Дудырев Федор Феликсович dudyrev.fedor@yandex.ru Центр профессионального образования Федеральный институт развития образования Педагогические измерительные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Advertisements

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Комитет по здравоохранению Санкт - Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Фельдшерский.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
О подходах к разработке измерительных материалов для оценки освоения требований ФГОС обучающимися и выпускниками образовательного учреждения профессионального.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
Оценка соответствия содержания профессиональных образовательных программ Федеральным государственным образовательным стандартам «Электронный эксперт»
КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ АККРЕДИТАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
Проект п-Ф-192 Научно-исследовательская работа «РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО БАНКА ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
Контрольно-оценочные средства. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального.
Федеральный институт развития образования. Проблемы и перспективы развития системы гарантии качества высшего образования» «Проблемы и перспективы развития.
Орехова О.Б., консультант отдела контроля качества образования Пермь март, 2012.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ И ПРОГРАММАХ А.А. Шехонин, проректор В.А. Тарлыков, профессор Национальный исследовательский.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
ПРОЕКТ«Создание, апробация механизмов организации педагогических практик и инструментария для проведения аттестации в форме квалификационного испытания.
Транксрипт:

Дудырев Федор Феликсович Центр профессионального образования Федеральный институт развития образования Педагогические измерительные материалы для оценивания компетенций: проблемы составления кодификаторов и выбора формы тестовых заданий

«В настоящее время до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о методологии оценивания компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС, отсутствует единство взглядов относительно разработки педагогических измерительных материалов для оценивания компетенций в рамках требований ФГОС ВПО». Резолюция III Всероссийской научно-практической конференции «Оценка компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС», марта 2012, РЭУ им. Г.В. Плеханова

Функции педагогических измерительных материалов 1.Обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации п. 8.1 ФГОС ВПО: Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в т.ч. путем… разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников п. 8.4 ФГОС ВПО: Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Функции педагогических измерительных материалов 2. Установление соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников ФГОС в рамках государственной аккредитации п. 4: При осуществлении государственной аккредитации организации проводится аккредитационная экспертиза следующих видов: а) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям. п. 8 Порядок разработки аккредитационных педагогических измерительных материалов устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (утв. пост. Правительства РФ от 21 марта 2011 г. 184)

Функции педагогических измерительных материалов 3. Установление соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников ФГОС в рамках государственного контроля качества образования п. 8: При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям. п. 10: В ходе проверки проводятся следующие мероприятия: в) экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок). Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования (утв. пост. Правительства РФ от 11 марта 2011 г. 164)

Функции педагогических измерительных материалов 4. Введение к 2017 г. ЕГЭ для бакалавров и специалистов Дальнейшее развитие получит стандартизованное тестирование для оценки качества освоения выпускниками образовательных программ, результаты которого должны учитываться в рейтингах образовательных учреждений. Планируется введение стандартизованного экзамена по разным предметам для выпускников бакалавриата и специалитета, который будет способствовать мобильности студентов внутри страны и станет индикатором качества подготовки бакалавров в вузе. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г р).

Функции педагогических измерительных материалов 5. Формирование Общероссийской системы оценки качества образования Создание системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях, обеспечивающих как выбор образовательных услуг их потребителями, так и корректировку содержания и технологий образования Российская Федерация будет на регулярной основе участвовать не менее чем в 7 международных сопоставительных исследованиях качества образования; Формирование культуры оценки качества образования через повышение квалификации кадров системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг.

Этапы разработки педагогических измерительных материалов Разработка общей структуры ПИМ Определение целей измерения Формулирование перечня оцениваемых компетенций и их группировка Описание признаков проявления компетенций (операционализация) Определение подхода к созданию ПИМ и интерпретации результатов измерения Определение содержания ПИМ и разработка его спецификации Планирование и разработка заданий Разработка оценочных рубрик Отбор заданий и их расположение в структуре измерительных материалов Проведение экспертного анализа качества измерительных материалов Экспертиза формы заданий и оценочных рубрик Переработка содержания и форм заданий по результатам экспертизы Апробация измерительных материалов Отбор специалистов и разработка инструкций Проведение апробационного тестирования Проведение чистки ПИМ и улучшение его характеристик (оптимизации трудности заданий, повышение их валидности и т.д.

