Егупова Ольга Владимировна- зам.директора ЦППРиК «Тверской» учитель – логопед высшей категории Деятельность учителя – логопеда инклюзивной школы
В ИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ Индивидуальные занятия. Подгрупповые занятия. Работа параллельно с учителем в классе. Диагностика по выявлению предпосылок возникновения дислексии и дисграфии (всего класса). Адаптация учебного материала для ребенка с ОВЗ. Составление ИОП совместно с учителем, дефектологом, психологом, консилиумы. Обязательная взаимосвязь «СОШ - ДОУ»
Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО КЛАССА Взаимосвязь «учитель – дефектолог – логопед – психолог - тьютор - родитель» Четкое распределение программного материала Выбор методики подачи материала - Перед уроком - Закрепление урока. - Параллельное объяснение.
Т ИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ. Симптоматика трудностей Причины Замена согласных букв, близких по звучанию или артикуляции -Недоразвитие фонетико – фонематического анализа - Недостатки произвольного внимания -Несформированность звуко – буквенных ассоциаций -Недостатки произношения Пропуск гласных букв, слогов-Недостаточность звуко – буквенного анализа - Неустойчивость внимания -Сниженная работоспособность Трудность употребления Ь, правильного написания мягких согласных -Недоразвитие фонетико – фонематического анализа -Не развито умение дифференцировать мышечное усилие - Не усвоены правила правописания
Т ИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ. Симптоматика трудностейПричины Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова -Несформированность фонетико – фонематического анализа -Недостаточность развития анализа пространственных представлений Трудности определения кол-ва слов в предложении, при выделении слова из предложения -Недостатки в развитии вербального анализа - Несформированность понятия числа Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных -Несформированность фонетико – фонематического анализа - Недостаточность звукового анализа
Т ИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ. Симптоматика трудностейПричины Затруднения при определении кол-ва звуков в слове -Недостатки в развитии звукового анализа -Слабое развитие слуховой памяти Неразличение на письме сходных по начертанию букв (б- в, н-п, м-л и др.) -Недостаточность зрительного анализа -Несформированность анализа пространственных отношений Добавление лишних гласных букв (галака- галка) -Несформированность звуко – буквенного анализа - Неустойчивость произвольного внимания
Т ИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ. Симптоматика трудностейПричины Перестановка букв и слогов в словах -Недостаточность зрительного анализа -Недостаточность звуко- буквенного анализа -Неустойчивость произвольного внимания При письме сращивание и расщепление слов, слитное написание с предлогами, раздельное написание с приставками -Несформированность вербального анализа - недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза -Недостаточное развитие анализа пространственных отношений «Зеркальное» написание букв-Недостаточность зрительного анализа -Недостаточное развитие анализа пространственных отношений -Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательными образами буквы
Т ИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ. Симптоматика трудностейПричины Замена букв по пространственному сходству (с- е, б-д, и-п, н-п) - Недостаточное развитие анализа пространственных отношений - Недостаточность зрительного анализа С ошибками списывает с доски-Несформированность процессов зрительного анализа -Неустойчивость произвольного внимания - Неумение поэлементно воспроизводить образец - Слабое развитие кратковременной зрительной памяти
Т ИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ. Симптоматика трудностей Причины Трудности в слиянии звуков в слоги, слогов в слова -Низкий уровень синтеза звуковых элементов -Недостатки в развитии звуко – буквенных ассоциаций - Недостаточное знание букв алфавита Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки -Недостаточное развитие анализа пространственных представлений -Неустойчивость произвольного внимания Неправильное чтение похожих по начертанию букв (фозетка - розетка) -Несформированность процессов зрительного анализа -Недостаточное развитие анализа пространственных представлений -Неупроченность ассоциаций между звуковой и графической формами буквы
Т ИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ. Симптоматика трудностейПричины Прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, перестановка слогов и пр.) -Несформированность процессов произвольного внимания -Недостаточность процессов зрительного анализа Низкая скорость чтения-Недостаточность зрительного анализа буквенного материала - Несформированность процесса синтеза звуковых элементов - Отсутствие прочных связей между буквой и звуком - Недостатки артикуляции - Малый объем восприятия - Неустойчивость произвольного внимания
С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС Особенности ученикаДействия педагога Речь - как монолог - Хорошо представляет содержание фантазий ребенка - Одновременное иллюстрирование рассказа ребенка рисунками - Составление «загадок» по любимым темам Невозможность последовательного изложения событий - Эмоционально – смысловой комментарий всего, что происходит с ребенком - Замена традиционной работы по серии картинок на «сюжетное рисование» про самого ребенка, календари
С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС. О БУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ МЕТОДИКА 1. «Одновременное обучение «глобальному чтению» и буквам » 1 этап «Подписи к фотографиям». Фотографии членов семьи, любимых продуктов, карточки - подписи. Одновременно не более 5. 2 этап. «Альбомы с картинками и буквами». Можно традиционно по лексическим темам, выбирая необходимый словарь, а можно – отталкиваясь от интересов ребенка.
1 ЭТАП : А, М, П, У, Б, Д 2 ЭТАП : БУКВЫ ИМЕНИ 3 ЭТАП : ОСТАВШИЕСЯ ГЛАСНЫЕ 4 ЭТАП : ОСТАВШИЕСЯ СОГЛАСНЫЕ А АРБУЗ АВТОБУС ЧАЙ САХАР РЫБА ЛОЖКА
М ЕТОДИКА РАБОТЫ С БУКВОЙ 1 буква – 2 – 3 страницы альбома Новую букву пишет вначале взрослый, затем ребенок Рисование предметов, в названиях которых есть эта буква Подписывание (на сточках) нарисованных предметов. Ребенок другим цветом вписывает изучаемую букву. Изготовление букв из пластилина, цветной бумаги, мелкой наждачной бумаги, фантиков и пр.
