НОУ ДПО «ВЫСШАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА И ПРАВА» Мастер класс по составлению бизнес-плана и созданию собственного инновационного бизнеса Тел./факс:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
Advertisements

14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
Успешная презентация проекта Руководитель консалтинговой компании RNCompany Ряхова Наталья Александровна Первый Уральский венчурный форум.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Финансы в проектах 2012 Евгений Плаксенков. Факторы стоимости капитала Инфляция Риск Альтернатива.
Финансовые информационные системы Дьяконова Людмила Павловна кафедра информационных технологий.
Оценка инвестиционных проектов Бизнес-идея - это совокупность знаний, как уменьшить расходы или получить доход, это концепция предлагаемого бизнеса, это.
Инвестиционный проект с точки зрения инвестора». Основные шаги и принципы реализации инвестиционного проекта ЗАО «Октан-Брокер» Руководитель департамента.
Презентация проекта «НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА». 2 Резюме инновационного проекта Общее описание Проекта Описание проблемы, на решение которой направлен Проект.
Компания А – Презентация для инвесторов. 2 Обзор компании и рынка Финансовые показатели Стратегия развития Инвестиционная привлекательность.
1 Основные технические определения 1 Определение 2 Термин 1 Термин 2 … Определение 1 Термин 3 Термин N Определение N Определение 3 …
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Предпринимательская идея. Бизнес-план Урок технологии 10 класс.
Как написать бизнес план?. При создании собственного дела бизнес-план предприятия должен содержать следующие разделы: 1. Общая характеристика организации.
ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ СТ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ «БИЗНЕСА» БОГОРОДСКАЯ ОКСАНА ГРИГОРЬЕВНА.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Моисеенко Е.В. "Сетевая экономика" Разработка бизнес- плана Интернет- компании ТЕМА 9.
НОУ ДПО «ВЫСШАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА И ПРАВА» Механизмы получения финансирования для реализации инновационных идей Тел./факс: (8212) , моб.
Сущность, необходимость и структура бизнес-плана.
Транксрипт:

НОУ ДПО «ВЫСШАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА И ПРАВА» Мастер класс по составлению бизнес-плана и созданию собственного инновационного бизнеса Тел./факс: (8212) , моб. Тел: Бизнес преподаватель:

© 2011, ВИШБП УЧАСТНИКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА Автор Менеджер Инвестор Малая инновационная компания

© 2011, ВИШБП ВОЗМОЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕЛИ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА Разработчик –Получить признание в научной/общественной среде –Научный интерес – «продолжить исследования» –Получить прибыль (сколько?) –… Инвестор –Получить расчётную прибыль –Развить смежный бизнес –… Менеджер –Заработать денег –Получить реноме –…

© 2011, ВИШБП ФУНКЦИИ И ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА Разработчик Функции: Разработка Технологии Участие в организации производства Патентование: формула изобретения Интерес: Неимущественные авторские права Доля, дивиденты Зарплата Менеджер Функции: Разработка стратегии, бизнес-модель Организация производства и продаж Управление финансами (приходы- расходы, учёт) Персонал, аренда,… Интерес: Доля, дивиденты Зарплата Инвестор Функции: Утверждение стратегии Контроль развития (управление менеджментом, в т.ч. Смена) Финансирование Продвижение, связи, Интерес: Доля, дивиденты

© 2011, ВИШБП «КЛЮЧЕВЫЕ ПУНКТЫ ВНИМАНИЯ» ПРИ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА Оцените степень важности каждого из приведенных критериев: Новизна и приоритетность проекта. Технико-технологическая осуществимость проекта. Выбранная сфера деятельности Рыночная привлекательность проекта Наличие материально-технической базы Имеющиеся источники финансирования. Процент Вашего личного участия. Масштаб проекта Наличие персонала с необходимым уровнем квалификации. Оценка темпов роста бизнеса Предполагаемые конкуренты и Ваши преимущества перед ними. Ваша стратегия в бизнесе и перспективы развития предприятия. Степень риска инновационного бизнеса. Необходимость получения сертификатов и лицензий Защищенность нового Наличие поддержки со стороны государственных органов

СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕС-ПЛАНА Рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы. Развернутая программа (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающая оценку расходов и доходов. Документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия. Результат исследования и обоснования конкретного направле­ния деятельности фирмы на определенном рынке. Бизнес-план

© 2011, ВИШБП НАЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ - инвестиции - инновации - менеджмент - маркетинг - инвестиции - инновации - менеджмент - маркетинг - миссия - цели и задачи - основные параметры - преимущества - миссия - цели и задачи - основные параметры - преимущества Какая доходность проекта? (прибыльность, окупаемость затрат) Какая доходность проекта? (прибыльность, окупаемость затрат) Бизнес-план - Внешняя макро и микросреда - Внутреннее состояние и возможности - Внешняя макро и микросреда - Внутреннее состояние и возможности Что производить? (товары, услуги) Что производить? (товары, услуги) Сколько производить? (размер производства) Сколько производить? (размер производства) Как производить? (техника, технология, организация, ресурсы) Как производить? (техника, технология, организация, ресурсы) Для кого производить? (потребители) Для кого производить? (потребители) 3. Направление развития (желаемое состояние) 5. Оценка затрат ресурсов и финансовых результатов 1. Что делать? 2. Оценка современного состояния предприятия (ситуация) 4. Способы достижения цели

Определение миссии (философии фирмы)Формулирование цели и задач проекта Установление общей структуры бизнес- плана Сбор необходимой информации, разработка нормативов Составление бизнес-плана (процесс планирования) Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕС-ПЛАНА © 2011, ВИШБП

1.Потребности Мотивация идей предпринимателя Мотивация идей предпринимателя 3. Чувства и эмоции 3. Чувства и эмоции 2. Стремления: Социальные: престиж, уважение и самоуважение, признание (личные, общественные) Политические: власть и господство, влияние Интеллектуальные: самовыражение -реализация личного потенциала, рост, саморазвитие к успеху к достижениям в процессе соревнования с соперниками и с самим собой к славе и богатству Радость творчества Удовлетворение (неудовлетворение) своим положением Ценность своей личности Радость риска Психологические: комфорт в общении, внимание окружающих, приобщение к культуре и т.п. Физиологические: высокий уровень потребления, жизни к новым знаниям, инновациям к постоянному обновлению производства Эгоизм к свободе и независимости ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ © 2011, ВИШБП

СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 1. Резюме (Обзор/Краткие выводы) Цель инновационного проекта Экономические и финансовые выгоды фирмы от реализации данного проекта 33 Основные этапы и срок жизни проекта 44 Возможности фирмы по инвестированию проекта и гарантии возврата внешних инвестиций 55 Риск и его страхование Коммерческая состоятельность данного инновационного проекта Коммерческая состоятельность данного инновационного проекта 66

2. Компания и отрасль в которой она занята История компании 33 Прошлые успехи компании 44 Характеристика отрасли промышленности, к которой относится ваш бизнес Основные направления и цели деятельности компании © 2011, ВИШБП СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

3. Продукция/Услуги Отличительные качества или уникальность продукции/услуг 33 Технология и квалификация, необходимые в вашем бизнесе 44 Лицензии/патентные права 55 Будущий потенциал Описание продукции/услуг и их применение 66 Выдержки из основных финансовых предложений © 2011, ВИШБП СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

4. Рынки 11 Покупатели 22 Сегменты рынка 33 Размер рынка и его рост 77 Ваша оценочная доля на рынке 66 Конкуренты (их сильные и слабые стороны) 44 Состав вашей клиентуры 55 Основные характеристики продукции услуг или их уникальность 88 Особые характеристики рынка 99 Влияние конкуренции © 2011, ВИШБП СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

5. Маркетинг Ценовая политика 33 Торговая политика 44 Реклама и продвижение продукции на рынке 55 Политика поддержки продукции/Услуг Маркетинговая расстановка 66 Проявление интереса со стороны вероятных покупателей © 2011, ВИШБП СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

6. План и развитие ( если они соответствуют направленности вашего бизнес-плана) Трудности и риск 33 Совершенствование продукции/услуг 44 Разработка продукции/услуг в будущем Стадия развития © 2011, ВИШБП СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

7. Производство и производственные операции Оборудование 33 Объем продукции/услуг 44 Источники поставки основных материалов, оборудования или рабочей силы 55 Использование субподрядчиков Расположение помещений 66 Природа производственных процессов - машинное оборудование и критические точки © 2011, ВИШБП СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

