Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (проект) По материалам семинара - совещания «Законодательное обеспечение системы образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» М.Б. Лукашевич, директор Департамента правового обеспечения деятельности.
Advertisements

Система образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Ю.В. Линская, заместитель директора Департамента правового обеспечения.
1 19 апреля 2011 г. … Дискуссию продолжайте, но при этом, конечно, у нас есть уже ключевые параметры законопроекта, которые, по всей вероятности, должны.
Заместитель начальника Департамента образования О.Г. Антонова Система образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» АВГУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ СЕКЦИЯ «Региональная.
Система дошкольного образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» МДОУ Бершетский детский сад «Умка»
П роект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» М.Б. Лукашевич, директор Департамента правового обеспечения деятельности Министерства.
Экономическая деятельность в сфере образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
1 Система образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
О проекте федерального закона « Об образовании В Российской Федерации »
Система образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
Новое законодательство в условиях модернизации как основа повышения качества образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Августовский педагогический совет г. Докладчик зам.директора по УВР Н.М.Рындычева. Новое законодательство в условиях модернизации как основа.
Поручение президента российской федерации 19 апреля 2011 г. … Дискуссию продолжайте, но при этом, конечно, у нас есть уже ключевые параметры законопроекта,
Система образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
273-ФЗ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Управление образования Чеховского муниципального района 2013г.
Выступление директора школы Константиновой Г.Х. 01 ноября 2011 года.
Транксрипт:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (проект) По материалам семинара - совещания «Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации» (г. Москва)

Предыстория законопроекта 2000 г.- общие принципы законодательства по образованию в СНГ декабрь 2004 г. – предложения Союза ректоров по созданию образовательного кодекса (интегрированного закона) 2008 г. – один их итогов практики реализации Национального проекта «Образование» – новая модель и изменение законодательства июнь 2009 г. – создание рабочей группы Минобрнауки России май 2010 г. – материалы законопроекта на сайте Минобрнауки России декабрь 2010 – январь 2011 г.г. – обсуждение на специализированном сайте

Противоречия законодательства об образовании С Конституцией РФ (общедоступность среднего профессионального образования) С Гражданским кодексом РФ (использование понятий «организация» и «учреждение») С ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (использование понятий «пенсия за выслугу лет» и «досрочная пенсия») с иными ФЗ

Изменения законодательства В Закон РФ «Об образовании» внесено: 74 изменения. Из них основная масса за период, начиная с 2002 года в 2007 году – 12, в 2008 году – 6, в 2009 году – 9 в 2010 году – 8, в 2011 году - 6 Аналогичная ситуация с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Идея 1 – изменить подходы правового регулирования прежнее регулирование построено на ведомственных принципах (не случайно 2 базовых закона) прежнее регулирование построено на воспроизводстве демократических начал и рыночных принципов внутри системы: -негосударственное образование, -институты регулирования образовательного рынка, опирающиеся на потребности отраслей (ведомственные аккредитация и установление перечня учебников), -академические свободы обр.учреждений (самостоятельность утверждения программ), -отказ от политических функций учреждений

Идея 2 – изменить акценты Переход от построения рыночных правил деятельности отрасли в начале 90- г.г к обеспечению модернизации, основным движителем которой является человек: -человек строит отрасль, а не отрасль человека, -закон не для отрасли, а для расширения образовательных возможностей граждан, -качество законодательства определяется тем, насколько расширяются образовательные возможности граждан, -модернизацию простым расширением свобод не обеспечить.