Модель педагогических измерительных материалов содержание ПИМ (область профессиональной деятельности) техника измерения (формы заданий) результаты образования знания, умения, общие и профессиональные компетенции

Проблемы, связанные с определением содержания ПИМ профессионального образования 1. В отличие от ФГОС среднего (полного) общего образования, ФГОС НПО, СПО и ВПО не содержат обязательного минимума содержания основных образовательных программ. Перечень элементов содержания, проверяемых заданиями ПИМ, не может быть определен на основе ФГОС и должен устанавливаться на основе содержания примерных образовательных программ и (или) профессиональных стандартов.

Проблемы, связанные с определением содержания ПИМ профессионального образования 2. Значительная диверсификация предметного содержания во ФГОС профессионального образования требует разработки ПИМ по 400 дисциплинам ГСЭ, математического и естественнонаучного, профессионального циклов (вместо 14 дисциплин в рамках ЕГЭ) Общее образованиеНПО, СПО, ВПО Ведущий вид деятельности Учебная деятельностьПрофессиональная деятельность Предмет оцениванияУчебные умения и навыки, обобщенные способы учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности Общие (общекультурные) и профессиональные компетенции, знания, умения, навыки Дидактические единицы14400

Проблемы, связанные с определением содержания ПИМ профессионального образования 3. Ограниченность дисциплинарного подхода при разработке ПИМ профессионального образования Все общие (общекультурные) и ряд профессиональных компетенций, умений и навыков формируются в результате прохождения ООП в целом или в процессе освоения нескольких учебных дисциплин (практик). Отсюда необходимость использования при формировании компетентностных ПИМ содержания, относящегося к разным предметным областям.

Проблемы связанные с формированием перечня оцениваемых компетенций и их группировкой 1. Дробность результатов образования, подлежащих оцениванию Отдельные ФГОС ВПО включают до 70 профессиональных компетенций. Отсюда необходимость: - группировки (кластеризации) компетенций и разработки ПИМ, обеспечивающих оценку сформированности групп компетенций - иерархизации компетенций и разработки ПИМ, обеспечивающих оценку «конечных» компетенций.

Проблемы связанные с формированием перечня оцениваемых компетенций и их группировкой 2. Необходимость выделения показателей (наблюдаемых признаков) проявления компетенции требует декомпозиции профессиональной деятельности, выделения отдельных ее этапов (процедур) и типовых задач, решаемых специалистом.

Выделение признаков (операционализация) профессиональных компетенций Формулировка ФГОС ВПО 1. Владение навыками технико-экономического анализа, умение рассчитывать основные технико- экономические показатели деятельности подразделения (организации) Виды экономических расчетов 1.1 Основной капитал и производственные мощности 1.2 Оборотные средства 1.3 Оплата труда 1.4 Издержки производства и обращения 1.5 Ценообразование 1.6 Прибыль и рентабельность

Выделение признаков (операционализация) профессиональных компетенций Виды экономических расчетов 1.1 Основной капитал и производственные мощности Типовые задачи1.1.1 Расчет стоимости основных фондов Расчет фондоотдачи, фондовооруженности, фондоемкости предприятия Расчет коэффициентов выбытия, замены, обновления Расчет производственной мощности Расчет коэффициента загрузки оборудования …………………………..

Проблемы, связанные с выбором формы измерительных материалов 1. Межпредметный характер общих (общекультурных) и части профессиональных компетенций, умений и навыков требует использования гетерогенных и интегративных ПИМ (в отличие от гомогенных, используемых в ЕГЭ).

Проблемы, связанные с выбором формы измерительных материалов 2. Оценка образовательных достижений по видам деятельности, относящихся к высоким квалификационным уровням (проектирование, научное исследование, экспертиза, принятие управленческих решений и т.д.), не может осуществляться на основе измерительных материалов традиционной формы (задания с множественным выбором, задания с конструируемым ответом, задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности).

Спасибо за внимание!