Проектирование учебно- воспитательного процесса по физической культуре в соответствии с современными требованиями физкультурного образования школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Advertisements

Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Методы и средства обучения.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Анализ современного урока В помощь учителю
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Проектирование учебно- воспитательного процесса по физической культуре в соответствии с современными требованиями физкультурного образования школьников Областной постоянно действующий семинар учителей физической культуры

9 Схема педагогической системы предмета «Физическая культура»

Элементы педагогической системы предмета «Физическая культура» Цель Содержание предмета Дидактические процессы (взаимодействие учителя и учащихся)

Компоненты технологии учебно- воспитательного процесса Целеполагание Селективный Программирование Стимуляционно-мотивационный Операционно-деятельностный Оценочно-аналитический

Элемент Цель

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека (психологический словарь); модель потребного будущего; (Н.А. Бернштейн) долгосрочный желаемый результат (Р. Акофф, Ф. Эмери)

Цели: СамодвижущиесяСознательные

Генеральная цель предмета «Физическая культура» Формирование и развитие физической культуры личности школьников (Концепция развития физической культуры)

Физическая культура личности – качественное системное свойство человека, проявляющееся в единстве физического, психического и нравственного здоровья, знаниях и умениях организовывать занятия физическими упражнениями, ведения здорового образа жизни, содействующего оптимизации работоспособности и повышению творческого долголетия (Концепция структуры и содержания образования по физической культуре)

Показатели физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека забота человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности); наличие знаний о средствах достижения этой цели, умений эффективно применять их на практике; реализация на практике идеалов, норм, образцов поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения; готовность оказать помощь другим в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличии для этого соответствующих знаний, умений и навыков

Реализация компонента целеполагания

Целеполагание - процедура, ориентированная на определение конечных, промежуточных и текущих результатов функционирования процесса обучения

Генеральная цель Перспективные цели по ступеням образования Тактические цели по годам обучения Оперативная цель на четверть Текущая цель урока

Результат целеполагания: Формулировка учителем физической культуры тактических целей (на год): август- сентябрь (прописаны в годовом тематическом планировании); оперативных целей (на четверть или полугодие): в конце предыдущей четверти (прописаны в плане на четверть) текущих целей (на каждый урок): при подготовке к уроку (прописаны в урочном плане)

Симфония разума Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят Н.Н. Миклухо-Маклай Человек вырастает по мере того, как растут его цели И. Гете Когда человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным Сенека

Симфония разума Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны – те, в которых человек наиболее деятелен Г. Бокль

Элемент Содержание образования по предмету

Предмет «Физическая культура» средство развития личности школьника

Учебный предмет «Физическая культура» - педагогически адаптированная часть базовой физической культуры, ориентированная на обеспечение общего среднего физкультурного образования школьников

Содержание образования по предмету «Физическая культура» - это совокупность знаний двигательных и инструктивных умений, качеств личности норм, требований физической подготовленности и видов деятельности

Единицы структуры содержания образования именуются блоками: Блок системы знаний Блок двигательных навыков и умений Блок инструктивных навыков и умений Блок двигательных и волевых качеств Блок норм и требований Блок видов деятельности

Слайд 7 Структура и содержательное наполнение учебного предмета физической культуры Человекознание Способы деятельности Личностно-значимыеценности Операциональныйкомпонент Информационныйкомпонент Общество-знание Видыдеятельности Общественно-Значимыеценности Природо-знание Средствадеятельности Предметно-родовыеценности Базовыеоснованияучебногопредмета Знания Способы Физическоесовершенст-вование Мотивационно-деятель- ностный компонент

Слайд 8 Содержательное наполнение предмета физической культуры по ступеням образования Структурные компоненты учебного предмета Начальная школаОсновная школаСтаршая школа ЗнанияПриродознаниеЧеловекознаниеОбществознание Способы деятельностиСредстваСпособыВиды и разновидности Физическое совершенствование Предметно- родовые ценности Личностно- значимые ценности Общественно- значимые ценности

