НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Advertisements

Исследование «Взаимодействие СПбГЭТУ с предприятиями Санкт-Петербурга» По заказу СПбГЭТУ «ЛЭТИ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА Москва, 24 июня.
Социальная модернизация МОСКВА, 2011 год Абрамов Константин Валерьевич Первый заместитель генерального директора ВЦИОМ, кандидат психологических наук.
1 Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы Исследовательская группа ЦИРКОН По заказу Агентства социальной информации в.
Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
Школа глазами общества МОСКВА, Социологическое исследование ОБРАЗОВАНИЕ МОСКВЫ 2.2 Основные тенденции в оценке сферы образования участниками образовательного.
О результатах анкетирования преподавателей и сотрудников на предмет удовлетворенности работой. ОМКО.
Семинар «Роль студентов в повышение качества образования» Анализ анкет обратной связи с участниками семинара.
Состояние и уровень коррупции в органах местного самоуправления г.о. Тольятти г.о. Тольятти, 2011г.
1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
Люди и работа в условиях финансового кризиса. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Февраль.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Москва, 2011 Доверие аудитории российским СМИ сегодня.
Результаты анкетирования «Университет глазами выпускника-2009» Центр менеджмента качества Организационно-методический отдел.
© ЛИГО ГУ-ВШЭ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НАСЕЛЕНИЕ И ПРАКТИКИ ФИЛАНТРОПИИ.
Основные проблемы трудоустройства студентов вузов и пути их преодоления 26 октября 2010 г. Конференц-зал ПГУПС.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТ 2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 2004г. и 2007 г. «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РАБОТОЙ В ВУЗе» ОТДЕЛ КАЧЕСТВА УГНТУ 2007 г.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Транксрипт:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ ВРАЧА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНЫЕ ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ Краснопольская Ирина Игоревна н.с., MA in Sociology Москва, 30 ноября, 2011

Информационная база исследования Результаты анкетных опросов среди представителей следующих целевых групп: –Население; –Врачи медицинских учреждений разных типов; –Преподаватели медицинских вузов (в т.ч. последипломное образование); –Студенты медицинских вузов; –Потенциальные абитуриенты медицинских вузов. Результаты глубинных интервью с представителями таких целевых групп, как: –Главврачи муниципальных медицинских учреждений; –Заведующие кафедрами медицинских вузов; –Выпускники медицинских вузов, не работающие по специальности. География: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Волгоград, Ярославль, Архангельск. Данные Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, гг. При разработке инструментария учитывался опыт ранее проводившихся исследований: –Мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов (Институт развития образования НИУ ВШЭ); –Внутреннего мониторинга преподавательской и студенческой жизни (Центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ); –Мониторинга экономики образования (Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ). 2

Методология исследования 3 Группа респондентовТип опросаКоличество респондентовГеография НаселениеОпрос2000 (общероссийская репрезентативная выборка, ФОМ) Врачи медицинских учреждений разных типов Опрос122 (в равных пропорциях в каждом регионе) Москва Санкт- Петербург Екатеринбург Новосибирск Владивосток Волгоград, Ярославль Архангельск Преподаватели медицинских вузов Опрос100 (в равных пропорциях в каждом регионе) Студенты медицинских вузовОпрос306 (в равных пропорциях в каждом регионе) Потенциальные абитуриенты медицинских вузов Опрос120 (в равных пропорциях в каждом регионе) Главврачи муниципальных медицинских учреждений Глубинное интервью 6 интервью Заведующие кафедрами медицинских вузов Глубинное интервью 10 интервью Выпускники медицинских вузов, не работающие по специальности Глубинное интервью 6 выпускников

Раздел 1 1.Престиж высшего медицинского образования и медицинских профессий в восприятии различных социальных групп 2.Качество высшего медицинского образования в восприятии различных социальных групп 3.Будущее трудоустройство студентов 4

Постановка проблемы По Вашему мнению, в каком состоянии хорошем, удовлетворительном или плохом находятся сегодня в нашей стране перечисленные отрасли социальной сферы? (% опрошенных) 5 * Всероссийский репрезентативный опрос населения, Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ-ВШЭ и ВЦИОМ, зима 2008/2009 г. (n=1600 человек).

