ПРИНЦИПЫ ЯЗЫКОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. СТРАТИФИКАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ЯЗЫКА Литература 1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979. Гл.8. Механизмы,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
Advertisements

Социально и территориально обусловленная дифференциация языка.
Последовательность освоения морфологическими категориями.
Частные методы, входящие в контекстный анализ. Апресян,Ю.Д. Дистрибутивный анализ // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990: 137 – 138.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Роль, место и средства выражения отрицания в языке (на материале белорусского, древнегреческого и латинского языков) Научный руководитель – доктор филологических.
Язык как системно-структурное образование. ПЛАН План 1.Понятие «системы» и «структуры». Спорные вопросы языкознания в определении «системы» и «структуры».
Теория экономических информационных систем Семантические модели данных.
Моделирование как метод познания Моделирование это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Фонетика как лингвистическая дисциплина Вводная лекция.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Основы моделирования систем I. Модель и моделирование (виды, свойства) II.Жизненный цикл моделирования.
Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Цель урока: Сформировать понятия системы и ее состояния. Выделить основные типы информационных.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ Классификационные признаки моделирования Эффективность моделирования систем.
Лекция 3. Язык как система. От лингвистической диахронии – к лингвистической синхронии Этапы развития лингвистики Античность ХIХ век cравнительно- историческое.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ Классификационные признаки моделирования Эффективность моделирования систем.
СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1.
Транксрипт:

ПРИНЦИПЫ ЯЗЫКОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. СТРАТИФИКАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ЯЗЫКА Литература 1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., Гл.8. Механизмы, или уровни языка 2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., Бенвенист Э. Уровни лингвистического анализа // Общая лингвистика. М., Богушевич Д.Г. Единица, функция, уровень: к проблеме классификации единиц языка. Минск, Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи. Ростов-на-Дону., Тема 1. Язык: функции, элементы, уровни. 6. Кацнельсон С. Д. О понятии уровня в современном языкознании // Тезисы докладов на дискуссии о проблеме системности в языке, М., Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. М., Киров Е.Ф. Теоретические проблемы моделирования языка. Казань, Лэм. С.М. Очерк стратификационной грамматики. Минск, Маслов Ю.С. Об основных и промежуточных ярусах в структуре языка // Вопросы языкознания, 1968, Мороховская Э.Я. Основные аспекты общей теории лингвистических моделей. Киев, Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание М., Тема 7. Системный аспект языка. 13. Солнцев В.М. О понятии уровня языковой системы // Вопросы языкознания Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., © Милютина М.Г.

Моделью можно назвать образ какого-либо объекта, используемый в определенных условиях в качестве его заместителя (фотография в паспорте - модель человека). Можно дать следующие определения модели: 1. Модель – это логическая знаковая конструкция, воспроизводящая те или иные характеристики исследуемого объекта при условии заранее определённых требований к соответствию этой конструкции объекту (А.А.Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 1997). 2. Модель – это всякая мысленно реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте (В.А.Штофф. Моделирование и философия. М.-Л., 1966).

теоретические, или идеальные модели наглядные модели знаковые и логические модели Знаковые и логические модели Ю.А.Жданов называет моделями, конструируемыми из воображаемых элементов.

Общие свойства моделей: * условность * идеализация * изоморфизм * гомоморфизм

Основные теоретические требования к модели: 1. полнота модели - способность отражать все факты, на которые она рассчитана, на охват которых она претендует 2. простота - удобство, использования как можно меньшего числа средств (символов, правил) для достижения поставленной научной цели 3. объяснительная сила - способность модели вскрывать причины наблюдаемых фактов и предсказывать новые факты (например, модели исторического изменения слова; системы машинного перевода в очень малой степени объяснительные) 4. адекватность - свойство максимальной похожести на моделируемый объект, на оригинал, можно свести к объяснительной силе или теоретико- множественному соответствию 5. экономность - экономичное использование энергетических и временных ресурсов при применении модели 6. точность - возможность выполнения операций представляемым моделью формальным аппаратом 7. эстетические свойства - красота модели

И.И.РЕВЗИН (МОДЕЛИ ЯЗЫКА. М., 1962), МЕЛЬЧУК И.А. (ОПЫТ ТЕОРИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ «СМЫСЛ – ТЕКСТ». М., 1974), А.Ф.ЛОСЕВ (ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ТЕОРИЮ ЯЗЫКОВЫХ МОДЕЛЕЙ. М., 1968), С.М.ЛЭМ (ОЧЕРК СТРАТИФИКАЦИОННОЙ ГРАММАТИКИ. МИНСК, 1977). Л.Ельмслев «Стратификация языка» (1954)

