 1.Регулятивные – умение решать проблемы 2.Коммуникативные – вести диалог 3.Познавательная – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4.Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

3) После чтения в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время чтения Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст) 1) До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа? Традиционное использование текстов на уроке: Вопросы на понимание факт. информации, Пересказ ЖИЗНЬ:

3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 1) до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Технология продуктивного чтения обеспечивает развитие коммуникативных умений (с 1999 г.) Цель - понимание текстов Средство - три этапа работы с любым текстом: Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.

Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения? 1.Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора) 2.Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию 3.Личностные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения 4.Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)

Технология оценивания учебных успехов (мини) Традиции оценивания ЧТО: знания – отметкой (знак в некой системе) КТО: Учитель ТО учебных успехов ЧТО: решение задач – оценка + отметка КТО: Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге +еще 5 правил – см. подробнее в методичках Оценивание в жизни ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО: Мы сами – по итогу деятельности

ЧТО? Всё! Но отметка – за решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка ГДЕ? В таблице требований по умениям КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ИТОГОВЫЕ? Среднеарифм.за учебный модуль 7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ мини макс

Какие образовательные результаты обеспечивает технология оценивания учебных успехов? 1.Регулятивные – умение определять, достигнут ли результат деятельности 2.Коммуникативные – аргументированно отстаивать свою точку зрения 3.Познавательные – логически обосновывать свои выводы 4.Личностные – толерантное отношение к иным решениям

ОС «Школа 2100» предлагает средства достижения метапредметных и личностных результатов В. С помощью проектов и жизненных задач Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Личностные результаты Проектная технология и Жизненные задачи О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы

Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия Пример из пособия для 2-4 кл. «Все узнаю, все смогу» Тема «Школа»

Решение жизненных задач развивает все универсальные учебные действия Пример из учебника «Информатики и ИКТ» 3 кл.

Единый комплект учебников Русский язык: с 3-4л Литература: с 3-4л Математика: с 4-5 л Обществознание: (с 3-4 л.). (3.4.) История: (3.4.) Биология: (с 3-4 л.). ( ) География: (с 3-4 л.). ( ) Химия: (с 3-4 л.). ( ) Самообразование Умею организовать дела Умею мыслить и работать с информацией Умею оценивать себя и других Умею общаться в разных ситуациях

ПРОБЛЕМА: КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА И ЕГО РОЛЬ В ДОСТИЖЕНИИ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА Дневник определяет, чему учимся и когда.

Учимся на всех предметах (с ) Регулятивные Личностные Коммуникативные Познавательные Выбираем умения!

35 Недельный разворот: учимся определять цель общей деятельности Выбираем время!

КАКОВ ИТОГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ШКОЛА 2100»?

Диагностика нового результата Психологические исследования И.М.Улановской и Е.Г.Юдиной ( ) Классы образовательной системы «Школа 2100» (Позн.): Развивающий эффект: сравнение тестов базового и приобретенного интеллекта (теорет.мышл.) показывает превышение учениками своих базовых интеллектуальных возможностей (Комм.): Благоприятные отношения внутри класса – нет «изгоев», совпадают формальные и неформальные лидеры. (Личн.): Высокая мотивированность (положительное отношение к школе). Ощущение успешности (каждый в своем), нормальный уровень тревожности. Классы традиционной программы (Позн.): Развития не зафиксировано: оба теста дают один результат. «Тренинговая» модель (подтягивание слабых без развития сильных) или «занижающая» (ориентация на низкий уровень) (Комм.): Внутри классов конфликтующие группировки, лидеры, «изгои». (Личн.): невысокая мотивированность (отрицание школы), заниженная самооценка, повышенная тревожность. Классы с учебниками «Школы 2100», но без системы

ОБЩИЕ результаты диагностики нового образовательного результата (ОУУ = УУД) в соответствии с ФГОС Компетентностные задачи год, 12 регионов РФ, около 60 школ, 80 классов, 1000 выпускников начальной школы, обучавшихся по «Школе 2100», оценочные умения организационные умения коммуникативные умения интеллектуальные умения норма хор. отл. слабо

Спасибо за внимание! Успехов Вам в вашем нелегком деле – создании нашего общего будущего!