Государственная поддержка развития сельских территорий в Евросоюзе и США Пантелеева Ольга Ивановна, зав. кафедрой мирового сельского хозяйства и внешнеэкономических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Powerpoint Templates Page 1 Powerpoint Templates Начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Е.В. Дешевых.
Advertisements

Баллыев Батыр, начальник Управления охраны окружающей среды Министерства охраны природы Туркменистана Приоритеты и потребности в области изменения климата.
Экономического и социального развития Кемского муниципального района 2007 – 2010 Администрация Кемского муниципального района.
Опыт развития сельских территорий и управления проблемными регионами в Германии Харальд Хоппе, Министерство инфраструктуры и сельского хозяйства, Федеральная.
Комплексное развитие сельских территорий: мультисекторный подход Тамара Осташко.
П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
ТЕРРИТОРИЯ БИЗНЕСА ФОРУМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. Государственная поддержка малого бизнеса.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Красноярск, 7 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области г.Ростов-на-Дону.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Новосибирск, 12 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Программа комплексного социально- экономического развития города Ярославля на годы 1.
Об участии Ставропольского края в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации в 2013 году Министерство.
Транксрипт:

Государственная поддержка развития сельских территорий в Евросоюзе и США Пантелеева Ольга Ивановна, зав. кафедрой мирового сельского хозяйства и внешнеэкономических связей, ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Конференция «Стратегия развития сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО», 14 июня 2012 г.

Общая поддержка аграрного производства Составлено по: Producer and Consumer Support Estimates: Producer support estimate and related indicators by country, OECD Agriculture Statistics ГодыРоссияСШАЕСОЭСР в целом млрд.руб.% от ВВП млрд. долл. % от ВВП млрд. Евро % от ВВП млрд. $ США % от ВВП ,51,3898,52,66274,62, ,2,160,71,05101,02,05323,81, ,20,7592,40,93105,81,21321,31, ,61,42133,50,9187,80,72366,50,85

Структура поддержки аграрного производства в странах ОЭСР в 1986 и 2010 гг., % 2010 год 1986 год Составлено по: Producer and Consumer Support Estimates: Producer support estimate and related indicators by country, OECD Agriculture Statistics

Поддержка сельхозпроизводителей, % от валовой выручки Составлено по: Producer and Consumer Support Estimates: Producer support estimate and related indicators by country, OECD Agriculture Statistics СтранаГоды Австралия Канада Чили Исландия Япония Корея Мексика Новая Зеландия Норвегия Швейцария Турция США ЕС ОЭСР в целом Россия

Доля расходов на общие услуги в общей поддержке сельхозтоваропроизводителей за гг., % Составлено по: Producer and Consumer Support Estimates database. OECD: official site: URL:

Поддержка аграрного производства в США и Евросоюзе по условиям ВТО Составлено по: Notifications. The Agriculture Committee and implementation of commitments. WTO: [сайт]: URL: agric_e/ag_work_e.htmhttp:// agric_e/ag_work_e.htm Показатель США, млн.долл. ЕС-27, млн.евро 2000 *2008 *2000/2001*2008/2009* Общий агрегированный показатель поддержки 16802,66254, ,5 Меры «зеленой корзины» 50057,081585, ,4 Меры «голубой корзины» ,75347,8 * Маркетинговый год

Концептуальные модели государственной поддержки развития сельских территорий за рубежом Первая модель - закрепление условий и механизмов государственной поддержки в рамках единого законодательного акта (Российская Федерация, Европейский союз, Канада, Турция). Вторая модель - наличие различных программ, которые могут реализовываться независимо друг от друга (США, Мексика, Новая Зеландия).

Политика развития сельских территорий Евросоюза в программном периоде гг. РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ЕС в гг. Направление 1Направление 2Направление 3 Повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства Защита окружающей среды и управление земельными ресурсами Диверсификация сельской экономики и повышение качества жизни сельского населения Единственный механизм планирования, финансирования, мониторинга и оценки программ Единственный фонд развития сельских территорий ЛИДЕР

Меры государственной поддержки сельского развития Евросоюза (Направление1) Повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйств: профессиональное обучение населения, занятого в сельском хозяйстве, пищевой промышленности и лесном хозяйстве; поддержка создания бизнеса молодыми фермерами; поддержка раннего выхода на пенсию фермеров и работников ферм; консультационные услуги для фермеров и держателей лесных угодий; модернизация сельскохозяйственного производства; повышение экономической ценности лесных угодий; повышение добавленной стоимости сельскохозяйственной и лесной продукции; поддержка кооперации с целью разработки новых товаров и технологий в сельском хозяйстве и пищевой промышленности; восстановление аграрного потенциала, разрушенного стихийными бедствиями, и меры по их предотвращению; улучшение и развитие инфраструктуры, связанной с развитием и адаптацией сельского и лесного хозяйства; поддержка фермеров при внедрении стандартов качества Евросоюза; поддержка фермеров и групп производителей, участвующих в схемах качества продукции, и т.д.