Идея 3 – изменить позиционирование образовательных организаций Личностный уровень: развитие организаций как рефлексивных, живо реагирующих и активно развивающихся в соответствии с потребностями общества Общественный уровень: идея модернизации, когда учиться надо у молодых Исторический уровень: сохранить сформированные демократические институты, при этом заложить основу для конкуренции Росси в глобальной экономике

Вызовы сегодняшнего дня (по данным экспертной группы 8 «Наша новая школа» по разработке стратегии социально- экономического развития России до 2020 года) По охвату услугами дошкольного образования Россия находится на уровне развивающихся стран Усиливается образовательное неравенство, формируется сегмент школ с низким качеством образования, растет ажиотажный спрос в школы с высоким качеством Усиливается дифференциация территориальных систем образования по доступности и качеству образовательных услуг, растет неэффективность муниципалитетов как учредителей образовательных учреждений из-за ограниченных ресурсов, низкого качества управления Увеличивается доля поселений, в которых нельзя организовать нормальное функционирование учреждений социально-культурной сферы Недостаточно обновляется педагогический корпус, снижается его качество Снижается участие детей в дополнительном образовании и организованных формах социализации Снижается доверие родителей, местных и профессиональных сообществ к системе образования, к системе оценки качества

Вызовы завтравшего дня (по данным экспертной группы 8 «Наша новая школа» по разработке стратегии социально-экономического развития России до 2020 года) кризис традиционной модели детства и семейного воспитания - нужны новые модели взаимодействия с семьей и поддержка получения социального опыта утрата монополии формального образования на образование и социализацию подрастающего поколения (школа во многих странах превращается из монополиста в координатора образования и социализации) разрушение корпуса всеобщих культурных образцов, поликультурализм (проблема критериев отбора содержания образования, проблема диалога культур) становление нового технологического уклада (содержание образования ориентируется на политехническую модель конца девятнадцатого века, связывает технологичность с основаниями естественных наук, а не инженерией, что делает малоинтересным и неадекватным школьное знание и методы обучения)

Поручение Президента РФ Д.А. Медведева апреля 2011 года «… Дискуссию продолжайте, но при этом, конечно, у нас есть уже ключевые параметры законопроекта, которые, по всей вероятности, должны сохраниться. Это так же было, кстати, и при обсуждении Закона «О полиции», потому что его обсуждение всё- таки сводилось не к тому, чтобы его заново переписать, а к обсуждению концепции. Концепция была согласована со мной как с Президентом, точно так же и этот закон должен рассматриваться как подготовленная модель, которая должна быть улучшена. Если Вы предлагаете использовать августовские педагогические советы – я не против. Тогда пригласите меня поучаствовать в таком педсовете» Д.А.Медведев

Результаты общественного обсуждения общественные слушания в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ обсуждение в федеральных округах отзывов на zakonoproekt2010.ru

Мифы о законопроекте 1.Образование станет платным 2.Ликвидируется начальное профессиональное образование 3.Запрещено семейное образование 4.Рушится образование в сфере культуры и искусства 5.Снижаются меры социальной поддержки студентов 6.Ограничиваются права граждан на изучение родного языка 7.Законопроект слишком большой

Федеральные государственные образовательны е стандарты, федеральные гостребования, образовательны е стандарты университетов Образовательные программы Организации, осуществляющие образовательну ю деятельность, их работники, Обучающиеся и их родители Органы государственной власти и местного самоуправления Организации, осуществляющие ресурсное, методическое и пр. обеспечение в сфере образования Объединения работодателей, общественные и государственно- общественные объединения Структура системы образования

общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование); общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование); профессиональное образование (среднее профессиональное, высшее образование); профессиональное образование (среднее профессиональное, высшее образование); дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование); дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование); профессиональное обучение. профессиональное обучение. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. уровень образования образовательный ценз 14 уровень образования, который является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности и удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом Виды образования

сейчаспредлагается 1) основное общее образование;2) среднее (полное) общее образование3) начальное профессиональное образование;4) среднее профессиональное образование5) высшее профессиональное образование - бакалавриат 6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура 7) послевузовское профессиональное образование 15 Уровни образования Изменение структуры уровней образования 1) дошкольное образование2) начальное общее образование3) основное общее образование4) среднее общее образование5) среднее профессиональное образование6) высшее образование - бакалавриат 7) высшее образование - подготовка специалиста или магистратура 8) высшее образование – подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка

16 Отдельный уровень образования Вводится два вида программ СПО (прием на общедоступной основе) Вводится два вида программ СПО (прием на общедоступной основе) Введен третий уровень высшего образования дошкольное образование начальное общее образование основное общее образование среднее общее образование среднее профессиональное образование: подготовка квалифицированных рабочих подготовка специалистов среднего звена высшее образование - бакалавриатвысшее образование - магистратура, подготовка специалиста; высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка Изменение структуры системы образования Введены как самостоятельные уровни образования НПО включено в систему СПО

17 1) Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) 2) Профессиональные программы (основные и дополнительные) 3) Программы профессиональной подготовки 1) Основные образовательные программы Основные общеобразовательные программы Основные профессиональные образовательные программы: Программы профессионального обучения 2) Дополнительные образовательные программы Дополнительные общеобразовательные программы Дополнительные профессиональные программы Образовательные программы сейчаспредлагается

Основные образовательные программы Основные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования образовательные программы начального общего образования образовательные программы основного общего образования образовательные программы среднего общего образования Основные профессиональные образовательные программы образовательные программы среднего профессионального образования: программы подготовки квалифицированных рабочих программы подготовки специалистов среднего звена образовательные программы высшего образования: программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы орд натуры, программы ассистентуры-стажировки Программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы переподготовки рабочих и служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих

Дополнительные образовательные программы Дополнительные общеобразовательные программы Дополнительные общеразвивающие программы Дополнительные предпрофессиональные программы Дополнительные профессиональные программы Программы повышения квалификации Программы профессиональной переподготовки

сейчаспредлагается 20 Федеральные государственные образовательные стандарты. Федеральные государственные требования Федеральные государственные образовательные стандарты к ступеням и уровням общего образования к уровням профессионального образования Федеральные государственные требования к дошкольной образовательной программе к дополнительным профессиональным образовательным программам профессиональному образованию к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств Федеральные государственные образовательные стандарты к уровням общего образования, в том числе к дошкольному образованию к уровням профессионального образования, в том числе к «третьему» уровню высшего образования, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств и спорта

сейчаспредлагается 1) основное общее образование;2) среднее (полное) общее образование;3) начальное профессиональное образование;4) среднее профессиональное образование;5) высшее профессиональное образование - бакалавриат; 6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура; 7) послевузовское профессиональное образование. 21 Образовательные цензы подтверждается документом об образовании и (или) квалификации Изменение структуры образовательных цензов 1) основное общее образование2) среднее общее образование3) среднее профессиональное образование4) высшее образование - бакалавриат 5) высшее образование - подготовка специалиста или магистратура 6) высшее образование – подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка

сейчаспредлагается Документ об образовании по форме, определяемой образовательным учреждением (научной организацией) Выдается по неаккредитованным образовательным программам Заверяется печатью образовательного учреждения Документ государственного образца образовании Выдается по аккредитованным образовательным программам Заверяется печатью с изображением Государственного Герба РФ Документы об образовании, выдаваемые МГУ и СПбГУ 22 Документы об образовании Документ об образовании, по форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность Выдается по неаккредитованным образовательным программам Выдается по аккредитованным профессиональным образовательным программам – по решению образовательной организации Заверяется печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность Документ установленного образца об образовании Выдается по аккредитованным образовательным программам Заверяется печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность Документы об образовании, выдаваемые МГУ и СПбГУ

Организации, осуществляющие образовательную деятельность Образовательные организации Организации, осуществляющие обучение Юридические лица, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии Учреждения или автономные некоммерческие организации, основной (уставной) деятельностью которых в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность Юридические лица любой организационно-правовой формы, осуществляющие образовательная деятельность в качестве дополнительного к основным видам деятельности

Организации, осуществляющие образовательную деятельность Образовательные организации (образование – основной вид деятельности) Дошкольные образовательные организации Общеобразовательные организации Профессиональные образовательные организации Образовательные организации высшего образования Организации дополнительного образования Организации дополнительного профессионального образования Организации, осуществляющие обучение (образование – дополнительный вид деятельности) Научные организации, Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей Иные юридические лица независимо от их организационно- правовой формы

