«Школьная социальная сеть как пространство неформального образования учащихся» Студентки группы 2421 Н.Н. Ульяновой Научный руководитель Профессор, д.п.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Advertisements

Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
Педагогический совет г. ТЕМА: «Инновационные образовательные модели – условие современного качества образования» 1.Некоторые аспекты модернизации.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
«Система работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта» Методика организации внеурочной деятельности по биологии.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
LOGO «Формирование универсальных учебных действий средствами экологического образования в интересах устойчивого развития»
Программа модульного курса повышения квалификации учителей-предметников социально-экономического профиля "Управление исследовательской деятельностью ученика"
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Модель высокотехнологичной среды образовательного учреждения директор ГБОУ СОШ 324 Петрук Д.А. Модель высокотехнологичной среды образовательного учреждения.
ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Создание модели методического сопровождения перехода ОУ НОО на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации.
Необходимость реформирования условий и методов использования информационных технологий в обучении Множество разобщенных электронных учебных программ по.
Company Logo Новикова Анастасия Владимировна – к.п.н., учитель химии Санкт- Петербург, 2011 г Государственное общеобразовательное.
Транксрипт:

«Школьная социальная сеть как пространство неформального образования учащихся» Студентки группы 2421 Н.Н. Ульяновой Научный руководитель Профессор, д.п.н., О.Г. Прикот Курсовая работа

Актуальность темы ФГОС Ключевые компетенции Индивидуальные образовательные результаты Внеурочная деятельность Социальные сети ? Проблема: неразработанность современных образовательных систем (содержание, формы, технологии) для обеспечения внеурочной деятельности учащихся по достижению метапредметных результатов ФГОС. ВЫЗОВ ПРОБЛЕМАРЕШЕНИЕ

Цель и задачи курсовой работы Цель работы состоит в выявлении возможностей школьной социальной сети в организации неформального образования учащихся. Достижение цели курсовой работы предполагает необходимость решения следующих задач: 1. Проанализировать специфические особенности и цели неформального образования в условиях современного информационного общества. 2. Определить ключевые элементы построения социальной сети, необходимые для организации образовательного процесса. 3. Разработать модель школьной социальной сети, ориентированной на организацию неформального образования учащихся. 4. Спроектировать ряд учебных программ, реализуемых в школьной социальной сети. 5. Определить условия формирования ключевых компетенций учащихся в рамках школьной социальной сети.

Гипотеза исследования Основной гипотезой курсовой работы выступает предположение, что создание школьной социальной сети может стать основой для формирования ключевых компетенций учащихся только при условии проектирования в ней информационно - образовательной среды необходимой для организации неформального обучения.

Практическая значимость работы Практическая значимость работы заключается в разработке следующих инновационных продуктов, полезных для развития системы образования: - Модель школьной социальной сети как организатора развития неформального образования учащихся. - Методические рекомендации по проектированию школьной социальной сети: содержательные, технологические, технические и социальные аспекты. - Программа обучения учащихся правилам и приемам эффективной работы в школьной социальной сети.

Структура курсовой работы Введение Глава I. Психолого-педагогические основания неформального образования учащихся Этапы развития неформального образования учащихся в современном обществе Вариативность существующих моделей и концепций неформального образования учащихся. Глава II. Становление школьной социальной сети как формы организации неформального образования учащихся Сущность и основные принципы работы школьной социальной сети Возможности и риски использования школьной социальной сети как формы организации неформального образования учащихся. Глава III. Проектирование школьной социальной сети как формы организации неформального образования учащихся (на примере ГБОУ СОШ 151 Красногвардейского района Санкт-Петербурга) Образовательный потенциал существующих форм организации школьной социальной сети (форум, блог, дистант) Проектирование неформальных программ обучения учащихся в рамках школьной социальной сети Мониторинг результативности неформального образования ребенка в рамках школьной социальной сети. Заключение Список использованных источников Приложения

Содержание I главы В первой главе рассматриваются подходы к построению неформального образования учащегося в соответствии с возможностями информационного общества и требованиями ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт задает новые принципы организации образовательного процесса. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Неформальное образование Неформальное образование это альтернатива не формальному, а формализованному образованию. В 1967 г. на международной конференции в Уильямсберге (США) было признано, что официальные системы образования слишком медленно адаптируются к социально-экономическим изменениям, их развитие сдерживает не только собственный консерватизм, но и инерция самих обществ. С этой отправной точки стратеги и экономисты Всемирного банка стали делать различие между информальным, неформальным и формальным образованием. К неформальному образованию отнесена любая организованная учебная деятельность за пределами установленной формальной системы – отдельная деятельность или существенная часть более широкой деятельности, призванная служить субъектам обучения и реализующая цели обучения. Fordham, P. E. «организация, планирование обеспечены самими учащимися»; Jeffs, T. «обучение осуществляется «снизу вверх», на основе согласованных образовательных программ».