Меры государственной поддержки сельского развития Евросоюза (Направления 2 и 3) Направление 2. Улучшение окружающей среды в сельской местности: платежи фермерам в горных районах и районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями; платежи по программе Natura 2000 (охраняемые территории); агроэкологические платежи; платежи на поддержание благополучия животных; облесение сельскохозяйственных угодий и несельскохозяйственных земель; другие программы по устойчивому лесопользованию. Направление 3. Улучшение качества жизни в сельской местности и диверсификация сельской экономики: развитие несельскохозяйственной деятельности, включая туризм; поддержка создания и развития микро-предприятий; развитие сервисных услуг для сельского населения и сельской экономики; реконструкция и развитие деревень; консервация и защита сельского культурного и природного наследия; профессиональное обучение и информационное обеспечение субъектов перечисленных мероприятий; овладение навыками и умениями для подготовки и внедрения местных стратегий развития.

Уровни софинансирования национальных программ из бюджета Евросоюза, % Направления Минимальная доля финансирования от общей суммы бюджета Уровень софинансирования Уровень софинансирования для регионов конвергенции* минимуммаксимумминимуммаксимум Направление Направление Направление Лидер5 (2,5**) * Страны-члены Евросоюза, в которых ВВП на душу населения не превышает 75% от среднего значения по Евросоюзу ** Для стран - новых членов ЕС

Структурные фонды Евросоюза Европейский фонд регионального развития (ERDF) – прямая помощь компаниям по инвестициям в создание новых рабочих мест; развитие инфраструктуры для проведения исследований, внедрения инноваций, телекоммуникаций, охраны окружающей среды, энергетики и транспорта; создание финансовых инструментов (местные фонды развития, венчурные фонды) для реализации местных проектов, связанных с региональным развитием, включая расширение взаимодействия между городами и регионами. Европейский социальный фонд (ESF) – программы в области образования, здравоохранения, социального обеспечения: поддержка схем обучения на протяжении всей жизни, создание инновационных рабочих организаций; расширение доступа к занятости безработным, женщинам и мигрантам; социальная интеграция обездоленных людей и борьба с дискриминацией на рынке труда; реформа систем образования и создание объединения образовательных учреждений. Фонд единства (Cohesion Fund) – поддержка развития трансевропейской транспортной системы и проектов по охране окружающей среды стран, где валовой национальный доход на душу населения менее 90% от среднего по ЕС.

Политика сельского развития в ЕС (программный период гг.): МодельБюджетНаправленияСистема управления Уточнение, корректировка Незначительное увеличение. Некоторое перераспределение между странами Дополнительные ресурсы направляются на меры по повышению конкурентоспособности и инновации или на меры, связанные с защитой окружающей среды. Не меняется ИнтеграцияБюджет остается прежним. Перераспределение между странами. Связь со стратегией Европа 2020 Общая стратеги- ческая структура. Отход от разделения мер по осям. Увеличение возможностей по комбинированию мер. ПереориентацияУдвоение бюджета. Перераспределение между странами. Фокусирование на окружающей среде и изменениях климата. Временное ведение ограниченного набора мер для облегчения отхода от прямых платежей. Упрощение управления. Программа Лидер отсутствует. Источник: Rural Development. Common Agricultural Policy towards Impact assessment. Commission Staff Working Paper. Brussels,

Основные направления мер поддержки развития сельских территорий (Минсельхоз США): экономическое развитие сельских территорий, стимулирование создания и развития бизнеса; развитие инфраструктуры (жилищные программы, водоснабжение, электроэнергия, широкополосные сети, телемедицина и пр.); поддержка человеческого капитала, включая развитие системы образования, профессиональной подготовки, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.); борьба с бедностью (проведение программ помощи неимущим).

