Раздел 2. Системный подход в организации работы по развитию лексико- грамматического строя речи Тема: Формирование лексической стороны языка у детей 3-7.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
проводить наблюдения за изучаемыми объектами; Осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета; Сравнивать два предмета.
Advertisements

Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи Учитель-логопед Никонова И.Л.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Жемчужинка»
Подготовила: Вяткина Е.Н.. Что такое словарная работа? «Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение.
Словарный запас дошкольника В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми,
Логопедическая служба в школе-интернате 52 Обухова Ю.А. Учитель-логопед.
«Методика словарной работы в возрастных группах» Семинар – практикум.
Речевыми недостатками Неполной сформированностью тесно связанных с речевой деятельностью процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой.
Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста учитель-логопед Левдина Елена Евгеньевна.
Методика проведения занятий по окружающему миру в детском саду Ребёнок и окружающий мир (предметное окружение, явления общественной жизни; природное окружение,
В МБДОУ детский сад КВ 8 «Рябинка» прошло методическое объединение учителей-логопедов Таштагольского района «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ : «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Подготовила и провела.
Технология коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников в условиях специализированного психологического центра.
Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ Детский сад 46 д.Б.Куйсарина.
Образовательная область "Познание" и её интеграции с другими областями занятия Подготовила Новикова Людмила Ивановна - воспитатель МАДОУ 7.
ТЕМА: «О БСЛЕДОВАНИЕ ОБЪЁМА СЛОВАРНОГ О ЗАПАСА». ЗАДАНИЕ: Н АЗВАТЬ ПООЧЕРЁДНО ВСЕ ОДНОРОДНЫЕ ПРЕДМЕТЫ КАЖДОЙ ГРУППЫ И ПОДОБРАТЬ К НИМ ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА.
Звуковая культура речи детей 3-4 лет Подготовила: Хамитова Зульфия Жабаевна.
Педагогический совет на тему: Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне их Составитель: Сосновских Валентина.
ПРЕДМЕТ: ЛОГОПЕДИЯ ПРЕДМЕТ: ЛОГОПЕДИЯ. ЭТАП: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ. КЛАССЫ: 1-4 КЛАССЫ.
Отчет о проведенной работе в группе 2 раннего возраста Воспитатель: Шефер Валентина Александровна МАДОУ 35.
Транксрипт:

Раздел 2. Системный подход в организации работы по развитию лексико- грамматического строя речи Тема: Формирование лексической стороны языка у детей 3-7 лет

План. 1. Задачи и содержание словарной работы в детском саду. 2. Принципы отбора содержания. Методические и дидактические принципы словарной работы с дошкольниками. 3. Лексико-тематические циклы. Практическая часть. Тематические группы слов, изучаемые в детском саду.

Задачи и содержание словарной работы в детском саду. 1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. 2. Закрепление и уточнение словаря. 3. Активизация словаря. 4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Р.И. Лалаевой выделены следующие направления развития словаря. 1) Расширение объема словаря. 2) Уточнение значения слов. 3) Развитие структуры значения слова. 4) Формирование семантических полей и лексической системности. 5) Расширение связей между словами в лексиконе.

Содержание словарной работы в детском саду Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры - материальной, интеллектуальной, соционормативной.

Бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений. Природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных. Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.). Эмоционально-оценочную лексику. Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

Направления словарной работы в детском саду - расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; - усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; - выделение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.

Принципы отбора содержания. Методические и дидактические принципы словарной работы с дошкольниками. Словари-перечни составляются на основе анализа содержания раздела, установления межпредметных и межтематических связей (Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, В.И. Яшина, Н.П. Иванова).

При отборе слов учитываются следующие критерии: - коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей; - необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендуемых программой детского сада; - частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети; - отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, т.е. по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм; - учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы; - значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений; - отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия).

Принципы словарной работы - единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; - опора на активное и действенное познание окружающего мира; - связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей; - использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности; - решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи; - семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

Можно выделить две группы методов: 1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря). 2. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Этапы работы по развитию словаря: - обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и качеств; - уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения; - использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.

Прежде всего все слова «по-крупному» систематизированы по частям речи: имена существительные, обозначающие предметы и явления; имена прилагательные, обозначающие признаки предметов; глаголы, обозначающие действия и состояния предметов; наречия, обозначающие признаки действий; имена числительные, обозначающие количество предметов или их порядок при счете; служебные части речи (предлоги, союзы и пр.), служащие для связи между собой значимых слов.

Названия предметов и их классификация по тематическому принципу. Имена существительные, обозначающие названия предметов, принято подразделять на следующие тематические группы с еще более мелкими подгруппами внутри некоторых из них:

животные (домашние и дикие); птицы (домашние и дикие); насекомые; рыбы; деревья (лиственные, хвойные); цветы (полевые, лесные, садовые); ягоды (лесные, садовые); грибы; овощи; фрукты;

одежда (зимняя, летняя); обувь (зимняя, летняя); головные уборы; мебель; посуда (столовая, чайная, кухонная); транспорт (наземный, водный, воздушный, подземный, подводный); игрушки; явления природы; времена года; дни недели и т. д.

Названия признаков предметов и их классификация по тематическому принципу. Имена прилагательные (признаки предметов) группируются: по цвету (белый, зеленый и т.д.); по вкусовым ощущениям (вкусный, сладкий, кисловатый); по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный; по величине (большой, широкий, тонкий, длинный, высокий и пр.); по температуре (горячий, теплый, холодный, прохладный и пр.; по материалу (деревянный, железный, стеклянный, шерстяной и т.д.); по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шероховатый); по принадлежности (мамин, дедушкин, волчий, лисий).

