Егупова Ольга Владимировна- зам.директора ЦППРиК «Тверской» учитель – логопед высшей категории Деятельность учителя – логопеда инклюзивной школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ,ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Учитель-логопед Набатникова Е.В.
Advertisements

Методика коррекционной работы по преодолению оптической дисграфии Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Майдибор Елена Сергеевна Новиченко Динара Раисовна Халилова Рита Митхатовна Фаттахова Ольга Владимировна.
Учитель – дефектолог ЦПМПК МО Сидоренко Анастасия Григорьевна.
вид речевой деятельности, в процессе которой буквенный код переводится в звуковой и осуществляется процесс понимания. взаимодействие работы зрительного,
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ Добрынина Оксана Валентиновна ГБОУ СОШ 960 ДО
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Игровое пособие по автоматизации звуков.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Добукварный период Задачи добукварного периода: 1. первичное изучение детей; 2. развитие интереса к обучению; 3. воспитание навыков речевого общения;
Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Структурное подразделение «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» ГОУ гимназия 622 Трудности формирования.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ освоение телесного пространства освоение внешнего пространства пространственные схемы и диктанты конструктирование.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Трудности при овладении чтением (С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.:АСТ; СПБ, 2008.)
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Транксрипт:

Егупова Ольга Владимировна- зам.директора ЦППРиК «Тверской» учитель – логопед высшей категории Деятельность учителя – логопеда инклюзивной школы

В ИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ Индивидуальные занятия. Подгрупповые занятия. Работа параллельно с учителем в классе. Диагностика по выявлению предпосылок возникновения дислексии и дисграфии (всего класса). Адаптация учебного материала для ребенка с ОВЗ. Составление ИОП совместно с учителем, дефектологом, психологом, консилиумы. Обязательная взаимосвязь «СОШ - ДОУ»

Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО КЛАССА Взаимосвязь «учитель – дефектолог – логопед – психолог - тьютор - родитель» Четкое распределение программного материала Выбор методики подачи материала - Перед уроком - Закрепление урока. - Параллельное объяснение.

Т ИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ. Симптоматика трудностей Причины Замена согласных букв, близких по звучанию или артикуляции -Недоразвитие фонетико – фонематического анализа - Недостатки произвольного внимания -Несформированность звуко – буквенных ассоциаций -Недостатки произношения Пропуск гласных букв, слогов-Недостаточность звуко – буквенного анализа - Неустойчивость внимания -Сниженная работоспособность Трудность употребления Ь, правильного написания мягких согласных -Недоразвитие фонетико – фонематического анализа -Не развито умение дифференцировать мышечное усилие - Не усвоены правила правописания

Т ИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ. Симптоматика трудностейПричины Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова -Несформированность фонетико – фонематического анализа -Недостаточность развития анализа пространственных представлений Трудности определения кол-ва слов в предложении, при выделении слова из предложения -Недостатки в развитии вербального анализа - Несформированность понятия числа Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных -Несформированность фонетико – фонематического анализа - Недостаточность звукового анализа

Т ИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ. Симптоматика трудностейПричины Затруднения при определении кол-ва звуков в слове -Недостатки в развитии звукового анализа -Слабое развитие слуховой памяти Неразличение на письме сходных по начертанию букв (б- в, н-п, м-л и др.) -Недостаточность зрительного анализа -Несформированность анализа пространственных отношений Добавление лишних гласных букв (галака- галка) -Несформированность звуко – буквенного анализа - Неустойчивость произвольного внимания

Т ИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ. Симптоматика трудностейПричины Перестановка букв и слогов в словах -Недостаточность зрительного анализа -Недостаточность звуко- буквенного анализа -Неустойчивость произвольного внимания При письме сращивание и расщепление слов, слитное написание с предлогами, раздельное написание с приставками -Несформированность вербального анализа - недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза -Недостаточное развитие анализа пространственных отношений «Зеркальное» написание букв-Недостаточность зрительного анализа -Недостаточное развитие анализа пространственных отношений -Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательными образами буквы