Документы, регламентирующие содержание образования по предмету «Физическая культура» Базисный учебный план Обязательный минимум содержания образования (ГОС) Примерная учебная программа Рабочая учебная программа Учебник по физической культуре

Компоненты технологии учебно- воспитательного процесса Целеполагание Селективный Программирование Стимуляционно-мотивационный Операционно-деятельностный Оценочно-аналитический

Реализация селективного (отборочного) компонента

Селективный (отборочный) компонент Отбор и обоснование оптимальных конкретизированным целям содержания образования дидактических процессов со средствами, формами и методами их практической реализации

Алгоритм реализации селективного компонента учителем физической культуры: Изучение государственной учебной программы и сопоставление её содержания с реальными условиями школы Соотнесение содержания образования, форм организации и методов осуществления учебного процесса с реальными условиями Отбор оптимальных для конкретной цели и реальных условий школы содержания, форм и методов обучения

Реализация компонента программирования

Компонент программирования обоснование последовательности изучения учебного материала, применения рациональных форм организации учебно- воспитательного процесса, выбранных средств и методов его осуществления

Алгоритм реализации компонента программирования учителем физической культуры: Программирование содержания учебно-воспитательного процесса на учебный год Программирование содержания учебно-воспитательного процесса на четверть Программирование содержания учебно-воспитательного процесса на урок

Результатом реализации компонентов целеполагания, селективного и программирования являются: 1.План на год: тактические цели, содержание, требования к учащимся. 2.План на четверть: оперативные цели, содержание (конкретизированное по разделам программы), система контроля. 3.План на урок: текущая цель (образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи), структура (элементы урока), содержание (деятельность учителя и учащихся, результаты, физические упражнения), показатели результативности урока (текущий контроль).

Симфония разума Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга Цицерон Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей В.О. Ключевский Необоснованная деятельность, на что бы она не была направлена, всегда кончается банкротством И. Гёте

Занятие 3 Стимулирование познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования по предмету «Физическая культура»

9 Схема педагогической системы предмета «Физическая культура»

Компоненты технологии учебно- воспитательного процесса Целеполагание Селективный Программирование Стимуляционно-мотивационный Операционно-деятельностный Оценочно-аналитический

Виды дидактического взаимодействия Опосредованное взаимодействие (реализация компонентов целеполагания, селективного, программирования) Непосредственное взаимодействие – взаимосвязь и взаимообусловленность деятельностей преподавания и учения (реализация стимуляционно- мотивационного и операционно- деятельностного компонентов)

Стимуляционно - мотивационный компонент это создание и реализация условий, которые побуждают учащихся к активной познавательной деятельности, усвоению содержания образования по этому предмету.

Операционно- деятельностный компонент это непосредственное дидактическое взаимодействие учителя и учащихся. Учитель, оперируя педагогически обработанными средствами, оказывает педагогические воздействия, регулирует их через обратную связь с учеником и вместе с ним добивается достижения цели каждого урока.

Элемент «Дидактические процессы» призван обеспечить перевод содержания образования по физической культуре в компоненты опыта личности учащегося

Сущность дидактических процессов - взаимодействии двух видов деятельности: преподавания и учения

Что общего у понятий «дидактические процессы» и «процесс обучения» и что их разнит?

Оба термина называют одно и тоже явление, которое развертывается на разных уровнях во времени и в пространстве, соотносятся друг с другом как понятия «образование по предмету «Физическая культура» и «обучение на уроках физической культуры».