8. Менеджмент Экспертиза и отчетные материалы (детальные анкетные данные в качестве приложения) 33 Вознаграждение руководящего состава 44 Краткие выводы по планированию количества персонала и расширению штата 55 Обучение, подготовка Владельцы предприятий/директора и основной руководящий состав 66 Консультанты, советники, менеджеры © 2011, ВИШБП СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

9. Потребности в финансировании Предлагаемые варианты сделок Ожидаемый уровень воспроизводства «Пути выхода» для инвесторов Необходимые фонды и время их получения © 2011, ВИШБП СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Виды источников Собственные средства Привлеченные средства Иные формы Долевое участие Совместные предприятия или производство - Уставной капитал - Прибыль от: основной деятельности; внереализа- ционных операций -Амортизационные отчисления - Резервный фонд - Резерв предстоящих платежей и расходов - Уставной капитал - Прибыль от: основной деятельности; внереализа- ционных операций -Амортизационные отчисления - Резервный фонд - Резерв предстоящих платежей и расходов Государственные коммерческие: отечественные; иностранные. краткосрочная кредиторская задолженность другие заемные средства Государственные коммерческие: отечественные; иностранные. краткосрочная кредиторская задолженность другие заемные средства Государственные субсидии Кредиты краткосрочные и долгосрочные В производстве - прямые инвестиции В производстве - прямые инвестиции Эмиссия ценных бумаг Местные бюджеты Внебюджетные фонды Лизинг В капитале Венчурные фонды © 2011, ВИШБП ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА

10. Основные пункты финансового плана, степень риска Комментарий к финансовому плану Риск и каким образом его можно избежать Основные пункты финансового плана (объем про- даж, прибыль, оборот капитала, себестоимость и т.д.) © 2011, ВИШБП СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

11. Подробный финансовый план (поквартально на 3-5 лет) 11. Подробный финансовый план (поквартально на 3-5 лет) Анализ вкладов и рентабельности 33 Анализ состояния наличности (ежемесячно в течение первого года) 44 Анализ устойчивости 55 Обучение, подготовка Прибыль и убыток 66 Балансовый отчет (раз в год) © 2011, ВИШБП СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

12. Наиболее часто встречающиеся пункты приложений. 11 Технические данные по продукции 22 Подробности патентных документов и т.д. 33 Сообщения консультантов по продукции или рынкам 44 Анкетные данные руководящих работников 55 Сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований 66 Организационная схема 77 Отчет по ревизии бухгалтерских документов 88 Ф.И.О. бухгалтеров, юрисконсультов и банкиров © 2011, ВИШБП СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

- это документ, который предназначен для того, чтобы передать ваши идеи и перспективы развития бизнеса потенциальным инвесторам. При разработке инвестиционного предложения необходимо уделять внимание следующим вопросам: Ориентация на инвестора. Понимание требований инвестора, меха­низмов и критериев принятия инвестиционных решений помогут вам определить объем требуемой информации и степень детализации вашего инвестиционного предложения. Ясность, краткость и достоверность. Инвестиционное предложение, соответствующее перечисленным критериям, обеспечит привлечение, внимания инвестора. Убедительность. Умение найти такие аргументы и доводы, которым не сможет не поверить потенциальный инвестор. Иностранный язык. Принимая во внимание, что сегодня наиболее вероятным источником финансовых ресурсов является международ­ное инвестиционное сообщество, инвестиционное предложение долж­но быть представлено как на русском, так и на английском языках. Оформление документа. Качество оформления документа также яв­ляется важнейшим фактором, обеспечивающим успех. Современные текстовые редакторы в состоянии обеспечить высокое качество оформления документов, а также предоставляют возможность приме­нять для наглядности таблицы, графики и рисунки. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ © 2011, ВИШБП