Программы по развитию сельских территорий федеральных агентств и министерств США в 2010 году Департамент/агентство Число «ключевых» программ Общее число программ Министерство сельского хозяйства58159 Региональная комиссия Аппалачи66 Министерство торговли890 Министерство обороны435 Министерство образования37164 Министерство энергетики226 Агентство по защите окружающей среды1578 Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям88 Министерство здравоохранения и социального обеспечения Министерство жилищного и городского строительства Министерство внутренних дел48112 Министерство юстиции1696 Министерство труда649 Национальный благотворительный фонд искусств/Национальный фонд гуманизма 612 Институт музейных и библиотечных услуг38 Администрация малого бизнеса818 Министерство транспорта1458 Корпорация национальной и общественной службы410 Итого Составлено по: Key Federal Funding Programs for Rural Areas Listed by Department. U.S. Department of Agriculture, Rural Information Center, 2010

Удельный вес финансирования программ сельского развития по федеральным министерствам США в среднем за гг., % от общего объема финансирования Составлено по: Federal Economic Development Funding. GAO Report (GAO sp)

Основные программы развития сельских территорий (Минсельхоз США): Программы строительства и реконструкции общественных сооружений (прямые кредиты, гарантии по кредитам, гранты) Индивидуальное жилищное строительство (прямые кредиты, гарантии по кредитам) Программы по улучшению и ремонту жилых домов (прямые кредиты и гранты) Обустройство арендуемых жилых помещений (прямые кредиты) Программа субсидий по аренде жилых помещений (прямые платежи) Жилые дома для работников ферм (прямые кредиты)

Основные программы развития сельских территорий (Минсельхоз США): Программы развития систем водоснабжения и водоотведения (прямые кредиты, гарантии по кредитам, гранты) Программа поддержки бизнеса (гарантии по кредитам) Программы развития электроэнергетики и телекоммуникаций (прямые кредиты, гарантии по кредитам) Программы развития широкополосных сетей, дистанционного обучения и телемедицины (прямые кредиты, гарантии по кредитам, гранты) Энергетические программы (гарантии по кредитам, гранты)

Средства федерального бюджета в расчете на 1 жителя США, долларов Финансовый год Сельское население Городское население Население в целом Сельское в % от городского , , , , , , ,4 Источник: State Fact Sheets: United States. Economic Research Service, USDA. May,

Стратегический план Минсельхоза США на гг. Раздел – Развитие сельских территорий Основные направления: 1.Расширение доступа к широкополосным сетям и развитие бизнеса. 2.Содействие расширению использования возобновляемых источников энергии. 3.Развитие региональных продовольственных систем. 4.Капитализация возможностей при изменении климата. 5.Создание и сохранение рабочих мест посредством развития рекреации и использования природных ресурсов, их сохранения и улучшение управления ими.

Финансирование программ сельского развития Страна, единица измерения Годы 2011 г. в % к 2008 г Россия, млрд.руб. 8,148,127,77,7295,3 Евросоюз, млрд.евро 10,5313,9814,3614,44137,1 США, млрд.долларов 18,9748,0240,0324,06126,8 Составлено по: Draft General Budget of the European Union for the financial year General Information. EU, ; Budget Summary and Annual Performance Plan, Financial Year USDA, Washington DC. 152 c. Федеральный закон от 02 декабря 2009 года 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»;

Финансирование программ сельского развития из средств федерального бюджета в 2010 году Показатель Российская Федерация ЕвросоюзСША Численность сельского населения, млн.чел. 38,3 130,156,6 Финансирование программ развития сельских территорий, млрд.руб. 7,7582, ,2 1 Федеральное финансирование в расчете на 1 сельского жителя, руб. 201,04475,023670,6 1 В рублях по курсу на ( 1 евро = 43,46 руб. 1 доллар США = 30,185 руб.)

Основные выводы: реализация программных мероприятий осуществляется только на сельских территориях на основе типологии территории страны; в законодательстве стран четко прописаны условия и механизмы реализации программ, которые должны неукоснительно соблюдаться всеми действующими лицами; органам местного самоуправления предоставляются не только широкие права по реализации программ развития сельских территорий, но и адекватная финансовая поддержка посредством использования комплекса финансовых инструментов: прямые платежи населению, программы грантовой поддержки, кредиты, гарантии по кредитам, налоговые льготы, техническая помощь и др. с четким указанием условий их применения; предоставление субъектам программ права выбирать из перечня направлений в рамках единой политики или программ различных ведомств те, которые наиболее способствуют развитию сельских территорий конкретного региона; поддержка местных инициатив и широкое участие населения в процессе разработки, реализации, оценки и мониторинга программ сельского развития.