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и образовательные программы образовательные программы дошкольного образования дополнительные общеобразовательные программы Дошкольные образовательные организации основные общеобразовательные программы дополнительные общеобразовательные программы программы профессионального обучения Общеобразовательные организации любые образовательные программы, за исключением образовательных программ высшего образования Профессиональные образовательные организации любые образовательные программы Образовательные организации высшего образования дополнительные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования Организации дополнительного образования дополнительные профессиональные программы программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры Организации дополнительного профессионального образования программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры программы профессионального обучения дополнительные профессиональные программы Научные организации основные и дополнительные общеобразовательные программы программы профессионального обучения Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей программы профессионального обучения дополнительные образовательные программы Иные юридические лица

Дошкольные образовательные учреждения Дошкольные образовательные организации Общеобразовательные учрежденияОбщеобразовательные организации Образовательные учреждения начального профессионального образования Профессиональные образовательные организации Общеобразовательные организации Учебные центры профессиональных квалификаций Образовательные учреждения среднего профессионального образования Профессиональные образовательные организации Образовательные учреждения высшего профессионального образования Образовательные организации высшего образования

Наименование образовательной организации Организационно-правовая форма Тип образовательной организации (с учетом организационно-правовой формы) Характер деятельности Специальное наименование (по желанию) ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВНУТРИ ТИПА УПРАЗДНЕНЫ Исходя из уровня и направленности реализуемых образовательных программ, особых условий их реализации, осуществления лечения и реабилитации, наличия интерната, содержания,

Обучающиеся СТАТУС АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВА ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗАЩИТА ПРАВ. УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ ОБЯЗАННОСТИ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ стипендии, обеспечение учебниками, питанием, транспортом, общежития, и т.д. с учетом мнения мнение органа самоуправлени я обучающихся

Педагогические работники СТАТУС Понятие и номенклатура должностей педагогических работников АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫЕ ПРАВА АТТЕСТАЦИЯ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА не реже чем один раз в 5 лет, единовременно или дискретно за счет работодателя гарантии заработной платы не ниже средней по экономике в субъекте РФ, гарантии для сельских учителей, меры поддержки для молодых специалистов и т.д. сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный удлиненный отпуск, и т.д.

Финансирование программ развития - ст. 102 проекта Для модернизации материально-технической базы, развития кадрового потенциала, обновления содержания образовательных программ, развития и проведения научных исследований и для решения иных задач, обеспечивающих повышение качества предоставляемого образования, органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться на конкурсной основе финансирование программ развития государственных и муниципальных образовательных организаций. Учредитель определяет требования к программе развития подведомственных ему образовательных организаций, учреждает комиссию по оценке и отбору проектов программ развития и утверждает регламент деятельности комиссии, организует проведение контроля за реализацией программ развития.

Финансовое обеспечение деятельности - ст. 102 проекта -размеры нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, должен обеспечивать государственные гарантии на получение гражданами образования -нормативы финансового обеспечения ости определяются по каждому уровню образования, виду и направленности образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, иных особенностей организации образовательного процесса в расчете на одного обучающегося -норматив финансового обеспечения образовательной деятельности малокомплектных и (или) сельских образовательных организаций должен учитывать затраты на осуществление образовательной, не зависящие от количества обучающихся -привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансового обеспечения его деятельности за счет средств учредителя

Образовательное кредитование - ст. 107 проекта Образовательные кредиты предоставляются гражданам, поступившим в образовательную организацию для обучения по соответствующим образовательным программам, и являются целевыми. Образовательные кредиты могут быть направлены на оплату обучения в образовательной организации в размере стоимости обучения (основной образовательный кредит) и (или) на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и другие бытовые нужды в период обучения (сопутствующий образовательный кредит). Основной образовательный кредит предоставляется гражданам, которые полностью или частично оплачивают свое обучение в образовательной организации. Сопутствующий образовательный кредит может предоставляться гражданам, обучающимся в образовательной организации как за плату, так и бесплатно. В Российской Федерации предоставляется государственная поддержка образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.