Следующие вопросы могут помочь вам сконцентрироваться при написании инвестиционного предложения не на ваших целях и задачах, а на потребностях инвестора: Что желает инвестор? Что наиболее важно для инвестора? Что ваше инвестиционное предложение должно представлять для инвестора? Какую информацию ожидает увидеть инвестор в каждом разделе инвестиционного предложения? Какой эффект может оказать эта информация на решение инвестора? Как наилучшим образом представить фактическую информацию, чтобы она убедила инвестора в правдоподобности ваших предположений? Как инвестор будет воспринимать инвестиционное предложение? Какие возражения могут возникнуть у инвестора после прочтения ин­ вестиционного предложения? Каким образом можно нейтрализовать эти возражения? Каким образом следует представить возможности компании, чтобы убедить инвестора в том, что мы в состоянии достигнуть указанных в плане показателей? ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ © 2011, ВИШБП

Следующие важнейшие категории информации должны быть обязательно включены в инвестиционное предложение: 1. Резюме (Executive Summary). 2. История компании и собственность (Company history and Ownership). 3. Продукты и/или услуги (Products and/or Services). 4. Управленческий и производственный персонал (Management and Labour). 5. Описание отрасли, рынка и конкурентоспособности (Industry, Market and Competitive performance). 6. Операции компании (Operations). 7. Финансовая история (Financial history). 8. Стратегический план (Strategic plan). 9. Факторы риска и стратегия снижения рисков (Risks and Risk reduction Strategies). 10. Прогноз финансового состояния (Financial forecasts). 11. Потребность в финансировании (Summary of Financing requirements). 12. Корпоративное управление (Corporate governance). 13. Правительственная поддержка и законодательство (Government support and Regulations). 14. Финансовое предложение (Financial proposal). 15. Краткое резюме (Summary). 16. Приложения (Appendices). ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ © 2011, ВИШБП

Что продаем на рынке? Продукт и Степень его готовности Чем он лучше аналогов (конкурентов)? Насколько реально получить такой Продукт? Операционная рентабельность? Почём? Торговая наценка = (Цена-Себестоимость)/ Себестоимость Должна быть лучше традиционного бизнеса > 100% Основной Покупатель? Кому? Кто Потребители? Почему они будут покупать Продукт? Объем рынка Продукта > 100 млн. $ Сколько нужно денег? Инвестиции по траншам. Статьи расходов? < 1 млн. $ Сколько Я заработаю и когда? Кому я продам свою долю бизнеса? Хотя бы 5X за 5 лет… Насколько это надёжно? Степень Риска? Как защитить бизнес? (управление рисками)… - Защита ИС - Барьеры «входа» Кто всем этим будет заниматься? Команда - Мотивация - Энергичность - Компетентность (Опыт) - Можно ли доверять? СЕМЬ ВОПРОСОВ ИНВЕСТОРА

ТИПОВЫЕ ОШИБКИ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ Искажение ключевых показателей !! Использование специальной терминологии !! Предоставление лишней информации !! Необоснованный сбытовой план !! Несоответствие расчетов описательной части бизнес-плана !! Неопрятный внешний вид документов !!

ТИПОВЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В данном блоке наиболее распространенным недостатком является непроработанность маркетинговой стратегии предприятия. Ошибки, связанные с оценкой рыночных рисков реализации проекта Ошибки данной группы допускаются, как правило, в проектах, посвященных реструктуризации или реорганизации предприятия (группы предприятий), а также в проектах организации производства нового продукта в полипродуктовых организациях. Ошибки при выборе методики расчетов по проекту Неправильное определение состава инвестиционных (единовременных) затрат по проекту Ошибки, связанные с оценкой источников финансирования и управлением задолженностью по проекту Ошибки при расчете амортизационных отчислений по проекту (данные ошибки допускаются в 90% проектов) Не в полном объеме определяется налоговая нагрузка проекта. Ошибки, допускаемые при проведении финансово-экономических расчетов

ВИДЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ информационнаявременнаяВнутренней средыВнешней средымакроэкономическаяНаучно-техническаяправоваяповеденческая НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В ИННОВАЦИОННО- ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ © 2011, ВИШБП

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ РИСКАМИ Проблемы управления рисками в инновационной сфере Отсутствует комплексный анализ рискообразующих факторов Не существует полной, общепринятой классификации инновационных рисков Не существует общепризнанных методов оценки инновационных рисков Существующие модели оценки инновационных рисков не учитывают влияние ИС на конечные показатели ИД Не применяется системный подход управлению ИС с учетом факторовнеопределенности и риска