СООТНОШЕНИЕ МЕНЕЕ ВЫСОКИХ И БОЛЕЕ ВЫСОКИХ СТУПЕНЕЙ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ОБЪЕКТОВ ЧАСТО ОБОЗНАЧАЕТСЯ ТЕРМИНОМИЕРАРХИЧНОСТЬ СТРУКТУР ЭТИХ ОБЪЕКТОВ. Теория уровней (стратификационная теория) связана с двумя важными моментами: 1)с обнаружением тех крупных блоков, или компонентов, на которые распадается языковая система; 2)с установлением их соотношения внутри этой системы. В американской дескриптивистике идея уровней приобрела характер определенной концепции касающейся взаимоотношений различных строевых элементов внутри языковой структуры и методики описания языка (С. Д. Кацнельсон. О понятии уровня в современном языкознании // Тезисы докладов на дискуссии о проблеме системности в языке, М., 1962, С. 5).

По словам С.Д.Кацнельсона, уровневая теория представляет собой «особую теорию строения языка, согласно которой частные сферы языковой системы располагаются одна над другой в строго регламентированном порядке» (Кацнельсон С.Д. Общее и типологическое языкознание. Л., 1986), то есть эта теория иерархического таксономического устройства языка. Иерархии бывают различными. С точки зрения Людмилы Алексеевны Введенской и Петра Петровича Червинского (Теория и практика русской речи. Ростов-на-Дону., 1997), иерархия – это принцип построения, организации, представления, статический принцип устройства, динамический принцип работы, соответствия функций, движения по ряду, последовательность. Возможны два различных типа иерархий по смыслу: 1) иерархии подчинения, зависимости, или, по-другому, субординации и 2) иерархии подключения, отношения части к целому (отношения инкорпорации или партитивности). Инкорпорация – лат. incorporatio - объединение, включение в свой состав. Партитивный – от лат. pars, partis - часть.

Стратификационные системы можно квалифицировать как по типам иерархии (инкорпоративная = включение и субординативная = подчинение), так и по числу иерархий: а) система одной иерархии; б) система нескольких иерархий; в) система независимых уровней («автономных механизмов» по Б.Н. Головину: Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979, с ), то есть таких, в которых отношения устанавливаются внутри, а не между классами единиц. И.А. Бодуэн де Куртенэ три уровня: уровень фонем, уровень слов, уровень предложений. Э.Бенвенист пять уровней: меризмов, фонем, морфем, слов и предложений, Ю.С.Степанов шесть уровней: фонологический, морфемный, уровень слов, словосочетаний, уровень предложений и с оговорками допускает существование уровня дифференциальных признаков фонем

Все системные описания по сути своей являются таксономическими (греч. taxis – построение, порядок и nomos – закон), то есть построены в соответствии с учением о принципах и правилах классификации объектов. Э.Бенвенист «Уровни языка»: 1) любая единица является таковой, только если её можно идентифицировать в составе единиц более высокого уровня; 2) единицы объединяются в группы, уровни по признаку участия в образовании более крупных единиц; 3) пропуск уровня не допускается; 4) следовательно: а) независимых уровней нет, б) одна и та же единица может быть отнесена только к одному уровню, в) все уровни образуют одну иерархическую цепочку.

С.Д.Кацнельсон охарактеризовал теорию Э.Бенвениста как процесс развёртывания речевого ряда в виде постепенного набора текста из типографских литер. Э.Бенвенист ввёл понятие дистрибутивных и интегративных отношений между уровнями: дистрибутивные – это отношения между единицами одного уровня; интегративные – отношения между элементами разных уровней.