Процесс обучения по предмету «Физическая культура» понимается как непрерывно развивающееся взаимосодействие преподавания (деятельность учителя) и учения (деятельность учащихся), нацеленное на обеспечение общего физкультурного образования школьников

Дидактические процессы в предмете «Физическая культура» - это целенаправленная последовательная и упорядоченная во времени смена видов деятельности преподавания и учения, обусловливающая переход учащихся с одного уровня обученности на другой, направленная на достижение целей данной дисциплины

Отличительные признаки учащихся общеобразовательных школ: состав учащихся учебного класса (25 человек); дифференцированность учащихся по уровню физической подготовленности, состоянию здоровья; разнонаправленность физкультурно-спортивных интересов учащихся и неоднозначное их отношение к предмету «Физическая культура» и учителю; различия в уровне развития навыков учебного труда (подготовка к занятиям, умение слушать, воспринимать наглядные, практические воздействия учителя, воспринимать и осознавать учебную информацию, выполнять физические упражнения в требуемом темпе и нужной продолжительности, выделять главное в решении двигательной задачи, комментировать практические действия и операции свои и товарищей).

Двигательное умение высшего порядка – компонент деятельности Двигательный навык, соответствующий основе типовой техники изучаемого двигательного действия Двигательное умение (первоначальное) Представление об изучаемом двигательном действии Учебная информация Зрительный образ Логический образ Кинестетически й образ

Психолого- физиологические и педагогические основы дидактических процессов

Отправные положения учения о физиологии и психологии функциональных систем Учение о произвольных движениях и условных рефлексах (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Н. Крестовников); внесли весомый вклад в развитие теории об условно-рефлекторных механизмах происхождения поведенческих актов человека: от привлечения в двигательный акт безусловных двигательных рефлексов, управляемых нижними отделами ЦНС до сознательного целевого управления действием высшим её уровнем

Отправные положения учения о физиологии и психологии функциональных систем признание за условным рефлексом опережающего отражения действительности, как предвидение результата действия; циклический характер поведенческого акта, управление которым осуществляется на основе обратной связи при наличии системы контроля за промежуточными и конечными результатами; использование информации из аппаратов памяти, отражающей накопленный индивидом опыт; санкционирующая (разрешающая) информация, подтверждающая соответствие результатов действия поставленной цели деятельности

Пять стадий формирования двигательных навыков: 1.создание первоначального представления о двигательном действии и установки на овладение им; 2.образование первоначального умения; 3.формирование совершенного умения; 4.становление навыка; 5.достижение вариативности навыка и умение его применять. Пять этапов процесса обучения: 1.первоначальное ознакомление с действием; 2.первоначальное овладение действием; 3.уточнение двигательного действия; 4.закрепление двигательного действия; 5.достижение мастерства.

Под структурой дидактических процессов понимается взаимосвязь и последовательность элементов деятельностей преподавания и учения во времени и пространстве, направленные на усвоение содержания образования по данной дисциплине с ориентацией на формирование физической культуры личности школьника

Первое противоречие – целеполагание, когда учитель, усвоив общественные цели предмета преподавания, находит их неполное соответствие реальным условиям школы. Преодолевая это противоречие, педагог конкретизирует цель с учетом реальных условий, т.е. приводит её в возможное соответствие с действительностью.

Второе противоречие – несоответствие содержания обучения конкретизированным целям и задачам. Оставить, как есть, означает, что цель не будет достигнута и содержание образования так и останется на бумаге (в программе). Решается это противоречие путем выбора оптимального (наиболее соответствующего и целям, и задачам, и условиям) содержания, форм, методов функционирования процесса обучения.

Третье противоречие – несоответствие планов, намерений учителя конкретным условиям, характеризующим ситуацию и момент начала его дидактического взаимодействия с классом, или на определенном этапе урока физической культуры.

Четвертое противоречие может быть между средствами и методами, которые применял учитель на конкретном этапе дидактических процессов, отдельно взятом уроке физической культуры или в его фрагменте. Дидактические процессы не смогут функционировать до тех пор, пока деятельность учителя не будет соответствовать состоянию школьников и условиям, в рамках которых эти процессы протекают.