Т ИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ. Симптоматика трудностейПричины Замена букв по пространственному сходству (с- е, б-д, и-п, н-п) - Недостаточное развитие анализа пространственных отношений - Недостаточность зрительного анализа С ошибками списывает с доски-Несформированность процессов зрительного анализа -Неустойчивость произвольного внимания - Неумение поэлементно воспроизводить образец - Слабое развитие кратковременной зрительной памяти

Т ИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ. Симптоматика трудностей Причины Трудности в слиянии звуков в слоги, слогов в слова -Низкий уровень синтеза звуковых элементов -Недостатки в развитии звуко – буквенных ассоциаций - Недостаточное знание букв алфавита Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки -Недостаточное развитие анализа пространственных представлений -Неустойчивость произвольного внимания Неправильное чтение похожих по начертанию букв (фозетка - розетка) -Несформированность процессов зрительного анализа -Недостаточное развитие анализа пространственных представлений -Неупроченность ассоциаций между звуковой и графической формами буквы

Т ИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ. Симптоматика трудностейПричины Прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, перестановка слогов и пр.) -Несформированность процессов произвольного внимания -Недостаточность процессов зрительного анализа Низкая скорость чтения-Недостаточность зрительного анализа буквенного материала - Несформированность процесса синтеза звуковых элементов - Отсутствие прочных связей между буквой и звуком - Недостатки артикуляции - Малый объем восприятия - Неустойчивость произвольного внимания

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС Особенности ученикаДействия педагога Речь - как монолог - Хорошо представляет содержание фантазий ребенка - Одновременное иллюстрирование рассказа ребенка рисунками - Составление «загадок» по любимым темам Невозможность последовательного изложения событий - Эмоционально – смысловой комментарий всего, что происходит с ребенком - Замена традиционной работы по серии картинок на «сюжетное рисование» про самого ребенка, календари

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС. О БУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ МЕТОДИКА 1. «Одновременное обучение «глобальному чтению» и буквам » 1 этап «Подписи к фотографиям». Фотографии членов семьи, любимых продуктов, карточки - подписи. Одновременно не более 5. 2 этап. «Альбомы с картинками и буквами». Можно традиционно по лексическим темам, выбирая необходимый словарь, а можно – отталкиваясь от интересов ребенка.

1 ЭТАП : А, М, П, У, Б, Д 2 ЭТАП : БУКВЫ ИМЕНИ 3 ЭТАП : ОСТАВШИЕСЯ ГЛАСНЫЕ 4 ЭТАП : ОСТАВШИЕСЯ СОГЛАСНЫЕ А АРБУЗ АВТОБУС ЧАЙ САХАР РЫБА ЛОЖКА

М ЕТОДИКА РАБОТЫ С БУКВОЙ 1 буква – 2 – 3 страницы альбома Новую букву пишет вначале взрослый, затем ребенок Рисование предметов, в названиях которых есть эта буква Подписывание (на сточках) нарисованных предметов. Ребенок другим цветом вписывает изучаемую букву. Изготовление букв из пластилина, цветной бумаги, мелкой наждачной бумаги, фантиков и пр.

3 этап работы. -изготовление дубликатов изученных слов -изготовление «рассыпанных слов» (на глазах у ребенка, разрезание слова на отд. буквы) 4 этап работы. - составление фраз, чтение предложений на материале любимых тем, литературных произведений. - фразы выкладываются в столбик - фраза состоит из 2 – 3 слов 5 этап работы. -составление из знакомых фраз коротких текстов. - фразы выкладываются линейно

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС. О БУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ МЕТОДИКА 2. «Глобальное чтение» - чтение автомат. энграмм - чтение слов - чтение письменных инструкций (схема тела, план комнаты) - чтение предложений

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ Д АУНА Особенности ученика Действия педагога Отставание в развитии мелкой и крупной моторике -большое количество доп. упражнений - письмо через копирку или кальку - использование разнообразных материалов Проблемы со зрением-сажать в первые ряды -использование более крупного шрифта - использование простых по сюжету и ярких пособий Проблемы со слухом-сажать в первые ряды -обращаться непосредственно к ученику - подкреплять речь жестами, мимикой - иллюстрировать речь наглядными материалами - писать новые слова на доске - громко повторять ответы других детей

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ Д АУНА Особенности ученика Действия педагога Трудности восприятия информации на слух, ослабленная слуховая память -ограниченный объем устных заданий - предоставление достаточного времени на осмысление и реакции на задание - планирование визуальной помощи / альтернативной деятельности - индивидуальное повторение любой информации данной детскому коллективу в целом Более короткий период концентрации внимания - использование цепочки коротких, ясно поставленных заданий -работа на компьютере - использование «занимательной коробки» (книжки, карточки, игры на мелкую моторику и пр.)

О СОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ Д АУНА Слабость мышц речевого аппарата - постоянный поддерживающий массаж (по Дьяковой при гипотонии) - формирование межсистемных взаимодействий Трудности в понимании обращенной речи, заданий. - методика Корнева и Старосельской «Как научить ребенка говорить, читать и думать» Трудности в формировании ГСР (Р.И.Лалаева) «Построение предложений по внешним моделям» 1. Субьект + предикат (кошка лежит) 2. Субьект + предикат + объект (девочка рвет цветы) 3. Субьект + предикат + локатив (на столе стоит ваза) 4. Субьект + предикат + объект + объект (девочка гладит платье утюгом)

О СОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ Д АУНА Трудности обучения чтению Одновременное использование нескольких методик обучения чтению: - «глобальное» чтение (лото) - методика Т.С. Резниченко «Послоговое чтение» - традиционный аналитико – синтетический метод

Э ЛЕМЕНТЫ « ГЛОБАЛЬНОГО » ЧТЕНИЯ Понимание значимости символов для передачи сообщения - Создание надписей на глазах у ребенка - «Чтение» надписей Элементы «глобального чтения» - Дифференцировка по цвету - Дифференцировка по длине контура слова - Дифференцировка по первой букве - Накопление словаря существительных

М АТЕРИАЛЫ К ЧТЕНИЮ СНЕГ СНЕЖИНКА ЗИМА СНЕГОВИК

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЦП Формирование пространственно – временных представлений Собственно пространственные представления - Ориентировка в пространстве - Ориентировка на вертикальной плоскости - Ориентировка на горизонтальной плоскости Временные представления - Понимание связи «сначала - потом» - Понятия частей суток - Оперирование терминами «вчера- сегодня - завтра» - Времена года - Дни недели

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЦП Нормализация состояния мышц речевого аппарата. В соответствии с рекомендациями медиков. - при гипотонусе - при гипертонусе - при дистонусе

П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Положение ребенка: сидя на полу, в удобной позе Опорой для листа служит лист оргалита, фактурной поверхностью вверх Восковой мелок в форме кирпичика Нежестко прикрепленный лист бумаги размером А4 Методика Зельдина Л.М. ktyz.blogspot.com

П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 1. Чиркание по листу слева направо (размашисто и сильно). Упражнение 2. Рисование дуги выгнутой вниз.

П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 3. Чередование упражнение 1 и 2 этапа. Упражнение 4. Рисование волнообразных линий.

П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 5. «Круглая» радуга с чередованием цветов. Упражнение 6. Радуга.

П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 7. Перечеркивание пятна быстрыми движениями от точек. Упражнение 8. Свободное рисование.

П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 9. Соединение трех точек плавными движениями. Упражнение 10. Обведение спирали.

П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 11. Крестики Упражнение 12. Обведение «горизонтальной» восьмерки.

П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 13. Движение по нарисованной «растущей» восьмерке. Упражнение 14. Самостоятельная «растущая» восьмерка.

П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 15. «Спирали» с точками внизу линии. Упражнение 16. «Спирали» внизу прямой линии.

П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 17. «Спирали» вверху прямой линии» Упражнение 18. «Спирали» между двумя прямыми линиями.

П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 19. «Бесконечная И» Упражнение 20. «Слалом 1»

П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 21. «Слалом 2» Упражнение 22. «Слалом 3»

П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 23. «Слалом 5» Упражнение 24. «Сердечки»

П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 25. «Горки» Упражнение 26. «Сложные узоры»

П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 27. «Ритмы» Упражнение 28. «Кочки»