Названия действий и их классификация по тематическому принципу. Глаголы (названия действий) можно подразделить на такие тематические группы: действия людей (работает, пишет, рисует, вяжет и т.д.); способы передвижения животных, птиц и насекомых и некоторые их «действия» (бегает, ползает, плетет, вьет и т.д.); звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми (лает, мяукает, мычит, воет, каркает, квакает, жужжит, пищит и т.д.); явления природы (светает, смеркается, моросит, гремит, подмораживает и т.д.).

Названия признаков действий и их классификация по тематическому признаку. Наречия (признаки действий) классифицируются по следующим видам: по месту совершения действия (где? куда? откуда - вверху, внизу; направо; слева и т.д.); по времени совершения действия (когда - зимой, утром, вчера, завтра, рано и т.д.); по образу (способу) совершения действия (как? каким образом? - быстро, ловко, неуклюже и т.д.); по причине (цели) совершения действия (почему? с какой целью? - назло, нечаянно, нарочно, сгоряча и т.д.).

Систематизация слов по принципу смысловой близости и отдаленности. Антонимы - это слова с противоположным смысловым значением. Они могут принадлежать к разным частям речи: к именам существительным (зима - лето, жара - холод); к именам прилагательным (белый - черный, холодный - горячий); к глаголам (приходить - уходить, опускать - поднимать); к наречиям (далеко - близко, высоко - низко, хорошо - плохо.

Систематизация слов по принципу смысловой близости и отдаленности. Синонимы - это слова, имеющие общее смысловое значение и отличающиеся друг от друга лишь какими-то дополнительными смысловыми оттенками. Чаще всего эти слова не являются однокоренными. Синонимов может быть несколько, поэтому они составляют синонимические ряды, включающие большее или меньшее количество слов. В каждом из таких рядов имеется основное, «стержневое» слово, которое как бы объединяет вокруг себя близкие по смыслу слова.

Лексические темы. 2-я младшая группа (3 - 4 года). Сентябрь: «Семья», «Осень». Октябрь: «Части тела и лица», «Овощи». Ноябрь: «Фрукты», «Игрушки». Декабрь: «Одежда», «Посуда», «Новогодний праздник», Январь: «Зима, зимние забавы», «Домашние птицы». Февраль: «Домашние животные», «Дикие животные». Март: «Мамин день» (1 неделя), «Мебель», «Транспорт». Апрель: «Транспорт», «Весна», «Насекомые». Май: «Насекомые», «Цветы», «Лето».

Средняя группа (4 - 5 лет). Сентябрь: «Детский сад. Игрушки», «Осень». Октябрь: «Моя семья», «Огород: овощи», «Сад: фрукты», «Дары леса: ягоды и грибы». Ноябрь: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда». Декабрь: «Зима: изменения в природе», «Зимние забавы детей», «Зимующие птицы», «Новогодний праздник». Январь: «Домашние птицы и их птенцы», «Домашние животные и их детены­ши», «Дикие животные» Февраль: «Наш город», «Городской транспорт. Правила до­рожного движения», «Папин праздник. Мужские профес­сии», «Профессии: почталь­ он». Март: «Мамин праздник. Женские профессии», «Профессии: продавец», «Ранняя весна», «Дикие животные весной». Апрель: «Зоопарк», «Рыбки в аквариуме», «Комнатные растения», «Весна». Май: «Перелетные птицы», «Цветы на лугу», «Насекомые», «Скоро лето».

Самостоятельная работа: Составить перечень лексических тем по месяцам на старшую, подготовительную группы.

Примерный перечень лексических тем (старшая группа) «Осень. Признаки осени. Деревья осенью»; «Огород. Овощи»; «Сад. Фрукты»; «Лес. Грибы. Ягоды»; «Одежда»; «Обувь»; «Игрушки»; «Посуда»; «Зима. Зимующие птицы»; «Домашние животные зимой»; «Дикие животные зимой»; «Новый год»; «Мебель. Части мебели»; «Грузовой и пассажирский транспорт»; «Профессии на транспорте»; «Детский сад. Профессии. Трудовые действия»; «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия»; «Стройка. Профессии. Трудовые действия»; «Наша армия»; «Весна. Приметы весны. Прилет птиц»; «Комнатные растения»; «Речные, озерные и аквариумные рыбы»; «Наш город»; «Весенние сельскохозяйственные работы»; «Космос»; «Откуда хлеб пришел?»; «Почта»; «Правила дорожного движения»; «Лето, насекомые»; «Лето, полевые цветы».

Примерный перечень лексических тем (подготовительная к школе группа) «Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Деревья осенью»; «Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах»; «Фрукты. Труд взрослых в садах»; «Насекомые. Подготовка насеко­мых к зиме»; «Перелетные птицы. Водоплаваю­щие птицы. Подготовка к отлету»; «Поздняя осень. Грибы. Ягоды»; «Домашние животные и их детены­ши. Содержание домашних животных»; «Дикие животные и их животные. Подготовка животных к зиме»; «Осенние одежда, обувь, головные уборы. Материалы, из которых они сделаны»; «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой»; «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель»; «Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда»; «Новый год»; «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия»; «Профессии. Трудовые действия»; «Труд на селе зимой»; «Инструменты»; «Животные жарких стран, повадки, детеныши»; «Комнатные растения. Размноже­ние растений. Уход за ними»; «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»; «Ранняя весна. Весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник»; «Наша Родина Россия»; «Столица Родины Москва»; «Родной город»; «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака»; «Знакомство с творчеством К. И. Чуковского»; «Знакомство с творчеством С. В. Михалкова»; «Знакомство с творчеством А. Л. Барто»; «Поздняя весна. Растения и живот­ные весной. Перелетные птицы весной»; «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина»; «Скоро в школу. Школьные принадлежности».