Раздел 2. Системный подход в организации работы по развитию лексико-грамматического строя речи Лекция 2. Тема: Формирование грамматической стороны языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Составила: учитель-логопед Кузнецова Н.Ю.. 1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими)
Advertisements

Неправильное окончание имен существительных Родительный падеж, множественное число: с окончанием – ей карандашов, ежов, дверев, этажов; с нулевым окончанием.
Педагогический проект «ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ» Автор проекта: Волкова Л.Б., воспитатель МБДОУ детского сада.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
«В области глагола протекают напряжённые процессы конструктивного объединения элементов речи» В.В.Виноградов.
Звуковая сторона речи Заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе.
Приемы формирования грамматически правильной речи у детей.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »
Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного Морфологический разбор.
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» Центр дополнительного образования.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей дошкольного возраста.
Грамматический строй речи 80. Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр. Игры и упражнения составляют часть.
Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Подготовила воспитатель группы 6 Низамова Альфия Шамильевна.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
Существительное Прилагательное Местоимение Числительное Союз ЧастицаПредлог Наречие Деепричастие Глагол Причастие.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Транксрипт:

Раздел 2. Системный подход в организации работы по развитию лексико-грамматического строя речи Лекция 2. Тема: Формирование грамматической стороны языка у детей 3-7 лет.

План. 1. Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи. 2. Пути формирования грамматической стороны речи у дошкольников. 3. Практическая работа.

Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи. 1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов - словообразования.

Морфология. М орфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.

Существительные Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже). Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей).

Глагол Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).

Глагол Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло). Изъявительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: идти, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения (возможное или предполагаемое действие: играл бы, читал бы).

Прилагательное Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа. Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр - добрее, тихий - тише).

В словообразовании. Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы). Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег - снежинка, снежный, снеговик, подснежник).

В синтаксисе. Д етей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов - простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.

Пути формирования грамматической стороны речи у дошкольников. создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.

Создание благоприятной языковой среды Р ечь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях; в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

Занятия по родному языку. Н а них дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении. В основном это самые трудные, нетипичные формы изменения слов: образование повелительного наклонения глагола (езжай, ляг, беги, ищи, рисуй), изменение существительного в родительном падеже множественного числа (сапог, этажей, медведей), употребление разноспрягаемого глагола хотеть

Этапы усвоения грамматических средств и способов языка. 1. Вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного (ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много). 2. Далее - использовать то или другое грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие, заимствовать грамматическую форму из речи окружающих. 3. Более сложная задача - самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со словоформой котята). 4. Более трудная задача - оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать.

Специальные занятия о сновное содержание которых - формирование грамматически правильной речи. Целесообразно предусматривать на таких занятиях работу по всем направлениям: по обучению трудным грамматическим формам, по словообразованию, по построению предложений.

Часть занятия по развитию речи. 1)Грамматические упражнения проводятся на материале занятия. 2) Грамматическое упражнение может быть частью занятия, но не с вязанной с его программным содержанием, например, упражнение на согласование существительного и прилагательного в роде и числе, словообразовательные.

На занятиях по другим разделам программы. В процессе развития элементарных математических представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных: пять карандашей, шесть утят, три ежа, пять ежей; - определяя величину предмета, образуют сравнительную степень прилагательного: длиннее, короче, выше, ниже; - сравнивая рядом стоящие числа, учатся изменять числительные: шесть больше пяти, пять меньше шести.

На занятиях по другим разделам программы. При ознакомлении с природой дети упражняются: - в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательного: осенью дни короче, ночи длиннее; зимой - самые короткие дни, самые длинные ночи; - в употреблении глаголов: весной - день удлиняется, ночь укорачивается; осенью - листья опадают, трава вянет; весной - набухают почки, распускаются листья, зацветают цветы.

М атериал для упражнений подбирается так, чтобы были представлены не только слова одной грамматической формы или одной грамматической категории, но и близкие им, уже известные детям. Так, для отработки навыков употребления формы среднего рода берутся не только слова платье, пальто, но и существительные женского и мужского рода: юбка, сарафан. Дети могут сравнивать эти формы, выделить существительные среднего рода и почувствовать их отличие. Д ля прочного усвоения словоизменения, для выработки динамического стереотипа на различные грамматические конструкции необходимо многократное повторение трудных форм. Продуктивнее всего повторять одно и то же программное содержание, используя разные приемы: в новой игре, в дидактическом упражнении и др.

Методы формирования грамматически правильной речи. дидактические игры; игры-драматизации; словесные упражнения; рассматривание картин; пересказ коротких рассказов и сказок.

Методические приемы образец; объяснение; указание; сравнение; повторение.

О бразец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их: е хать - приезжай, махать - маши, искать - ищи; с нять (что?) - пальто, но раздеть (кого?) - куклу; н адеть (что?) - шапку, но одеть (кого?) - мальчика.

О бъяснение, как следует употреблять трудные формы. Н апример: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.

С равнение двух форм (чулок - носков; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон). Д ля прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

Приемы: создание проблемной ситуации; показ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно.

Приемы В словообразовании, например, используется прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара».

Приемы В синтаксисе применяются подбор однородных определений, дополнение предложений и другие приемы.

Практика речевого общения П овседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи. Р азговаривая с воспитанниками за завтраком, во время дежурства, в уголке природы, на прогулке, педагог поощряет и побуждает общение детей друг с другом, сам вызывает их на разговор.

Практическая работа. Анализ программ по разделу речевое развитие детей (словарь, грамматика): Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А. Васильевой; ОП «Школа 2100»/ под ред. А.А.Леонтьева.