3 этап работы. -изготовление дубликатов изученных слов -изготовление «рассыпанных слов» (на глазах у ребенка, разрезание слова на отд. буквы) 4 этап работы. - составление фраз, чтение предложений на материале любимых тем, литературных произведений. - фразы выкладываются в столбик - фраза состоит из 2 – 3 слов 5 этап работы. -составление из знакомых фраз коротких текстов. - фразы выкладываются линейно
С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС. О БУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ МЕТОДИКА 2. «Глобальное чтение» - чтение автомат. энграмм - чтение слов - чтение письменных инструкций (схема тела, план комнаты) - чтение предложений
С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ Д АУНА Особенности ученика Действия педагога Отставание в развитии мелкой и крупной моторике -большое количество доп. упражнений - письмо через копирку или кальку - использование разнообразных материалов Проблемы со зрением-сажать в первые ряды -использование более крупного шрифта - использование простых по сюжету и ярких пособий Проблемы со слухом-сажать в первые ряды -обращаться непосредственно к ученику - подкреплять речь жестами, мимикой - иллюстрировать речь наглядными материалами - писать новые слова на доске - громко повторять ответы других детей
С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ Д АУНА Особенности ученика Действия педагога Трудности восприятия информации на слух, ослабленная слуховая память -ограниченный объем устных заданий - предоставление достаточного времени на осмысление и реакции на задание - планирование визуальной помощи / альтернативной деятельности - индивидуальное повторение любой информации данной детскому коллективу в целом Более короткий период концентрации внимания - использование цепочки коротких, ясно поставленных заданий -работа на компьютере - использование «занимательной коробки» (книжки, карточки, игры на мелкую моторику и пр.)
О СОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ Д АУНА Слабость мышц речевого аппарата - постоянный поддерживающий массаж (по Дьяковой при гипотонии) - формирование межсистемных взаимодействий Трудности в понимании обращенной речи, заданий. - методика Корнева и Старосельской «Как научить ребенка говорить, читать и думать» Трудности в формировании ГСР (Р.И.Лалаева) «Построение предложений по внешним моделям» 1. Субьект + предикат (кошка лежит) 2. Субьект + предикат + объект (девочка рвет цветы) 3. Субьект + предикат + локатив (на столе стоит ваза) 4. Субьект + предикат + объект + объект (девочка гладит платье утюгом)
О СОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ Д АУНА Трудности обучения чтению Одновременное использование нескольких методик обучения чтению: - «глобальное» чтение (лото) - методика Т.С. Резниченко «Послоговое чтение» - традиционный аналитико – синтетический метод
Э ЛЕМЕНТЫ « ГЛОБАЛЬНОГО » ЧТЕНИЯ Понимание значимости символов для передачи сообщения - Создание надписей на глазах у ребенка - «Чтение» надписей Элементы «глобального чтения» - Дифференцировка по цвету - Дифференцировка по длине контура слова - Дифференцировка по первой букве - Накопление словаря существительных
М АТЕРИАЛЫ К ЧТЕНИЮ СНЕГ СНЕЖИНКА ЗИМА СНЕГОВИК
С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЦП Формирование пространственно – временных представлений Собственно пространственные представления - Ориентировка в пространстве - Ориентировка на вертикальной плоскости - Ориентировка на горизонтальной плоскости Временные представления - Понимание связи «сначала - потом» - Понятия частей суток - Оперирование терминами «вчера- сегодня - завтра» - Времена года - Дни недели
С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЦП Нормализация состояния мышц речевого аппарата. В соответствии с рекомендациями медиков. - при гипотонусе - при гипертонусе - при дистонусе
П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Положение ребенка: сидя на полу, в удобной позе Опорой для листа служит лист оргалита, фактурной поверхностью вверх Восковой мелок в форме кирпичика Нежестко прикрепленный лист бумаги размером А4 Методика Зельдина Л.М. ktyz.blogspot.com
П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 1. Чиркание по листу слева направо (размашисто и сильно). Упражнение 2. Рисование дуги выгнутой вниз.
П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 3. Чередование упражнение 1 и 2 этапа. Упражнение 4. Рисование волнообразных линий.
П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 5. «Круглая» радуга с чередованием цветов. Упражнение 6. Радуга.
П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 7. Перечеркивание пятна быстрыми движениями от точек. Упражнение 8. Свободное рисование.
П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 9. Соединение трех точек плавными движениями. Упражнение 10. Обведение спирали.
П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 11. Крестики Упражнение 12. Обведение «горизонтальной» восьмерки.
П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 13. Движение по нарисованной «растущей» восьмерке. Упражнение 14. Самостоятельная «растущая» восьмерка.
П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 15. «Спирали» с точками внизу линии. Упражнение 16. «Спирали» внизу прямой линии.
П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 17. «Спирали» вверху прямой линии» Упражнение 18. «Спирали» между двумя прямыми линиями.
П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 19. «Бесконечная И» Упражнение 20. «Слалом 1»
П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 21. «Слалом 2» Упражнение 22. «Слалом 3»
П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 23. «Слалом 5» Упражнение 24. «Сердечки»
П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 25. «Горки» Упражнение 26. «Сложные узоры»
П ОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ПРИ ДЦП. Упражнение 27. «Ритмы» Упражнение 28. «Кочки»