1. Неформальное образование основано на интерактивных методах обучения. 2. Процесс обучения должен быть интересен, а не базироваться на привычных для ученика «стимулах – угрозах» - поставить в дневник двойку или позвонить родителям. 3. Образование происходит через личный опыт и личное отношение. Вся информация должна быть актуализирована. 4. В основе образовательного процесса лежат не только знания. В первую очередь внимание уделяется формированию навыков самостоятельной работы и дискуссиям о ценностях. 5. В основе неформального образования лежит исследовательский подход. 6. Комфортная, дружелюбная атмосфера среди участников.

Вариативность моделей и концепций неформального образования В практической деятельности школы существуют следующие варианты: Виртуальные образовательные среды (например, виртуальный экологический музей); Дистанционное обучение как форма неформального образования; Неформальное обучение в форме e-Learning; Сторителлинг - эффективный вариант неформального обучения.

ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ. В данной главе рассматриваются основные подходы к проектированию школьной социальной сети как модели информационно- образовательной среды, необходимой для организации неформального образования учащихся.

Что такое социальная сеть? Социальная сеть (от англ. social networking service) платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. В обычном значении этого слова социальная сеть есть сообщество людей, знакомых между собой и связанных общими интересами, общим делом или чем-то другим. В Интернете социальная сеть это сервис, площадка для взаимодействия людей в группе.

Школьная социальная сеть Технологическую модель социальной сети, лишенную собственных смыслов и целей, необходимо превратить в целенаправленное пространство неформального образования ребенка, сохранив ее инновационный характер, но заполнив ее целями, содержанием, приемами работы и мониторинга.

Пример школьной социальной сети Дневник.ру всероссийская бесплатная школьная социальная сеть, разработанная в соответствии с идеологией Приоритетного национального проекта «Образование». Социальная сеть «Дневник» – закрытая, случайный человек туда не войдет. Аккаунт выдается сразу же на всю школу (точнее говоря, активационный код), и ученики, и учителя этой школы могут регистрироваться в сети по этому коду, создавать и наполнять свои личные страницы, а также заниматься эффективной работой в виртуальной образовательной среде.

Огромные возможности социальных сетей несут в себе также потенциальную опасность для детей «Чуть больше половины родителей (53%) полагают, что знают о приемах защищающих их ребенка от сетевых опасностей. Остальные 47% детей живут так, как им удобно. При этом треть от общего числа детей не собирается обсуждать проблемы виртуального мира с родителями и педагогами. Каждый шестой ребенок (17%) самостоятельно устанавливает настройки безопасности и не собирается звать взрослых на помощь в случае беды»

III Глава ПРОЕКТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ГБОУ СОШ 151 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) создать безопасную школьную социальную сеть как пространство неформального образования учащихся; разработать программы обучения учащихся правилам и приемам эффективной работы в школьной социальной сети; обеспечить поддержку самостоятельной работы учащегося в школьной социальной сети со стороны родителей и педагогов школы; интегрировать активность учащихся в социальных сетях в современный образовательный процесс в форме авторских проектов и исследовательских работ.

Констатирующая часть исследования Анкетирование 82 учащихся 5, 8 и 10 классов, 34 педагогов и 54 родителей по перспективам использования ШСС для организации неформального образования. Вопросы анкетыОтветы учащихсяОтветы педагоговОтветы родителей 1. Являетесь ли Вы участником закрытой социальной сети школы 151? Да - 100% Нет 0% Да - 80% Нет 20% Да - 90% Нет 10% 2. Удовлетворены ли Вы возможностями школьной социальной сети в повышении качества образования? Да - 80% Частично -20% Нет 0% Да - 60% Частично -20% Нет 20% Да - 10% Частично -80% Нет 10% 3. Какие темы образовательной деятельности были бы интересны для Вас в школьной социальной сети? История России - 24% Содержание домашних животных -8% Информатика 32% Исследовательские проекты по предметам – 80% Подготовка к олимпиадам – 60% Подготовка к ЕГЭ – 60% Профориентация -24% Психологический мониторинг – 12% 4. В каких знаниях Вы нуждаетесь, чтобы эффективно работать в школьной социальной сети? Работа в проектных командах – 24% Планирование самостоятельной работы – 28% Помощь в работе учащегося – 16% Контроль безопасности ребенка - 46%

Проектирование неформальных программ обучения Обучение педагогов по теме «Интерактивная образовательная программа» (на основе социально-ролевой онлайн игры «English every day» гимназии 24 им. И.А. Крылова и программы «Открытая биология. Интерактивный курс»). Программа обучения учащихся классов эффективной работе в ШСС. Программа по работе с родителями на родительских собраниях. Вариативный набор интерактивных групп Результаты неформального образования в Портфолио ученика

Заключение и перспективы Результаты исследования, выполненного в рамках курсовой работы, позволяют утверждать, что создание ШСС является востребованной формой образования со стороны родительской общественности и учащихся. Задача школы состоит в том, чтобы опираясь на естественный характер социальной сети расширить ее возможности в повышении качества образования. Направлением такой работы может стать перенос внеурочной (неформальной) части школьного образования в ШСС. В магистерской диссертации исследовательская работа будет продолжена до разработки инновационных продуктов.

Спасибо за внимание!