Пятое, доминирующее противоречие – противоречие между выдвигаемыми учителем познавательными требованиями в виде педагогических целей и задач и возможностями учащихся их выполнить. Данное противоречие становится источником движения процесса обучения не всегда, а лишь тогда, когда учебная задача по своей сложности находится в зоне ближайшего развития школьников, т.е. не является чрезмерно трудной или легкой.

Шестое, самое сложное противоречие, которое называют «центральным, внутренне присущим учебному процессу» - противоречие между возникшими у учеников под влиянием учителя потребностями в усвоении учебного материала и реальными возможностями. Учащиеся, у которых возникли, но ещё не упрочились мотивы занятий физической культурой, могут разочаровываться, если учитель своевременно не примет меры по разрешению данного противоречия.

« Шаг» дидактических процессов может быть рассмотрен как универсальная единица педагогических процессов в учебно- воспитательной работе: отражает механизм, обеспечивающий динамику, продвижение педагогов и школьников на уроках физической культуры от одного уровня готовности учить и фактической обученности к другому; позволяет исключить формализм на уроках физической культуры, придать деятельности учителя и учащихся целенаправленность; обусловливает системность в обеспечении общего образования в сфере физической культуры и формировании физической культуры личности учащихся.

Функциональная единица, или «шаг», дидактических процессов 1 звено Осознание педагогом общественных целей и задач, конкретизация их с учетом реальных условий 2 звено Отбор содержания, форм и методов реализации дидактических процессов 3 звено Планирование целей, задач, содержания, средств, форм, методов дидактического взаимодействия 4 звено Непосредствен ное дидактическое взаимодействие педагога и учащихся 5 звено Контроль за качеством усвоения и коррекция дидактических взаимодействий 6 звено Анализ результатов взаимодействия и конечная обратная связь для обоснования нового цикла дидактических процессов Деятельность учителяДеятельность учащихся

Деятельность учителя должна соответствовать следующим требованиям: - всегда иметь конкретную программу своей деятельности и деятельности учащихся во взаимодействии по данной дисциплине в форме плана или плана-конспекта урока. Однако не всегда следовать заранее разработанному алгоритму действий. В случае необходимости можно отступить от него и принять иную программу взаимодействия, соответствующую конкретным условиям совместной со школьниками деятельности; - проявлять разумную инициативу и вместе с тем поддерживать полезные начинания и действия коллектива класса, группы учащихся или отдельных школьников; - не бояться критически осмысливать как свои действия, так и действия учащихся, допускать критику своих действий, быть самокритичным; - обеспечивая активную двигательную деятельность учащихся на занятиях, можно регулировать воздействие физической и психоэмоциональной нагрузки на организм учащихся, проявлять корректную заботу о физическом развитии и оздоровлении школьников; - уметь своевременно определить признаки формирующегося конфликта между учителем и учениками класса и вовремя его нейтрализовать; - пользоваться действительным и неформальным авторитетом у учащихся, который должен сохраняться и во внеучебной обстановке.

Формированию демократического стиля преподавания в процессе дидактического взаимодействия с учащимися могло бы способствовать соблюдение следующих рекомендаций: - не начинать взаимодействие с учащимися на уроках физической культуры с агрессивности, выговора, резких замечаний и обещаний наказать их; - не торопиться выносить суждение, оценивая личность учащегося (только по положительным или отрицательным качествам); - не выделять «любимчиков», относиться к каждому ровно; - не спешить с выставлением отрицательных отметок за учебную деятельность, находить в ней положительные моменты, по- мнить всегда о стимулирующей роли положительной отметки; - учиться владеть собой в трудных и неприятных обстоятельствах; - учиться объективно оценивать исполнительскую дисциплину учащихся, их реальные возможности выполнить учебные и иные задания; - помнить, что личный пример учителя оказывает позитивное влияние на формирование уровня обученности и воспитанности учащихся; - учиться заражать школьников своим настроением, доброжелательностью, избегая при этом панибратства; - постоянно работать над самосовершенствованием.