1. СВОЙСТВА ЕДИНИЦ ДАННОГО УРОВНЯ НЕ ВЫВОДИМЫ ПОЛНОСТЬЮ ИЗ СВОЙСТВ КОНСТИТУИРУЮЩИХ ИХ ЕДИНИЦ, КОТОРЫЕ ПРИНАДЛЕЖАТ БОЛЕЕ НИЗКОМУ УРОВНЮ. ПОДОБНО ТОМУ, КАК, СКАЖЕМ, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ВОДЫ НЕВОЗМОЖНО СВЕСТИ К СВОЙСТВАМ ВОДОРОДА И КИСЛОРОДА, ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНКРЕТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕЛЬЗЯ ВЫВЕСТИ ИЗ СВОЙСТВ ВХОДЯЩИХ В ЕГО СОСТАВ СЛОВ, А ОСОБЕННОСТИ СЛОВ – ИЗ ПРИЗНАКОВ ОБРАЗУЮЩИХ ИХ МОРФЕМ. Т.О. КАЖДЫЙ НОВЫЙ УРОВЕНЬ – ЭТО ВМЕСТЕ С ТЕМ И НОВОЕ КАЧЕСТВО. 2. СУЩЕСТВОВАНИЕ ОТДЕЛЬНОГО УРОВНЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ (ЕГО АВТОНОМНОСТЬ) ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО ВСЁ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЦЕЛИКОМ И ПОЛНОСТЬЮ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНО В ТЕРМИНАХ ЕДИНИЦ ЭТОГО УРОВНЯ. ЕДИНИЦЫ И ИХ СОЧЕТАНИЯ ДАННОГО УРОВНЯ (ПОДСИСТЕМЫ ЯЗЫКА) ВЫСТУПАЮТ КАК СВОЕГО РОДА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ. ТАК, ВСЁ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖНО ЗАПИСАТЬ НА «ЯЗЫКЕ СЛОВ» ИЛИ НА «ЯЗЫКЕ МОРФЕМ», ИЛИ НА «ЯЗЫКЕ ФОНЕМ»… 3. КАЖДЫЙ УРОВЕНЬ ОБЛАДАЕТ СОБСТВЕННОЙ СИНТАКТИКОЙ, Т.Е. ПРАВИЛАМИ СОЧЕТАЕМОСТИ ЕДИНИЦ. НАПРИМЕР, ЕСЛИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЭЛЕМЕНТЫ «ПАР» И «ХОД» СОЧЕТАЮТСЯ КАК МОРФЕМЫ, ТО ПРАВИЛА СИНТАКТИКИ СОСТОЯТ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИХ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОРЯДКЕ: СНАЧАЛА «ПАР», ЗАТЕМ «ХОД» + К ТОМУ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРФИКСА «О» (ПАРОХОД); ЕСЛИ ЭТИ ЖЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЫ БУДЕМ СОЧЕТАТЬ КАК СЛОВА, ТО ПРАВИЛА СИНТАКТИКИ ИЗМЕНЯТСЯ: СНАЧАЛА НУЖНО БУДЕТ УПОТРЕБИТЬ СЛОВО «ХОД», А ЗАТЕМ «ПАР», УПОТРЕБИВ ЭТО ПОСЛЕДНЕЕ В ФОРМЕ РОДИТ. ПАДЕЖА. Т.О., СООТНОШЕНИЕ УРОВНЕЙ ЯЗЫКА НЕПРОПОРЦИОНАЛЬНО. НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ, ЧТО СЛОВО ОТНОСИТСЯ К МОРФЕМЕ ТАК ЖЕ, КАК МОРФЕМА ОТНОСИТСЯ К ФОНЕМЕ. Автономность проявляется в трёх аспектах:

Маслов Ю. С. «Об основных и промежуточных ярусах в структуре языка» К промежуточным относятся фразеологический, словообразовательный и морфонологический ярусы. Их единицы носят двойственный характер: обнаруживаются они на одном ярусе, а функционируют как единицы другого яруса. Метафорически преобразованная Ю.С.Масловым инкорпоративная модель языка одной иерархии была обозначена как «слоёный пирог» и графически она действительно напоминает последний.

В ходе обсуждения уровневого устройства языка предлагались весьма разнообразные изображения этой модели. Её описывали в виде этажерки, спирали, незамкнутой цепи, «слоёного пирога» и других. УРОВЕНЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Фразеологический уровень УРОВЕНЬ СЛОВ словообразовательный уровень УРОВЕНЬ МОРФЕМ морфонологический уровень УРОВЕНЬ ФОНЕМ

Игорь Павлович Распопов (Система языка и её уровни // Материалы по русско- славянскому языкознанию. Воронеж, 1976) в своей модели попытался учесть не только промежуточные ярусы, но также соотнести план выражения с планом содержания: ВАРИАНТЫ ИНВАРИАНТЫ Фон Фонема (класс фонов) Морф Морфема (класс морфов) Слово (класс словоформ) Слово Грамматич. форма (класс с/ф) Словообразов. тип (класс с/ф) Фраза Синтаксич. констр. Предложение (класс синт.констр.)

1. Стратификационная модель языка Дмитрия Георгиевича Богушевича («Единица, функция, уровень: К проблеме классификации единиц языка» Минск, 1985). 2. Стратификационная модель языка Бориса Николаевича Головина (Березин Ф. М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., Гл.7. Механизмы языка). 3. Стратификационная модель Евгения Фроловича Кирова (Теоретические проблемы моделирования языка. Казань, 1989)

морфемика фонетика лексика словообра зование морфолог ия синтаксис

«В ЦЕЛОМ СТРУКТУРУ ЯЗЫКА МЫ ВПРАВЕ НАЗЫВАТЬ МЕХАНИЗМОМ ОБЩЕНИЯ» (Б.Н.ГОЛОВИН). Автономный механизм фонем Автономный механизм морфем Автономный механизм слов Автономный механизм морфологических категорий Автономный механизм синтаксических категорий.

Д.Г.Богушевич опирается на идею функциональной дифференциации Ф.Данеша и К Гаузенбласа: высшие единицы являются целеопределяющими для низших, низшие – средством выполнения функций высших единиц. Исследователь различает функции уровней (ранги) и функции стратумов.