Оценка состояния здравоохранения: практикующие врачи Больше половины врачей уверены, что состояние здравоохранения удовлетворительное (58%), 34% - плохое, 4% - хорошее. Основные характеристики российского здравоохранения: 6

Оценка состояния высшего медицинского образования: преподаватели Больше половины преподавателей уверены, что состояние высшего медицинского образование удовлетворительное (59% респондентов), 6% - плохое, 31% - хорошее. Основные характеристики высшего медицинского образования: 7

Престиж профессии врача: данные по всем целевым группам По Вашему мнению, сегодня в российском обществе престиж врача высокий или низкий? (% опрошенных) Характеристики: –Консервация текущего положения, низкий потенциал роста престижа профессии; –Полярные оценки и требования к медицинскому обслуживанию со стороны населения, –Заниженные самооценки у практикующих врачей; –Просчеты в организации реформирования здравоохранения. 8

Престиж высшего медицинского образования: врачи и преподаватели Если говорить о медицинском высшем образовании, то, как Вы думаете, в последнее время его престиж растет, снижается или не меняется? (% от числа опрошенных врачей и преподавателей) 9

Причины снижения престижа профессии: население Недостаточный уровень профессиональной подготовки медицинских работников (50% опрошенных); Отрицательные человеческие качества медицинских работников (48% опрошенных). 10

Причины снижения престижа профессии: врачи и студенты Врачи видят основные причины в снижении престижа на институциональном уровне, а не на уровне деятельности конкретных субъектов. 11

Причины снижения престижа профессии: преподаватели Низкий уровень заработной платы медицинских работников (73% опрошенных преподавателей медицинских вузов); Нагнетание негативного отношения к врачам в средствах массовой информации (49% преподавателей). 12

Причины снижения престижа профессии: оплата труда врачей 13 Самооценка практикующими врачами материального благосостояния своей семьи: Низкий уровень благосостояния у 37% семей; Средний – у 61%. Среди врачей уровень удовлетворенности размером своей оплаты труда находится на низком уровне: Совершенно не удовлетворены уровнем оплаты труда – 43% врачей; Скорее не удовлетворены – 37% врачей; Скорее удовлетворены – 16%. Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи? (% от числа опрошенных врачей и населения)

Причины снижения престижа: негативный образ в СМИ 14 Формирование неблагоприятного общественного мнения о деятельности медицинских работников: Транслирование в СМИ негативной информации о деятельности врачей, врачебных ошибках; Реклама средств народной медицины, лекарственных препаратов, самолечения. Размывание восприятия профессии врача как деятельности, требующей высокого уровня компетентности: Снижение уважение к профессии врача и при общении с врачами; Снижение субъективной ценности медицинских услуг для граждан; Самостоятельная диагностика и самолечение, сомнения в диагнозах врачей; Повышенные требования к эффективности медицинского лечения. С Вами или с кем-то из членов Вашей семьи было когда-нибудь так, что Вы сомневались в диагнозе, поставленном врачом, или в назначенном лечении? (население в целом, %)

Раздел 2 1.Престиж высшего медицинского образования и медицинских профессий в восприятии различных социальных групп 2.Качество высшего медицинского образования в восприятии различных социальных групп 3.Будущее трудоустройство студентов 15

Качество высшего медицинского образования: врачи и преподаватели Соответствие высшего медицинского образования требованиям, предъявляемым к медицинским работникам. Называется комплекс причин снижения качества высшего медицинского образования: –Недостаточный уровень оплаты труда преподавателей; –Недостаток клинической практики студентов, доступ и качество клинических баз в вузах; –Организация образовательного процесса: поздняя специализация, небольшая продолжительность постдипломного обучения; –Неадекватный современным требованиям механизм повышения квалификации врачей и преподавателей; –Невалидные инструменты оценки студентов при поступлении; –Снижение общего образовательного уровня абитуриентов; –Системное перепроизводство студентов; –Низкая степень интеграции в международное научное сообщество и образовательное пространство; –Отсутствие платежеспособного спроса на молодых врачей; проблемы трудоустройства; –Вторичная занятость преподавателей; –Негативное воспроизводство преподавательского состава. 16

Причины снижения качества высшего медицинского образования: врачи и преподаватели 17

Оплата труда преподавателей медицинских вузов. Вторичная занятость Самооценка уровня материального положения семей преподавателей медицинских вузов - на среднем уровне – по мнению 63% опрошенных преподавателей: –Низкий уровень благосостояния у 30% опрошенных преподавателей. Средний – у 35% преподавателей, выше среднего – 28% опрошенных. Вторичная занятость преподавателей: 66% имели опыт дополнительной работы за последний год: –Работой, связанная с преподаванием или наукой, занималось 68% преподавателей, из тех, кто имел опыт вторичной занятости в прошлом году; –Занятость в областях, не связанных с преподаванием или наукой – у 46% преподавателей; –Основная причина вторичной занятости – недостаточный уровень оплаты на основном месте работы – по мнению 41% преподавателей, имевших опыт дополнительной работы. Наиболее активно включены во вторичную занятость преподаватели медицинских вузов в Архангельске (только 4% опрошенных преподавателей за последний год не занимались дополнительной работой), Санкт-Петербурге (12% преподавателей) и Екатеринбурге (16% преподавателей). В Новосибирске, Волгограде, Владивостоке и в Москве преподаватели в меньшей степени были вовлечены в дополнительную работу (60%, 58% и по 44% преподавателей не имели опыта вторичной занятости за прошлый год) (см. следующий слайд). 18

Вторичная занятость преподавателей: по регионам Занимались ли Вы течение последних 12 месяцев другими видами оплачиваемой работы (в том числе работа по грантам и т.д.), помимо вашей работы в данном учебном заведении или в другом месте? Если да, то какими именно? (% от числа опрошенных преподавателей, допускался выбор любого числа вариантов ответа) 19

Bсточники дополнительных доходов преподавателей по основному месту работы Дополнительные финансовые возможности для преподавателей в вузе. –Слабость инструмента академических надбавок как альтернативы вторичной занятости; Есть ли в данном учебном заведении внутренние гранты и доплаты (сверх обычного должностного оклада) преподавателям, и если да, то за что именно? (% от числа опрошенных преподавателей, допускался выбор любого количества вариантов ответа) 20

Возраст преподавательского состава В медицинских вузах всех обследованных городов, за исключением Волгограда и Архангельска, доля молодых преподавателей достаточна мала. Наиболее «старыми» медицинскими вузами по критерию возраста преподавателей являются медицинские вузы Санкт-Петербурга и Ярославля. Оцените примерно, какова доля молодых преподавателей в Вашем вузе? (% от числа опрошенных преподавателей) 21

Слабые стороны преподавания в медицинских вузах –Невысокий уровень материально-технической оснащенности; –Снижающийся уровень качества студентов и абитуриентов; –Ограниченные возможности академической и клинической практики студентов; –Неразвитая инфраструктура повышения квалификации преподавателей медицинский вузов; –Недостаточное привлечение молодых преподавателей; –Негативное воспроизводство преподавателей; –Недостаток и устаревание учебной литературы; –Слабая интеграция в международную академическую и научную сферы. 22

Повышение квалификации практикующих врачей Повышение квалификации врачей и преподавателей: –Каждый десятый врач заявляет, что ему не хватает образования и квалификации для выполнения текущей работы. –41% врачей – потребность повышать квалификацию раз в 3 года; –12% - каждый год. Как за последние два года Вы пополняли свои знания? (% от числа опрошенных врачей, допускался выбор любого числа вариантов ответа) 23

Ресурсные возможности образовательной деятельности преподавателей Что из перечисленного Вы используете при подготовке к занятиям и при их проведении? (% от числа опрошенных преподавателей, допускался выбор любого числа вариантов ответа) 24

Потребности преподавателей в повышении квалификации В каких областях знаний и навыков Вы нуждаетесь в повышении квалификации или переподготовке? Если нуждаетесь, то какая форма обучения была бы наиболее предпочтительной? (% от числа опрошенных преподавателей) 25