Мотивация - общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования

Мотивы - конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки

По видам: социальные И познавательные

По уровням: Широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения). Прежде всего это стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус; Узкие социальные мотивы (стремление занять определённую должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд); Мотивы социального сотрудничества ( ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе); Широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. Познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности; Учебно – познавательные мотивы ( ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов); Мотивы самообразования ( ориентация на приобретение дополнительных знаний)

По направленности и содержанию: Социальные (социально-ценностные); Познавательные; Профессионально-ценностные; Эстетические; Коммуникационные; Статусно - позиционные; Традиционно – исторические; Утилитарно – практические (меркантильные)

Принадлежность, любовь Безопасность, сохранность Физиологические потребности Чувство собственного достоинства Само актуали зация Потребности верхнего уровня Потребности нижнего уровня Потребность знать, понимать, создавать и ценить прекрасное Потребность чувствовать себя компетентным, независимым и стоящим Потребность принадлежать Семье, группе; потребность любить и быть любимым Потребность избегать Боль, страх, быть в безопасности Потребность получать пищу, воду, воздух, кров Потребностный треугольник А. Маслоу

Занятие 4 Организация педагогического взаимодействия учителя и учащихся в учебно- воспитательном процессе по физической культуре

Базовые основания концепции структуры и содержания образования школьников в области физической культуры Слайд 2 педагогический процесс, как условие развития личности педагогический процесс, как условие развития личности школьник, как активный субъект педагогического процесса школьник, как активный субъект педагогического процесса учебный предмет, как средство педагогического процесса, ориентированного на формирование личности учебный предмет, как средство педагогического процесса, ориентированного на формирование личности

Педагогический процесс как единое целое Слайд 3 формирование общественно-значимого исторического опыта, проявляющееся в присвоении соответствующих знаний, умений и навыков формирование общественно-значимого исторического опыта, проявляющееся в присвоении соответствующих знаний, умений и навыков формирование общественно-значимых установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, отражающееся в приобретении индивидуального мировоззрения и миропонимания, устойчивых черт характера и способов межличностного общения формирование общественно-значимых установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, отражающееся в приобретении индивидуального мировоззрения и миропонимания, устойчивых черт характера и способов межличностного общения Развитие творчества и мышления, проявляющееся в овладении познавательной и предметной деятельностью, развитии способностей к активной самореализации в личных и общественных интересах Развитие творчества и мышления, проявляющееся в овладении познавательной и предметной деятельностью, развитии способностей к активной самореализации в личных и общественных интересах

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Э. Хаббард

Ключевые компетенции школьников наличие универсальных знаний, умений, навыков; коммуникативные навыки; навыки обработки информации; навыки исследовательской работы; навыки самообразования; навыки сотрудничества; умение брать ответственность на себя.

9 Схема педагогической системы предмета «Физическая культура»

Компоненты технологии учебно- воспитательного процесса Целеполагание Селективный Программирование Стимуляционно-мотивационный Операционно-деятельностный Оценочно-аналитический

Операционно- деятельностный компонент это непосредственное дидактическое взаимодействие учителя и учащихся. Учитель, оперируя педагогически обработанными средствами, оказывает педагогические воздействия, регулирует их через обратную связь с учеником и вместе с ним добивается достижения цели каждого урока.

Типы обучения Объяснительно-иллюстративный Проблемный

Объяснительно-иллюстративный тип обучения Цель: усвоение результатов научного познания, вооружение знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков Принцип: передача учащимся готовых выводов науки Результат: формирование репродуктивное мышление, т. е. воспроизводство готовых выводов науки

Проблемный тип обучения Принцип: поисковая учебно-познавательная деятельность ученика, т. е. принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике Результат: формируется продуктивное и творческое мышление, т.е. навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение Цель: усвоение самого пути процесса получения результатов научного познания, формирование познавательной самостоятельности ученика, развитие его творческих способностей

Выводы по результатам мониторинговых исследований учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, но не владеют эффективными способами их применения; большинство учителей физической культуры при организации уроков используют объяснительно- иллюстративный тип обучения.

Взаимообусловленность компонентов социализации и педагогического процесса Слайд 5

Проблемное обучение - организованный учителем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания.

Проблемное обучение включает такие этапы: осознание общей проблемной ситуации; ее анализ, формулировку конкретной проблемы; решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную их проверку); проверку правильности решения.

Главные условия успешности проблемного обучения: обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы ; обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного); значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого; необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям,гипотезам, высказанным учащимися относятся с вниманием и поощрением.

Специальные функции проблемного обучения: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение логических приёмов или отдельных способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования,решения практических проблем и художественного отображения действительности); формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Решение проблемы Проблема (осознание неизвестного) Проблемная ситуация Новые знания, умения, качества

Учебная проблема Проблемная ситуация

Признаки проблемной ситуации: 1.Возникает состояние интеллектуального затруднения. 2.Возникает противоречивая ситуация. 3.Рассогласовываются знания и умения, которыми владеет ученик, и теми, что необходимы для понимания объяснения, решения задачи. 4.Проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда и в самом начале решения.

Первый уровень проблемного обучения: обычной несамостоятельной активности Восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ и упражнений воспроизводящего характера Виды проблемного преподавания: монологическое ( объясняет содержание новых понятий, фактов, дает готовые научные выводы и образец умственной деятельности по решению учебных проблем) распределяющее ( показывает логику открытия какой-то зависимости или закона, демонстрирует путь научного познания, ход исследования вопроса ученым, делая учеников участниками поиска); диалогическое (беседа, в которой учитель сам создает проблемную ситуацию, но решают её в основном учащиеся – диалог (эвристическая беседа)

Второй уровень проблемного обучения: полусамостоятельной активности Учитель создает проблемную ситуацию, вместе с учениками формулирует проблему и при их участии решает её. На всех этапах решения проблемы учитель стимулирует деятельность учащихся проблемными и непроблемными вопросами, приучает их к простым умственным операциям: сравнение, выделение главного, применение аналогии и т.п. В процессе анализа условия проблемного задания учитель ориентирует учеников на поиск данных, которых не хватает, учит делать предположения и обосновывать гипотезы, указывает какие знания и умения следует использовать для решения проблемы.

Третий уровень проблемного обучения: Уровень самостоятельной активности Учитель помогает учащимся сформулировать проблему и решить её. Ученики должны самостоятельно выбрать из предположений гипотезу, обосновать её, найти метод доказательства гипотезы, сформулировать выводы.

Четвертый уровень проблемного обучения: творческой активности Творческая активность: ученики самостоятельно находят проблему, решают её, делают выводы и обобщения из полученных результатов. Роль учителя при этом сводится к опосредованному руководству всеми этапами проблемного обучения. Создает условия для того, чтобы ученики заметили проблему во время выполнения задания, ориентирует их на правильную её формулировку, постановкой вопросов подводит к нужным выводам и обобщениям. Четвертый уровень проблемности не имеет границ завершения, поскольку является началом самостоятельной творческой деятельности и основной предпосылкой дальнейшего самообразования.

ЭТАПЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Первый этап Подготовка учащихся к усвоению изучаемого двигательного действия Краткая характеристика:обеспечение у всех учащихся класса нужного уровня физической и психологической готовности к началу обучения новому учебному материалу. Создается фонд двигательных координаций, необходимых для усвоения движений, входящих в состав изучаемого двигательного действия. Цель этапа:обеспечить готовность учащихся класса усвоить технику предстоящего изучения двигательного действия. Задачи этапа:1.Определить возможности школьников усвоить изучаемое двигательное действие.2.Выявить основные группы уч-ся, чтобы дифференцировать процесс обучения.3.Отобрать рациональные средства, формы и методы дифференцирования учебно-воспитательного процесса на данном этапе.4.Сформировать у учащихся базовые двигательные координации, необходимые для создания двигательного умения выполнить изучаемое физическое упражнение в целом по общей схеме.5.Развивать двигательные качества, доминирующие в двигательном действии до требуемого уровня. Рекомендуемые методы обучения:1.Словесное воздействие / краткие рассказы о прикладном значении двигательного действия,беседы,ориентированные на формирование нужной мотивации, обобщенные объяснения,словесные инструкции/.2.Упражнения/ общеразвивающие, подготовительные, подводящие /.3.Показ физического упражнения будет полезным из группы методов обеспечения наглядности.

Второй этап Формирование умения выполнять двигательное действие по общей схеме Краткая характеристика:на основе знаний и ранее сформированных базовых двигательных координаций уч-ся должны уметь выполнить двигательное действие в целом, соблюдая основу типовой техники. Цель этапа:обеспечить усвоение двигательного действия, умение выполнить его, соблюдая общий рисунок, схему. Задачи этапа:1.Создать представление об изучаемом двигательном действии. 2.Сформировать у учащихся установку овладеть двигательными действиями. 3.Выполнить двигательное действие по частям. 4.Овладеть общим ритмом действия.5.Определить типичные затруднения учащихся при выполнении двигательного действия. 6.Устранить грубые ошибки. Рекомендуемые методы обучения: 1.Упражнения/ подводящие и имитационные физические упражнения, разучивание двигательного действия по элементам с последующим объединением их в целостное физическое упражнение, предписывание алгоритма движений/. 2.Наглядности/показ двигательного действия в замедленном темпе и по элементам,демонстрация типичных ошибок, характерных для данного упражнения обеспечения/. 3.Словесное воздействие/ объяснение способа решения двигательной задачи, знакомство с основными элементами техники, инструктаж о последовательности выполнения, постановка вопросов учащимися/.Основное внимание на этом этапе обращается на формирование правильного представления об изучаемом двигательном действии.

Третий этап Формирование двигательного навыка Краткая характеристика:на этом этапе необходимо сформировать способность уч-ся выполнить двигательное действие с акцентом внимания на условия и результат действия. Цель этапа:сформировать умение уч-ся технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в целом, с соблюдением соответствующих временных, динамических и пространственных характеристик. Задачи этапа:1.Добиться детального усвоения отдельных элементов техники в процессе целостного выполнения изучаемого двигательного ействия.2.Устранить типичные ошибки, допускаемые уч-ся при усвоении техники данного двигательного действия/ указать какие именно/. 3.Обеспечить правильное выполнение двигательного действия с соблюдением его ритмических характеристик.4.То же, но с соблюдением характерных динамических и пространственных параметров.

Четвертый этап Закрепление освоенного двигательного действия (после того как двигательный навык сформирован в соответствии с типовой техникой) Краткая характеристика:стабильное выполнение двигательного действия, которое было предметом изучения в предшествующий период. Уч-ся нацеливаются на приобретение »запаса прочности» в воспроизведении техники изучаемого движения. Цель этапа:достичь стабильности выполнения двигательного действия при повторных упражнениях. Задачи этапа:1.Добиться стабильности исполнения изучаемого двигательного действия с акцентом на воспроизведение его характерного ритма, динамических и пространственных характеристик.2.Сохранить стабильность воспроизведения техники физического упражнения при многократных повторениях, на 1/3 превышающих привычный для уч-ся объем физической нагрузки.3.Сохранить стабильность техники при повторном выполнении и сокращении обычного интервала отдыха между упражнениями. Рекомендуемые методы обучения:1.Упражнения/многократное выполнение двигательного действия с дифференцированием объема и интенсивности физической нагрузки и изменением привычных условий/.2.Словесное воздействие / идеомоторная тренировка, обсуждение результатов выполнения с учителем и между учащимися, выполнение движения с проговариванием про себя и вслух/.3.Наглядности /демонстрация кино- и видеозаписей, вычленение отдельных элементов и их замедленный показ, показ схем, кинограмм, рисунков, макетов и других полезных материалов/.

Пятый этап. Формирование умения использовать знания, двигательные и инструктивные навыки в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом Краткая характеристика:целенаправленное и систематическое включение изучаемых на уроках физической культуры двигательных действий в содержание самостоятельной физкультурной деятельности уч-ся различных форм. Цель этапа:формировать умение использовать специальные знания, двигательные и инструктивные умения в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Задачи этапа:1.Положительная мотивация, связанная с самостоятельными занятиями физической культурой и спортом.2.Формирование убеждения в прикладной ценности двигательных действий, рекомендуемых для обогащения содержания физкультурной деятельности.3.Знания инструктивно- методической направленности /место двигательного действия в структуре других элементов деятельности, профилактика травматизма, объем и интенсивность физической нагрузки, сведения о самоконтроле, последовательность выполнения физических упражнений на занятиях индивидуальных и групповых/.4.Формирование инструктивных навыков.5.Формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля, научить школьников самоанализу и самооценке результатов своей деятельности.

Рекомендуемые методы обучения: 1.Стимулирование и мотивация/беседы, рассказы, объяснения, дискуссии, просмотр видеофильмов, посещение кинотеатров, где демонстрируются фильмы о выдающихся спортсменах, об использовании физической культуры для лечения, восстановления организма, развития личностных качеств человека, чтение статей периодической печати с последующим обсуждением в классе, группе уч-ся, самостоятельное чтение художественных и публицистических материалов/. 2.Организация и осуществление физкультурной деятельности уч-ся/ беседы, объяснения, инструктивные команды, распоряжения, указания, предъявляемые в виде частной и письменной информации/. 3.Наглядные воздействия / показ способа выполнения элемента деятельности, просмотр видео-, диа-, и художественных фильмов, буклетов и другой визуальной информации, практические методы в виде организации выполнения элементов или деятельности в целом/.4.Контроль и самоконтроль / частные и письменные/, наблюдение и самонаблюдение, организация контрольных испытаний и самоконтроль, зачет, экзамены и т.д.

Нерешенные проблемы проблемного обучения Проблемное обучение требует от учителя высокого педагогического мастерства и высокого уровня методической подготовки, к чему он часто реально бывает не готов; Много времени при подготовке к уроку уходит на придумывание проблемных ситуаций. Как технологизировать этот процесс? Необходимо создать банк проблемных ситуаций по различным учебным предметам; Слабо разработаны приемы дифференциации и индивидуализации в условиях проблемного обучения.

Занятие 5 Оценочно – аналитический компонент

9 Схема педагогической системы предмета «Физическая культура»

Сущность компонента Контроль за результатами дидактического взаимодействия с учащимися Получение конкретной информации Оценка полученной информации Анализ оценочных суждений Выделение позитивных и негативных сторон процесса Разработка рекомендаций для начала нового цикла технологии

Педагогический контроль - обязательный компонент в деятельности педагога и ученика

Методы контроля 1.Методы контроля знаний 2.Методы контроля техники двигательных действий 3.Методы контроля за умением самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность 4.Методы контроля за уровнем физической подготовленности

1.Методы контроля знаний метод опроса программированный метод метод демонстрации

2. Методы контроля техники двигательных действий метод наблюдения метод упражнений вызов комбинированный метод

3. Методы контроля за умением самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность метод наблюдения метод опроса метод практического выполнения

4. Методы контроля за уровнем физической подготовленности Тестирование

Формы организации контроля Фронтальная Групповая Индивидуальная

Требования к контролю Соответствие вида контроля цели цикла технологии (текущий – урок, оперативный – подтема, серия уроков, тема в четверти, итоговый – тема) Индивидуальность (обязательное использование индивидуальной формы организации контроля) Систематичность Всесторонность Разнообразие форм и методов его осуществления Объективность и гласность