Дошкольное образование – ст. 8 проекта Разделение: -образовательные услуги (муниципальные бюджеты + софинансирование из бюджета субъекта РФ по аналогии с общим образованием) -услуги по присмотру и уходу (бюджет + средства родителей с ограничением размера родительской платы)

Правовой статус педагогических работников - ст. 48 проекта Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация

Правовой статус педагогических работников – ст. 48 проекта - возмещение расходов по приобретению книгоиздательской продукции и периодических изданий - компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) - специальные денежные поощрения для педагогических работников, достигших успехов в выявлении и подготовке граждан, проявивших выдающиеся способности - право субъектов РФ устанавливать дополнительные меры поддержки для молодых специалистов - запрет на осуществление платной индивидуальной деятельности с лицами, обучающимися в организации, где работает педагогический работник, если это приводит к конфликту интересов

Частно-государственное партнерство – ст. 108 проекта Формами частно-государственного партнерства в сфере образования могут быть: концессионные соглашения о строительстве, эксплуатации и управлении объектов образовательной деятельности, концессионные соглашения о строительстве, эксплуатации и управлении объектов образовательной деятельности, передача в доверительное управление управляющим компаниям государственного и муниципального имущества, относящегося к объектам образовательной деятельности, взаимное предоставление в пользование имущества, в том числе на безвозмездной основе, совместная деятельность на основе договора о совместной деятельности. При осуществлении частно-государственного партнерства в сфере образования не допускается передача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, функций по осуществлению образовательной деятельности.

Возмещение ущерба от некачественного образования – ст. 46 проекта ПРАВО требовать возмещения ущерба, причиненного некачественным образованием - невыполнением в существенном объеме по вине организации, осуществляющей образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, образовательными стандартами, устанавливаемыми университетами, и (или) образовательной программой.

Возмещение ущерба от некачественного образования – ст. 46 проекта (продолжение) ПРАВО: 1 ) прохождения повторного обучения в необходимом объеме в этой же организации; 2) прохождения повторного обучения в необходимом объеме в другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, имеющей соответствующую лицензию и государственную аккредитацию и реализующей тождественные или близкие по содержанию образовательные программы в рамках одного и того же федерального государственного образовательного стандарта; 3) выплаты соразмерной денежной компенсации без прохождения повторного обучения. ПРАВО потребовать также полного возмещения убытков и морального вреда, причиненных некачественным образованием.

Договор об образовании – ст. ст. 55, 56 проекта Образовательные отношения возникают на основании: -распорядительного акта (приказа) о приеме в организацию, ЛИБО -договора об образовании (с индивидуальным предпринимателем). Изданию распорядительного акта (приказа) предшествует заключение договора об образовании, ЕСЛИ: -программы дошкольного образования, программы дополнительного образования -за счет средств физических или юридических лиц -на условиях целевого приема

Экономическая деятельность в сфере образования ЗАКОНОПРОЕКТ ПОЗВОЛИТ Осуществить экономическую реструктуризацию рынка образовательных услуг Обеспечить равный доступ к бюджетным ресурсам Перейти от управления затратами к управлению результатами ЗАКОНОПРОЕКТ ОБЕСПЕЧИТ Сокращение неэффективных обязательств государства Переход от ценовой конкуренции к конкуренции по качеству образовательных программ ЗАКОНОПРОЕКТ СТИМУЛИРУЕТ Сокращение неэффективных обязательств государства Переход от ценовой конкуренции к конкуренции по качеству образовательных программ

Задача на сегодня – выработка предложений «Желание «делать себя», достигать шаг за шагом личных успехов не является нашей национальной привычкой. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, нерешенные вопросы, низкое качество общественной дискуссии, в том числе и критических выступлений. Общественное согласие и поддержка обычно выражаются молчанием. Возражения очень часто бывают эмоциональными, хлесткими, но при этом поверхностными и безответственными. Что ж, и с этими явлениями Россия знакома не первые сто лет» Из обращения Президента РФ Д.А. Медведева «Россия, вперед!» 10 сентября 2009 года