Характеристики учебного процесса: общие оценки студентов Оцените по 5-бальной шкале основные, по Вашему мнению, сильные стороны Вашего вуза, где 5 – максимально высокая оценка, 1 – низкая оценка? (% опрошенных студентов) 26

Характеристики учебного процесса Насколько Вы согласны с нижеследующими утверждениями? Пожалуйста, оцените по 4-бальной шкале насколько Вы согласны с нижеследующими утверждениями, где 1 – совершенно не согласен, 2 – скорее не согласен, 3 – скорее согласен, 4 – полностью согласен. (% опрошенных студентов) 27

Характеристики учебного процесса: общие оценки Текущие особенности учебного процесса, отрицательно влияющие на качество высшего медицинского образования: –Отсутствие возможности проведения дополнительных вступительных испытаний наряду с ЕГЭ для повышения качества поступивших; –Недостаточное количество и качество клинических баз. Юридические вопросы в договорных взаимоотношениях медицинского вуза и медицинского учреждения, предоставляющего клиническую базу; –Недостаточные возможности прохождения практики студентами медицинских вузов – законодательные ограничения доступа студента к пациентам; –Научные кружки как инструмент для специализации и повышения образовательного уровня студентов развит недостаточно. Присутствуют материальные, кадровые, информационные ограничения; –Невысокая степень вовлеченности студентов в научные исследования в медицинских вузах – 60% студентов не принимали участия в подобных проектах; –Ограниченное участие студентов в научно-исследовательских коммуникациях – 56% студентов не принимали участие в конференциях, летних школах, стажировках. В международных стажировках принимало участие только 3% опрошенных студентов; –Дежурства студентов в медицинских учреждениях – одно из необходимых условий бесплатного поступления в интернатуру / ординатуру. 28

Раздел 3 1.Престиж высшего медицинского образования и медицинских профессий в восприятии различных социальных групп 2.Качество высшего медицинского образования в восприятии различных социальных групп 3.Будущее трудоустройство студентов 29

Характеристики учебного процесса: интернатура/ординатура Что Вы планируете делать сразу же после окончания вуза? (% от числа опрошенных студентов) 30

Как Вы считаете, легко ли сегодня выпускнику медицинского вуза найти себе работу по специальности? (% от числа опрошенных врачей и преподавателей) Как Вы считаете, легко ли сейчас найти работу по специальности после окончания высшего медицинского учебного заведения? (% опрошенных студентов) Возможности трудоустройства выпускников 31

Будущее трудоустройство Куда – в государственное или негосударственное медицинское учреждение – Вы хотели бы пойти работать? (% опрошенных студентов) 32

Будущее трудоустройство Есть ли у Вас уже точная договоренность с какой-либо организацией (предприятием, компанией) о том, что после окончания вуза Вас принимают туда на работу? (% опрошенных студентов) 33

Эффективность трудоустройства выпускников По оценкам опрошенных главных врачей и заведующих кафедрами в медицинских вузах, из профессии уходят в среднем 30-40% выпускников. Куда чаще всего идут студенты после окончания вуза – работать по специальности в учреждения здравоохранения или не по специальности? (% от числа опрошенных преподавателей и врачей). 34

Причины ухода выпускников из профессии –невысокий уровень оплаты труда: Расхождение в 2-3 раза с ожидаемым выпускниками уровнем оплаты труда; Выпускники ожидают стартовую оплату труда в размере тыс. руб., через 5 лет ожидают оплату в размере тыс. руб. в зависимости от региона; Для выпускников возможности получения дополнительных заработков в медицинском учреждении ограничены. –штат во многих больницах укомплектован, потребность в выпускниках не велика (исключая поликлиники); –недостаток практических знаний. Недостаточная квалификация и уровень образования; –ограниченные возможности профессионального развития и самореализации в медицинском учреждении; –отсутствие системы распределения; –количественное перепроизводство студентов медицинских вузов. 35

Причины ухода выпускников из профессии: врачи и преподаватели В чем Вы видите основные причины того, что выпускники медицинских вузов не работают по специальности? (% от числа опрошенных преподавателей и врачей, допускался выбор любого количества вариантов ответов) 36

Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ 37