© 2011, ВИШБП КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ РИСКОВ ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ ПравовыеЭкономическиеОрганизационные Научно- технические

© 2011, ВИШБП КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ РИСКОВ Риски на стадии поисковых исследований Появление патентно – защищенных технических решений у конкурентов, невозможность патентной защиты Правовые Экономические Организационные Отсутствие социальной потребности, недостаточность финансирования,Ошибки в бизнес-планировании Утечка научно-технической информации, отсутствие необходимыхспециалистов, отсутствие мотивации, бюрократические барьеры Научно-технические Отсутствие научно-технической базы, ошибочность идей, неадекватная оценка уровня техники

© 2011, ВИШБП КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ РИСКОВ Риски на стадии НИР Ненадлежащее обеспечение правовох охраны, неправвильноераспределение прав на ОИС, неправильный выбор патентной стратегии,существование блокирующего патента Правовые Экономические Организационные Отсутствие социальной потребности, ошибки в бизнес - планировании,неправильная оценка инновационного потенциала, отсутствие инвестора Отсутствие материальной базы, утечка патентной информации,нехватка специалистов, неправильное стратегическое планирование Научно-технические Появление опережающей технологии у конкурентов, отрицательныйрезультат, отклонения от запланированных параметров

© 2011, ВИШБП КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ РИСКОВ Риски на стадии ОКР Отсутствие договорных отношений между правообладателем, инвестором,бизнес-партнерами, «слабости» патентной охраны и др. Правовые Экономические Организационные Несоответствие характеристикам, отраженным в бизнес – плане;неправильный выбор схемы финансирования, неправильная оценка рынка Отсутствие специалистов, недостатки организационного планирования,отсутствие инновационной инфраструктуры, неправильный выбормаркетинговой стратегии, механизмов коммерциализации Научно-технические Невостребованность технического решения, научно-производственныхмощностей

© 2011, ВИШБП КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ РИСКОВ Риски на стадии подготовки производства Отсутствие законодательного регулирования при коммерциализации ИС,появление подделок, признание патента недействительным и др. Правовые Экономические Организационные Несоответствие стандартам, потеря доля рынка или ее сокращение, потеряприбыли, рост издержек, ошибки при постановке на учет НМА и др. Ненадлежащая зашита секретов производства, неправильная стратегияпродвижения товара, отсутсвие квалифицированного персонала Научно-технические Устаревание материально-технической базы предприятия, отсутствиетехнологии массового производства, быстрое устаревание технологии

© 2011, ВИШБП УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ РИСК МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ Получение отрицательного результата при проведении НИОКР (экономический) Получение отрицательного результата при проведении НИОКР (экономический) Проведение патентных исследований и составление прогнозов использования РИД, интегральная система организации работ с обязательным мониторингом процесса проведения НИОКР Отсутствие результатов НИОКР в установленные Сроки(организационный) Отсутствие результатов НИОКР в установленные Сроки(организационный) Планирование работ с учетом необходимых ресурсов, отчеты о выполнении работ по каждому этапу, Создание системы резервов и плана их использования

© 2011, ВИШБП УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ РИСК МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ Получениенепатентоспособного Результата (правовой) Получениенепатентоспособного Проведение патентных исследований для своевременного выявления аналогов, конкурентная разведка, страхование ИС Отторжение рынком (экономический) (экономический) Анализ конъюнктуры рынка с целью выявления новых потребителей продукции, проведение патентных исследований для анализа требований потребителей на рынке конкретной продукции, диверсификация рынков сбыта

© 2011, ВИШБП ФИНАНСОВЫ ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ

Оценивается каждый актив компании. За основу берется бухгалтерский баланс; балансовая стоимость корректируется в зависимости от рыночной ситуации. Для венчурных проектов важное значение имеет оценка ИС: по сути, используется доходный подход с выделением доли держателя ИС (до 20-25%). Серьезного внимания требует оценка недвижимости и дорогого оборудования. © 2011, ВИШБП ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД

Для компаний ранних стадий сложно найти аналоги. Изящное решение: поиск информации на сайтах по купле-продаже бизнеса. Аналоги лишь приблизительны и неточны. Малая достоверность. © 2011, ВИШБП СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

