Ценностный анализ современной образовательной политики государства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Российское образование – 2020: модель для инновационной экономики.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
Инновационная программа школы Авво Борис Вольдемарович
Об инновационной политике в области образования в РФ Деменева Анна Анатольевна, эксперт института «Эврика-Пермь»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Обновление системы дошкольного образования. Задача: воспитание «нового человека», конкурентоспособной личности. Черты конкурентоспособной личности: Исследователи.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Семинар
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Программа «Московское образование » Доклад методиста НМЦ, психолога школы 424 Заботкиной Н.В.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Стандарты второго поколения ФГОС. Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 утвержден.
ФГОС НОО Родительское собрание МОУ Саккуловская СОШ 2011.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Ценностный анализ современной образовательной политики государства

Педагогические идеи Дж. Локка - воспитание «делового человека», «джентльмена» и сочетали в себе три аспекта - физическое воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и образование Образование и воспитание разносторонне развитых инициативных людей, готовых к активной деятельности в различных сферах экономической, государственной и общественной жизни.

Первая «новая школа» г. С. Редди Великобритания Воспитание общественных лидеров, способных восстановить престиж британской нации в новых социальных и экономических условиях, детям прививалось чувство патриотизма и сознание того, что они, будучи лидерами, смогут сделать свою Родину более могущественной. Национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

Адольф Ферьер - швейцарский педагог «Международное бюро новых школ» 1912 – 1915 гг. «Лига нового воспитания» – 1933гг. В 1932 году в нее входили представители 53 стран, делившиеся на секции по языковому принципу.

частные школы, интернат, расположенный за городом число воспитанников в группах для занятий 10–12 чел. изучение наук, искусства, гимнастики, игр и спорта прогулки и дальние экскурсии преподавание должно основываться на фактах, наблюдении мира вещей и явлений природы, опираться на интересы ребёнка и возрастные особенности его развития; для воспитания инициативы и самостоятельности вводится ученическое самоуправление. сочетание в обучении коллективных и индивидуальных форм работы к сотрудничеству со школой привлекаются родители учащихся, представители местного самоуправления

Дискуссия о характере ср. школы: должна ли она быть общеобразовательной или специализированной в зависимости от будущего рода занятий учащихся: сочетание одного предмета с другим в мл. классах ср. школы все дети должны изучать одни и те же предметы, в старших следует принимать во внимание личные интересы учащихся, избранную ими будущую деятельность наряду с обязательными для всех предметами (родной и иностр. языки, история, география, естествознание, математика) должны изучаться предметы по выбору.

модель для инновационной экономики: российское образование – марта 2008 г. А. Волков, Я. Кузьминов, И. Реморенко, Б. Рудник, И. Фрумин, Л. Якобсон

Инновационный, социально-ориентированный тип развития: экономика, основанная на знаниях высокая инновационная активность рост качества человеческого капитала и эффективности его использования Главная цель : Новое качество жизни Основные направления развития человеческого капитала в условиях инновационного, социально-ориентированного типа развития России

Новая модель: общесистемные изменения базовые принципы – 1 Образование как ядро карьеры в течение всей жизни Индивидуализация образовательных траекторий: 75% их объема формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ребенку, а взрослый, самостоятельный человек для себя самого. резкое увеличение доля выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта новое регулирование образовательного рынка: государство уже не может контролировать качество образовательных программ. Фокус регулирования перемещается к обеспечению полноты и достоверности информации, предоставляемой участниками рынка. Главные субъекты регулирования – профессиональное сообщество и потребители прозрачная и понятная для всех система признания результатов образования в каждом модуле

Новая модель: общесистемные изменения базовые принципы – 2 Информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления Жесткие рамки формальной системы образования размываются; новые «несистемные» образовательные институты – научные лаборатории, электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры фирм-производителей и дистрибуторов; частные консультанты, коучеры и репетиторы Реабилитация свободного поиска: преподаватель теряет монополию на оценку результатов учащегося

Новая модель: общесистемные изменения базовые принципы – 3 Новый социальный стандарт образования Городская культура и городская экономика резко ограничивает возможности людей без высшего образования В России это усугубляется сложившейся (с 70-х) низкой социальной оценкой начального и даже среднего профессионального образования. Зарплатная премия работников с ВПО в России в 10 и более раз выше, чем у выпускников СПО (в странах ОЭСР – не более, чем в 2 раза). 90% российских родителей считают важным дать ребенку высшее образование. Первая ступень высшего образования фактически превращается в продолжение общего (школьного), главная роль – это продвинутая социализация, а не профессиональные компетенции В России приращение объема общего образования, которое во многих странах происходило за счет удлинения старшей школы, целесообразно осуществлять в вузовском секторе (закрепив фактическое положение дел)

Новая модель: общесистемные изменения базовые принципы – 4 Высокая ценность таланта. образовательная система ранее была нацелена на успешное освоение стандарта основной группой учащихся. Теперь добавляется новая (равнозначная) задача: раннее выявление и поддержка талантов, формирование для них особых траекторий, позволяющих полностью реализовать свой творческий потенциал. система национальных олимпиад опережающее развитие системы дополнительного образования детей и школьников адресная поддержка талантливых, мотивированных учащихся импорт мозгов: стипендии русскоговорящим студентам и аспирантам из ближнего зарубежья, приглашение ведущих зарубежных ученых в российские университеты

Новая модель: общесистемные изменения базовые принципы – 5 Новый преподаватель. Традиционный новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов снижение доли «герметичных» учебных заведений, преподаватели которых больше нигде не работают творческие компетенции преобладают над дидактикой новая модель рынка труда преподавателей: он теряет свою прежнюю замкнутость, накладывается на рынки интеллектуальных работников других профессий (причем в обе стороны). Резко растет эффективная зарплата преподавателя; несоответствие реального вознаграждения ведет к оттоку квалифицированных кадров. необходима последовательная селекция педагогического корпуса, ускоренное замещение неэффективных педагогов и адресная поддержка эффективных и перспективных

Изменения в государственной политике в области образования Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения Федеральная целевая программа развития образования на гг. Федеральная целевая программа развития образования Национальный приоритетный проект «Образование» ( ) Национальный приоритетный проект «Образование» Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа» Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Закон «Об образовании» (проект с 2012)

Ожидаемые результаты реализации доктрины: в области качества образования: создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях; индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности; конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг; в области доступности образования: общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения

Конкурентоспособность – Комфортность Доступность – Индивидуальность Общественность - Открытость

Учебный план – Базисный образовательный план Знания, умения, навыки – Универсальные учебные действия Воспитание – национальный воспитательный идеал Человеческий капитал – Человеческий потенциал Общественно-государственное управление – Общественный договор между семьей и школой

Российское гражданское общество Наша новая школа Стратегические цели и задачи развития общества и государства Стратегия 2020 Педагогическое образование Новый Учитель Новый школьный стандарт Гражданин России

Качество образования Качества человека

Капитал - в экономике - один из четырех основных факторов производства, представленный всеми средствами производства, которые созданы людьми для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги. Современные экономисты различают: - физический капитал (производственный капитал); - природный капитал; - человеческий капитал. Под "человеческим капиталом" понимается запас знаний, навыков, способностей и мотиваций человека, имеющих экономическую ценность. Они составляют капитал, так как могут служить источником будущих доходов и выгод (как денежных, так и психологических). Но это капитал особого рода, так как он воплощается в личности своего носителя и неотделим от нее.

СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Расширение: инновационная экономика, ключевые компетенции, раскрытие творческого потенциала, патриотизм, нравственность.

Компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

Дошкольное образование – я люблю свою семью Начальная школа – я люблю свою школу Средняя школа – я люблю и умею учиться Старшая школа – я выбираю свой жизненный путь и хочу учиться дальше Профессиональное образование – я обеспечиваю себе и своей семье успешное будущее Послевузовское дополнительное профессиональное образование – я повышаю свою компетентность ради улучшения качества жизни

утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. 61

Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг Цели и задачи Программы Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1. Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 2. Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей Всего проектов – 103, в том числе по мероприятию 1 – 5 проектов; по мероприятию 2 – 98 проектов Мероприятия задачи 1

образовательные технологии (ЭОР) равные стартовые возможности – дошкольники группы кратковременного пребывания семейное воспитание частные детские сады поддержка талантливых детей (сеть школ) сохранение и укрепление здоровья (мониторинг и индивидуальный подход) инфраструктура, материально- техническая база финансово-хозяйственная самостоятельность школ Совершенствование педкорпуса федеральный государственный образовательный стандарт образовательный процесс сообщество учителей *... тьюторы стажировочные площадки субсидии в субъекты Российской Федерации Реализация задачи 1

Доля детей в школах, где учтены все возрастные особенности (школы ступеней в т.ч.), индивидуальные образовательные программы Доля детей в школах, где обеспечены современные условия образования Доля детей, получающих дополнительное образование по выбору Доля детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которым созданы условия получения образования Доля дошкольников в возрасте от 5-7 лет, получивших предшкольное образование Охват нуждающихся в дошкольном образовании в возрасте от 1-7 лет. 50% 90% 5% 48% 90%30% 71%30% 100%65% 95%40% Ключевые индикаторы задачи 1

1. Создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования 2. Развитие системы оценки качества профессионального образования 3. Создание единой информационной системы сферы образования 4. Повышения эффективности общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ Всего проектов – 138, в том числе по мероприятию 7 – 63 проектов; по мероприятию 8 – 31 проектов. по мероприятию 9 – 32 проектов. по мероприятию 10 – 12 проектов. Мероприятия задачи 3

дошкольное начальное общее основное общее среднее полное общее Начальное/среднее профессиональное высшее профессиональное послевузовское дополнительное Независимая система оценки результатов образования центры сертификации профессиональных квалификаций -1 федеральные -6 отраслевые -8 межрегиональные Единая информационная система сферы образования (государственные услуги в электронном виде, сбор данных о сфере образования, начиная с уровня учащегося, предоставление достоверной и актуальной информации) общественно- профессиональная аккредитация программ профессионального образования образовательны е учреждения граждане, получающие образователь ные услуги общество органы управления образованием Реализация задачи 3

Количество уровней образования, на которых реализуются возможности объективной оценки качества образования Количество функционирующих центров сертификации профессиональных квалификаций Доля ОУ, интегрированных в единую информационную систему сферы образования 100%0% 81 Доля государственных услуг в области образования, оказываемых в электронном виде, к общему количеству государственных услуг в области образования, оказание которых возможно в электронном виде 100%0% Количество сертифицированных общественно- профессиональных организаций (объединений), привлекаемых к процедурам государственной аккредитации образовательных учреждений (по 28 УГС). 280 Ключевые индикаторы задачи 3

2009 – 2010 годы – внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны (сейчас он реализован в 31 регионе); 2009 – 2012 годы –введение Федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования на результаты и условия образования (все школы должны соответствовать современным требованиям, давать высокое качество); 2009 – 2015 годы – обеспечение выхода системой образования на уровень современного качества образования, обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования; 2009 – 2020 годы – вхождение в открытую международную систему сравнительных оценок результатов образования и занятие лидирующих позиций к концу второго десятилетия.

"Предлагаю в целом законопроект одобрить, дать на доработку нюансов семь дней, и после этого я внесу его в Государственную Думу", Дмитрий Медведев на заседании Президиума Правительства России 26 июля 2012 года.

Законопроектом предусматривается, что общеобразовательные организации могут быть трёх видов: 1)общеобразовательная школа – вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и (или) на профильном уровне; 2)коррекционная общеобразовательная школа – вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и обеспечивает квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальную адаптацию и интеграцию в общество; 3)специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением – вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и обеспечивает психолого-медико-педагогическую реабилитацию детей и подростков с девиантным поведением, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе. Привычные существующие в настоящее время виды общеобразовательных учреждений: «школа с углублённым изучением отдельных предметов», «гимназия», «лицей», «центр образования», «училище», «корпус» и др., будут использоваться в качестве специальных наименований общеобразовательной организации (Гл.11, ст.94, п.2).

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе самостоятельно или через своих представителей: 1) обращаться в органы управления организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о проведении с участием представителей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся дисциплинарного расследования деятельности работников указанных организаций, нарушающих и (или) ущемляющих их права. Обращения о проведении дисциплинарного расследования подлежат обязательному рассмотрению указанными органами; Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений образуется в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1. Школа не использует возможности информационного пространства и продолжает претендовать на исключительный монопольный источник знаний. 2. Массово растет формализованный и скрытый экстернат. 3. Проблема самоидентификации подростков (Кто Я? Где Я? С кем Я?). 4. Нужно не только добывать знания, но и отказываться от тех знаний, которые не работают в современных условиях

- индивидуализированная система учебно-воспитательного процесса на всех ступенях; - выделение возрастных ступеней в процессе обучения и социализации; - интеграция школы и городского сообщества; - интеграция основных и дополнительных образовательных программ; - интеграция разных форм получения образования (формальное и неформальное внеурочное, семейное); - образовательная программа, отражающая современные достижения науки и технологий; - образовательная среда, обогащенная информационными и коммуникационными технологиями.

Например: изменения в концепции школы будущего: 1. Понятие «предмет» - остается традиционным набор предметов, изменяется смысл их изучения (предметная деятельность, проектная деятельность) 2.построение учебных программ для вариативного обучения 3. Класс – непостоянный коллектив, может быть разновозрастный Класс – это совокупность гибких групп 4. Урок может быть заменен стажировками, длительной ролевой игровой и т.д. 5. Изменения структуры учебного дня. Урок может продолжаться столько, сколько необходимо для решения поставленной задачи.

учебный год

внесение в июле 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; разработка и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в РФ на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования проведение до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности ГОУ в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных ГОУ, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях; обеспечить до конца 2013 года реализацию мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.

Первое направление. Переход на новые образовательные стандарты Второе. Развитие системы поддержки талантливых детей Третье. Совершенствование учительского корпуса Четвертое. Изменение школьной инфраструктуры Пятое. Сохранение и укрепление здоровья школьников Шестое. Расширение самостоятельности школ Национальная образовательная стратегия- инициатива «Наша новая школа»

Первое направление. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г июня 2012 года зарегистрирован Минюстом России. Апробация ФГОС старшей школы начнётся с 1 сентября 2013 года

«Систему ЕГЭ нужно разгрузить, сейчас она испытывает страшный стресс», - заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов на педагогическом заседании в Дальневосточном федеральном университе. – «Мы обсуждаем с экспертами переход на возможность сдачи ЕГЭ в течение всего года. Чтобы уже после 10 класса школьник мог сдать экзамены по предметам, по которым он закончил обучение. А в 11 классе - установить более широкие интервалы времени для сдачи».

Национальная образовательная стратегия- инициатива «Наша новая школа» Второе направление. Концепция общенациональной системы выявления и поддержки талантливых детей Третье направление. Владивосток 21 августа 2012 года, Дмитрий Ливанов Министерство образования и науки РФ: - программа модернизации педагогического образования - создание профессиональных стандартов для российских учителей - реорганизация сети педагогических вузов - на основе стандартов будет разработана система профессиональных экзаменов, которые будут сдавать выпускники педагогических вузов перед тем, как прийти на работу в школу

Перечень поручений президента РФ по итогам совещания по вопросам образования 19 апреля 2012 года (ПР-1140 от )

Зеркало Режиссер: Андрей Тарковский. Зеркало Морозко Режиссер: Александр Роу. Морозко Ежик в тумане Режиссер: Юрий Норштейн. Ежик в тумане Они сражались за родину Режиссер: Сергей Бондарчук. Они сражались за родину Два капитана Режиссер: Владимир Венгеров. Два капитана Чучело Режиссер: Ролан Быков. Чучело Три толстяка Режиссер: Алексей Баталов. Три толстяка Великая Отечественная Жанр: документальный фильм. Великая Отечественная Собачье сердце Жанр: драма/ фантастика. Собачье сердце Летят журавли Жанр: военная драма. Летят журавли Золушка Жанр: сказка. Золушка

Потребители образовательных услуг Динамичное изменение жизни Региональная политика Государственная политика ОУ

Все в Ваших руках!!!