Для выполнения функции регуляции человеческой дея- тельности язык нуждается в наличии иерархически связанных рангов, располагаемых от низших к высшим: 1-й ранг – различительная Ф 2-й ранг – указательная Ф 3-й ранг – номинативная Ф 4-й ранг – релятивная Ф 5-й ранг моделирующая Ф 6-й ранг – описательная Ф 7-й ранг – Ф воздействия 8-й ранг – Ф взаимодействия * Единицы более высокого ранга поглощают Ф единиц более низкого.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРАТУМ – Ф МАНИФЕСТАЦИИ. ТАКТИЧЕСКИЙ СТРАТУМ - Ф ЛИНЕАРИЗАЦИИ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СТРАТУМ – Ф ОФОРМЛЕНИЯ. ЭМИЧЕСКИЙ СТРАТУМ – Ф ВЫБОРА. СТРАТУМ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ – Ф ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРАТУМ – Ф ОБОБЩЕНИЯ. СТРАТУМ КЛАССОВ – Ф КЛАССИФИКАЦИИ СТРАТУМ СИСТЕМ – Ф СИСТЕМАТИЗАЦИИ. Вторая группа функций – функции реализации – связана с формой реализации языка.

Стратумы Уровни фонетический тактический морфологический разговор диалог общение = взаимодействие реплика монолог высказывание = воздействие период абзац ССЦ = описания фраза тактическое морфологическое предложение предложение = моделирования синтагма словосочетание компонент предложения = отношения фонетич. слово свободная форма словоформа = наименования слог звук (аллофон) морф = указания, различения

Три принципа разграничения уровней: 1. Уровни языковой системы разнородны 2. Они должны классифицироваться по функции 3. Иерархию образуют только однотипные уровни, а языковой механизм представляет собой сочетание нескольких иерархий. По функции можно выделить 3 типа языковых уровней: 1. Уровни основных единиц: фонемный, лексемный, синтаксический и текстовый; иерархия этих уровней составляет стержень языкового механизма. 2. Уровни составляющих единиц: меризматический, морфемно- словообразовательный, уровень словосочетаний, уровень простых предложений, уровень сверхфразовых единств; единицы этих уровней представляют собой составные элементы для единиц основных уровней. 3. Уровни соединительных языковых средств: морфонологический, морфологический, синтаксический; эти средства имеют определённые грамматические значения и служат для связи основных единиц в текст.

ИЕРАРХИЯ II ИЕРАРХИЯ I ИЕРАРХИЯ III Уровень текста Уровень сложного предложения Уровень простого предложения Уровень лексем Уровень фонем Уровень СФЕ Уровень простых составляющих предложения Уровень словосочетания Уровень морфем Уровень меризмов Стилистический уровень Синтаксический уровень Морфологичес кий уровень Уровень суперсегментных средств

Касевич, Вадим Борисович Вади́м Бори́сович Касе́вич (род. 21 сентября 1941[уточнить], Свердловск) советский и российский лингвист, востоковед, буддолог, бирманист. Окончил Ленинградский университет (1963) по специальности «Китайская филология». Доктор филологических наук. Профессор кафедры китайской филологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, заведующий кафедрой теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук филологического факультета СПбГУ, проректор СПбГУ по учебно- методическим объединениям. Главный редактор журнала «Язык и речевая деятельность», издаваемого Санкт- Петербургским лингвистическим обществом. Вице-президент Лингвистического общества Санкт-Петербурга. Заведующий лабораторией по применению вычислительных методов в гуманитарных исследованиях. Основные труды по общему языкознанию, типологии, фонологии, морфонологии, акцентологии, морфологии, синтаксису, семантике, философии языка, психолингвистике, перцептивной фонетике, языкам Юго-Восточной Азии, бирманскому языку. Автор более 250 публикаций.

Герберт Саймон (американский экономист, социолог и психолог) Джерри Фодор ( американский философ и психолингвист- экспериментатор), У. Кинч, Э. Мросс, Марвин Минский Положения о модульном сторении естественных и искуственных систем Теория фреймов М.Минского («Фреймы для представления знаний» М., 1979) Фрейм можно описать как типовую структуру, предназначенную для упорядочения, организации некоторых данных, некоторой информации. Фрейм является структурой данных для представления стереотипной ситуации.

Фреймы выступают как сети отношений. Они различаются по узлам-терминалам, соединяемым определенными отношениями, и по типу самих отношений. По-видимому, различие в типе фрейма как раз и соответствует самостоятельности компонентов и субкомпонентов в системе языка. Фрейм это множество вопросов, которые необходимо задать относительно предполагаемой ситуации; на их основе происходит уточнение перечня тем, которые следует рассмотреть, и определяются методы, требуемые для этих целей.