Цель: оценка будущей стоимости компании через несколько лет (например, в год «выхода»). Используются коэффициенты отношения стоимости к показателям компаний, аналогичных оцениваемой по одному или нескольким параметрам: отрасли (уровню риска), размерам, темпам роста. Типичные отношения: P/E, P/S. Экспресс-версия: усреднение по всему рынку: Стоимость компании = Оборот /2 (P/S = ½) Стоимость компании = Прибыль*5 (P/E = 5 ) © 2011, ВИШБП СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД (comparables, COMPS)

Стоимость предприятия = Стоимость всех обыкновенных акций предприятия (рассчитанная по рыночной стоимости) + стоимость долговых обязательств (рассчитанная по рыночной стоимости) + стоимость доли меньшинства (рассчитанная по рыночной стоимости) + стоимость всех привилегированных акций предприятия (рассчитанная по рыночной стоимости) денежные средства и их эквиваленты Наличные средства вычитаются потому, что при выплате их в виде дивидендов уменьшается чистая стоимость компании для её возможного покупателя. © 2011, ВИШБП Enterprise Value (EV) – Рыночная стоимость компании

Чистый приведенный доход NPV представляет собой дисконтированный денежный поток от проекта к инвестору за прогнозный период от начала инвестиций до выхода. где Di – дивиденты за i-ый год, Ii – инвестиции в i-ый год, Тi – стоимость доли инвестора в компании при Выходе. Внутренняя норма доходности IRR вычисяется из уравнения: NPV = 0 © 2011, ВИШБП NPV Net Present Value IRR Internal Rate of Returns

Данный метод позволяет проводить ранжирование различных проектов в порядке убывающей рентабельности. где: PI – индекс рентабельности, PV R – дисконтированный доход, PV K – приведенные инновационные расходы. Отсюда видим, что проект будет эффективным при значении индекса рентабельности, превышающем 1. Предпочтение должно отдаваться тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности. ИНДЕКС РЕНТАБЕЛЬНОСТИ © 2011, ВИШБП

ПЕРИОД ОКУПАЕМОСТИ © 2011, ВИШБП Период окупаемости (РР) является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. Период окупаемости это число лет, необходимых для возмещения вложенных инвестиций. Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском, и этот риск тем больше, чем более длителен срок окупаемости вложений. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции.

Оцениваемый параметр проекта Значение 1.Технологические Критерии 1.1.Инновационность проекта Прежде всего, инвесторов интересуют технологические продуктовые инновации Сегмента B2C Необходимы наличие Уникальных технологических преимуществ как основы для конкурентных преимуществ (Критерий 2.1.) 1.2.Снят технологический риск, т.е. проект прошёл стадию pre-seed Подтверждены заявленные технико- экономические характеристики Продукта (результаты независимых испытаний) 1.3.Проработана Защита технологии от копирования («подражателей») (патент, know-how, скорость захвата рынка, бренд…) «Изощренность» технологии, сложность повторения КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ © 2011, ВИШБП

2. Бизнес-модель 2.1. Определен Продукт для рынка (Товар, Услуга)Монопродукт, обладающий существенными конкурентными преимуществами (на основе Критерия 1.1.) 2.2. Фокус-группа потребителей Назвать целевого потребителя, рыночную нишу Потенциальная емкость рынка превышает 100 млн. $ в год, Рост рынка > 15% в год 2.3. Маржинальность (операционная рентабельность) бизнеса выше традиционной в отрасли Рынок позволяет применить торговую наценку > 100% © 2011, ВИШБП КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

3. Инвестиционная привлекательность (прибыльность и защита инвестиций) 3.1. Сумма необходимых инвестиций (Статьи затрат), транши < 1 млн. $ 3.2. Предлагаемая Доля инвестора в Компании, %25-75% 3.3. Существует Exit Strategy Покупатель бизнеса: Венчурный фонд Стратегический инвестор MBO/LBO IPO 4. Команда 4.1. Команда (сфера ответственности каждого, образование, опыт) Лидер -Предприниматель (Директор) - … Гл. инженер (зам по технологии) Коммерческий директор (зам. по продажам) Финансовый директор © 2011, ВИШБП КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ! Тел./факс: (8212) , моб. Тел: